Конспект урока русского языка в 5 классе «Правописание -тся и -ться в глаголах»
план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Отработка навыка правописания -тся и -ться в глаголах с применением игровой технологии обучения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                       «СРЕДНЯЯ  ШКОЛА №33»

                     Г. ДЗЕРЖИНСК  НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                        Конспект  урока  русского языка

                                           в 5 классе

             «Правописание  -тся и  -ться в глаголах»

             

                                                                      Подготовила

                                                        учитель русского языка и литературы

                                                            Ушакова Лидия Александровна

                                                       г. Дзержинск

                                                              2015

                          Урок русского языка в 5 классе по теме    

                         «Правописание  -тся и  -ться в глаголах»

Цель: познакомить учащихся с условиями выбора написания – тся и –ться в глаголах.

Задачи: 

- научить правильно произносить и писать глаголы  на –тся и – ться;

- научить употреблять в речи глаголы, заканчивающиеся  на – тся и –ться;

- формировать орфографическую зоркость;

- формировать умение находить слово,  к которому относится глагол, ставить от него вопрос  к глаголу;

- обогащать словарный запас учащихся;

- способствовать воспитанию у детей личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической и творческой деятельности; воспитание здорового  образа жизни, влечение к спорту.

Средства обучения: словесные;  наглядные.

Оборудование: мультимедийная  презентация.

Тип:  интегрированный (русский язык и физкультура)

Ход  урока

  1. Организационный  момент.

- Здравствуйте  ребята! Я  говорю  вам  «здравствуйте», а  это  значит, что я  вам  всем  желаю здоровья. Задумывались  ли  вы  когда-нибудь  о  том, почему  в  приветствии  людей  заложено  пожелание  друг  другу  здоровья? Наверно, потому, что  здоровье  для  человека – самая  главная  ценность. Мы много на предыдущих уроках говорили о здоровье, о здоровом образе жизни и сегодня мы опять затронем эту тему. И сейчас я хочу вам предложить разгадать загадку, в результате которой вы узнаете важное событие России:

Сюда  в любое время года

Спортсмены приезжают.

И в различных видах спорта

Друг друга побеждают.

Победителя в итоге

Медалью награждают.

И, конечно, флаг страны

Над всеми поднимают.

Все об этом знать нам надо

Ведь это же…………….. олимпиада.

- Олимпиада - слово, означающее важное событие России.

- А каком важном событии идет речь?

- В городе Сочи  в 2014 году состоятся зимние Олимпийские игры. А мы с вами попробуем провести репетицию своих Олимпийских игр в классе. Мы сегодня посетим спортивный комплекс Орфографии и поучаствуем в Спартакиаде разных орфограмм. Каждый из вас имеет возможность показать свои знания, померяться силами. За работу на уроке вы получите медали: «золото» - 5; «серебро» - 4; «бронза» - 3. Без наград, думаю, никто не останется.

- Итак, на старт, внимание, марш!

- В своих опорных листах напишите сегодняшнее число, классная работа.

- Вначале мы проверим ваши знания по предыдущим изученным темам и… попадем на Спортивный стадион. Здесь некоторые ребята будут работать индивидуально по карточкам, другие  пойдут к доске и  напишут кластер по домашнему заданию -правилам, остальные будут разгадывать спортивный кроссворд, записывая в словарики отгаданные слова, объясняя написание.

1. Словарная работа – отгадывание слов кроссворда.

- Какие орфограммы встретились в словах?

Устный ответ по кластерам у доски (2)

- Ребята, а как вы думаете, что должен уметь настоящий олимпиец?

На слайде:

Постоянно занимает(?)ся  спортом

Стремит(?)ся  к победе

Должен борот(?)ся  до  конца

Усиленно тренироват(?)ся

- Как думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?

- Правильно. Сегодня тема нашего необычного урока «Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах».  

Запись темы урока в опорный лист.

- Запишите тему себе в опорный лист. Задача нашего урока изучить орфограмму правописания  тся и ться в глаголах, научиться быстро и правильно применять правило.

