Технологическая карта открытого урока "Употребление имен прилагательных в речи".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Абраменко Ольга Игоревна

Технологическая карта открытого урока "Употребление имен прилагательных в речи"  (5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartauroka-kursy.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Лицей искусств “Санкт-Петербург”

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Составила: Абраменко Ольга Игоревна

Тема урока: Употребление имён прилагательных в речи.

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др., М., “Просвещение”, 2015

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Форма учебного занятия: практическая работа.

Цели:

- дать представление о роли имен прилагательных в достижении точности и выразительности речи;

- учить тренироваться в подборе синонимов и антонимов с учетом лексического значения многозначного прилагательного;

- учить овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нем переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов;

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

- воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Оборудование:

- раздаточный материал,

- музыкальное сопровождение.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства.

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Этапы урока,
деятельность обучающихся

УУД

Формы организации учебной деятельности учащихся

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

II.Приветствие учащихся.

II.1  – Отгадайте, о какой части речи говорится в загадке:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь. ( О прилагательных.)

 – Определите тему урока.

 – Откройте тетради, запишите число, тему урока.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)



Определяют тему урока, записывают в тетрадях.

II.2. Коллективная игра “Крокодил”.

Игровая технология

Задание выполняется выборочно, по желанию учащегося. Игра проводится в устной форме.

III. Употребление имен прилагательных в устной и письменной речи.

 – Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну.

Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие первой, как радует глаз вторая картина. Каких только нет форм, размеров, окрасок: зеленые, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, голубые, круглые, пурпурные, золотые.

 – С помощью чего передается все это разнообразие?

Да, именно прилагательные делают нашу речь разнообразной, живописной?

  – Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы всегда хотим не только назвать предметы, но и оценить его, определяя качественную сторону предмета.

 – Как вы думаете, какое место среди частей речи занимает имя прилагательное по части употребления в речи?

 – Для чего нам нужны имена прилагательные?

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

Работают совместно с учителем, отвечая на вопросы  и выполняя задания.

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1. Употребление имен прилагательных в прямом и переносном значении.

  • а) ласковый;
  • б) тяжелый;
  • в) золотой;
  • г) черный;
  • д) беззаботный.

2. Подбор прилагательных.

Д. Родари в книге «Какие бывают ошибки» написал: «Учитель Грамматикус решил однажды провести реформу грамматики.

- Надо кончать, - сказал он, со всеми этими трудностями. Зачем, например, нужно различать прилагательные по всяким там категориям?

  Пусть категорий будет всего две – прилагательные симпатичные и прилагательные несимпатичные. Прилагательные симпатичные: хороший, веселый, великодушный, искренний, мужественный.

Прилагательные несимпатичные: жадный, лживый, бесчестный».

_ Запишите по 7 примеров симпатичных и несимпатичных прилагательных.

несимпатичные

симпатичные

 

 

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

Необходимо подобрать подходящие по смыслу имена существительные, характеризующие прилагательное с различных сторон лексического значения. Можно изменять грамматическую форму имени прилагательного.

Заполнение таблицы.

V.Итог урока (рефлексия деятельности). Музыкальный этап

- Попробуйте подобрать как можно больше прилагательных, которые отражали бы ваше ощущение от музыкальных произведений, которые вы услышите на уроке.

Прилагательные подбирайте и записывайте в форме единственного числа женского рода единственного числа (“музыка”).

а) Иоганн Себастьян Бах, сюита D-dur.

б) Эдуард Артемьев, “Свой среди чужих, чужой среди своих”.

в) Enya, “Only Time”.

г) Michale Jackson, “Billie Jean”.

3. - Оцените свою работу на уроке. Работу класса 

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Подбор имен прилагательных, характеризующих музыкальное произведение на основе эмоционально-личностного восприятия.

Анализируют работу на уроке через самооценку

VI. Запись домашнего задания.
Организационный этап.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»

Открытый урок по теме "Употребление имен прилагательных в речи"Цели:    1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательных в...

Технологическая карта открытого урока русского языка "Косвенная речь"

Урок русского языка разработан в соответствии с содержанием программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М. М. Разумовской В. И. Капинос. Конспект разр...

Технологическая карта открытого урока английского языка по теме "Степени сравнения прилагательных и наречий" по УМК Spotlight 7

Урок проводился на школьном этапе конкурса "Учитль года - 2017" в МБОУ "Хову-Аксынская СОШ"...

Технологическая карта учебного занятия. Имя прилагательное как часть речи

Консрект урока по русскому языку для 5 класса по теме "Имя прилагательное как часть речи"....

Технологическая карта открытого урока по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных» в 8а классе

Техологичесая карта открытого урока по теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных" в 8а классе. Целью данного урока является обобшщение и сстематизация знаний о правописании п...