Разработка рабочей программы по русскому языку в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС,
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Шабакаева Гульнара Фиргатовна

Разработка рабочей программы по русскому языку в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_rya_fgos.docx104.67 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5

Учитель: Ишмухамедова Гульнара Фиргатовна

Количество часов:

Всего: 105 часов; в неделю 3 часа;

 Плановых контрольных уроков: 9

Планирование составлено на основе: 

  • Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)
  • Примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»)
  • Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования , представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования, представленных в ФГОС общего образования второго поколения
  • Программы  по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2012 г.

Учебник

Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. организаций / [Т.А. Ладыженская, М.Т Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Результаты обучения.

Личност-ные

1)  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапред-

метные

1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предмет-ные

1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

4) освоение базовых понятий лингвистики;

5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;

6) опознавание и анализ основных единиц языка;

7) проведение различных видов анализа слова

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9)осознание эстетической функции родного языка.

        

Доп. литература:

Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 кл.: проект. - 2- е изд. - М.: Просвещение, 2010.

Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 кл. - М.: «Просвещение», 2009.

 Раман Т.В. Тематическое планирование по русс, яз.: 5-й,кл.: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. - М.: Экзамен, 2006.

 Уроки русского языка в 5 классе: кн. для учителя / Г.А. Богданова. - М.: Просвещение, 2003.

Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку в 5-9 кл. - М.: ВАКО, 2009. Журнал «Русский язык в школе». 2002 год. № 3, 4, 5, 6.

Хабибуллина А.Г. Дидактический материал по разноуровневому обучению русскому языку в 5-9 кл. Общеобразовательных учреждений. - Казань: РИЦ «Школа», 2007.

Занимательные материалы по русскому языку. 5 кл. / сост. И.Г. Гергель. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

 Тестовые задания по русскому языку: 5 кл.: пособие для учащихся / Г.А. Богданова. - М.:  Просвещение, 2007.

  Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Трудные случаи. / сост. Мухина Т.В. - Казань, 2007.

 

  Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Орфография. / сост. Мухина Т.В. - Казань, 2007.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Кол-во ча

сов

Дата по пла

ну

Да

та факт

Название раздела, тема урока

Элементы содержания

Тип урока

Личностные результаты обучения

Метапредметные результаты обучения

Предметные результа

      ты обучения

1

    1

2.09

Язык и человек. Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке.

Роль  речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Отражение в языке культуры и истории народа.

Речь как деятельность. Виды  речевой деятельности. Устная и письменная речь Чтение - вид рецептивной деятельности. Культура работы с книгой и другими источниками информации.

Урок изучения нового материала

Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности; анализировать себя как слушателя.

Использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебной книгой; использовать разные правила и приемы аудирования в ситуации монологической и диалогической речи; вести самостоятельный поиск информации в СМИ;

Осознавать роль родного языка в жизни человека

 и общества, основную функцию языка; знать основные особенности устной и письменной

речи; различать разные виды речевой деятельности;

знать приемы эффективного аудирования в ситуации монологической и диалогической речи; разграничивать устную

речь и слушание, письменную речь и чтение.

2

    1

3.09

Стили речи. Речевой этикет

Функциональные разновидности языка: разговорный стиль, научный стиль, художественный стиль. Понятия речевого этикета, этикетного диалога.

Урок актуализации имеющихся знаний и навыков

Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности; анализировать себя как слушателя.

Адекватно воспринимать на слух информационные тексты СМИ; воспроизводить содержание прослушанного текста; извлекать фактуальную информацию из текстов; вычитывать информацию , представленную в схеме; работать в группах.

Знать приемы эффективного аудирования в ситуации монологической и диалогической речи; разграничивать устную речь и слушание, письменную речь и чтение.

3

    1

5.09

Состав слова. Орфограмма.

Орфограмма. Место орфограмм в словах. Опознавательные признаки орфограмм. Понятие о морфеме

Урок актуализации имеющихся знаний и навыков

Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Усвоить понятие орфограммы как написания по орфографическим правилам или по традиции; знать, что орфограмма – «точка» применения правила; усвоить опознавательные признаки орфограмм-гласных и орфограмм-согласных букв; знать, что орфограммы-буквы могут находиться в любой морфеме; находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные буквы в словах с опрой на опознавательные признаки; находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные буквы в разных морфемах.

4

    1

9.09

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание Непроверяемых безударных гласных в корне слова

Проверяемые согласные в корне слова

Непроверяемые согласные в корне слова

Комбиниро

ванный урок

Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности.

Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарем.

Знать способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова; правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки согласных в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов, в которых после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н,р); различать одинаково произносимые слова с разным написанием; правильно писать изученные слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне.

5

     1

10.09

. Непроизносимые согласование в корне слова

Непроизносимые согласные в корне слова

Комбинирован

ный урок

Стремление к речевому совершенствованию.

Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарем.

Знать способ проверки согласных в корне слова; правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способом проверки непроизносимых согласных в корне; выбирать заголовок к тексту из ряда предложенных

6

     1

12.09

Буквы И, У, А после шипящих

Правописание букв и, у, а после шипящих

Части слова. Разделительные ъ и ь

Урок актуализации имеющихся знаний и навыков

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.

Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарем.

Правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих и слова-исключения; графически обозначать условия выбора правильных написаний; составлять предложения или связный текст с указанными словами на заданную тему.

7

     1

16.09

Разделительные

Ъ и Ь

P.p. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Урок актуализации имеющихся знаний и

навыков

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию

Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Уметь правильно употреблять на письме разделительные ъ и ь; графически обозначать условия их выбора.

Усвоить понятие орфограммы пробела (раздельного написания), орфограммы-дефиса; знать о совпадении в устной речи предлогов и приставок по звучанию; знать, что предлог – слово, приставка – часть слова; знать о написании через дефис предлогов из-за, из-под; знать падеж, с которым употребляются указанные предлоги; разграничивать предлоги и приставки на письме; находить орфограмму-пробел (раздельное написание); писать предлоги отдельно от других слов; графически обозначать условия выбора раздельного написания; писать через дефис предлоги из-за, из-под; употреблять предлоги в речи; составлять связный текст с опорой на рисунок; озаглавливать текст

8

     1

17.09

P.p. Текст.  Обучающее изложение (по Г.Скребицкому). (упр.70)

Текст как речевое произведение. Построение текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста

Текст и его основные признаки (членимость, смысловая цельность, связность). Тема и основная мысль текста. Абзац как средство композиционностилистического членения

Урок развития речи

Стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для изложения исходного текста.