-Откройте учебники, прочитайте правило, выделяя в нем карандашом то, что вам уже известно и то, что узнали нового. Чтение и анализ правила – обсуждение.

- Что вы уже знали? Что оказалось новым?

Чтоб не думать, не гадать,

Нужно ль мягкий знак писать,

Надо помнить, что к глаголу

Должен ты вопрос задать.

Мягкий знак в вопросе есть,

То хвала ему и честь –

Нужен тоже он в глаголе.

Так всегда учили в школе!

- Применив правило, запишите то, что должен уметь олимпиец. А записывать мы будем, играя   в игру «Волейбол». Все могут играть в волейбол?

 Распределительная работа:

- Ваша задача на одно поле отправить слова, в которых пишется -ТСЯ, а в другое -ТЬСЯ, выделив орфограмму.

Постоянно занимает(?)ся  спортом, стремит(?)ся  к победе, должен борот(?)ся  до  конца, усиленно тренироват(?)ся,  поднят(?)ся на пьедестал почета, находит(?)ся в отличной форме, купает(?)ся в бассейне,  увлекат(?)ся  отдельным видом спорта, правильно питает(?)ся.

Игра «Гулливеры»

-Ребята, а кто из вас может назвать «Игру Гулливеров»?

- Конечно, это баскетбол. Сейчас мы с вами поиграем в мини - баскетбол.

- Ваша задача заменить словосочетания глаголом, запишите его, объясните правописание окончания. А назовет и запишет этот глагол на доске тот, кому я бросаю мяч.  

  • Проявлять стремление
  • Испытывать волнение
  • Допускать ошибки
  • Принять решение
  • Чувствовать радость
  • Выражать удивление
  • Приветствовать друга

- А сейчас посмотрите на слова на слайде.

-  Скажите в чем их сходство, а в чем отличие.

- Как отличить слова и их написание?

Игра «Стадий»

- Ребята, а кто из вас знает, какой вид спорта называют «королевой спорта»?

Это легкая атлетика. А что такое «Стадий»? Стадий – это бег на короткую дистанцию в Древней Греции, равнявшийся 192 метрам 27 сантиметрам. Как называют человека, бегающего короткие дистанции? Спринтер.

- Мы с вами сейчас отправимся на стадион Орфографии, посоревнуемся в Стадии. А некоторые из вас станут настоящими спринтерами.

- Ваша задача пока звучит музыка собрать нужные окончания, развешанные по классу, и прикрепить к слову, выделив орфограмму. А весь класс не только должен болеть за спринтеров, но и выполнить задание «Стадий» в опорном листе.

(звучит песня)

На доске:

В опорном листе

Девица

Смотрится

Водица  

Льется

Спутница

Обижается

Не стесняться братца

Улица  

Извивается

Учиться

Сестрица

Крутится

Мельница

Будет защищаться львица

Царица

Смеяться

Отличница

Забирается

Синица

Будет гордиться

Столица

Обучается у кузнеца

- Давайте проверим работу спринтеров.

Выводы:

- Ребята, назовите вид спорта, который ведет свою родословную от кулачных боев, воспетых еще Гомером.

- Да. Это бокс. Сейчас мы с вами попадем на боксерский ринг и выбьем ненужный вариант.

Работа с пословицами.

Тестирование «Третий лишний» по вариантам.

Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть третье-лишнее.

- Давайте подведем итоги нашей олимпиады: золото сегодня получили …….; серебро завоевали………; стали бронзовыми победителями ………………..

V. Домашнее задание:

Выучить правило, подготовить подробный устный ответ по теме;  упр. № 640 (письменно по заданию)

Приложение 1.

Число:______________________________________________________________________________Классная  работа._____________________________________________________________________

  1. Словарная  работа:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема  урока: ________________________________________________

  1. Распределительная  работа.

ТСЯ

ТЬСЯ

  1. Орфографическая работа.

  • Цари…..
  • Смея…..
  • Отлични….
  • Забирае……
  • Сини….
  • Будет горди….
  • Столи…
  • Сохрани…
  • Обуча….  у   кузне…

  1. Тестирование «Третий лишний» 
  2. Комментированное письмо.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее   задание: __________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное бразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №33»

города Дзержинска Нижегородской области

Конспект урока по русскому языку
в 10 классе

«Типы речи»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Ушакова Лидия Александровна

г. Дзержинск

 2012


Типы речи.

