Урок на тему "Несклоняемые имена существительные. Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Этот урок содержит интересный материал, учит определять род несклоняемых существительных, согласовывать несклоняемые существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени,

 способствовует развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса и познавательного интереса.

 воспитывает культуру обращения с языком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_neskl_sushch.docx35.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных.

Цели урока: Дать понятие о несклоняемых существительных, узнать, как определяется род несклоняемых существительных, научиться согласовывать несклоняемые существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени.

 Способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса и познавательного интереса .

 Воспитывать культуру обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться, способствовать нравственному воспитанию.

Тип урока: усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем. Основной вопрос: можно ли определить род несклоняемых существительных.

Метод урока: урок - экскурсия, поиск.

Приемы: аргументировать, рассуждать, находить, выделить, подчеркнуть.

Оборудование: интерактивная доска, таблицы, карточки.

                                              Ход урока.

  1. Просмотр фрагмента из мультфильма «Крокодил Гена».  Под песню «Голубой вагон»  поехали на поезде в город Алматы.

      -  Здравствуйте, ребята! Садитесь! Ребята, мы приехали в город Алматы. Нас ждет увлекательная экскурсия на такси по городу Республики Казахстан. Согласны? Увидим достопримечательности, зайдем в зоопарк. И эта экскурсия поможет получить знания о несклоняемых существительных, научиться определять род несклоняемых существительных. Поехали? Подождите, здесь такое правило, надо купить билеты, для этого ответить на вопросы. Проведем блиц- опрос «ДА-НЕТ». Я буду читать вам утверждения, а после прочтения каждого утверждения либо согласитесь с ним и ответите «ДА» , либо не согласитесь «НЕТ». И мы проверим, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков.

Вопросы:

  1. В русском языке шесть склонений
  2. Изменение слов по падежам называется склонением
  3. Разносклоняемых существительных всего 5
  4. Существительные не изменяются по родам
  5. Непостоянные признаки существительных – падеж и число

Напишем число, тему урока. Цель урока.

Итак, ребята, в дорогу.     Первая наша  остановка «Зоопарк». Чтобы доехать до зоопарка мы должны выполнить 1 задание:

  1. Подберите синонимы к  слову дорога(Слайд 4)

-Правильно, синонимы к слову дорога – путь, шоссе, трасса. А теперь, просклоняйте существительные дорога, путь и шоссе. (Слайд 5)

С/р.  Шоссе- (с.р.) дорога с твердым покрытием.

-Проверим.

-Что вы можете сказать о существительных дорога и шоссе, путь?

-Да, существительное шоссе не изменяется и не склоняется. Как вы думаете, много таких слов в русском языке? Пока немного. (Слайд 6)

-Как связывать несклоняемые имена существительные с другими словами  в словосочетания?  (Слайд 7)

В русском языке есть небольшая группа существительных, которые не склоняются и  не изменяются по числам. К ним относятся: . (Слайд 8)

  • нарицательные и собственные существительные иноязычного происхождения с конечными гласными  -а, -о,-е,-и,-у,-ю: без пальто, по шоссе, у кенгуру, в меню, возле Баку;
  • иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: голос Эдит, стихи поэтессы Алигер, роль Кармен;
  • русские  и украинские фамилии на –о и –их(-ых): с Макаренко, у Чешко, с Дурнова;
  • сложносокращенные слова буквенного характера: в ГАИ, из СМИ,

Прочитайте стихотворение. (Слайд 9)

Колибри, кенгуру, шоссе,

Фламинго, пони, шимпанзе,

Какао, кофе, домино,

Алоэ, радио, кино,

Такси, метро, купе, пальто,

Кашне, кафе, трюмо, манто,

И какаду, драже, пари,

И интервью, рагу, жюри,

И пианино, и фойе,

Пюре, бюро и ателье -

Ты все слова запоминай

И никогда не изменяй!

-О чем это стихотворение?

-В каких строчках раскрывается основная мысль стихотворение?

-Как вы думаете , откуда эти слова пришли в русский язык

-Правильно, это существительные иноязычного происхождения и они не склоняются,  т. е. имеют для всех падежей одну и ту же форму.

