Тема: Буквы а–о в корне гар – гор
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Колоколова Татьяна Александровна

Познакомить с лексическим значением корней «гор» и «гар»; научить определять условия выбора «о» и «а».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkrytiya_novyh_znaniy_6_kl.fgos_.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Буквы а–о в корне гар – гор 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Предмет: русский язык

Класс 6

Технологическая карта изучения темы

Тема

Буквы а–о в корне гар – гор 

Цели

Образовательные: познакомить с лексическим значением корней «гор» и «гар»; научить определять условия выбора «о» и «а».

Предметные умения

Формировать УУД:

Планируемый результат

находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне гар – гор, правильно писать слова с названной орфограммой, различать написание в омонимичных корнях (с чередованием букв а–о в корне гар – гор и проверяемой буквой безударного гласного), графически обозначать условия выбора орфограмм.

- Личностные УУД

- Регулятивные УУД

- Коммуникативные УУД

- Познавательные УУД

развивать интерес к изучению языка вычленять в тексте слова с изученной орфограммой, расширять свой пассивный словарный запас на основе усвоения слов.

пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица), владеть разными видами аудирования.

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Для этого владеть правильным типом читательской деятельности;

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.

Владение устной и письменной речью.

анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму, использовать ИКТтехнологии.

Основные понятия

Лексика, корни

Межпредмет-ные связи

Культура речи.

Ресурсы:

Учебник , презентация по теме

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в микрогруппах (по 2 человека)

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация рабочего места обучающихся.Выявление отсутствующих.

III. Взаимодиктант.

Проводится по материалам домашнего упр. 134, 138. 

Несколько учащихся диктуют классу отобранные ими слова, затем комментирование записанного

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

IV. Введение в тему урока. Постановка проблемы.

Физминутка

Вводное слово учителя:

Язык наш сладок, чист и пышен, и богат,

Но скудно вносим мы него хороший склад.

Так чтоб незнанием его нам не бесславить,

Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.

Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,

А правильно писать потребно всем уметь.

А. П. Сумароков.


-Обратите внимание на доску, прочитайте отрывок, вставьте пропущенные буквы, аргументируйте свой ответ.

Побывав в усадьбе графов Бобринских в разгар

осени , вы насладитесь красотой этой удивительной поры и прик…снетесь к прошлому. Время ст…рает все, но печать изящного вкуса надолго останется в этих стенах. В XVIII веке «графский дом », распол…женный на плоском холме, считался «жемчужиной края». В наше время дворец продолжает бл..стать своей красотой. Здесь соприк...- саешься с истинными ценностями, которые вечны и среди шороха опадающих листьев, и среди р...стущих весенних трав, в пору летнего разноцветья и в суровые зимы. В Богородицком дворце вы окунетесь в мир неброской прелести пейзажей и ваша любовь к русской природе разгорится еще ярче.

1.Чередование - это замена одного звука другим при образовании и изменении слов. Согласны?

2. Корень кос-кас– это корень с чередованием. Согласны?

3. В корнях с чередованием лаг- лож перед г пишется о, перед ж пишется а. Согласны?

4. Корень гор-гар – это корень с чередованием. Согласны?

– Посмотрите на записи. Что их объединяет?

лаг – лож раст – (ращ) – рос гар – гор

– Попробуйте предположить, о чём будет идти речь на уроке.

Учитель задаёт вопросы по учебнику.

В качестве проверочного ученики могут предложить слова гарь, загар, но сразу фиксируют разницу в написаниях и делают вывод, что….

Чему должны научиться на уроке?

Перед учащимися лежат два сигнальных значка, красного и зеленого цвета, ребята попарно зачитывают слова с чередование гласных в корне и озвучивают примененное к ним правило. У согласны с ответом товарищей, поднимают зеленый значок, если не согласны-красный.

Психологическая настройка учащихся, с целью концентрации внимания и нацеливания на рабочий лад.

Анализируют текст, делают выводы, вставляют пропущенные буквы, аргументируют ответы руководствуясь правилами.

(Буквы а–о в корнях.)

(О новых корнях с чередованием а–о.)

проверочное слово «не работает», здесь другой вид орфограммы – орфограмма – буква чередующихся гласных в корне.