Вычитывать информацию, представленную в схеме; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать нормы построения текста в письменной форме; соблюдать в процессе пересказа исходного текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Знать признаки текста; анализировать и отграничивать тексты с точки зрения единства темы, смысловой цельности; составлять текст из разрозненных предложений ; озаглавливать текст; составлять письменный пересказ текста с опорой на предложенный план.

9

     1

19.09

 Части речи. Глагол

Глагол: время, лицо, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях глаголов.

Урок актуализации имеющихся знаний и навыков

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.

Вычитывать информацию, представленную в схеме; работать в группах; адекватно воспринимать на слух текст, владеть приемами аудирования; оценивать чужую речь; преобразовывать визуальную информацию в текстовую; адекватно выражать свое отношение к изображенному на рисунке;

Знать,на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы; знать наречие как неизменяемую часть речи; знать об употреблении на письме ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени; распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия; определять морфологические признаки глагола (время, лицо); употреблять ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени

10  

     1

23.09

-тся и -ться в глаголах. P.p. Тема текста

Правописание -тся и –ться в глаголах

Урок актуализации имеющихся знаний и навыков

Понимание роли русского языка в развитии моральных качеств личности (анализ содержания пословиц из упражнений).

Вычитывать информацию, представленную в схеме; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Знать способ определения написания –тся и –ться в глаголах; знать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения; знать о раздельном написании не с глаголами; находить орфограмму в –тся и –ться в глаголах; пользоваться способом определения написания  -тся или –ться ;

11

    1

 

24.09

Личные окончания глаголов

Раздельное написание не с глаголами. Глаголы I и II спряжения. Правописание гласных в личных окончаниях глаголов

Комбинирован

ный урок

Формирование  устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию

Научиться определять спряжение глагола, определять орфограмму в окончании, применять алгоритм определения спряжения и написания личного окончания

Представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной речи; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного правила

12

     1

26.09

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Основные признаки имён существительных.

Урок актуализации имеющихся знаний и навыков

Стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для изложения исходного текста

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в таблицах; соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила.

Знать, на какие вопросы отвечает имя существительное; морфологические признаки существительного (число, род, падеж, типы склонения); знать об употреблении  и неупотреблении на письме ь после шипящих на конце слова у существительных; об употреблении е и и в безударных падежных окончаниях существительных в ед.ч.; ставить вопросы к существительным; определять число, род, падеж, тип склонения существительного;

13

    1

30.09

Имя прилагательное

Имя прилагательное: род, число, падеж.

Урок актуализации имеющихся знаний и навыков

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.

Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; создавать письменный текст с учетом замысла.

Знать, на какие вопросы отвечает имя прилагательное; знать об изменении прилагательных по родам, падежам и числам, о согласовании прилагательных с существительными; знать способ определения правильного написания безударного окончания прилагательного (по вопросу);

14

     1

1.10

Местоимение

Местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа, склонение личных местоимений

Урок актуализации имеющихся знаний и навыков

Понимание роли русского языка в развитии моральных качеств личности; интерес к пересказу исходного текста; стремление к речевому совершенствованию

Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; владеть приемами изучающего чтения художественного текста; адекватно выражать свое отношение к прочитанному; воспроизводить прочитанный текст

Знать о личных местоимениях 1,2 и 3 лица; о склонении личных местоимений; о раздельном написании личных местоимений с предлогами; об употреблении местоимений 3 л. После предлогов; находить личные местоимения в тексте; определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения с предлогами;

15

     1

4.10

Повторение материала по разделу

Части речи (существительное, прилагательное, глагол), правописание гласных и согласных в корне, падежных и личных окончаний

Урок закрепления и систематизации знаний учащихся

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Формировать навыки речевых действий, объяснять языковые явления

Научиться применять правила написания гласных и согласных в корне и окончаниях, определять части речи, определять тему, основную мысль

16

     1

3.10

Контрольный диктант по разделу «Повторение изученного в начальных классах»

Диктант / тест

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Способность к самооценке.

Способность осуществлять самоконтроль.

Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы).

17

     1

7.10

Работа над ошибками. Синтаксис.

Пунктуация. Культура речи.

Синтаксис как раздел грамматики. Единицы синтаксиса: словосочетание, предложение

Пунктуация как раздел науки о языке. Знаки препинания конца предложения (знаки завершения, выделения, разделения)

Комбиниро-

ванный урок

Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме;

Знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации; знать о роли знаков препинания в  понимании смысла предложения, названия знаков препинания; знать суть пунктуационных ошибок;

18

     1

8.10

Словосочетание

Разбор словосочетания

Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова.

Способы выражения главного и зависимого слова

Урок изучения нового материала

Потребность сохранить чистоту русского языка; интерес к созданию собственного текста.

Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты.

Находить и исправлять грамматические ошибки в письменной речи; создавать устный текст с учетом замысла и ситуации, соблюдая нормы построения текста и нормы русского литературного языка.

Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты.

Знать, чем словосочетание от слова; знать строение словосочетания; знать о смысловой связи слов в словосочетании; отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое слово в словосочетании; устанавливать смысловую связь слов в словосочета

нии;

Знать порядок разбора словосочетания; выполнять разбор словосочетания по образцу в устной и письменной форме;

19

     1

10.10

Предложение.

Р.Р. Сочинение по картине. Описание картины (А.Пластов. «Летом»)

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц

Урок развития речи

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в устной или письменной форме.

Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно выражать свое отношение к изображенному на картине: создавать устный или письменный текст, соблюдая нормы его построения,

Знать структуру текста типа повествование; знать об использовании прилагательных при описании изображенного на жанровой картине; описывать изображенное на жанровой картине в устной или письменной форме.