-Ребята, вот мы и доехали до зоопарка. Давайте посетим зоопарк и послушаем интересные  сведения о животных и птицах.  (Слайд 10-12)

1-ый ученик: Колибри-……. 

1-ой ученик:  Шимпанзе-…..

3-ий ученик: Кенгуру-…… 

4-ый ученик: Фламинго-……

-Ребята, каких животных можно еще увидеть в зоопарке?

-Теперь , чтобы доехать до следующей остановки, мы выполним 2-ое задание: . (Слайд 13,14)

  Маленьк….   пони, длиннохвост…  кенгуру, розов…   какаду,  смешн…  шимпанзе.

-Чего не хватает прилагательным? Что нужно знать, чтобы правильно подобрать окончание? 

-Правильно, нужно знать род  несклоняемых существительных. Как правильно определить род несклоняемых одушевленных существительных? ( Нужно задать вопрос к прилагательным от сущ., знать лексическое значение слова).

Мужской род (какой?)

Женский  род (какая?)

Средний род (какой?)

      Вывод:

Несклоняемые одушевленные имена существительные, обозначающие животных: какаду, шимпанзе, кенгуру. (Слайд14)

Несклоняемые одушевленные имена существительные, обозначающие лица женского пола: мадам, леди, фрау. (Слайд 15-18)

Несклоняемые одушевленные имена существительные, обозначающие лица мужского пола. (Слайд 19-20)

Задание. Разбор предложения по членам. (Слайд 21)

Моё внимание привлёк красивый денди.

-Ребята, мы с вами немного проголодались, давайте зайдем в кафе. Это наша вторая остановка.

 В кафе нам приносят меню. В меню закрались несклоняемые существительные.

-Давайте, найдем и закажем блюда, которые обозначены несклоняемыми  существительными. (Слайд 22)

        Меню

Салат «Оливье»

Суши

Какао

Рагу

Лечо

Сок

Суп

 С/р.  Суши- (с.р.) блюдо традиционной японской кухни, обозначает «маринованная рыба,» приготовленное из риса и различных морепродуктов(Слайд 23)

- Определить признаки несклоняемых существительных(Слайд 24)

- Почему глагол-сказуемое среднего рода? Даны предложения. (Слайд 25)

- Давайте, послушаем еще одно сведение.

 Ученик: Салат «Оливье» изобрел в шестидесятые года 19 века повар-француз Люсьен Оливье. Способ приготовления салата Люсьен Оливье держал в тайне и с его смертью секрет рецепта утерянным. В наши дни ни  Новый год, ни День рождения, ни какой-либо праздник не проходит без этого замечательного салата.

-Ребята, на десерт я приготовила вам загадку: (Слайд 26)

Он на палочке стоит,

Шоколадом весь облит.

Сидят деточки в кино,

В ручках держат ЭСКИМО.

-Если вы, ребята, найдете в этой загадке еще одно несклоняемое неодушевленное существительное, то мы зайдем в магазин верхней одежды. И вам, и нашим гостям будет интересно в нашей 3-ей остановке.

-Какую верхнюю одежду вы знаете?

С/Р.  Манто-(с.р.) широкое женское пальто, обычно меховое.

Кашне-(с.р.) узкий шейный шарф, надеваемый под пальто. (Слайд 27)

Ответ на вопрос.  Как можно определить род несклоняемого неодушевленного существительного? (Поставить глагол в прошедшем времени)

Доказательство: (Слайд 28)

  • Красивое манто висело на вешалке. (с.р.)
  • Лёгкое кашне украшало мою шею. (с.р.)

Обобщение по определению рода несклоняемых неодушевленных имен существительных: (Слайд 29) 

  • Несклоняемые неодушевленные имена существительные иноязычного происхождения в большинстве своем относятся к среднему роду. Шерстяное кашне, красивое кашпо, вкусное лечо
  • Слово кофе предпочтительнее относить к м.р.    Вкусный кофе
  • Род может определяться по видовому понятию:

Салями (колбаса) – ж.р.

Кольраби (капуста) – ж.р.

Пенальти (удар) – м.р.

