Рабочая программа (5-9 кл) +КТП Русский язык (5 кл)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Цыпышева Валентина Викторовна

Рабочая программа (5-9 кл) +КТП Русский язык (5 кл)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ_5.docx75.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Карлыханово

муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан

СОГЛАСОВАНО:                                                                  УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УВР                                           Директор

Дунаева Т.Ф.                                                                           Токарева В.П.

_______________201_   г.                                                         приказ от 31 августа 2016г. № 220                      

                                                

Рабочая программа учебного предмета

«Русский язык»

основного общего образования

5-9 классы

(2016 – 2021 год)

Цыпышевой Валентины Викторовны,

учителя русского языка и литературы

высшей категории

Рассмотрено на заседании

                                                                                             школьного МО

                                                                       от                    

Карлыханово, 2016

Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык» в 5-9 классах

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:
  2. Аудирование и чтение:

 • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

 • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

 • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

 • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;  свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

 • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

 • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

 говорение и письмо:

 • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

 • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

 • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

 • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

 • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

 • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

 • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

 • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

 определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы

Содержание учебного предмета «Русский язык» 5-9 классы

5 КЛАСС

О языке

Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.

 Речь

Текст: основные признаки текста;  тема и основная мысль текста; развитие мысли в тексте; данная и новая информация; деление текста на абзацы; строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка; план текста (простой).

Стили речи: разговорный, художественный, деловой; их основные признаки; сфера употребления в речи, характерные языковые средства (из числа изученных учащимися).

Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Особенности строения:

а) художественного и делового повествования; б) описания предмета;

в) рассуждения-доказательства; г) оценочных суждений.

Композиционные   формы: деловая инструкция (как что-либо делать), объявление. Основные требования к изложению (подробному и сжатому) и сочинению.

Закрепление и углубление изученного в начальных классах

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА

Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые в мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции. Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков. Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, я, ю. Знакомство с орфоэпическим словарем и его использование.

ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ

Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний жи~ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ и ь; -тся я -тьсяв глаголах. Не с глаголами. Использование орфографического словаря.

СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ЛЕКСИКА

Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарем.

СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА

Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.

СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ

Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке. .Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическим словарем.

Язык. Правописание (систематический курс)

Синтаксис и пунктуация

Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании .Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение .Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночными). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при диалоге. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.

Лексика. Словообразование. Правописание

Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания.

Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета. Синонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные. Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение. Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм.

Словообразовательная модель как схема построения слов определенной части речи, имеющих общность в значении (^оватый, ^ательница и т. п.). Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з и с. Правописание корней -лож- — -лаг-; -рос- -раст-(-ращ~). Буквы о—епосле шипящих в корне. Буквы и—ы после ц в разных частях слов.

Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.

Морфология. Орфография

Классификация частей речи русского языка (повторение)

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

 ГЛАГОЛ

Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив).  Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление).

  Возвратные глаголы. Правописание -тьсяи –тся в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и—е (-мир--мер-; -тир- — -тер- и др.), их правописание. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение: значение, образование, правописание. Повелительное наклонение: значение, образование, правописание. Безличные глаголы. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого в целях повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.

    Основные способы образования имей существительных. Правила   употребления   при   письме   типичных  суффиксов, в частности суффиксов -чик (-щик), -ек, -ик(-чик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные.   Правила употребления большой буквы при написании имен существительных. Род имен существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имен существительных. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имен существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание безударных окончаний имен существительных. Развитие навыков пользования грамматико-орфографическям, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями. Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные.  Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящий. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имен прилагательных. Роль прилагательных в научной и деловой речи. Употребление прилагательных в переносном значении.

Повторение  

Резервные часы

 

 

6 КЛАСС

О языке

Слово как основная единица языка.

Закрепление и углубление изученногов 5 классе

ГРАММАТИКА

Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Имя существительное, имя прилагательное и глагол; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.   Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения.     Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными членами,   обращением и  прямой речью.