Знать основные признаки предложения; знать опознавательный признак для определения границ предложения и постановки знаков завершения (интонация конца предложения);

20

     1

14.10

Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения.

Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные

Урок изучения нового материала

Осознание ответственности за произнесенное; интерес к созданию собственных высказываний; умение чувствовать выразительность речи.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно воспринимать на слух предложения с разным интонационным рисунком

Знать виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные); знать особенности интонации повествовательных, побудительных, вопросительных предложений

21

     1

15.10

Члены предложения. Главный член предложения. Подлежащее.

Предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные, восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных, побудительных, восклицательных предложений. Пунктуационные знаки завершения, выделения, разделения предложения

Урок

комплексного применения ЗУН

Осознание ответственности за произнесенное; умение чувствовать выразительность речи.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Знать, что составляет грамматическую основу предложения; знать второстепенные члены предложения; способы выражения подлежащего (существительным, местоимением.

22

     1

17.10

Сказуемое.

Сказуемое - главный член предложения. Способы его выражения

Урок изучения нового материала

Интерес к пересказу исходного текста; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для пересказа исходного текста в письменной форме.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме;

Знать способы выражения сказуемого (глаголом, существительным, прилагательным); находить в грамматической основе сказуемое, выраженное глаголом, существительным, прилагательным; выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации;

23

     1

 21.10

Тире между подлежащим и сказуемым

Способы выражения подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Особенности связи подлежащего и сказуемого

Урок изучения нового материала

Осознание ответственности за произнесенное; умение чувствовать выразительность речи.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться толковым словарем.

Знать условие употребления тире между главными членами предложения (сущ. в им.п.); знать о паузе между подлежащим и сказуемым в данной конструкции; находить предложение с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире)

24

     1

22.10

Нераспространен

ные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения

Распространенные и нераспространенные предлож

ения

Урок комплексного применения ЗУН

Понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа (работа с текстом «Волшебный мир русской сказки»).

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах.

Знать определение нераспространенных и распространенных предложений; знать общее определение второстепенных членов предложения (поясняют главные или другие второстепенные члены); их названия; разграничивать нераспространенные и распространенные предложения

25

          1

24.10

Дополнение.

Определение.

Обстоятельство.

Второстепенные члены предложения. Дополнение. Способы выражения дополнения Дополнение. Несовпадение

Падежного вопроса к дополнению с вопросом члена предложения. Употребление дополнений при конструировании предложений.

Способы выражения определений

Способы выражения обстоятельств

Урок изучения нового материала

Осознание ответственности за произнесенное; умение чувствовать выразительность речи.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Знать определение нераспространенных и распространенных предложений; знать общее определение второстепенных членов предложения (поясняют главные или другие второстепенные члены); их названия; разграничивать нераспространенные и распространенные предложения; находить в предложении второстепенные члены; определять, какие из второстепенных членов поясняют главные, какие – второстепенные члены предложения; распространять предложение второстепенными членами;

26

     1

28.10

Предложения с однородными членами. Знаки препинания

Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и\ запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и

Комбинирован

ный урок

Понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; адекватно воспринимать на слух текст с определенным задание.

Знать определение однородных членов предложения; знать об интонации перечисления в предложениях с однородными членами; знать, что однородные члены могут быть связаны только интонацией перечисления (без союзов); находить однородные члены; составлять предложения с однородными сказуемыми.

27

     1

29.10

P.p. Предложения с обращениями

Предложения с обращениями.

Урок развития речи

Осознание ответственности за произнесенное; умение чувствовать выразительность речи.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах

Знать определение обращения; знать опознавательный признак выделения обращения в устной речи – звательную интонацию; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением; схемы предложений с обращением; знать о возможности смешения подлежащего и обращения; распознавать обращения с опорой на звательную интонацию;

28

     1

31.10

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

Простое осложненное предложение. Порядок синтаксического разбора

Урок комплексного применения ЗУН

Стремиться к совершенствованию собственной речи

Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты.

Знать порядок синтаксического разбора простого предложения; выполнять синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения; определять стиль речи, к которому относится устный разбор.

 29

     1

 

11.11

Р/Р Контрольное сочинение по картине (Ф.Решетников. «Мальчишки»)

Тема, идея, основная мысль сочинения; план

Урок развития речи

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме

Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно выражать свое отношение к изображенному на картине; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения,

Усвоить понятие основной мысли высказывания; знать, что рассказ по картине – один из видов повествования; иметь представление о замысле художника; знать способы раскрытия основной мысли в сочинении по картине;

30

     1

12.11

Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. Заглавие, основная мысль текста

Сложное и простое осложненное предложения. Знаки завершения предложения, разделительные и выделительные знаки препинания

Урок комплексного применения ЗУН

Интерес к чтению.

Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты; высказывать и обосновывать свою точку зрения

Знать структурные различия простых и сложных предложений; знать о делении сложных предложений на 2 группы (союзные и бессоюзные); знать о функции запятой между простыми предложениями в составе сложного – знака разделения; правило постановки запятой в сложном предложении; схемы сложных предложений;

Знать порядок синтаксического разбора сложного предложения; выполнять синтаксический разбор (устный и письменный) сложного предложения;

31

     1

14.11

Прямая речь. Диалог.

Прямая речь. Слова автора. Замена прямой речи косвенной

Диалог.  Мотив как коммуникативная потребность. Цель, определяющая способ сотрудничества в общении. Реплика- стимул, реплика-реакция.

Урок изучения нового материала

Осознание ответственности за произнесенную и написанное; интерес к созданию собственного текста-диалога, к ведению диалога.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

Знать, что такое диалог, реплика; знать правило постановки знаков препинания при диалоге, схемы диалога; распознавать диалог; отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; правильно ставить знаки пр Знать, что такое прямая речь и слова автора; знать об интонации при произнесении прямой речи после слов автора и перед ними; правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, стоящей после слов автора и перед ними; схемы предложений с прямой речью; разграничивать прямую речь и слова автора; епинания

32

     1

18.11

Повторение.

