Урок-путешествие по страницам лингвистических словарей
материал по русскому языку на тему

Познакомить учащихся с многообразием лингвистических словарей, научить пользоваться лингвистическими словарями; повысить интерес учащихся к изучаемому предмету - русскому языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-_puteshestvie_po_stranitsam_lingv.slovarey.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по страницам лингвистических словарей

                                                                                Подготовила: Степанова Т.М.,

                                учитель русского языка и литературы


ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с многообразием лингвистических словарей, научить пользоваться лингвистическими словарями; повысить интерес учащихся к изучаемому предмету - русскому языку.

Ход урока:

Организационный момент: Сообщение учащимся темы и целей урока (2 минуты)

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие, но путешествие необычное! Мы побываем в гостях …у Слова! Сопровождать нас будут лингвистические Словари. Наверное, услышав слово “Словари”, вы подумаете: “Ах, как скучно!” Но посмотрите-ка одну историю. Возможно,  она вам знакома.

Ученики разыгрывают сценку из «Ералаша» (3 минуты)

В метро ехал человек, увлеченно читая какую-то книгу. Время от времени он удивленно восклицал:

– Неужели?!

– Вот это да!!

– Гм…

– Так-так…

– Точно!

– Изумительно!

– Не может быть!!!

За ним долго наблюдал сидевший рядом пассажир. В конце концов, не выдержав, заинтригованный сосед спросил:

– Какую книгу вы читаете?

Человек показал ему обложку книги. Это был…Орфографический словарь.

Представление словарей (10 минут)

Учебник русского языка: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на удивительную встречу. Сейчас сюда войдут герои торжества. Давайте поприветствуем Орфографический словарь!

Орфографический словарь: А мы друг друга знаем. Не правда ли, вам часто приходится обращаться за помощью ко мне, когда вы не знаете, как написать трудное слово? Ответьте-ка мне, как пишется слово “крокодил”? Правильно. Но все-таки не забывайте проверять написанное по Орфографическому словарю.

Учебник: Вы знаете, как правильно писать слово “крокодил”, но, я уверен, не знаете, как произошло это слово. Не унывайте, о происхождении этого слова вам расскажет наш следующий гость – Этимологический словарь!

Этимологический словарь: Здравствуйте, друзья! Вас интересует слово “крокодил”? Поищем ответ. Древние русские люди заимствовали это слово из греческого языка, в котором “крокодилиус” обозначало следующее: “kroke” – галька, песок, а “drilos” – дождевой червь.

Учебник: А вот и Фразеологический словарь! Проходите, вы как раз вовремя! Наверное, вы тоже расскажете что-нибудь интересное?

Фразеологический словарь: Конечно, расскажу, с удовольствием! Известно ли вам выражение “крокодиловы слезы”? Плачут ли на самом деле крокодилы? По утверждению современных шведских ученых, крокодилы плачут, но не от “избытка чувств”, а от избытка солей, которые скапливаются у них в организме и выходят через протоки, расположенные у самых глаз. Это выражение употребляется в значении “лицемерное покаяние или жалость, притворное сожаление, сострадание”. Возникло это выражение из древнего поверья, будто бы крокодил перед тем, как съесть свою жертву, плачет, Рассказывают также, будто крокодил приманивает людей, подражая детскому плачу.

Этимологический словарь:. Позвольте мне открыть вам еще одну лингвистическую тайну. Верите ли, друзья, что слова “соль” и “сладкий”, такие разные по вкусу, имеют один и тот же исторический корень! А это действительно так. Говоря о слове “сладкий”, я хочу удивить вас! Сладкий – это значит…соленый, в этимологическом плане, конечно. Это странно только на первый взгляд. Ведь древнерусская форма этого слова была “солодкий”, на слух оно ближе к “соли”. В древние времена люди знали единственную приправу для сдабривания пищи – соль. Сладкого, не считая меда да некоторых плодов, люди не пробовали, и “солодкое” – соленое – было для них самым “ вкусным”. Время шло. Разнообразнее становилась еда, появлялись новые вкусовые ощущения, узнал человек и прелесть сладкого. И вот старое слово “солодкий”, которым, как упоминалось, русские люди определяли самое вкусное, было перенесено на новое приятное вкусовое свойство. Удивительные вещи происходят в русском языке, не так ли?