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 10 классе (по программе А.И.Власенкова).

Цели и задачи.

I. Обучающие.

1) Закрепить умение выявлять композиционные особенности текста, определять тип речи.

2) Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

3) Формировать навык речевой грамотности.

4) Формировать умение составлять тексты разных типов речи.

II. Развивающие.

1) Формировать умение производить стилистический анализ текста.

2) Способствовать расширению лексикона учащихся словами, связанными с архитектурным искусством.

3) Формировать умение пользоваться алгоритмом рассуждения.

III. Воспитывающие.

1) Воспитывать культуру речи учащихся.

2) Обучать умению слушать, рецензировать ответы.

3)Воспитывать уважительное отношение к святыням русской земли, интерес к произведениям архитектурного искусства.

Ход урока.

На экране – слайд с изображением Храма Христа Спасителя. Звучит фонограмма «Колокольные звоны».

I. Лингвистическая разминка.

Ученик читает текст, записанный на доске.

Ст..ял храм в центре земли, шли к нему из года в год стар и млад со своим горем и со своей надеждой, из года в год писалась (не)зримая, вечная книга времён, переворач..вались её страниц.., жил народ, заг..рались и гасли свечи в храме, начинались и кончались войны, пр..ходили и, отбыв свой срок, уходили поколения…

А храм ст..ял потому что каждый из пр..ходящих на землю жаждал в душе вечности и не было человека (не)подвластного чу..ству красоты.

(П.Проскурин)


Словарная работа.

Учитель: В этом тексте речь идет о Храме Христа Спасителя, который является СВЯТЫНЕЙ земли русской.

- А что обозначает слово СВЯТЫНЯ?

Ученик: Слово СВЯТЫНЯ имеет 2 лексических значения (см. Словарь).

1) То, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым (высок.)

Например, народные святыни.

2) Предмет или место религиозного поклонения.

Поклониться святыням.

Учитель: В каком значении мы употребляем слово СВЯТЫНЯ применительно к Храму Христа Спасителя?

(И в 1, и во 2 значении.)

- Назовите однокоренные слова, с помощью которых можно проверить безударную гласную в корне слова.

(Свято, святость.)

Запомните это, т.к. в последующей работе вы это слово используете.

Орфографический и пунктуационный разбор.

Задания:

- Выпишите слова с пропущенными орфограммами, объясните их написание и сгруппируйте.

- Расставьте знаки препинания во втором предложении. Произведите пунктуационный разбор, начертите схему предложения.

(Один ученик выполняет орфографический разбор на доске, другой - пунктуационный. Затем учащиеся производят самопроверку).

II. Повторение.

Учитель:

Скажите, какого типа речи записанный текст?

(Повествование, т.к. здесь сообщается о движении людей и явлений во времени и пространстве. Особая роль принадлежит глаголам: стоял, шли, переворачивались, жил, загорались.)

- А какие еще типы речи вы знаете?

(Описание, рассуждение.)

- Запишите тему урока.

«Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение».

- А как бы вы сформулировали цели и задачи нашей работы?

(Мы должны повторить признаки, по которым различаются типы речи, т.е. смысловые, речевые, композиционные особенности.)

- Еще мы будем совершенствовать умение определять типы речи и составлять тексты разных типов речи.


Работа по группам.

Учитель: Главные особенности разных типов речи вы уже знаете. В качестве повторения предлагаю каждой группе составить фрагменты ОК (опорного конспекта) по теме «Композиционные особенности типов речи».

1 группа - повествование.

2 группа - рассуждение.

3 группа - описание.

4 группа - виды описаний.

(Консультанты проверяют, один ученик от группы отвечает.)

Учитель: После того как повторили типы речи, обратимся к выполненному домашнему заданию.

III. Проверка домашнего задания.

Учитель: Дома выполняли упр. № 303.

«Историческая справка о Храме Христа Спасителя» какого типа речи?