Главные и второстепенные члены предложения. Осложненное простое и сложное предложение. Знаки препинания в них

Урок закрепления и систематизации знаний учащихся

Стремление к речевому совершенствованию

Обобщать изученный материал; вычитывать информацию, представленную в схемах.

Правильно отвечать на контрольные вопросы по теме «Синтаксис и пунктуация»; осуществлять пунктуационный разбор предложений; составлять предложения по схемам.

33

     1

19.11

Контрольный диктант № 2 по разделу «Синтаксис и пунктуация»

Главные и второстепенные члены предложения. Осложненное простое и сложное предложение. Знаки препинания в них

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Способность к самооценке.

Способность осуществлять самоконтроль.

Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы).

34

     1

21.11

Работа над ошибками.

Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки.

Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы).

Комбинирован

ный урок

Интерес к изучению языка.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; извлекать информацию, представленную в схеме; преобразовывать информацию из текстовой формы в форму таблицы.

Знать предмет изучения фонетики, группы и подгуппы звуков речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков, элементы транскрипции; знать о смыслоразличительной роли звуков;

35

      1

             

25.11

Позиционные чередования гласных и согласных. Согласные твердые и мягкие

Изменение звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков. Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке, соотношение звука и буквы

Урок изучения нового материала

Интерес к изучению языка; стремление к совершенствованию собственной речи; интерес к созданию текста в письменной форме.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; оценивать чужую речь; осуществлять самоконтроль за произношением отдельных слов и звуков и звуков в потоке речи.

Знать сильные и слабые позиции гласных и согласных, связанные с изученными орфограммами; знать, что позиционные чередования гласных на письме не отражаются; знать правило произношения согласных на месте буквосочетаний чн,чт в словах типа что, конечно, чтобы; анализировать правило проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования;

36

     1

26.11

Р/РПовествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Паустовский. «Шкатулка»)

Типы речи (повествование, описание, рассуждение).

Урок развития речи

Интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалога с автором текста.

Воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении исходного текста;

Знать о повествовании как функционально-смысловом типе речи, о роли описания в художественном повествовании; знать структуру текста типа повествование, способы включения описания в повествование;

37

     1

28.11

Согласные звонкие и глухие.

Графика. Алфавит

Согласные звонкие и глухие

Урок изучения нового материала

Стремление к совершенствованию собственной речи

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Знать об участии голоса и шума в образовании глухих и звонких согласных; знать пары согласных по глухости – звонкости, а также непарные согласные;

38

     1

2.12

Р.р. Описание предмета. Сочинение-описание.

Тип речи - описание. Композиционная схема данного типа речи. Особенности художественного стиля речи

Урок развития речи

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.

Способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания;

Знать об описании как о функционально-смысловом типе речи; знать структуру текста типа описание, об особенностях описания в разных стилях речи;

39

     1

3.12

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

Твердые и мягкие согласные. Использование Ь для обозначения мягкости предшествующего согласного. Написание сочетаний букв ЧК, ЧН, НЧ, РЩ

Урок изучения нового материала

Стремление к совершенствованию собственной речи.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарем.

Знать о роли Ь для обозначения мягкости согласных; знать правила употребления и неупотребления Ь для обозначения мягкости согласных; находить в словах мягкий согласный; употреблять Ь для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия его выбора; разграничивать слова с Ь для обозначения мягкости согласного, с Ь в неопределенной форме глагола, с разделительным

40

     1

5.12

Двойная роль букв е, ё, ю, я

Соотношение буквы и звука. Звуковое значение букв

Комбинирован

ный урок

Интерес к изучению языка.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Знать о звуковом значении букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих; правильно оформлять диалог на письме.

41

     1

9.12

Орфоэпия.

Фонетический разбор слов. Повторение

Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции, использование звукописи в художественной речи

Урок изучения нового материала

Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Способность определять последовательность действий, работать по плану.

Знать порядок фонетического разбора слова; выполнять фонетический разбор слова (устный и письменный).

42

     1

10.12

Контрольный диктант №3 по разделу «Фонетика. Орфография»

Звук как основная единица языка. Обобщенные сведения о звуках речи, их классификация. Изменение звуков в речевом потоке. Правописание гласных и согласных в корне слова

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Способность к самооценке.

Способность осуществлять самоконтроль.

Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы).

43

     1

12.12

Р/Р Описание предметов, изображенных на картине (Ф.Толстой. «Цветы, фрукты, птица»)

Тип речи - описание. Натюрморт

Урок развития речи

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.

Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно выражать свое отношение к изображаемому на картине; создавать устный текс, соблюдая нормы его построения

Познакомиться с натюрмортом; знать понятие композиции; устно описывать изображенное на картине, раскрывая замысел художника.

44

     1

16.12

Работа над ошибками. Лексика. Культура речи

Слово и его лексическое значение

Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, подбора синонимов, антонимов,.-однокоренных слов. Толковый словарь русского языка и его использование

Комбиниро-ванный урок

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать роль слова для выражения мыслей, эмоций; пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию).

Знать предмет изучения лексикологии; знать функцию слова в языке, содержание понятий «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»; знать основные способы толкования лексического значения слова; знать понятие «грамматическое значение слова»;уметь толковать лексическое значение слова

45

     1

17.12

Однозначные и многозначные слова

Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов. Однозначные и многозначные слова

Урок изучения нового материала

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию; интерес к созданию собственных текстов; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать роль слова для выражения мыслей, эмоций; пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию);

Знать содержание понятий «однозначные слова» и «многозначные слова», способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова; знать об общем сходстве между разными значениями многозначного слова; распознавать однозначные и многозначные слова;

46

     1

19.12

Прямое и переносное значение слов

Прямое и переносное значение слов. Понимание основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении. Наблюдение за использованием переносных значений слов в художественных текстах

Комбиниро-

ванный урок

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствова-

нию.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию).

Знать о прямом и переносном значении слов, об отражении в толковом словаре переносного значения слова, о роли слов с переносным значением в художественных произведениях; находить слова с переносным значением в тексте; определять прямое и переносное лексическое значение слова;

47

     1

23.12

Омонимы. Синонимы

Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи

Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению. Смысловые и стилистические различия синонимов.