ПРАВОПИСАНИЕ

Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не сглаголами, существительными, прилагательными.

Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым.

Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов

Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов:   приставочный,   суффиксальный,   приставочно-суффиксальный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности.   Словообразовательные   цепочки   однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н, ннвименах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ыи в корне после приставок.

Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.

Особенности правописания некоторых форм имен существительных, прилагательных и глаголов

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ

Причастие и деепричастие

Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Краткие и полные страдательные причастия; их синтаксическая роль в предложении. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Склонение причастий. Правописание окончаний причастий. Употребление причастий в текстах разных стилей. Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Употребление деепричастий в текстах разных стилей.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные,   дробные;   их   значение,   особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с точки зрения грамматических норм) текстов с именами числительными.

Местоимение

Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, правописание, роль в предложении. Употребление местоимений для связи предложений в тексте в роли синонимической замены.

Повторение

Резервные часы

 

 

 

7 КЛАСС

О языке

Язык как развивающееся явление.

Речь

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.

Текст: прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста.

Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).

Типы речи: описание состояния человека. Композиционные формы:   заметка в газету, рекламное сообщение, портретный очерк.

Закрепление и углубление изученного в 6 классе

Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями.

Язык. Правописание. Культура речи.

Морфология. Орфография

НАРЕЧИЕ

Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнения наречий. Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о(-е); о и а в конце наречий; ь после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Предикативные слова (знакомство). Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки по наречию. Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ПРЕДЛОГ

Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов.

СОЮЗ

Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.

ЧАСТИЦА

Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения.    Частицы как средство выразительности речи.

МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.    

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ (10ч)

Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что(мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п.

Повторение

Резервные часы

 

8 КЛАСС

О языке

Русский язык в семье славянских языков.

Речь

Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых  средствах, характерных для различных стилей речи. Особенности строения устных и письменных публицистических высказываний (задача речи, структура  текста, характерные языковые и речевые средства).

Композиционные формы:

высказывание типа репортажа-повествования (повествование о событии: посещении театра, экскурсии, походе); высказывание типа репортажа-описания (описание родного города, поселка, улицы, памятника истории или культуры, музея); высказывание типа портретного очерка (об интересном человеке).

Деловые бумаги: автобиография (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг).

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПРАВОПИСАНИЯ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО)(11ч)

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Словосочетание и предложение

Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слово. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания. Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой иобратный порядок слов. Логическое ударение.

Синтаксис простого предложения

ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.

Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота.

ОДНОСОСТАВНЫЕ И ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные).

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 Понятие о неполных предложениях.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ (СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ), МЕЖДОМЕТИЯМИ

Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения.

Прямая и косвенная речь

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог.

Резервные часы

 

 

9 КЛАСС 

О языке

Русский язык среди языков мира.

Речь

Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи. Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).

Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассуждением-размышлением (Что такое настоящая дружба? Деловой человек. Хорошо это или плохо? Воспитанный человек. Какой он?); эссе; высказывание типа статьи в газету с рассуждением-доказательством (Надо ли читать книги в век радио и телевидения? Почему я (не) люблю легкую музыку? Чем измеряется жизнь?); рецензия.

Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность.

Тезисы, конспекты научно-популярных и публицистических статей,

ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи. Основные правила правописания.

Синтаксис сложного предложения

Сложное предложение

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация   сложных    предложений:   сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Строение    сложносочиненного    предложения    и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные).   Смысловые   отношения   между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.  

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Строение     сложноподчиненного     предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.

Резервные часы


Календарно - тематическое планирование 5 класс. (6 часов в неделю =204 часа).

Дата по плану

Дата факт.

№ урока (кол-во часов)

Тема урока

ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (3 +1*)[1]

1. (1ч.)

 Читаем учебник.

Слушаем на уроке.

2. (1ч.)

Язык и человек.

