Действительные и страдательные причастия
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Мануйлова Ольга Анатольевна

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehkarta_manuylovoyoa_1.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта.

ФИО педагога: Мануйлова Ольга Анатольевна МБОУ СОШ №10 г. Струнино Владимирской области.

Предмет: русский язык.

Класс: 7.

Тип урока: урок "открытия" нового знания.

Тема: "Действительные и страдательные причастия ".

Тема

Действительные и страдательные причастия.

Цель

Формирование целостного представления о разрядах причастий.

Задачи

Предметные: знать общее значение действительных и страдательных причастий, уметь разграничивать их, находить и исправлять ошибки в случае их смешения.
Метапредметные: развивать логическое и абстрактное мышление; развивать умение самостоятельно получать знания; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды учебной деятельности; развивать орфографическую зоркость.

Личностные: интересоваться новым учебным материалом и способами решения новой задачи; бережно относиться к родному языку.

Технологии

Технология развития критического мышления через чтение и письмо, приемы из технологии  проблемного обучения, ИКТ-технология.

УМК

Т.А.Ладыженская,  М.Т.Баранов, 2014 год, ФГОС.

Этапы учебного занятия

Планируемые результаты

Задания для учащихся

Деятельность ученика

Деятельность учителя

1. Организационный момент(1 минута).

Личностные: формируют адекватное содержательное представление о школе.

Регулятивные: умеют выбирать средства для организации своего поведения.

Подготовить рабочее место к уроку.

Подготавливают рабочие места к уроку.

Мониторинговая функция.

2. Этап мотивации (3 минуты).

Личностные: осуществляют поиск личностного смысла, развивают способность к идентификации себя как члена гражданского общества, испытывают чувство гордости за свою страну, уважение истории.       Коммуникативные: развивают умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

1.Проанализировать высказывание на слайде 1.

2.Показать уровень понимания прочитанного, задавая вопросы друг другу и отвечая на них.

3. Записать предложение с причастным оборотом, объяснить постановку знаков препинания, если они есть.

1.Анализируют высказывание на слайде 1.

2. Задают вопросы друг другу и отвечают на них.

3. Записывают предложение с причастным оборотом, объясняют постановку знаков препинания, если они есть.

1.Мотивирует учащихся к учебной деятельности (приложение 1, слайд 1).

2.Кнотролирует деятельность учащихся.

3. Предлагает записать предложение с причастным оборотом. В случае затруднения использует наводящие вопросы.

3.Этап актуализации знаний (5 минут).

Познавательные: демонстрируют готовность к принятию и решению учебных задач; осуществляют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: умеют учитывать выделенные ориентиры действия и строить ориентировочную основу в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: способны строить понятные для партнера высказывания.

1.Словарная работа (слайды 2-5). По лексическому значению отгадайте слово, запишите, поставьте ударение, выделите корень.

2.Актуализировать знания о причастии (слайд 6), задавая друг другу вопросы и отвечая на них.

3. Записать тему урока, сформулировать цель и задачи (слайд 7).

1. Выполняют словарную работу.

2. Актуализируют знания о причастии (слайд 6), задавая друг другу вопросы и отвечая на них.

3. Записывают тему урока, называют его цель и задачи (слайд 7).

1. Контролирует деятельность учащихся.

2. Демонстрирует слайд 6, который поможет актуализировать знания о причастии.

3. Подводит учащихся к теме урока, предлагает сформулировать его цель и задачи (слайд 7).

4.Этап совершения пробного действия (3 минуты).

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач логические операции. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; анализируют ответы товарищей.

Проанализировать изображенное на слайде 8, выдвинуть гипотезу о разрядах причастий.

Анализируют изображенное на слайде 8, строят предположения, слушают и обсуждают ответы товарищей.

Демонстрирует слайд 8. Предлагает высказать гипотезу о различии данных причастий.

5.Этап локализации индивидуальных затруднений (5 минут).

Регулятивные: извлекают необходимую информацию из учебника; осознают недостаточность своих знаний.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

1.Проанализировать изображенное на слайде 9 с помощью правила в учебнике параграф 16, с.44. Сделать вывод о различении страдательных и действительных причастий.

2.Прокомментировать знаки препинания.

1. Читают правило на с.44, параграф 16, анализируют слайд 9. Делают вывод о различении причастий.

2. Комментируют знаки.

1. Демонстрирует слайд 9.

2. Организует и сопровождает деятельность обучающихся.

6.Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений (7 минут).

Познавательные: систематизируют собственные знания.

Регулятивные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

1. Прочитав еще раз правило, устно воспроизвести его (работа в парах).

2. Слайд 10. Высказать предположение об отсутствующих записях в ячейках.

3. Сверить с эталоном на слайде 11, записать таблицу в тетрадь для опорных конспектов.

1. Выполняют задание в парах.

2. Рассматривают таблицу на слайде, высказывают предположения.

3. Сверяют с эталоном и записывают в тетрадь для опорных конспектов.