(Это повествование с элементами описания. Повествование, т.к. рассказывается о том, когда Храм построен, по чьему указу, на какие средства, как производилось строительство. Описание научное, т.к. даются точные данные в цифрах, научные исторические факты. Далее - описание действий, трудовых процессов: дыры высверливались, пробки вколачивались, костыли забивали, всё оплеталось и т.д.).

IV. Анализ текста (по группам).

Учитель: А сейчас мы обратимся еще к одному тексту  о Храме Христа Спасителя. Это упр. № 303, ч. 2.

Каждая группа получает своё задание.

1 группа. Определите тему текста. Сформулируйте и  запишите ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ текста.

2 группа. Определите СТИЛЬ ТЕКСТА, обоснуйте свой ответ. Проанализируйте языковые средства, которые использовал автор.

3 группа. Определите ТИП РЕЧИ, обоснуйте свой ответ. Запишите схему строения текста.

4 группа. Исследовательская работа.

- Понаблюдайте за употреблением глаголов в указанном абзаце («Стоял Храм…»)

Сколько всего слов?

Сколько глаголов и глагольных форм?

Определите тип речи. Сделайте вывод.

- Найдите описание Храма Христа Спасителя. Запишите слова, отвечающие на вопросы КАКОВ ПРЕДМЕТ? КАКОЙ ПРЕДМЕТ? Какими средствами выражено значение признака?


Учитель: Прочитайте самые яркие фрагменты текста. (Звучит фонограмма «Колокольные звоны Собора»).

Ребята, смогли вы мысленно представить Храм Христа Спасителя, читая этот текст?

А помогли вам его представить специальные языковые средства, использованные автором этого текста Петром Проскуриным.

Примеры выполненных заданий.

Ученик 1 группы: Тема этого текста - Храм Христа Спасителя. Храм, который представляет собой целый пласт русской национальной культуры, «навечно впечатленный в камень, мозаику, золото, иконопись, фрески, отразивший мощный поток всей русской истории».

Это пласт культуры — что-то великое, величественное, являющееся дорогим, любовно хранимым и чтимым, т.е. это святыня. А всё великое должно помниться всеми поколениями через века, поэтому и «плыли купола над Москвой, связывая дни и ночи, недели и десятилетия в одну неразнимаемую цепь».

Храм был памятью, верой народа,  потому что «каждый из приходящих на землю жаждал в душе вечности и не было человека, не подвластного чувству красоты».

Ученик 2 группы: Стиль Речи - художественный. Текст отличается образностью, эмоционально-эстетическим воздействием на читателей, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка.

Писатель П. Проскурин использует в тексте множество эпитетов:

густые улицы, неумолимое время, зеркальное пространство, неразнимаемая цепь, страждущая душа и т.д.

Автор использует олицетворения: огонёк перебегал, храм парил, купола плыли, солнце играло, храм зарывался.

Сравнение: огонёк перебегал от свечи к свече, словно от одного поколения к другому.

Гиперболы: бесчисленные тени ратников, в беспредельном пространстве храма.

Стилистические фигуры речи.

Анафора: Храм стоял … Это подчёркивает незыблемость, вечность.

Употребление однородных членов предложения и словосочетаний, которые повышают конкретность и изобразительность речи.

Ученик 3 группы: В тексте сочетаются 2 типа речи: повествование с элементами описания.

Повествование, т.к. здесь сообщается, рассказывается о строительстве Храма Христа Спасителя в его временной последовательности. На первый план выдвигается порядок протекания действия. Начинается текст с развязки действия: событие - строительство Храма - передаётся как бы в обратной хронологической последовательности. Мы сначала узнаём о развязке - построенном Храме, а уже потом - о самом действии.

Мы узнаем о том, где Храм возносился, как его строили, когда и как он был открыт, освящён, а также о том, что произошло в начале осени 1932 г.

Повествование включает в себя несколько описаний:

описание предмета, описание места, описание действий и трудовых процессов.

Ученик 4 группы: Исследовательская работа.

В указанном абзаце «Стоял храм в центре земли…» всего 80 слов. Из них глаголов и глагольных форм (причастий и деепричастий) - 17.