3. (1ч.)

Общение устное и письменное.

4. (1ч.)

Р. Р. Стили речи.

ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (19 + 4*)

5. (1ч.)

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

6. (1ч.)

Орфограмма.

7. (1ч.)

Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

8. (1ч.)

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

9. (1ч.)

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

10. (1ч.)

Буквы и, у, а после шипящих.

11. (1ч.)

Разделительные ъ и ь.

12. (1ч.)

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Словарный диктант.

13. (1ч.)

Входной контроль (диктант)

14 (1ч)

Р. Р. Что мы знаем о тексте.

15 (1ч.)

Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому)

16. (1ч.)

Части речи.

17. (1ч.)

Глагол.

18. (1ч.)

-Тся и –ться в глаголах

19. (1ч.)

Р. Р. Тема текста.

20 (1ч)

Личные окончания глаголов.

21. (1ч.)

Не с глаголами.

22. (1ч.)

Имя существительное.

23. (1ч.)

Имя прилагательное.

24. (1ч.)

Местоимение.

25. (1ч.)

Р. Р. Основная мысль текста.

26 (1ч)

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

 27 (1ч)

Анализ диктанта и работа над ошибками.

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (28+ 7*)

28. (1ч.)

Синтаксис и пунктуация.

29. (1ч.)

Словосочетание.

30. (1ч.)

Разбор словосочетаний.

31. (1ч.)

Предложение.

32 (1ч)

Р. Р. Готовимся к сжатому изложению

 33(1ч.)

Р.Р. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева.

34. (1ч.)

Виды предложений по цели высказывания.

35. (1ч.)

Восклицательные предложения.

36 (2)

Р. Р. Сочинение на свободную тему.

37

Р. Р. Сочинение на свободную тему.

38. (1ч.)

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

39. (1ч.)

Сказуемое.

40. (1ч.)

Тире между подлежащим и сказуемым.

41. (1ч.)

Нераспространенные и распространенные предложения.

42. (1ч.)

Второстепенные члены предложения.

43. (1ч.)

Дополнение.

44. (1ч.)

Определение.

45. (1ч.)

Обстоятельство.

46  (1ч)

Предложения с однородными членами и знаки препинания при них.

47 (1ч)

 Обобщающие слова при однородных членах.

 48 (1ч)

Пунктуация при однородных членах и обобщающих словах

49. (1ч.)

Предложения с обращениями

50. (1ч.)

Р. Р. Письмо.

51. (1ч.)

Синтаксический разбор простого предложения.

52. (2ч)

Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки».

53

Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки».

54. (1ч.)

Пунктуационный разбор простого предложения.

55. (1ч.)

Простые и сложные предложения.

56 (1ч)

Синтаксический разбор сложного предложения.

57 (1ч)

Сложное предложение и пунктуация при нем

58. (1ч.)

Предложения с прямой речью.

59. (1ч.)

Диалог.

60. (1ч.)

Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».

61 (1ч)

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

 62 (1ч.)

Анализ диктанта и работа над ошибками.

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (13 + 5*)

63. (1ч.)

Фонетика.

Гласные звуки.

64. (1ч.)

Согласные звуки.

65. (1ч.)

Изменение звуков в потоке речи.

66. (1ч.)

Согласные твердые и мягкие.

67. (1ч.)

Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»).

68. (1ч.)

Согласные звонкие и глухие.

69. (1ч.)

Графика.

70. (1ч.)

Алфавит.

71 (1ч)

Р. Р. Описание предмета в художественном стиле.

72  (1ч.)

Сочинение-описание предмета.

73. (1ч.)

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

74. (1ч.)

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

75. (1ч.)

Орфоэпия.

76. (1ч.)

Фонетический разбор слова.

77. (1ч.)

Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика».

78. (1ч.)

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

79 (1ч)

Р. Р. Описание предметов, изображенных на картине

 80 (1ч.)

Сочинение по картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птицы»

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (8 + 4*)

81. (1ч.)

Слово и его лексическое значение.

82. (1ч.)

Однозначные и многозначные слова.

83. (1ч.)

Прямое и переносное значение слов.

84. (1ч.)

Омонимы.

85. (1ч.)

Синонимы.

86 (2ч.)

Р. Р. Контрольное сочинение по картине (И. Э. Грабарь.«Февральская лазурь»).

87

Р. Р. Контрольное сочинение по картине (И. Э. Грабарь.«Февральская лазурь»).

88. (1ч.)

Антонимы.

89 (1ч.)

Повторение изученного в разделе «Лексика».

90 (1ч)

Тест по разделу «Лексика»

91 (2ч)

Р. Р. Контрольное изложение (по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»).

92

Р. Р. Контрольное изложение (по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»).

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (21 + 6*)

93. (1ч.)

Морфема - наименьшая значимая часть слова.

94. (1ч.)

Изменение и образование слов.

95. (1ч.)

Окончание.

96 (1ч.)

Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям.

97. (1ч.)

Основа слова.

98. (1ч.)

Корень слова.

Контрольный словарный диктант.

99 (1ч)

Р. Р. Рассуждение.

100 (1ч.)

Р.Р. Сочинение – рассуждение.

101. (1ч.)

Суффикс.

102. (1ч.)

Приставка.

103. (1ч.)

Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица.

104 (1ч)

Чередование звуков.

 105. (1ч.)

Беглые гласные.

106 (1ч)

Варианты морфем.

 107. (1ч.)

Морфемный разбор.

108. (1ч.)

Правописание гласных и согласных  в приставках.

109. (1ч.)

Буквы З и С на конце приставок.

110. (1ч.)

Буквы а – о в корнях –лаг-  -  -лож-.    

111. (1ч.)

Буквы а – о в корнях –раст-, -рос-,  -ращ-.    

112. (1ч.)

Буквы О – Ё после шипящих в корне.

113. (1ч.)

Буквы И – Ы после Ц.

114 (1ч)

Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография».

115 (1ч.)

Тест по разделу «Морфемика. Орфография»

116 (1ч)

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

117 (1ч.)

Анализ диктанта и работа над ошибками.

118 (1ч)

Р. Р. Сочинение – описание изображенного по картине

119 (1ч.)

Р.Р. Сочинение по картине П. П. Кончаловского. «Сирень в корзине»

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (18+ 6*)

120. (1ч.)

Имя существительное как часть речи.

121. (1ч.)

Р. Р. Доказательства в рассуждении.

122. (1ч.)

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

123. (1ч.)

Имена существительные собственные и нарицательные.

Контрольный словарный диктант.

124. (1ч.)

Род имен существительных.

125. (1ч.)

Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа.

126 (1ч)

Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании.

127 (1ч.)

Сжатое изложение (Е. Пермяк.«Перо и чернильница»).

128. (1ч.)

Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.

129. (1ч.)

Три склонения имен существительных.

130(1ч)

Падежи имен существительных.

131 (1ч.)

Склонение существительных по падежам

132 (1ч)

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

133 (1ч.)

Гласные в окончаниях существительных

134 91ч)

Р. Р. Подробное изложение с изменением лица.

135. (1ч.)

Р.Р. Подробное изложение от другого лица

136. (1ч.)

Множественное число имен существительных.

137. (1ч.)

Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

138. (1ч.)

Морфологический разбор имени существительного.

139 (1ч)

Повторение изученного по теме «Имя существительное».

140 (1ч.)

Тест по теме «Имя существительное»

141. (1ч.)

Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»).

142 (1ч)

Диктант с грамматическим заданием.

143 (1ч.)

Анализ диктанта и работа над ошибками.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (11 +5*)

144(1ч)

Имя прилагательное как часть речи.

145 (1ч)

Имя прилагательное

146 (1ч)

Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.