1. Контролирует выполнение задания.

2. Демонстрирует слайд 10. Предлагает высказать предположение об отсутствующих записях в некоторых ячейках.

3. Организует деятельность обучающихся.

7. Этап реализации построенного проекта (6 минут).

Регулятивные: умеют выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения.

Упр.100 выполнить самостоятельно в тетради (двое сильных учеников за дополнительную доску: один выполняет первую часть задания, другой – вторую). Сверить ответы.

Выполняют задание. Сверяют ответы с написанным на доске.

Организует и сопровождает деятельность учеников.

8.Этап обобщения затруднений (2 минуты).

Познавательные: осуществляют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Проанализировать свою работу. Устно поставить себе оценку по пятибалльной шкале. Сделать вывод по итогам деятельности.

Анализируют работу, ставят оценки. Делают вывод, слушают и обсуждают ответы товарищей.

Учитель предлагает еще раз сделать вывод о различении разрядов причастий
и проверить предположения, сделанные в начале урока.

9.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (6 минут).

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; развивают практическое умение использовать принципы кодирования.

1.Выполнить задание (раздаточный материал, приложение 2). 2.Взаимопроверка по эталону на доске (слайд 12). 3.Выставить оценку (по баллу за задание).

1.Выполняют задание.

2. Проверяют друг друга по эталону.

3.Ставят оценки.

Организует и сопровождает деятельность учеников.

10.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (2 минуты).

Личностные: осознают рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика, осознают необходимость совершенствования на основе этой рефлексии. Регулятивные: умеют оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, понимать причины ее успеха/неуспеха. Познавательные: умеют сравнивать цель и результат.

1.Дидактическая игра «Найди ошибку» (слайд 13).

2. Определяют уровень успешности на уроке, строя связные монологические высказывания.

1. Играют.

2. Строят высказывания, определяют уровень успеха.

1. Проводит игру.

2. Анализирует и корректирует высказывания.

11.  Домашнее задание.

 

Записать домашнее задание.

Записывают домашнее задание, задают вопросы по содержанию задания.

Предлагает дифференцированное домашнее задание:

Параграф 16, опоры повторить, 1. Упр. 101.

2. Упр. 102 (творческое задание).

Приложение 1.

Презентация к уроку http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/10/31/deystvitelnye-i-stradatelnye-prichastiya

Приложение 2.

Тест.

В1

В2

1. Найти словосочетание со страдательным причастием.

1. Найти словосочетания с действительным причастием.

а) на пестреющем лугу;

а) плескавшиеся волны;

б) о движущемся предмете;

б) построенный дом;

в) опавшие с тополя;

в) проверенная учителем;

г) отнятая игрушка;

г) летящим самолетом;

д) разлившаяся по небу.

д) переданная людям.

2. Найти словосочетание с действительным причастием.

2. Найти словосочетания со страдательным причастием.

а) написанная учеником;

а) засыпанные аллеи;

б) распиленная плотником;

б) покрашенный забор;

в) ведущая в парк;

в) сидящая девочка;

г) посаженные весной;

г) борющийся за свободу;

д) опрокинутый котенком.

д) рассказывающий о путешествии.

3. Найти словосочетания с действительным причастием.

3. Найти словосочетание со страдательным причастием.

а) плескавшиеся волны;

а) на пестреющем лугу;

б) построенный дом;

б) о движущемся предмете;

в) проверенная учителем;

в) опавшие с тополя;

г) летящим самолетом;

г) отнятая игрушка;

д) переданная людям.

д) разлившаяся по небу.

4. Найти словосочетания со страдательным причастием.

4. Найти словосочетание с действительным причастием.

а) засыпанные аллеи;

а) написанная учеником;

б) покрашенный забор;

б) распиленная плотником;

в) сидящая девочка;

в) ведущая в парк;

г) борющийся за свободу;

г) посаженные весной;

д) рассказывающий о путешествии.

д) опрокинутый котенком.

5. Выберете строку, в которой все слова написаны правильно.

5. Выберете строку, в которой все слова написаны правильно.

а) экслибрес, регистратура, гувернёр;

а) автобиография, гувернёр, матрос;

б) капетан, гувернантка, офицер;

б) капетан, гувернантка, офицер;

в) автобиография, гувернёр, матрос.

в) экслибрес, регистратура, гувернёр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»

Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....

Презентация к уроку в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"

Презентация к уроку  русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия. Суффиксы причастий"....

Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"

В данном разделе находится разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия". Конспект сопровождается презентацией, где  наглядно представ...

презентация "Действительные и страдательные причастия"

В презентации содержится вспомогательный материал для изучения темы "Действительные и страдатальные причастия"...

Тест по теме "Действительные и страдательные причастия"

Проверить умение учащихся различать действительные и страдательные причастия...

Образование действительных и страдательных причастий. Суффиксы причастий (таблица)

В материале демонстрируется образование действительных и страдательных причастий. В таблице представлены суффиксы причастий с примерами....