Тип речи - повествование, т.к. здесь перечисляются действия в их временной последовательности. (Храм стоял, шли люди, писалась книга времён, жил народ, загорались и гасли свечи в храме, начинались и кончались войны и т.д.)

Все глаголы - несовершенного вида, прошедшего времени, указывают на длительность действия: это необходимо, чтобы перечислить именно действия, события, что характерно для повествования.

Ученик 4 группы: Мы рассмотрели другой абзац: «Облицованный… »

Этот фрагмент - описание предмета. Вот слова, отвечающие на вопросы КАКОВ ПРЕДМЕТ? КАКОЙ ПРЕДМЕТ?

Храм облицованный, мрамором бело-розовым, густыми улицами, громадным куполом, храм освещенный, неумолимое время и т.д.

Значение признака выражено разными способами: именами прилагательными, причастиями, а также деепричастиями со значением признака: блистая куполом (ср. блестящий купол.)

Типовое значение этого фрагмента текста определяется как «предмет и его признак», общий вопрос ко всему тексту - каков предмет?

V. Творческая работа.

Учитель: Анализируя текст, мы определили тип речи, выявили его композиционные особенности, изобразительно-выразительные средства языка.

А теперь наша задача - самим составить тексты определенного типа речи. Творческую работу (написание сочинения – миниатюры) будете выполнять по группам.

Я знаю, что многие ребята были в Храме Христа Спасителя.

Они напишут сочинение-описание по личным впечатлениям.

1 группа.  Описание состояния человека, впервые оказавшегося в Храме Христа Спасителя. Какие чувства возникли у вас? Какие мысли?

2 группа. Сочинение-повествование «Моё знакомство с Храмом Христа Спасителя».

3 группа. Сочинение-рассуждение «Почему Храм Христа Спасителя является святыней земли русской?»

4 группа. Сочинение-описание Храма Христа Спасителя по личным фотографиям и слайдам.

Выполнение работ.

Чтение и анализ работ.

VI. Итоги, выводы.

VII. Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение «Святыня земли русской…»


Список использованной литературы

  1. Власенков А.И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11классы»: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2007г.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 18-е изд., стереотипн.- М.: Рус.яз., 1986.
  3. Тропкина Л.А. Русский язык. 10класс: поурочные планы по учебнику А.И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11классы» – Волгоград: Учитель, 2005.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://www.xxc.ru/ - «Храм Христа Спасителя. Архитектура Храма».
  2. http://predanie.ru/muz/kolokola/ - «Колокольные звоны Собора во имя Владимирской иконы Божьей Матери».
  3. Фотографии Храма Христа Спасителя из личного архива.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

               «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33»

                     Г. ДЗЕРЖИНСК  НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                  конкурс методических разработок по теме

«Здоровьесберегающие технологии в образовательной практике»

                  Методическая разработка урока

                        русского языка в 5 классе

             Повторение изученного по теме

                   «Имя существительное»

                                                                      Подготовила

                                                        учитель русского языка и литературы

                                                            Ушакова Лидия Александровна

                                         г. Дзержинск

                                                 2013

            Повторение  изученного по теме «Имя существительное»

                          «Путешествие в Школу дорожных наук»

Цели и задачи:

1. Обучающие: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя  существительное»; закрепить умения учащихся правильно писать окончания     имен существительных;  совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность; формировать навык речевой грамотности.

2. Развивающие: формировать умение пользоваться алгоритмом рассуждения; формировать умение производить анализ текста (выборочно); формировать умение составлять текст определенного типа речи.

3. Воспитывающие: воспитывать культуру речи учащихся; обучать умению слушать, рецензировать ответы; сформировать у школьников необходимость знания правил дорожного  движения, научить использовать полученные знания в повседневной  жизни.

                               Ход урока.

1. Учитель. Доброе утро, ребята. Я рада видеть ваши лица, ваши  улыбки и думаю, что сегодняшний день всем принесет радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

-  Запишите в тетради число и тему урока.  Ребята, а как бы вы определили цели и задачи нашего урока? (Мы должны повторить  все изученное об имени существительном, повторить орфограммы и подготовиться к диктанту.)

