Статья "Игровые элементы на уроках русского языка"
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Бойду Екатерина Каадыр-ооловна

В даннгой статье включены игровые технологии,которые  можно использовать на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primery_igrovyh_tehnologiy_.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках русского языка

 Игровые технологии успешно используют все учителя начальной школы, учителя русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства.

Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку.

Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.

Игры.

І. «Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формирование орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

І. Рыбка, дубки, гриб. Вьюга, варенье, ручьи. Чулок, чучело, чум.

ІІ. Подъезд, съемка, подъем.Склад, град, клад. Ворона, ворота, воробей.

 

ІІ. Игра « Почтальон».

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей ( по 4-5 чел) приглашения.

Дети определяют куда их пригласили.

ОГОРОД: грядки, калитка, редиска, морковка.

ПАРК: дорожки, дерезки, дубки, листья.

ШКОЛА: книжки, обложки, тетрадь, линейка.

ЗООПАРК: клетка, мартышка, травка, решетка.

 

ІІІ. Игра « Шифровальщики».

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико- фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло- различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Например: жыил- лыжи, ански- санки, кьоинк- коньки.

Отгадчику предстоит не только отгадывать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
  2. Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)
  3. Плнаеат,здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда,орбита,снег)

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать  также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Большой интерес у ребят вызывает работа с картинкой. К.Д.Ушинский писал: « Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова…- начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное,заговорит свободно, непринужденно…». Работу с картинкой можно проводить регулярно- не реже одного раза в неделю. Для этого можно использовать серии картинок, иллюстрации сказок, картины природы, просто один цветок или неживой предмет.Красочная содержательная картина оказывает на ребенка глубокое эмоциональное воздействие, обогащает его мысли и чувства, побуждает к высказыванию. При работе с картиной, где изображен один цветок, можно предложить его внешний вид, затем внутренний мир цветка, его настроение.

А на уроках литературы я часто провожу работу по составлению свободных рассказов о том, что дети видели и наблюдали. Это развивает у детей наблюдательность , вызывает желание делиться своими впечатлениями, формирует умение живо и эмоционально рассказывать об увиденном и пережитом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе I вида Тема урока. Изложение с элементами сочинения.

Урок русского языка в 9 классе I вида Тема урока. Изложение с элементами сочинения. Конспект будет интересен учителям, работающим с глухими детьми....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по УМК Рыбченковой Л.М. Тема урока "Повествование с элементами описания".

Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Развитие речи.   Повествование с элементами описания. Обучающее изложение.(Упр.239)УМК: Рыбченкова Л.М. и др. Просвещение, М.,2015 г.Кл...

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА

Обучение – процесс, который развивается во времени и имеет свою логику перехода от незнания к знанию. Урок представляет собой лишь одно звено этого процесса. Содержание урока несвободно, оно вытекает ...

Научная статья "Использование элементов методики преподавания русского языка как иностранного на уроках второго иностранного (немецкого) языка

Существуют противоположные мнения, опираться ли на родной (русский) язык при обучении иностранному языку. Часто даже выражается мнение, что учитель должен сам знать не менее двух иностранных языков и ...

Методическая разработка "Игровые элементы на уроках русского языка"

Много лет занимаюсь разработкой дидактических игр к урокам русского языка и литературы. Убеждена, что элементы игры способны не только оживить урок, но и помогают эффективно усвоить учебный материал....