          Обобщение по определению несклоняемых существительных, обозначающих географические названия и названия органов печати. (Слайд 30)

  Род несклоняемых существительных-географических названий определяется родом тех имен нарицательных,  которыми они могут быть заменены. Например: Алматы – город. Значит, существительное Алматы мужского рода. Алматы – несклоняемое существительное. Южной столицей РК является прекрасный  Алматы.

  Работа с учебником. Упражнение 225. Стр. 94. (Слайд 31) 

             Обобщение по определению рода сложносокращенных слов.

 (Слайд 32)

  • Род сложносокращенных слов, образованных из начальных букв, определяется по роду главного слова.
  • СНГ – Содружество Независимых Государств (Ср.р.)

Некоторые сложносокращенные слова, оканчивающиеся на твердую согласную, являются существительными м.р., если они образованы из начальных звуков.

     -  Вуз, МИД (м. р.)

Примеры (Слайд 33) 

Проблемная ситуация  при определении рода сложносокращенного слова. (Слайд 34) 

Закрепление изученного материала. Работа в парах. Тесты. 

 Стихотворение. Алгоритм. (Слайд 35) 

Из истории. (Слайд 36) 

-Как называется подземная железная дорога?

-Хотите ли вы поехать домой на метро? Давайте, тогда ответим на эти вопросы.

-Когда было открыто подземная линия в Алматы?

-В чем преимущество метро?

-Еще в каких городах есть метро?

(Метро – подземная железная дорога. Открыт 1 декабря 2011 года. Алматинский метрополитен — первый в Казахстане).

Выводы. (Слайд 37) 

  • В чем различие неизменяемых и изменяемых существительных?  
  • Как можно определить род неизменяемых существительных?
  • К какому склонению мы отнесем неизменяемые существительные?  
  • Какую роль играет словарь при использовании в речи неизменяемых существительных?
  • Помогают ли предлоги при определении падежа несклоняемых имён существительных? ( Например, передать по радио, ехать на метро)

Рефлексия. (Слайд 38) 

  • Что нового узнал на уроке?
  • Что мне удалось выполнить на уроке и почему?

Домашнее задание. (Слайд 39) 

Выписать из толкового словаря несклоняемые существительные, объяснить их лексическое значение. (3-4).        

Упражнение 225, 226.

Итог урока. Оценки.

 Работа в парах с тестом.

1. Найдите правильный ответ:

1) Несклоняемые имена существительные имеют окончания.

2) Несклоняемые имена существительные для всех падежей имеют одну и ту же форму.

3) Несклоняемые имена существительные относятся только к среднему роду.

2. Укажите "лишнее слово":

1) домино;

2) окно;

3) пальто;

4) трико.

3. Укажите существительное женского рода:

1) авеню;

2) какаду;

3) кофе;

4) кашне.

4. У какого несклоняемого существительного правильно определен падеж?

1) в ателье – Д.п.

2) без пальто – Р.п.

3) по радио – П.п.

4) у табло – Д.п.

Алгоритм

Определи

Одушевлённое                                                                                          Неодушевлённое          

Лицо женского пола                                               Географическое                                      нет

           Лицо мужского пола + животное                         название

                                                                             

Ж.р                         М.р.                             Родовое понятие

Но  иваси, цеце                                   живописный Капри

                                                                          (остров)                                                        слова  -о, -е,

                                                           

                                                                                    Сложносокращённое                                         с.р.

                                                                                         слово

                                                                               главное слово

                                                                            АТС (станция)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе.Учебник Э.М. Береговская "Синяя птица"

В данной работе содержатся задания на отработку грамматического материала по теме "Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе"....

Конспект-презентация урока русского языка "Закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном".

Конспект - презентация урока русского языка разработан для учащихся коррекционных школ VIII вида 9 класс по учебнику Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. "Русский язык 9 класс", Москва, "Просвещение", 20...

Упражнения по немецкому языку на тему "Имя существительное. склонение имен существительных"

Упражнения по немецкому языку на тему "Имя существительное. склонение имен существительных"...

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...

Проверочная работа по определениям имени существительного и имени прилагательного

Проверочная работа по определениям имени существительного и имени прилагательного...