Учитель. Да, наша цель – повторить все, что мы знаем об имени существитель-ном, повторить все орфограммы, изученные в этом разделе, и еще должны проверить, как умеем на практике (в письменной речи) применять свои знания. А повторять мы сегодня будем необычно: весь урок мы с вами будем …путешествовать!

Учитель. В некотором царстве, в некотором государстве есть волшебная Школа дорожных наук. Учиться там очень интересно, сейчас и мы с вами отправимся туда.  Как в любой сказке, на пути нас ожидают разные препятствия, которые необходимо преодолеть. Только тогда мы достигнем цели.

       Представьте себе, что мы из школьного кабинета вышли на улицу, Здесь утром и вечером беспрерывным потоком движутся трамваи, троллейбусы, автомобили. Четкая работа транспорта и безопасность движения зависят и от водителя, и от пешеходов, поэтому правила дорожного движения должны знать не только те, кто садится за руль, но и пешеходы. Эти знания мы сможем получить в Школе дорожных наук.  Итак, отправляемся! Каждый из вас получил «Путевой лист», в котором вы сами будете отмечать свои успехи. Добираться до Школы дорожных наук долго, путь неблизкий, поэтому туда лучше поехать.

Пока ждем транспорт, давайте повторим основные сведения об имени существительном по ОК (опорному конспекту).

2.Игра «Спрашиваем – отвечаем»: ребята 1 группы задают вопросы, ребята 2 группы на них отвечают, а ребята 3 группы – эксперты. Если  ответ неверный, они зажигают  красный свет светофора. (Полетное повторение по ОК).

3. Вот к остановке подъехали автобус и  троллейбус. Посмотрим, кто из вас быстрее доедет до Школы дорожных наук.  Уверена:  это будут  те, кто лучше знает правила дорожного движения и правила русского языка. Как всякая наука, дорожная наука имеет свои специальные слова. И сейчас наша

 задача – написать их правильно. Пишем словарный диктант «Отгадай  и

запиши».

1).Чтобы я тебя повез, мне не нужен овес.

      Напои меня бензином, на копыта дай резину.

      Поднимая всюду пыль, побежит … (автомобиль).

2). Пьет бензин, как молоко,                         Возит грузы и людей

      Может бегать далеко,                              Ты знаком, конечно, с ней (машина).        

3). Удивительный вагон!                                 5). На самом перекрестке

     Посудите сами:                                                  Висит колдун трехглазый,

     Рельсы в воздухе, а он                                      Но никогда не смотрит

     Держит их  руками. (Троллейбус)                   Тремя глазами сразу.(Светофор)            

4). Спозаранку за окошком                              6). По пригоркам, по равнинам

      Стук, и звон, и кутерьма.                                 Я веду свою машину.

      По прямым стальным дорожкам                     Я люблю дорог простор,

      Ходят красные  дома.  (Трамвай)                    А зовут меня …(шофер).

(Продолжение словарного диктанта):  шоссе, маршрут, территория, тротуар,

транспорт, пассажир, пешеход, велосипед, регулировщик, метро, сзади, впереди, переход.

Учитель. А теперь проверьте диктанты друг у друга и поставьте оценки в «Путевой лист».  ( Взаимопроверка.  Слова  на экране). Кому поставили «5»?

Молодцы!  Кому поставили «4»? Тоже молодцы! Остальным ребятам надо подучить словарные слова.

4.Учитель.  Диктанты проверены, что же нас ждет сейчас? Отгадайте:

     Начало – нота, потом оленя украшенье,

     А вместе – место оживленного  движения.      (до – рога).

Итак, отправляемся в дорогу.  А  чтобы ехать было веселее, послушайте песенку о дороге. ( Включаю песню «Дорога», одновременно ассистенты ставят телевизионный экран).

Учитель. А знаете ли вы , почему дорога  дорогой зовется? Не знаете? Тогда посмотрите и послушайте. А заодно помогите нашему дзержинскому телевидению, которое объявило конкурс на замещение вакантной должности диктора.  Кто хочет себя испытать? _____________     ________________

Остальным  ребятам задание: слушая сообщения, озаглавьте текст и определите тип речи. (Работа с текстом об этимологии слова).