Вывести (сформулировать) правило для написания буквы гласного в корне гар – гор и научиться правильно писать слова с этими корнями.

Умение применить правила в конкретных ситуациях, обосновать свой ответ, корректировать ответы товарищей.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

V. Поиск решения. Открытие новых знаний.

Работа с учебником стр. 94. Наблюдение представленной схемы можно провести по учебнику или представить на доске.

Задание: Рассмотрите схему, вспомните и расскажите, от чего зависит написание гласных в корнях с чередованием а// о.

Назовите, самостоятельно, корни, в которых чередуются гласные, подберите примеры, подтверждающие правила их написания.

Прочитайте слова, Являются ли они однокоренными? Докажите.

– От чего зависит выбор букв а–о в корне с чередованием гар – гор?

– Сделайте вывод.

Заря, зарница-зорька, зарево.

Гореть, загорать-гарь, загар.

Полагать, слагать-положить, сложить.

Расти-выращу-росла.

Поскакать-подскочить.

Коснуться-касаться.

2. Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника.

– Какое основное условие выбора написания в корне с чередованием гар – гор?

– Чем оно отличается от условий для изученных ранее корней с чередованием а–о (лаг – лож; раст (ращ) – рос)?

3. Составьте схемы правила, приведите примеры.

Работа с учебником стр.94

Рассматривают схему, рассказывают от чего зависит написание слов с чередованием гласных в корнях слов, подбирают примеры, подтверждающие правила их написания.

1.Наблюдают за словами, делают вывод о написании корней.

2. Чтение правила по учебнику

3. Составление схемы правила, приведение собственных примеров.

√ / /https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_563784c8cdc1c/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-6-klassie-na-tiemu-bukvy-a-o-v-kornie-ghar-ghor_1.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_563784c8cdc1c/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-6-klassie-na-tiemu-bukvy-a-o-v-kornie-ghar-ghor_1.png

ГОР -- ГАР

Регулятивные УУД

3. Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

VI. Развитие умений.

1. Упр. 77 стр.95 – развивается умение находить в словах орфограмму – букву а–о в корне гар – гор, различать омонимичные корни и отличать данную орфограмму от орфограммы – проверяемой буквы безударного гласного в корне, устно и графически объяснять условия выбора орфограмм.

– Сколько омонимичных корней вы обнаружили?

– Сделайте вывод: что важно знать, чтобы правильно применить правило написания букв безударных гласных в корне? (Знать значение слова (корня) и не смешивать слова с омонимичными корнями.)

2. Упр. 78 стр.95 – развивается умение писать слова с разными орфограммами, в том числе с орфограммойбуквой а–о в корне гар – гор, графически обозначать условие выбора орфограммы.

3. Дополнительно:

Упр. 76 стр.95– вставьте букву а–о в корне гар – гор.

1.Вырабатывают алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания):

1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных.

2) Выделить звукосочетание [гар].

3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.

4) Определить, ударный гласный в корне или безударный.

5) Применить правило.

6) Подчеркнуть орфограммубукву о или а.

2. Выполняют самостоятельно. Коллективная проверка с комментированием.

Познавательные УУД

4. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

5. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).

6. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Коммуникативные УУД

2. Строить связное монологическое высказывание.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

VII. Итог урока.

– Назовите ключевые слова темы.

– Какую проблему решали на уроке?

– Чему научились?

– Какая работа понравилась больше всего?

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

Регулятивные УУД

5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VIII. Домашнее задание.

1. Уметь рассказать правило, опираясь на схему.

2. Упр. 80, стр.96 списать текст, вставить пропущенные буквы и слова. Обозначить корни с чередованием гласных.

Познавательные УДД

Умение использовать полученные на уроке ЗУН. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерност


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Буква "ч" и "щ" в суффиксах -чик (-щик)

Разработка урока русского языка по теме: " Буквы "ч" и "щ" в суффиксах -чик (-щик)"...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...

урок по теме Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных

Данный урок содержит следующие цели: Повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова, повторить написание букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, совместно...

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Урок русского языка в 7 классе по теме: "Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий" (повторение по теме).

Представлен урок русского языка по теме: "Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени."...