Приемы коррекции правописных умений школьников
статья по русскому языку на тему

Журавлева Нина Кузьминична

Сложность работы по формированию орфографических умений и навыков очевидна. Чтобы научить детей преодолевать ту или иную орфографическую трудность требуется проделать большое количество упражнений на протяжении не одного года. В особом внимании нуждаются дети, которые пишут  "механически", не задумываясь, не видят своих ошибок. В статье дана попытка обобщить опыт работы именно с этой группой детей, описываются формы, методы и приемы коррекции правописных умений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение опыта работы20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы коррекции правописных умений школьников

 Отчего у нас так мало людей, пишущих совершенно правильно,

                                 отчего даже и в печати так часто являются ошибки против правописания?

Не оттого ли, что мы не довольно уважаем основательное усвоение первых

                начал, азбуку всего дела, знание которой не составляет заслуги, но которой

                                        неведение непростительно?

                    Я.К.Грот

Наше время требует ясной, простой, четкой устной и письменной речи, владения коммуникативно-речевыми умениями. Должны ли выпускники писать грамотно, обязана ли школа дать обучающимся прочные навыки правописания? Вопрос риторический… Однако, как показывает практика, усвоение учащимися навыков правописания оставляет желать лучшего. Не секрет, что часто по тому, грамотно  ли человек пишет, судят о его знании языка, о его культуре, наконец, вообще о нем самом. Быть грамотным- это чувствовать себя уверенным в любой ситуации письменного общения. Человек должен постоянно поддерживать себя не только в хорошей физической, но и в хорошей орфографической форме, должен как можно чаще тренироваться в правописании. Как спортсмен, накачивающий мышцы, использует различные виды силовых упражнений, так и мы, те, кто учит, и те, кто учится, проделываем большое количество разного рода работы с целью  преодолеть ту или иную орфографическую или пунктуационную трудность. Это кропотливая работа ведется на протяжении не одного года, выработка навыков правописания- длительный процесс. Учитель, как правило, встречается с очень серьезными трудностями в работе по формированию орфографических и пунктуационных навыков.
Десятки лет ученые, методисты, учителя ищут ответ на вопрос: как повысить грамотность наших учеников?
 Методических путей решения проблемы орфографической, пунктуационной грамотности и общей культуры учащихся много. Работа по орфографии –многоплановая работа. Это и систематизация орфографических правил, и закрепление правописных навыков, и изучение слов с непроверяемыми орфограммами, и , наконец, коррекция правописных умений и навыков учащихся.

На первом этапе коррекционной работы необходимо показать учащимся значимость орфографических норм для письменного оформления высказывания, усилить мотивацию для самостоятельного выявления учащимися пробелов в орфографических умениях и работе над ними.

«На первый взгляд это обычный город. ОН как будто не отличается от знакомых нам городов. Разве только вывесками. Почти на каждой какой-нибудь рисунок. Написано: «Римонт шлябб» - и нарисована шляпа с аккуратной заплатой. Немного дальше- «Овасчи и фрукты». На рисунке репа, морковь, яблоки. Недалеко снова такая же вывеска: «О!вышчи ифрукты» и повторяется рисунок.

Вот трамвай. Много пассажиров. Все читают свежие газеты, молчат. В лицах читателей напряженность, сосредоточенность, даже суровость. Преодолевают текст: надо каждое слово угадать в переменчивой буквенной одежде. Чтение в этом городе- дело серьезное и требует полного внимания. У нас каждый вторник во вех газетах напечатано «вторник», и нигде не видно никаких других написаний, а в городе без орфографии вдруг можно встретить : «фторнег», не сразу догадаешься, что это такое» (По М.В.Панову)

Составляя письменно сообщение на тему «Зачем нужна орфография?» ребята внимательны к соблюдению орфографических норм, при затруднении обращаются к орфографическому словарю. После проверки записи учителем или одноклассником анализируют свои ошибки, находят ответ на вопрос, какие правила плохо помнят. Работа с текстами подобного типа создает благоприятные условия для переосмысления и осознания учебного материала.

Кроме того, большой педагогический эффект дают примеры из собственной практики. Например, задаю вопрос: как в слове из трех букв «еще» можно сделать 4 орфографических ошибки. Оказывается можно, если графический облик этого слова приобретает у ученика такой вид: «исчо». Или предлагаю обучающимся догадаться, какое слово написано : «прытцытатиль». Подобные задания убеждают детей, как трудно читать безграмотное письмо. «Писать безграмотно- значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе»( По Л.В.Щербе)

Обратимся непосредственно к приемам, способствующим продуктивной коррекционной работе. Интерактивная доска позволяет реализовать как совершенно новые, так и уже годами отработанные педагогические приемы, в том числе и по коррекционной работе, поскольку соединяет бесспорные преимущества компьютера с достоинствами обычной школьной доски. При конструировании слайдов для коррекции орфографических умений и навыков необходимо организовать систему работы так, чтобы она функционировала как единое целое. Этой цели служат опорные обобщающие таблицы-схемы. Учитель, имея набор таблиц-схем, может сопоставлять одни правила с другими, помогая учащимся систематизировать ранее изученный материал.  Систематизирующие таблицы из учебного пособия Шатовой Е.Г.«Русский язык в современной школе», в которых дана новая группировка орфографического материала , в значительной мере способствуют не только развитию у учащихся умений обобщать и дифференцировать изучаемые явления, исключают механическое запоминание, поддерживают активную мыслительную деятельность, но и корректировать знания , умения и навыки по изученным темам.