1 ученик. Знаете ли вы, почему дорога  «дорогой» зовется? Не знаете? Тогда  послушайте. Было это в стародавние времена. Жили в ту пору наши предки-славяне среди непроходимых лесов. В поисках подходящих мест для посева пробирались сквозь дремучие леса, топором вырубали заросли. Расчищенное место называлось  дором.  Там селились: строили избы, сараи, распахивали землю. Но не сидеть же им все время на своем доре, надо ведь и на рыбную ловлю ходить или ездить и доставлять домой туши убитых на охоте диких зверей.

       И вот люди в чащобах стали прорубать проходы – тропинки. Их назвали путиками. А потом путиками соединили один  дор  с  другим и назвали путик  дорогой. Дорога – это путь от одного дора к другому, от одной деревни к другой.

Учитель. Как можно озаглавить текст? Определите тип речи. (Сигналим светофорными карточками).

2 ученик. А как появился тротуар? Это случилось в старой Москве много-много лет назад. По Тверской улице, поднимая тучи пыли, мчались вперегонки две тройки. Мчались туда, где толпились люди. Кучера махали кнутами и кричали во все горло: «Берегись!» Но уберечься удалось не всем. Улица огласилась воплями сбитых с ног, насмерть перепуганных пострадавших людей.  «Как избежать несчастных случаев?» - гадали хозяева города. «Надо поделить улицу между конными экипажами и пешеходами», - предлагали разумные люди.

           Тогда и решено было мостовую отдать в безраздельное владение повозкам, экипажам, а тротуар – пешеходам. Французское слово «тротуар» так и переводится – « дорога для пешеходов».

Учитель. А теперь оцените выступления наших «дикторов». Кого вы хотели бы увидеть на экране своего телевизора?  Почему?       (Ребята отвечают).

- Ребята, а в какую телепередачу вы бы включили эти сообщения о дороге, о тротуаре? Можно выбрать из реально существующих названий или придумать

свое. Как напишете название телепередачи?  Объясните почемуСлово о

словах», «Как разговаривает улица» и др.)

5.Учитель. Что это? На нашем пути снова препятствие – красный сигнал светофора. Преодолеть это препятствие поможет вот этот предмет (снимаю с доски).  Как он  называется? (Жезл регулировщика). Но сегодня жезл у нас не обычный, а волшебный: с его помощью можно превратить имена существительные нарицательные – в собственные. Превратите и запишите.

(пишем  в тетрадях, один ученик на доске).

      Птица орел - …(город Орел),  цветок роза - … (девочка Роза),  воздушный Шарик - … (Собака Шарик),  плодородная земля  - … (планета Земля), наша школа - … (повесть «Школа»).

6. Учитель.  С  волшебными превращениями справились, а теперь перейдем к делам житейским. Каждой группе задаю по одному вопросу, отвечаем сигналом светофора: можно - значит зеленый свет, нельзя – красный.

- Можно ли в универмаге купить  КРАСИВУЮ  тюль?

- Можно ли детям по утрам пить ЧЕРНОЕ кофе?

- Можно ли в школьной столовой купить пирожок  С ПОВИДЛОЙ?

Сейчас наша задача – показать умение определять род имен существительных.  Напишите числа от 1 до 12 в строчку, укажите род названных мною имен существительных.    1 – путь, 2 – рельс, 3 – молодежь, 4 – картофель, 5 – впечатление, 6 – фамилия, 7 – картошка, 8 – кофе, 9 – рояль, 10 – шампунь, 11 – тюль, 12 – повидло.

(Один ученик дает ключ …, остальные производят самопроверку, выставляют оценки в «Путевой лист» по критериям, написанным на доске).