Фразеологический словарь: Добавлю, что есть и фразеологизм со словом “соль”. Например, “пересолить”, “ уйти не солоно хлебавши”. Послушайте и мою историю. На Руси в старину соль была дорогим продуктом. Возить ее приходилось издалека, а дороги были плохие и налог на соль высокий. Сейчас мы, приготовляя пищу, солим ее. Не так делали в старину. Тогда варили без соли, а солили пищу уже за столом. Часто хозяин солил пищу своей рукой. Порой он так старался выразить свое почтение какому-нибудь гостю, что пересаливал. А гостю, сидевшему в дальнем конце стола, соли иногда не доставалось вовсе. Значит, одному пересаливали, а другой уходил не солоно хлебавши. Сейчас слово “пересолить”, кроме своего прямого значения, означает “перестараться”, а “уйти не солоно хлебавши” – “остаться неудовлетворенным, не получить того, на что рассчитывал”.

Орфографический словарь: Очень интересная история! Ну, слово “соль” вы напишете правильно, а вот в слове “сладкий” можете ошибиться. Давайте-ка проверим себя!

Учебник: Я еще не представлял вам гостя, который скромно ожидает своей очереди. Это Словообразовательный словарь. Проходите, уважаемый, присоединяйтесь к нашему путешествию по страницам лингвистических словарей!
Словообразовательный словарь: Я могу рассказать о том, с помощью каких морфем образуются новые слова, какие способы образования есть в русском языке, и научить вас разбирать слова по составу. А вы можете отметить морфемы в слове “крокодил”? А в слове “ крокодильчик”? А без моей подсказки вы определите способ образования данного слова? Молодцы, ребята! Давайте-ка теперь образуем однокоренные слова! Можно взять слово “соль”! Смотрите!

Соль —> соленый —> солененький

Соль —> солить —> засолить —> засолка —> засолочный

Кстати, от одного слова можно образовать очень большое количество слов! Например, от числительного “два” образовано 265 слов! А “родственников” у этого слова еще больше – 547! Попробуем их посчитать. Я объявляю аукцион слов, которые в своем составе имеют корень слова “два”. Но, к сожалению, от слова “крокодил” (как показывает “Школьный словообразовательный словарь русского языка”) можно образовать всего 4 слова! Подскажите, каких? (Крокодильчик, крокодилов, крокодилий, крокодиловый).

Ученик: Помогите, братцы, в науке разобраться! (5 минут)

Я прилагаю все старанья,
Хочу понять правописанье,
Но вызывает тем не менее
Правописанье удивление!
Летят на ветк
и воробьи,
Чтоб обсудить дела свои.
Сидят на ветк
е воробьи…
Сидят на
Е, летят на И.

Учебник: Нужно срочно помочь, помогите, ребята!

Ученик:

Посмотрите, что вчера
Получил по почте я!
Как ни бился, ни старался,
Отгадать не догадался. (Показывает “Таинственную грамоту”)

Учебник: Помогите, ребята, прочитать эту грамоту, и вы узнаете, что забыл Забывалкин, собираясь в школу! Догадаться можно по спрятанным буквам русского алфавита!

ПNZVORРТFQФЕSЛЬD (портфель)

QLTEZNTIQPAДZWИZ (тетради)

УZWЧLNGЕNБНSVИКИ (учебники)

WДНЕRFВNSWJНVИКG (дневник)

RWSPWNУVFЧКZVАFR (ручка)

КNGАZРАNНFДZАYШR (карандаш)

РNVFЕЗRWИGFНКSZАS (резинка)

SWQ ПNЕНSQZАRWVЛL (пенал)

Вам поможет смекалка и наблюдательность.