Комбиниро-ванный урок

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств.

Знать содержание понятие «синонимы», смысловые и стилистические различия синонимов; знать о связи синонимов и многозначных слов, о функции синонимов в речи

Знать содержание понятия «омонимы»; знать о различии между омонимами и многозначными словами, об отражении омонимов в толковом словаре;

48

     1

24.12

P.p. Сочинение- описание пейзажа по картине Н.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Тип речи - описание. Пейзаж. Описание природы

Урок развития речи

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста в письменной форме.

Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно выражать свое отношение к изображенному на картине; создавать письменный текст, соблюдая его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы; предупреждать повторы слов

49

     1

26.12

Антонимы. Повторение.

Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка. Наблюдение за использованием антонимов в художественных текстах

Комбиниро-ванный урок

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения

Знать содержание понятия «антонимы»; знать о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи; находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам; использовать антонимы при описании изображенного на рисунке.

50

     1

13.01

P.p. Подробное изложение «Первый снег» (К. Паустовский)

Основная мысль текста. Заголовок. План. Стиль текста

Урок развития речи

Интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалога с автором текста.

Воспринимать прочитанный художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении исходного текста; соблюдать в процессе письменного пересказа текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Знать о роли деталей в художественном описании предмета; уметь составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета; создавать текст на основе исходного.

51

     1

14.01

Работа над ошибками. Морфема-наименьшая значимая часть слова.

Изменение и образование слов

Морфемика как раздел науки о языке. Взаимосвязь морфемики и словообразования. Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы

Словообразовательные и словоизменительные морфемы

Комбиниро-

ванный урок

Интерес к пересказу исходного текста в устной форме; стремление к речевому совершенствованию.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; воспроизводить исходный текст в устной форме, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе пересказа текста основные нормы литературного языка.

Знать содержание понятия «морфема», предмет изучения морфемики; знать об отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова; выделять в слове морфемы; понимать, что морфемы – значимые части слова; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова; определять форму указанных слов; озаглавливать текст; устно пересказывать исходный текст.

52

     1

16.01

Окончание. Основа слова

Окончание

Основа слова

Комбинирован

ный урок

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Знать определение окончания слова, грамматическое значение окончаний разных частей речи; знать о нулевом окончании и его грамматическом значении, о способе обозначения нулевого окончания; выделять в слове окончание; понимать грамматическое значение окончаний существительных, прилагательных, глаголов

Знать определение основы слова; знать, что в основе слова заключено его лексическое значение;

53

      1  

20.01

Корень слова

Корень. Однокоренные слова. Общность в лексическом значении однокоренных слов

Комбинирован

ный урок

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; находить и исправлять чужие ошибки.

Знать определение корня слова; знать, что в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов, что однокоренные слова могут быть словами и одной части речи, и разных частей речи; правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;

54

      1

21.01

Р/Р Рассуждение. Сочинение-рассуждение «Дни недели рассказывают о себе»

Тип речи - рассуждение. Композиционная схема рассуждения, его смысловые части

Урок развития речи

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.

Способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно,правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Знать о рассуждении как о функционально-смысловом типе речи, знать структуру рассуждения, о возможности включения элементов рассуждения в другие типы речи (описание, повествование); находить структурные элементы рассуждения (тезис, доказательство) в повествовательном тексте

55

      1

23.01

Суффикс. Приставка.

Суффикс как значимая часть слова. Суффикс как словообразовательная морфема

Комбиниро-

ванный урок

Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Знать определение суффикса, смысловое значение суффикса; правильно выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами; определять значения, выражаемые суффиксами; группировать слова по значению суффиксов

56

      1

27.01

P.p. Выборочное изложение по тексту В.М. Пескова «Последний лист орёшника»

Выделение в тексте главной и второстепенной информации. Изучающее чтение. Подробный пересказ. Тип речи

Урок развития речи

Интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалога с автором текста.

Воспринимать одну из подтем прочитанного художественного текста в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие заданной теме при изложении

Знать характеристики выборочного изложения;(воспроизведение одной из подтем, находящейся в разных частях исходного текста);

57

     1

28.01

Чередование звуков. Беглые гласные

Чередование гласных  в корнях слов. Типы чередований. Появление чередований при образовании форм слов и новых слов

Чередование согласных в корне. Варианты морфем.

Беглые гласные как варианты чередования

Комбинирован

ный урок

Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык, интерес к созданию текстов.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; работать в группе, коммуникативно взаимодействуя с одноклассниками в процессе выполнения одного задания

Знать о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов, об отражении некоторых чередований на письме; знать перечень чередующихся звуков; знать о чередовании гласных о и е нулем звука в одной и той же морфеме; распознавать чередование гласных и согласных звуков в корне при образовании и изменении слов; распознавать слова с беглыми гласными о и е в разных морфемах;

58

     1

30.01

Варианты морфем. Морфемный разбор слова

Порядок морфемного разбора. Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав

Урок изучения нового материала

Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Способность определять последовательность действий, работать по плану.

Знать порядок морфемного разбора слова; выполнять морфемный разбор слова (устный и письменный).

59

     1

3.02

Правописание гласных и согласных в приставках

Правописание неизменяемых приставок

Комбинирован

ный урок

Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.

Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Знать правило правописания гласных и согласных в приставках, кроме приставок пре- и при- и приставок на з- (с-); способ проверки гласных и согласных в приставках по сильной позиции; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний

60

     1

4.02

Буквы  з и с на конце приставок

Приставки на з-с

Комбинирован

ный урок

Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.

Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; строить рассуждение, обосновывать свою точку зрения

написаниt букв з,с на конце приставок; знать о единообразном написании приставки с-; знать словарные слова, представленные в теме; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; правильно писать слова с непроверяемыми написаниями

61

     1

6.02

Буквы o-a в корне -лаг-, -лож-

Буквы о-а в корне -раст-, -рос-

Корни лаг – лож

Корни –раст-, -рос

Урок изучения нового материала

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.

Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;

Знать правило написания букв а-о в корне –лаг-лож; знать о том, что нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне; правильно писать слова с изученной орфограммой

62

     1

10.02

Буквы ё-о после шипящих

Буквы и-ы после ц.

Повторение

Буквы ё-о после шипящих в корне

Буквы ы — и после ц

Комбинирован

ный урок

Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.

Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать актуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;

Знать правило написания букв и-ы после ц в корнях, в словах на –ция, в окончаниях, в суффиксах; знать слова-исключения; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний

Знать правило написания букв ё-о после шипящих в корне; знать слова-исключения;

63

     1

11.02

Контрольный диктант № 4 по разделу «Морфемика. Орфография»

Морфемный состав слова. Правописание гласных и согласных в корне. Правописание приставок. Основные средства выразительности

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Способность к самооценке

Способность осуществлять самоконтроль

Правильно писать слова с изученными орфограммами

64

     1

13.02

P.p. Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Устное описание предмета. Тема. Основная мысль текста

Урок развития речи

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в устной или письменной форме.

Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно выражать свое отношение к изображенному на картине; создавать устный или письменный текст, соблюдая нормы его построения;

Знать о роли деталей в художественном описании, содержание понятия «натюрморт»; описывать малопредметные натюрморты; создавать текст-описание.

65

     1

17.02

Работа над ошибками. Самостоятельные и служебные части речи

Комбинирован

ный урок

Способность к самооценке

Способность осуществлять самоконтроль

Уметь применять правила к словам с изученными орфограммами во время работы над ошибками.

66

     1

18.02

Имя существительное как часть речи

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Имя существительное как часть речи. Лексическое значение имени существительного. Морфологические признаки существительного, его роль в предложении, употребление в речи                                                                                         

Комбинирован

ный урок

Осознание ответственности за произнесенное

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться толковым словарем; способность строить рассуждение.

Знать, что обозначает существительное, что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, что признак и действие могут выражаться через значение предметности; знать морфологические признаки существительных (род, число, падеж), о синтаксической роли существительных; доказывать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения; отличать существительные, образованные от прилагательных и глаголов, от прилагательных и глаголов; определять морфологические признаки существительных

67

     1

20.02

Имена существительные собственные и нарицательные

Имена существительные собственные и нарицательные.

Комбиниро-ванный урок

Понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа; гордость за героическое прошлое русского народа и за его язык.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, и текстов упражнений; владеть диалогом; владеть речевым этикетом в заданной ситуации.

Знать основания деления существительных на собственные и нарицательные, правило употребления большой буквы в именах собственных , правильно писать собственные имена, заглавия книг, газет и т.п.; графически обозначать условия выбора верных написаний;

68

     1

24.02

P.p. Сжатое изложение по притче Е.А. Пермяка «Перо и чернильница»

Текст. Главная и второстепенная информация в тексте. Основная мысль текста. Деление текста на абзацы. Стиль текста. Выделение ключевых слов. Приемы сжатия текста

Урок развития речи

Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.

Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста в свернутой форме;

Знать структуру рассуждения, повествования; находить ключевые слова в каждой части текста; уметь включать элементы рассуждения в повествование; сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста.

69

     1

25.02

Морфологический разбор имени существительного

Морфологические признаки существительного. Порядок морфологического разбора

Урок актуализации имеющихся знаний и навыков

Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.

Способность определять последовательность действий, работать по плану.

Знать порядок морфологического разбора имени существительного; выполнять морфологический разбор имени существительного.

70

     1

27.02

Род имен существительных

Род как постоянный признак существительного

Комбинирован

ный урок

Понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа; гордость за героическое прошлое русского народа и за его язык.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать и дополнять информацию, представленную в таблице.

Знать о грамматической категории рода существительных, о возможном нарушении норм русского литературного языка при определении рода существительных;

71

     1

3.03

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только множественного числа

Существительные, имеющие форму только единственного числа

Урок изучения нового материала

Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; перерабатывать информацию из текстовой формы в форму таблицы.

Знать о лексических группах существительных, которые имеют форму только единственного числа; распознавать существительные, имеющие форму только единственного числа; Знать о грамматической категории числа и реальном количестве предметов; знать о лексических группах существительных, имеющих форму только множественного числа; распознавать существительные, имеющие форму только множественного числа,

72

     1

4.03

Три склонения имен существительных

Типы склонений имён существительных

Комбиниро-ванный урок

Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; перерабатывать информацию из текстовой формы в форму таблицы.

Знать о склонении имен существительных, об основании деления существительных на три типа склонения; знать о начальной форме существительного; уметь находить начальную форму и определять склонение существительных; склонять указанные существительные.

73

     1

6.03

Падеж имен существительных

Правописание гласных в падежных окончаниях в единственном числе

Падежные окончания существительных

Комбиниро-ванный урок

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; адекватно понимать информацию письменного сообщения (темы текста, основной мысли и т.д.);

Знать правило правописания гласных е,и в падежных окончаниях существительных в ед. ч. (в том числе у существительных на –ия, -ие, -ий); знать порядок рассуждения для применения правила; распознавать существительные с изучаемой орфограммой;

74

     1

10.03

Контрольный диктант № 5 по теме «Имя существительное»

Падежные окончания существительных

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Способность к самооценке.

Способность осуществлять самоконтроль.

Правильно писать слова с изученными орфограммами.

75

     1

11.03

P.p. Изложение (текст В.П. Астафьева)

Тема текста, микротемы, план

Урок развития речи

Интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалога с автором текста

Воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие заданной теме при изложении исходного текста с изменением формы лица;

Знать о возможности использования существительных-синонимов для устранения неоправданных повторов одних и тех же слов, для более точного выражения мыслей

76

     1

13.03

Множественное число имен существительных

Правильное употребление имен существительных в речи. Орфоэпические и грамматические нормы

Комбинир-ованный урок

Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Знать об особенностях склонения существительных во множественном числе в дательном, творительном и предложном падежах, об образовании и употреблении в речи формы именительного падежа множественного числа некоторых существительных мужского рода на –и, -ы, -а, -я, об образовании форм

77

     1

17.03

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Повторение

Буквы о-е после шипящих и ц  в окончаниях существительных

Комбиниро-ванный урок

Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

Знать правило правописания о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных; правильно писать о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных написаний;

78

     1

18.03

Контрольный диктант №6 по теме «Правописание имён существительных»

Имя существительное. Морфологические признаки. Правописание падежных окончаний имен существительных. 0после шипящих. Синтаксическая роль существительного в предложении

Урок развития речи

Способность к самооценке.