            1    2    3    4    5    6    7    8    9    10    11    12

            м   м   ж    с    ж   ж   ж    м   м    м      м     с

Физкультминутка. С заданием справились, но что это? Прямо на проезжей части появились журавлики. Это не случайно: ведь мы устали, а журавлики нам помогут отдохнуть и восстановить силы. (Выполняем  упражнения  «Журавлик» и «Дракоша»  по китайской системе Цигун,  способствующие  сохранению здоровья и молодости. Ребята представляют себя журавликами, которые чистят перышки (12 раз), а потом пьют воду (12 раз). Заканчиваем упражнением «Дракоша» (12 раз).

7.Учитель. Снова очередное препятствие – красный сигнал светофора! Преодолеть его поможет знание ОК (опорного конспекта). В «Путевых листах» необходимо воспроизвести один блок ОК: 1 вариант  -  «Гласные Е-И в окончаниях имен существительных», 2 вариант – «Две буквы И на конце существительных». Когда работу выполните, поставьте СО (самооценку).

Расскажите правило друг другу и поставьте ОК (оценку консультанта). Будьте объективны.

8.Ученик-регулировщик. Ребята, только что по рации передали сообщение

Послушайте! Запомните!  Выполните  задания. (Текст   проецируется на экран).

         Когда идешь по улиц…, будь осторожен! При движени… по тротуару следует ходить по правой стороне. При отсутстви… тротуара пешеходы должны идти по левому краю дорог…  навстречу движению транспорта. При переход… сначала посмотри налево. Дойдя до середины  дорог…, посмотри направо. Если проезжая часть свободна, закончи переход. Всегда следи за сигналами светофора!

Задания. Докажите, что это текст.  Как можно  озаглавить  текст? Памятка для пешехода»).  По группам выполняем последнее  творческое задание: ребята 1 группы сейчас напишут памятку для первоклассников « Соблюдай правила дорожного движения», ребята 2 группы – «Полезные советы на каникулы», а ребята 3 группы еще раз обратятся к данному тексту и выпишут словосочетания по схеме «глагол + сущ.», обозначат орфограмму «Падежные окончания имен существительных». (Один пример – на доске, остальные – самостоятельно по образцу.  Ученик работает на скрытой части доски, затем проверяем и оцениваем работу).  Далее ребята читают составленные памятки (1-2).

9. Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Мы благополучно добрались до Школы дорожных наук, благодаря вашим хорошим знаниям, умениям и навыкам, приобретенным при изучении темы «Имя существительное». Оценки будут выставлены в « Путевые листы».

         У нас скоро начнутся каникулы, а в Школе дорожных наук – самая горячая пора! Я надеюсь, что вы успешно сдадите главный экзамен – на дорогах нашего города. Помните всегда: ваша безопасность – в ваших руках!

         Домашнее задание на каникулы только устное: выполняйте правила дорожного движения.

                 Список использованной литературы

1. Внеклассная работа по русскому языку: Сборник статей/ Сост. Т.Н.Онищенко.-

    К.: Рад. шк. 1984.

2. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы

    по  рус. яз.:  Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1988.

4. Дидактические материалы по русскому языку. 5 кл.- М.: Просвещение,2009.

5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 кл.-М.: Просв.,2007

6. Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности на уроках русского

    Языка.- Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003

7. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 кл. Пташкина В.Н. и др.:2009

                         Использованные Интернет-ресурсы

  1. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка.

festival.1september.ru>artikles/213899

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе "Правописание –тся и –ться в глаголах"

Данный урок является уроком изучения новых знаний. Проводится в 6 классе. Урок разработан в проблемно-эвристическом стиле. Для учащихся 5-6 классов очень важно, чтобы их деятельность на уроке не была ...

конспект урока по русскому языку в 5 классе "Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах"

это подробный план урока со всем раздаточным материалом...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Правописание - ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах"

Повторение правила , заполнение таблицы, групповая работа , творческая работа с использованием глаголов...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание -тся и -ться в глаголах".

Подробный конспект урока по ФГОС. В учебном плане на данную тему отводится 2 урока....

Технологическая карта по русскому языку 5 класс " Правописание –тся и –ться в глаголах"

Познакомить обучающихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.Планируемые результаты:•         Предмет...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание -тся и -ться в глаголах".

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе (иучение нового материала) с описанием планируемых результатов ( предметных, метапредметных и личностных) и формируемыми УУД (познавательными, рег...