147(1ч)

Гласные в окончаниях прилагательных

148. (1ч.)

Р. Р. Описание животного.

149 (1ч)

Прилагательные полные и краткие.

150 (1ч.)

Краткие и полные формы имен прилагательных

151 (1ч).

Р. Р. Контрольное сочинение Описание животного на основе изображенного.

152 (1ч.)

Сочинение по картине (А. Н. Комаров.«Наводнение»).

153. (1ч.)

Морфологический разбор имени прилагательного.

154 (1ч)

Р. Р. Контрольное изложение. Описание животного

155 (1ч)

Отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму»

156(1ч)

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».

157 (1ч)

Обобщение по теме «Имя прилагательное»

158 (1ч.)

159

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ диктанта и работа над ошибками.

ГЛАГОЛ (29 +7*)

160. (1ч.)

Глагол как часть речи.

161. (1ч.)

Не с глаголами.

162. (1ч.)

Р. Р. Рассказ.

163 (1ч)

Неопределенная форма глагола. Контрольный словарный диктант.

164 (1ч)

Начальная форма глагола

165. (1ч.)

Правописание -ться и –тся в глаголах.

166 91ч)

Виды глагола.

167 (1ч.)

Несовершенные и совершенные глаголы

168

(1ч)

Правописание букв е – и в корнях с чередованием.

169. (1ч.)

Гласные е-и в корнях слов

170. (1ч.)

Р. Р. Невыдуманный рассказ (о себе).

171. (1ч.)

Время глагола.

172 (1ч)

Прошедшее время глагола.

-173. (1ч.)

Глагол в прошедшем времени

174 (1ч)

Настоящее время глагола.

-175. (1ч.)

Глагол в настоящем времени

176 (1ч)

Будущее время глаголов.

-177. (1ч.)

Глагол в будущем времени

178. (1ч.)

Спряжение глаголов.

179 (1ч)

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

180 (1ч)

Окончания глаголов в безударном положении

1181. (1ч.)

Глагольные окончания, их особенности правописания

182. (1ч.)

Морфологический разбор глагола.

183 (1ч)

Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица

184. (1ч.)

Р.Р. Сжатое изложение от другого лица

185 (1ч)

Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа.

186. (1ч.)

Окончания глаголов –ешь, -ишь

187. (1ч.)

Употребление времен.

188. (1ч.)

Р. Р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании.

189 (1ч)

Повторение изученного по теме «Глагол».

190 (1ч.)

Практические упражнения в формате ЕГЭ по теме «Глагол»

191 (1ч)

Тест по теме «Глагол»

192 (1ч)

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

193. (1ч.)

Анализ диктанта и работа над ошибками.

194 (1ч)

Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку

195. (1ч.)

О. Попович. «Не взяли на рыбалку»

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (7 + 2*)

196. (1ч.)

Разделы науки о языке.

197 (2ч)

Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору.

198

Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору.

199 (1ч)

200. (1ч.)

Орфограммы в приставках

Орфограммы в корнях слов

201. (1ч.)

Орфограммы в окончаниях слов.

202. (1ч.)

Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания.

203. (1ч.)

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

204. (1ч.)

Контрольный диктант с грамматическим заданием.



[1] * Часы на развитие связной речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 5 класса по русскому языку с нерусским (родным) языком обучения.

Рабочая программа для  использования в работе учителей русского языка  5 класса...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература. Русский язык для специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, ре...

Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....

Рабочая программа курсак по выбору по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ»

Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может...

Рабочая программа по платным образовательным услугам Русский язык в 9 классе «Сложные вопросы русского языка»

Данная рабочая программа создана для помощи учителю в преподавании платных образовательных услуг в 9 классе по русскому языку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов (основное общее образование) Количество часов:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ)для детей среднего школьного возраста«Школа русского языка»(общеинтеллектуальное направление)для...