Фразеологический словарь: Я предлагаю поиграть в игру “ Фразеологический зверинец”! Вы должны назвать животное по его определению: (3 минуты)

Голоден как … (волк)

Хитер как … (лиса)

Труслив как …(заяц)

Здоров как … (бык)

Изворотлив как … (уж)

Надут как … (индюк)

Нем как … (рыба)

Грязен как … (свинья)

Упрям как … (осел)

Болтлив как … (сорока)

Колюч как … (еж)

Орфографический словарь: Я хочу узнать, кто из вас самый грамотный! Игра называется “Кто дольше продержит мелок”. Самый смелый из вас пусть берет мелок и пишет под диктовку слова. Как только он ошибется, пусть выходит следующий. И так до тех пор, пока не будет выявлен грамотей! Он должен без ошибок написать как можно больше слов. Начали! (Предлагаются слова для диктанта: вермишель, винегрет, балкон, когда-нибудь, парашют, территория, велосипед, мандарин, апельсин, дискуссия, сверстник, искусство, президент, аквалангист, калитка и другие по усмотрению учителя.) – 10 минут

Словообразовательный словарь: Со словами можно поиграть в грамматическую арифметику. Поиграем?

Череп – п + муха = (черемуха)

Чистый – ый + тело – о = (чистотел)

Часть-ь + ушко – о + а = (частушка)

Фразеологический словарь: Отгадайте и мои загадки.

1. Чем > нас, тем < веса. (Дырки на одежде.)

2. Бывают ли ноги у газеты, книги? (Почему же тогда говорят : держал книгу вверх ногами?)

Учитель: Вот и подходит к концу наше путешествие по страницам лингвистических словарей. Давайте попрощаемся с нашими гостями, но вы знайте, что наши верные помощники – словари – готовы прийти на выручку в любую минуту. Мы будем ждать с ними встречи на уроках русского языка.

А на прощанье расшифруйте наше пожеланье! (5 минут)

1-4,1-2,2-1,2-2,2-3,1-4,2-1,2-4,2-1,

1-5,2-1,1-7,1-3,1-7,2-1,

2-4,2-5,1-1,2-7,2-3,1-8,1-6

1-1,2-5,1-1,2-8,1-6,2-6

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

А

Е

Ч

Л

И

О

В

К

Ц

Р

У

М

Н

С

Т

З

(Ответ: В человеке цени не красоту, а разум.)

Заключительная часть урока:

Подведение итогов: 5 минут

Литература для подготовки к уроку:        

1. Волина В.В., Откуда пришли слова: занимательный этимологический словарь. М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

2. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.

3. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание,1995.

3. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.: Просвещение, 1991.

4. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М.: Прозерпина, 1994.

Действующие лица: Учебник русского языка, Этимологический словарь, Орфографический словарь, Фразеологический словарь, Словообразовательный словарь, ученик. (В роли словарей выступают ученики. В руках они держат тот словарь, от имени которого говорят


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений по работе с лингвистическими словарями на уроках русского языка в 6 классе, направленных на обогащение словарного запаса

Подобранные и разработанные  упражнения представляют собой комплекс. По мнению С.И. Ожегова, комплекс - совокупность, сочетание каких – нибудь явлений, действий. В данном случае, комплекс – это с...

"По страницам монолингвального словаря"

Размещаю здесь непосредственно сам конспект урока, а также презентацию, сопровождающую объяснение учителя и презентацию учащегося, которую он выполнил побывав в "Книжном доме" (по адресу ул. Малая Кон...

Типы современных лингвистических словарей

Введение  Актуальность работы обусловлена тем, что велика роль словарей в современном мире. Словарная форма подачи материала (удобная для своевременного получения нужных сведений) становится все ...

Лингвистический словарь математических терминов.

Использование такого словаря на уроках является одним из средств пробуждения интереса учащихся к предмету и способствует вовлечению учащихся в работу по его расширению....

Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности....

Библиотечный урок «Путешествие в мир энциклопедий и словарей» 2020

Библиотечный урок «Путешествие в мир энциклопедий и словарей»для 9-11 класса коррекционной школы...