На интерактивной доске по нормам СанПиНа  разрешено работать не более 20-25 минут, поэтому использую и другие приемы, которые считаю эффективными. Раздаточные материалы помещаю в файлы. Ученики выполняют задание фломастерами, вставляя пропущенные букв и знаки препинания прямо на целлофане. После выполнения упражнения запись легко  стирается.  

Полезны для каждого учителя различные приемы запоминания сделанных учащимися ошибок, которые рекомендуются в книге Остриковой Т.А. «Орфография в школе: полувековой опыт обучения». Любой учитель возьмет на вооружение рекомендации о тормозящем чтении и способах работы с орфографическими словарями, мнемонические приемы и различные игры: «Зоркий глаз», «Помоги Пете Ошибкину» и др.

Самым важным этапом в коррекции знаний, на мой взгляд, является индивидуальная работа с учащимися, не усвоившими соответствующие орфограммы. При проверке работ на полях тетради вместо общепринятого обозначения орфографической ошибки ставлю № орфограммы. Выполняя работу над ошибками, ученик самостоятельно применяет алгоритм применения орфографического правила. Учитель составляет индивидуальную карту, которая представляет собой таблицу, где по горизонтали расположены названия основных орфограмм, по вертикали-источники информации о типичных ошибках. В столбцах записываются слова, в которых ученик допустил ошибки. Карту заполняет учитель по мере проверки письменных работ. На первый взгляд кажется, что такая работа требует от учителя больших временных затрат  (для изготовления индивидуальных карт, сводной таблицы, методического обеспечения и пр.) Это действительно имеет место быть на первых этапах работы, но впоследствии быстро окупается высокой результативностью и самостоятельностью учеников. Ученик  начинает обращать внимание на то, чего он не знает, сам начинает видеть свои промахи, проявляет желание быстрее их ликвидировать. Учитель же получает возможность не только регулярно проводить целенаправленную работу над ошибками, но и сделать ее более эффективной.

Орфографические навыки закрепляются постоянно, в том числе и при работе над ошибками, допущенными в словарных словах. Интересен прием прописывания в воздухе с закрытыми глазами слов с непроверяемыми гласными в корне. Этот прием нравится детям, в дальнейшем они не делают ошибок в слове.

Хороший результат дает самостоятельное выявление учащимися пробелов в их орфографических знаниях и навыках и выяснение причин своих ошибок. Например, работая с текстом из «Энциклопедического словаря юного филолога», дети находят причины орфографических ошибок. Они могут быть такими: не задумываюсь о том, как пишу; пытаюсь вспомнить правило, но не могу; помню правило, но не могу найти проверочное слово; затрудняюсь в разборе слова по составу, не могу определить , в какой части слова находится орфограмма и др. А если ученик знает причины своих ошибок, значит, он на полпути к освоению труднейшей науки грамотного письма.

                               Литература:

  1. «Русский язык в школе»-2009, №5
  2. Острикова Т.А. «Орфография в школе: полувековой опыт обучения».-М.: 2007
  3. Шатова Е.Г.«Русский язык в современной школе».- М.: Дрофа, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы, средства, методы и приемы коррекции дисграфии у младших школьников

Особый интерес к изучению дисграфии связан с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших ...

Перевод предметных умений в общеучебные умения школьника на уроках ИЗО

 «ПЕДАГОГИКА – не наука, а искусство: самое обширное, сложное,     самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опир...

Методическое пособие «Коррекция общетрудовых умений и навыков школьников с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения» ( из опыта работы)

Актуальность проблемы коррекции трудовой деятельности детей с особыми образовательными потребностями обусловлена современной ситуацией в специальном образовании, стимулирующей педагогов к разработке п...

Недостатки чтения и письма младших школьников и некоторые приемы коррекции

Умение ребенка читать и писать по определенному алгоритму...

Коррекция правописных умений и навыков. Пунктуация.

Коррекция правописных умений и навыков. Пунктуация.План:История современной пунктуации.     2.Анализ характерных пунктуационных ошибок.     3. Систематизация пу...

Статья "Коррекция общетрудовых умений и навыков школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения"

Коррекция общетрудовых умений и навыков школьников с интеллектуальными нарушениями на уроках трудового обучения...