Способность осуществлять самоконтроль.

Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять морфологический  разбор слова.

79

     1

20.03

P.p. Сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»

Рассуждение как тип речи. Рассуждение в описании.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в устной форме; оценивать чужое сочинение.

Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать отношение художника к изображаемому; выражать свое отношение к изображаемому на картине;

Знать об элементах рассуждения в описании; включать элементы рассуждения в устное описание излбраженного на картине; составлять отзыв на устное сочинение одного из учеников.

80

     1

1.04

Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи

Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение. Род, число, падеж прилагательных.

Синтаксическая роль имени прилагательного

Комбиниро-ванный урок

Осознание ответственности за произнесенное

Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать информацию письменного сообщения (темы текста, основной мысли и т.д.).

Знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать об особенностях употребления прилагательных в речи; определять морфологические признаки прилагательного (род,число, падеж); подбирать синонимы к указанным прилагательным

81

     1

3.04

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Падежные окончания прилагательных. Согласование прил. с сущ. Правописание безударных окончаний имён прилагательных

Комбиниро-ванный урок

Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.

Извлекать актуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

Знать правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных; знать о возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода (-ый, -ий, -ой) и о том, что эти окончания нельзя проверить вопросом; знать порядок рассуждения для верного определения окончания прилагательного; знать правило написания букв о-е в окончаниях прилагательных после шипящих;

82

     1

7.04

Прилагательные  полные и краткие

Полные и краткие прилагательные. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. прилагательных

Урок изучения нового материала

Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.

Извлекать актуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; находить и исправлять грамматические ошибки в заданных предложениях.

Знать о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенностях кратких форм прилагательных, об их синтаксической роли, правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящий; различать полную и краткую формы имен прилагательных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль;

83

     1

8.04

Р/Р Сочинение по картине (А.Комаров. «Наводнение»)

Описание животного. План, его роль в организации текса. Отбор материала по плану. Типы речи. Тема, основная мысль. Языковые особенности художественного стиля.

Урок развития речи

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.

Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать отношение художника к изображаемому; выражать свое отношение к изображенному на картине; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения;

Знать о специфике описания животного, изображенного на картине; знать структуру текста типа повествование; составлять текст-описание животного на основе изображенного на картине.

84

     1

10.04

Морфологический разбор имени прилагательного

Порядок морфологического разбора. Общее значение прилагательного. Морфологические признаки

Урок актуализации имеющихся знаний и навыков

Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.

Способность определять последовательность действий, работать по плану.

Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного; выполнять морфологический разбор имени прилагательного.

85

     1

14.04

P.p. Сочинение «Как я испугался». Повторение

Урок развития речи

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.

Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Создавать собственный текст по заданному плану; включать в повествовательный текст элементы описания животного.

86

     1

15.04

Контрольный диктант № 7по теме «Имя прилагательное»

Имя прилагательное. Морфологические признаки. Правописание прилагательных

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Способность к самооценке.

Способность осуществлять самоконтроль.

Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять морфологический  разбор слова.

87

     1

17.04

Работа над ошибками. P.p. Художественное описание животного на основе наблюдения

Комбини-рованный урок

Способность к самооценке.

Способность осуществлять самоконтроль.

Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять морфологический  разбор слова при работе над ошибками

88

     1

21.04

Глагол как часть речи

Глагол как часть речи. Общее значение. Морфологические признаки (на основе изученного в начальной школе). Употребление глаголов в речи

Комбиниро-ванный урок

Осознание ответственности за произнесенное

Извлекать актуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; уметь доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; определять морфологические признаки глагола.

89

     1

22.04

Не с глаголами

P.p. Рассказ

Раздельное написание не с глаголами. Глаголы- исключения

Урок развития речи

Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; соблюдать нормы речевого этикета.

Знать правило написания не с глаголами; правильно писать глаголы с не; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять глаголы с не; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять глаголы с не в речи; рассказывать о глаголе в форме научного описания.

90

     1

24.04

Неопределенная форма г Правописание -тся и - ться в глаголах лагола

Инфинитив. Суффикс инфинитива. Основа инфинитива..

Комбиниро-ванный урок

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для воспроизведения исходного текста в устной форме.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пересказывать исходный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе пересказа основные нормы русского литературного языка; уметь выступать перед аудиторией сверстников.

Знать,что неопределенная форма глагола – это начальная форма; знать окончания неопределенной формы, правило употребления ь после ч в неопределенной форме; распознавать глаголы в неопределенной форме;

91

     1

28.04

Виды глагола

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Способы образования видовых пар

Комбиниро-ванный урок

Осознавать лексическое и грамматическое богатство русского языка.

Извлекать актуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы; пользоваться орфографическим словарем.

Знать о видах глагола, об их значениях, о видовых парах глаголов; знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида; пользоваться приемом распознавания видов глагола по вопросам,

92

     1

29.04

Буквы е-и в корнях с чередованием

P.p. Невыдуманный рассказ о себе

Буквы е-и в корнях с чередованием

Комбиниро-ванный урок

Осознавать лексическое и грамматическое богатство русского языка

Извлекать актуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

Знать перечень корней с чередованием е-и, условия выбора букв е-и в изучаемых корнях, различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением; правильно писать слова с чередованием е-и в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.

93

     1

5.05

Контрольный диктант № 8 по теме «Глагол»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Способность к самооценке.

Способность осуществлять самоконтроль.

Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять морфологический  разбор слова.

94

     1

6.05

Работа над ошибками. Время глагола. Прошедшее время

Вид и время глаголов. Образование временных форм от глаголов совершенного и несовершенного вида. Лексические нормы употребления глагола

Комбиниро-ванный урок

Осознавать лексическое и грамматическое богатство русского языка.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Знать об изменении глаголов по временам; определять вид и время глаголов.

