УРОК КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА В 8 КЛАССЕ
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Данный урок - один из этапов подготовки учащихся  8 класса к ОГЭ. В основе этих уроков лежит работа с текстом. Основная задача таких уроков – выработка орфографических и пунктуационных навыков, формирование творческих навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_utrom_vy_prosnetes_ot_strannogo_zvuka_v_steklo_i.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА В 8 КЛАССЕ

Барышкина Татьяна Михайловна,

учитель МБОУ СОШ № 95 г.Воронежа

Данный урок - один из этапов подготовки учащихся  8 класса к ОГЭ. В основе этих уроков лежит работа с текстом. Основная задача таких уроков – выработка орфографических и пунктуационных навыков, формирование творческих навыков.

Цель урока: Выработка  умений  создавать сочинение-рассуждение.

Задачи урока:

  1. Закрепить основные речеведческие понятия.

  1. Развивать навыки, связанные с осмыслением текста при определении проблемы, поднятой автором.

  1. Формировать умение выразить авторскую позицию.

  1. Выражение собственного отношения к поднятой проблеме.

Оснащение урока: использование интерактивной доски

                               

Текст (проецируется на интерактивную доску; предложения без  знаков препинания ):

1. Если утром вы проснетесь от странного звука в стекло и приподнявшись увидите синицу на подоконнике не удивляйтесь – из леса пожаловал гость. 2. Если вы каждое утро хотите просыпаться под колокольчик синицы положите на подоконник кусочек сала  и  постоянная дружба синиц дятлов и  поползней вам обеспечена.

3. Это соседство людям совсем не в тягость. 4. Человеку легче живется когда  холода и  ненастье  если рядом эти суетливые и доверчивые попрошайки. 5. Всякое проявление жизни рядом питает душу… 6. Осенью около дома собирается немало живности. 7. Ласточки скворцы перед отлетом обязательно посещают родную скворечню – сидят  посвистывают.

8. Не так, как весной,- тихо, задумчиво свистят, будто что-то вспоминают. 9. Если у дома растет рябина или калиновый куст – ожидайте дроздов, свиристелей, снегирей. 10. И на земле приглядитесь  явились мыши, юркая ласка, охотница за мышами, еж по ночам шуршит в саду листьями. 11. А старые и надежные друзья – синицы почти не отлучаются, весь день на виду: пинь- пинь… 12. Маленький колокольчик. 13. Услышишь - и вздохнешь глубже, и лишний раз улыбнешься…

Слово учителя.

Автор данного текста Василий Песков. Это человек, влюбленный в природу. И всем известны его зарисовки о природе, в которых он показывает влияние окружающей среды на состояние здоровья и души человека.

Беседа по осмыслению текста.

  1. Докажите, что это рассуждение
  2.  Найти средства выразительности

  • -слова со значением оценки

(Колокольчик синицы, доверчивые попрошайки, старые и

надежные друзья.)

  • сравнения

(Как весной, будто что-то вспоминают.)

  • приложения

(Друзья-синицы, юркая ласка - охотница за мышами.)

  • фразеологизм

(не в тягость)

  • слова, употребленные в переносном значении:

(Питает душу, дружба синицы обеспечена, из леса пожаловал

 гость, ласточки и скворцы посещают родную скворечню,

задумчиво свистят.)

З.   Грамматические средства.

  • Какое местоимение встречается здесь?

(Вы. Обращает наше внимание на то, что это относится ко всем).

  • Какой союз употребляется чаще других?

(Если. Автор заставляет нас внимательно следить за природными

явлениями, заставляет бережно относиться к  природе, черпать в

ней вдохновение.)

4.   Синтаксические средства.

  • Найти односоставные предложения, в том числе и в составе

          сложных. Определите их тип.

(Безличные и определенно-личные. Они обращают наше

внимание на то, что текст касается всех).

  • Что еще характерно для этого текста?

(- Бессоюзные предложения помогают почувствовать

взаимодействие человека и природы.

- Однородные члены. Они придают определенную мелодичность

 тексту.)

Проведем орфографическую разминку:

  1. Найти слова с чередующимися гласными. Объяснить их правописание.
  2. Записать слова с приставками, правописание которых зависит от значения, от первого звука корня.
  3. Правописание ь после щипящих.

Синтаксическая разминка.

  1. Объяснить расстановку знаков препинания в предложениях с разными видами связи.
  2. Составить схему расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами
  3.  Калиновый куст с/сочетание построено на основе подчинительной связ и - согласование. Перестроить данное словосочетание   с подчинительной связью   на основе управления.

4 Построить схему предложения 4, способ связи придаточных определить.

5 В предложении 1 замените слово «пожаловал» стилистически нейтральным синонимом.

6 Выписать грамматичесую основу предложения 1.

Итоговые задания:

  1. Напишите сочинение-рассуждение по данному тексту.
  2. Напишите, о чем этот текст, какова позиция автора. Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Комплексный анализ текста" (подготовка к ГИА, 9 класс)

Открытый урок по русскому языку, направленный на подготовку учащихся 9 классов к сдаче ГИА. Рассматриваются приемы сжатия текста, тестовые задания....

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

Открытый урок: Изучение языка, как духовной памяти народа, проявления национального и личностного самосознания, результат взаимовлияния и взаимопроникновения разных культур. (Комплексный анализ текста). 8 класс.

Открытый урок: Изучение языка, как духовной памяти народа, проявления национального и личностного самосознания, результат взаимовлияния и взаимопроникновения разных культур. (Комплексный анализ текста...

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК ЕГЭ русский язык КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 5 КЛАСС РАБОТА №1.

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОКЕГЭ русский языкКОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА5 КЛАССРАБОТА №1....

Конспект урока по теме "Имя существительное. Орфограммы в именах существительных. Комплексный анализ текста" 10 класс

Повторение лексических, грамматических категорий имени существительного, орфограмм на примере текста Ю.Бондарева. Подготовка к сочинению-рассуждению в форме ЕГЭ....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Открытый урок. Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе.

Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ....