Урок русского языка в 6 классе "Правописание –тся и –ться в глаголах"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Кулеш Светлана Анисимовна

Данный урок является уроком изучения новых знаний. Проводится в 6 классе. Урок разработан в проблемно-эвристическом стиле. Для учащихся 5-6 классов очень важно, чтобы их деятельность на уроке не была монотонной и однообразной. Устойчивый интерес к такому предмету, как русский язык, возможен только тогда, когда учитель в своей работе активны применяет нестандартные формы урока. Данный урок поможет сделать уроки русского языка еще более яркими и насыщенными, пробудит активность, творчество и любознательность у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuleshs.a.-russkiy_yazyk-6_klass.rar1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий занятия по русскому языку в проблемно- эвристическом стиле

Автор: Кулеш С.А., учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение: МОУ «Анастасьевская СОШ» Шегарского района Томской области

Курс: Русский язык

Класс: 6

Тема урока: Правописание –тся и –ться в глаголах

Учебно-методическое обеспечение: 

  1. В.В.Бабайцева «Русский язык. Теория» (5-9 кл.).
  2. Г.К.Лидман-Орлова «Русский язык. Практика» (6 кл.)

Время реализации занятия: 45 минут

Авторский медиапродукт: Презентация, созданная в среде Power Point (12 слайдов, линейный тип).

Цель урока: формировать умение правильного написания -тся и –ться в глаголах.

Задачи урока:

        Образовательные: формирование умения правильного написания -тся и –ться в глаголах, увеличение словарного запаса учащихся.

        Развивающие: развитие познавательных и творческих способностей, внимания, наблюдательности, умения анализировать и делать выводы.

        Воспитательные: формирование коммуникативных и организаторских умений, воспитание уважения к живому русскому слову как наследию, которое досталось от наших предков.

Тип урока:

  • урок усвоения новых знаний.

Форма урока:

  • урок-исследование.

Форма обучения: 

  • самостоятельная работа;
  • фронтальная работа.

Оборудование: ПК, проектор, экран для демонстрации презентации.

Методы:

  • проблемно-эвристические;
  • частично-поисковые;
  • объяснительно-иллюстративные.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная

Реализация

(мин.)

I.  Организационный момент

1

II.  Грамматическая зарядка

III. Погружение в тему урока:

  1. Создание проблемной ситуации.
  2. Работа по теме с элементом исследования.
  3. Проблемно-эвристическая беседа с опорой на имеющиеся знания и личностные восприятия.
  4. Решение грамматических задач по теме.
  5. Лингвофизминутка.
  6. Синтаксическая пятиминутка.
  7.  Творческое задание.

5

2

3

5

13

2

5

7

III. Итог урока. Заключительное слово учителя.

1

IV. Задание на дом.

1

Карта занятия (целенаправленная, методически выстроенная последовательность педагогических приемов, методов, технологий для достижения педагогических целей, а также анализ этапов занятия с точки зрения воздействия на определенные качества учащихся).

Комментарий хода урока

Время

(мин)

№ слайдов

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент. Приглашаем к работе, сообщение целей урока

1

1

Внимание, Память, дисциплина

Грамматическая зарядка

5

2

Аргументированность

Системность

Создание проблемной ситуации.

2

3

Гибкость, любознательность, рассуждения

Работа по теме с элементом исследования.

3

4-6

Внимание, организованность

Исследование

Проблемно-эвристическая беседа с опорой на имеющиеся знания и личностные восприятия

5

Культура поведения, внимание, организованность

Мышление, умение слушать и слышать, восприимчивость к новому

 Решение грамматических задач по теме.

13

7

Внимание

Аналитичность, аргументированность,

Лингвофизминутка.

2

Внимание, культура поведения

Умение слушать и слышать

Синтаксическая пятиминутка.

5

8

Аргументированность

Системность

Творческое задание.

7

9

Культура поведения, организованность

Самостоятельность, глубина рассуждений, культура диалога

Итог урока

1

10

Внимание дисциплина

Домашнее задание

1

11, 12

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Грамматическая зарядка (по ранее изученным правилам орфографии). Двое учащихся работают у доски, остальные – в тетради:

«Сбегать за карандашом, расположился за зданием цирка, помочь маме, сберечь время, услышать шорох, вырастить отросток, подвезти к станции, наблюдать за чижом».

  1. Проблемная ситуация: На доске записана затранскрибированная фраза – [три браца пошли купаца].

- На каком языке написана фраза? (на языке транскрипции).

- Запишите её в соответствии с русской орфографией

(Три братца пошли купаться)

- Почему в глаголе купаться есть Ь?

- Начало какой загадки представляет это предложение?

- Кто помнит вторую часть? Давайте опишем.

Два братца купаются, а один на берегу валяется.

- Знаете ли вы ответ? (два ведра и коромысло)

- Почему в этих глаголах Ь нет?

  1. Объявление темы урока.

Как же там быть с этим знаком,

Ставить его или нет?

Надо, чтобы сами глаголы

Людям давали совет. (Э.Успенский)

  1. Работа по теме с элементами исследования:

а) Сравните два вопроса. В какой форме глагола мы их ставим? Запишем: Что делать? Что делает? (1 вопрос – к глаголу в неопределенной форме; 2 вопрос – к глаголу в настоящем времени).

б) Текст для анализа (дети работают у доски и в тетрадях):

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться.

Люди ссорятся, а воеводы кормятся.

Грамоте учиться – вперед пригодится».

- Найдите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением?

- С удвоенной согласной

- Объясните правописание -тся и -ться в глаголах, поставив к ним вопросы.

  1. Проблемно-эвристическая беседа:

- Есть ли разница в произношении глаголов на –тся и –ться? (звучат они одинаково)

- Кто-нибудь догадался, по какому опознавательному признаку мы можем найти орфограмму –тся и –ться в глаголах?

- Есть ли в произношении этих слов общая особенность, на которую мы с вами могли обратить внимание? (на конце данных глаголов мы произносим звуки [ца], это сочетание и будет опознавательным признаком данной орфограммы)

- Послушайте отрывок из стихотворения А.Барто. В каких словах вы услышали опознавательный признак орфограммы - [ца] на конце слова?

Косы светлые венком

Под платком из ситца.

Настя месяц за станком,

А станка боится.

- Давайте запишем эти слова (ситца, боится) на доске. Есть ли в этих словах орфограмма тся и –ться в глаголах? (в слове ситца – нет, хотя слышим сочетание звуков [ца], потому что ситец – это имя существительное)

- Значит, мы не точно назвали опознавательный признак. Как его можно назвать точнее?

- Класс приходит к выводу, что приметой изучаемой орфограммы будет [ца] на конце глаголов.

  1. Решение грамматических задач:

а) Послушайте отрывки из стихотворений А.Барто. В каких словах вы услышали опознавательный признак орфограммы [ца] на конце глаголов. Запишите их в тетрадь.

1)        Вот-вот листва распустится,

        Вот-вот придет тепло,

        Ну, а пока распутица,

        Дороги развезло.

2)        Теперь я ученица,

        Чернилами пишу.

        Боюсь пошевелиться,

        Сижу и не дышы

б) Обратите внимание на происхождение –тся, -ться [ца] в глаголах и не путать это с существительными на ца.

- В какой столбик вы запишете?

Существительное                                 Глагол

болит переносица                                собрание переносится

чистая водица                                        не стоит с ним водиться

белая курица                                        вулкан курится

острая спица                                        ему не спится

в) Вместо звука напишите нужные буквы:

- Я не люблю лечи[ц]а. Она лечи[ц]а от простуды.

  1. Лингвофизминутка. Немножко отдохнем. Закроем глазки, представим, что мы в зимнем лесу.

        руки в стороны –пишем Ь                                хлопок над головой – Ь не пишем

        нужно строиться                                                дом строится

        не стоит бояться                                                он не боится

        заливаться смехом                                                красавцы веселятся

        должны разлучиться                                                надолго разлучаются

  1. Синтаксическая пятиминутка. Разбор предложения, составление схемы. «Белый снег пушистый в воздухе кружится и не землю тихо падает, ложится».
  2. Устная работа

Вставьте в пословицы подходящий по смыслу глагол и определите, нужен ли в нём Ь?

  1. Дело мастера …
  2. Кто любит трудиться, тому без дела не …
  3. Тот труда не боится, кто умеет …
  4. С песней и труд …
  5. Любишь …, люби и саночки возить.
  6. Друзья … в беде.
  7. Всё хорошо, что хорошо …

не сидится

кататься

познаются

боится

кончается

трудиться

ладится

  1. Итог урока. Итак, чему учит вопрос к глаголу?

– «Если мягкий знак в вопросе,

то его в глагол мы вносим»

  1. Домашнее задание: & 84; сочините небольшой рассказ, заключив его пословицей.

Список литературы

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: теория. 5-9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2008. -336с.
  2. Купалова А.Ю., Лидман-Орлова Г.К.: Русский язык. Практика. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2008. -272с.
  3. Александрова Г. Занимательный русский язык. – СПб: Тригон, 1997. – 656с.
  4. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336с.
  5. Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995. – 136с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме "Виды глагола"

Урок дифференцированного обучения по теме "Виды глагола" содержит различные виды заданий для отработки навыков по определению вида глагола, итогом урока является творческая работа....

Текст для урока русского языка в 6 классе по теме "Безличные глаголы"

Анализ отрывка из рассказа В.Астафьева "Васюткино озеро"  на  уроке русского языка в 6 классе по теме "Безличные глаголы"...

Урок русского языка в 6 классе на тему "Разноспрягаемые глаголы"

В презентации представлен урок русского языка в 6 классе по теме "Разноспрягаемые глаголы"...

Урок русского языка в 5 классе "Правописание ться и тся в глаголах"

Методическая разработка (русский язык, 5 класс) на тему "Правописание ться и тся в глаголах"...

Урок русского языка в 5 классе "Правописание -ться, -тся в глаголах"

Данный урок является вводным при изучении данной темы. К уроку прилагается презентация....

Урок русского языка в 6 классе по теме «Возвратные глаголы. Правописание –ться, тся».

Конспект урока русского языка в 6 классе ( УМК В.В.Бабайцевой) с сопроводительной презентацией...

Урок русского языка в 5 классе по теме «Время глагола. Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число».

Урок русского языка в 5 классе по теме «Время глагола. Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число» (Образовательная система «Школа 2100»)...