ь  об изменении глаголов в прошедшем времени, о суффиксе, служащем для образования прошедшего времени, правило написания безударной гласной перед суффиксом –л- в прошедшем времени, о правильном ударении в глаголах прошедшего времени (понимал, понял, поняла и др.); изменять глаголы в прошедшем времени по числам, а в единственном числе – по родам; правильно писать безударную гласную перед суффиксом –л- в прошедшем времени; графически объяснять условия выбора правильных написаний; соблюдать правильное ударение в глаголах в прошедшем времени.

95

     1

8.05

Настоящее время

Глаголы в настоящем времени. Образование глаголов настоящего времени. Их значение

Комбиниро-ванный урок

Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.

Извлекать актуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида, о правильном ударении в глаголах настоящего времени (звонит и др.); распознавать глаголы в форме настоящего времени; изменять глаголы в настоящем времени; соблюдать правильное ударение в указанных глаголах

96

     1

12.05

Будущее время

Две формы будущего времени: простая и сложная. Способы образования форм будущего времени

Комбиниро-ванный урок

Стремление к речевому совершенствованию.

Извлекать актуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Знать формы (простую и сложную) будущего времени, способы образования форм будущего времени; распознавать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени; образовывать формы будущего времени глагола в речи

97

     1

13.05

Спряжение глаголов.

I и II спряжение глагола, глаголы-исключения. Способ определения спряжения глаголов

Урок актуализации имеющихся знаний и навыков

Стремление к речевому самосовершенствованию.

Извлекать актуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

Знать определение спряжения глагола, личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения, о правильном ударении в глаголах облегчит, упростит; определять спряжение глагола; изменять указанные глаголы по лицам и числам

98

     1

15.05

Морфологический разбор глагола

Морфологические признаки глагола. Синтаксическая роль в предложении. Употребление глаголов

Комбиниро-ванный урок

Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.

Способность определять последовательность действий, работать по плану.

Знать порядок морфологического разбора глагола; выполнять морфологический разбор глагола (устный и письменный).

99

     1

19.05

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Употребление времен. Повторение

Форма глагола 2-го лица единственного числа. Употребление глаголов данной формы в предложениях без подлежащего. Ь в глаголах второго лица

Комбиниро-ванный урок

Стремление к речевому самосовершенствованию.

Извлекать актуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

Знать правило употребления ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа; находить изучаемую орфограмму в слове; правильно писать слова с изучаемой орфограммой; графически обозначать условия выбора правильного написания

100

     1

20.05

Контрольный диктант № 9 по теме «Правописание глаголов»

Общее значение, морфологические признаки глагола. Правописание глагола

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Способность к самооценке

Способность осуществлять самоконтроль

Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять морфологический  разбор слова.

101

     1

22.05

Повторение и систематизация изученного

Разделы науки о языке

Части речи, их морфологические признаки, правописание слов с изученными орфограммами

Урок комплексного применения ЗУН

Способность к самооценке

Способность осуществлять самоконтроль

Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять морфологический  разбор слова.

102

     1

26.05

Орфограммы в приставках и корнях слов.

Гласные. Ударные и безударные. Согласные. Части речи, части слова. Условия выбора орфограмм

Орфография и морфология. Части речи. Части слова. Правописание падежных окончаний существительных, прилагательных, личных окончаний глаголов

Урок комплексного применения ЗУН

Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык

Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения; строить рассуждение; обосновывать свою точку зрения; определять успешность своей работы.

Знать об условиях об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении; группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения (в притавке, в корне) и по основному условию выбора; графически их обозначать.

103

     1

27.05

Орфограммы в окончаниях слов.

Орфография и морфология. Части речи. Части слова. Правописание падежных окончаний существительных, прилагательных, личных окончаний глаголов

Урок комплексного применения ЗУН

Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.

Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения;

Знать, что выбор гласных в окончаниях слов связан с морфологией; знать об условиях выбора гласных в окончаниях разных частей речи, об их графическом обозначении; правильно писать слова с изученными орфограммами в окончаниях и графически их обозначать.

104

     1

29.05

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

Простое предложение. Обращение. Однородные члены предложения. Обобщающее слово. Знаки завершения, разделения, выделения. Члены предложения. Знаки препинания в простом осложненном и сложном предложении, в предложении с прямой речью

Урок комплексного применения ЗУН

Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык.

Соблюдать в практике письменного общения изученные пунктуационные правила; определять успешность своей работы.

Знать изученные пунктуационные правила; правильно расставлять знаки препинания в простом предложении (с однородными членами, с обращением), в сложном предложении, в предложении с прямой речью.

105

     1

30.05

Заключительный урок- викторина.

Текст. Тема. Основная мысль. Тип речи. Стиль речи. Основные понятия мор-фемики. Лексическое значение слова. Синонимы. Анто- нимы.Орфограммы в корне, окончании, приставке

Урок закрепления и систематизации знаний учащихся

Способность к самооценке

Способность осуществлять самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5-9 класс в соответствии с требованиями ФГОС

Рабочая программа по биологии 5-9 класс в оответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по изо 5-7 класс в соответствии с требованиями ФГОС.

Рабочая программа, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по географии 5-9 классы в соответствии с требованиями ФГОС

Настоящая рабочая программа по географии для 5-9 классов сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК под.ред. Е.М. Домогацких....

Рабочая программа по истории для 6 класса в соответствии с требованиями ФГОС

Структура рабочей программы полностью соответствует современным требованияМ  ФГОС...

Рабочая программа по физической культуре 9 класс в соответствии с требованиями ФГОС (102 часа)

Рабочая программа по физической культуре 9 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе авторской программы В.И. Ляха. В программе кроссовая подготовка заменена лыжной, за счет вариат...

Рабочая программа по физической культуре 10 класс в соответствии с требованиями ФГОС (102 часа)

Рабочая программа по физической культуре 10 класс (102 часа) составлена  в соответствии с требованиями ФГОС на основе авторской программы В. И. Ляха. Программа включает лыжную подготовку вместо к...