Урок русского языка в 6 классе по теме «Возвратные глаголы. Правописание –ться, тся».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Батлук Светлана Александровна

Конспект урока русского языка в 6 классе ( УМК В.В.Бабайцевой) с сопроводительной презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе по теме «Возвратные глаголы. Правописание –ться, тся».

Цели урока: ( Слайд №2)

1.Познавательные: углубить знания о возвратных глаголах:  ввести термин «постфикс», познакомить с  его отличительными  признаками ,   с историей его возникновения.

2.Развивающие: развивать  устную  монологическую речь, умение анализировать  ответ одноклассника, развивать умение сравнивать языковые явления на материале возвратных глаголов, развивать умение декодировать информацию ( из таблицы в рассказ, из рассказа в алгоритм), совершенствовать орфографические навыки с опорой на алгоритм.

3.Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку как к учебному предмету путем вовлечения в научную дискуссию, через привлечение дополнительного материала из истории   развития языка, воспитывать умение слушать выступающего и корректно высказываться о достоинствах и недостатках ответа, обратить внимание на правила поведения в обществе.

ТСО: Магнитная доска с набором карточек, проектор и проекторная  доска.

Раздаточный материал: тесты, карточки с текстом.

Оформление  обычной доски: На доске записаны число , тема; три ключевых вопроса, на которые учащиеся должны ответить в конце урока.

Оформление магнитной доски: Карточки с глаголами и их значениями.

                                  Ход урока.

1.Огр.момент.

2.  Сообщение темы и целей урока.

        Тема сегодняшнего урока звучит так : «Возвратные глаголы. Правописание –ться, тся». Открываем тетради ,записываем число, тему урока.

Сегодня на уроке мы продолжим  изучение возвратных глаголов, повторим правописание глаголов на -ться, -тся, узнаем много интересного об особенностях возвратных глаголов

В конце урока вы должны ответить на три вопроса ( Слайд №3):

                      -В  какой последовательности мы действуем, применяя правило «-Ться, -тся в глаголах»?  

                     -Какой морфемой является  -СЯ в  возвратных глаголах?

                     -В чем заключается особенность морфемного строения возвратных глаголов?

3.Проверка домашнего задания. ( Слайд №4)

                 А) Упражнение на совмещение. Устный монологический ответ на заданную тему.

1 ученик исправляет ошибки в определении значений возвратных глаголов и готовит рассказ о возвратном глаголе и его значениях, иллюстрирует ответ примерами, подобранными дома .

    (  На магнитной доске на отдельных  карточках прикреплены   глаголы и их значения в произвольном порядке)                          

                                    возвратное               мириться

                                    взаимное                  обуваться

                                    страдательное         светиться

                                    постоянное св.         выполняться

                  Б) Тест на тему «Значение возвратных глаголов» (остальные  ученики работают  с тестом.)

 Вариант 1

1.Укажите значение возвратного глагола в предложении

Друзья во время работы изредка переговаривались

  • Возвратное
  • Взаимное
  • Постоянное свойство
  • страдательное

2.Укажите значение возвратного глагола в предложении

Воробей купается  в луже

  • Возвратное
  • Взаимное
  • Постоянное свойство
  • страдательное

3.Укажите значение возвратного глагола в предложении

Небо заволакивается тучами

  • Возвратное
  • Взаимное
  • Постоянное свойство
  • страдательное

4.Укажите значение возвратного глагола в предложении

 Крыжовник сильно колется

  • Возвратное
  • Взаимное
  • Постоянное свойство
  • страдательное

5.Укажите значение возвратного глагола в предложении

На ринге встретились боксеры.

  • Возвратное
  • Взаимное
  • Постоянное свойство
  • Страдательное

Вариант 2

1.Укажите значение возвратного глагола в предложении

Рано утром, на рассвете, умываются котята…

  • Возвратное
  • Взаимное
  • Постоянное свойство
  • страдательное

2.Укажите значение возвратного глагола в предложении

Подружки сегодня поругались.

  • Возвратное
  • Взаимное
  • Постоянное свойство
  • страдательное

3.Укажите значение возвратного глагола в предложении

Лес постепенно покрывается густым туманом.

  • Возвратное
  • Взаимное
  • Постоянное свойство
  • страдательное

4.Укажите значение возвратного глагола в предложении

 Бабушкина корова бодается.

  • Возвратное
  • Взаимное
  • Постоянное свойство
  • страдательное

5.Укажите значение возвратного глагола в предложении

Мой брат умеет защищаться.

  • Возвратное
  • Взаимное
  • Постоянное свойство
  • Страдательное

                 В) Устная рецензия на ответ. Учащиеся слушают монологический ответ  и рецензируют его, используя правило « 5 П» ( Слайд №5)                                 

  По плану : 1.Правильность ответа

                       2.Полнота ответа

                       3. Последовательность изложения

                       4. Примеры, подобранные самостоятельно

                       5. Правильное речевое оформление

 

4. Основная часть урока. Актуализация знаний. ( Слайд №6)

        А) Работа с таблицей. Упр194 .

      -Сравните написание и произношение возвратных глаголов, стоящих в инфинитиве и в  3 л. ед. числа.

     -Вспомните орфографическое правило, которое  надо применить, чтобы правильно написать  эти возвратные глаголы?

       Б) Коллективная работа над  составлением  алгоритма применения правила  «- ТЬСЯ , ТСЯ в глаголах» ( Слайд №7)

        -Коротко сформулируем наши действия. Что нужно сделать сначала, чтобы начать применение правила?  Каким будет второй шаг?

                   ( После коллективной работы на экране появляется алгоритм действий .Слайд №8)

5. Совершенствование орфографических навыков.

            А)  Диктант на замену. ( Слайд №9)

- Иногда в нашей жизни бывают такие ситуации, когда нам надо выразить мысль четко и коротко. Нам могут помочь в этом возвратные глаголы. Замените часть предложения возвратным глаголом, сохраняя исходную мысль.  Запишите полученные предложения. Объясните написание

 –ТЬСЯ , -ТСЯ , применяя алгоритм.

  • Коля никогда никого не дразнит. (Коля никогда не дразнится)
  • При встрече надо приветствовать друг друга.(При встрече надо здороваться)
  • Чувствовать обиду по пустякам некрасиво. (Обижаться по пустякам некрасиво)

( Слайд №10)- Какой темой объединены эти предложения?( правила вежливости) Давайте будем  всегда соблюдать их.

- Сравните предложения, продиктованные мной и составленные вами. В каких из них мысль выражена короче?   Благодаря чему это становится возможно? (Это происходит благодаря  морфеме СЯ, которая придает глаголу различные  добавочные значения).  

- Давайте подумаем над вопросом?  А откуда появилась морфема СЯ?

           Б) Работа с текстом . (Текст напечатан на листах для каждого учащегося) ( Слайд №11)

                              Откуда взялась морфема -СЯ?

       В древнерусском языке краткие формы были  не только  у прилагательных,   но и у  некоторых  местоимений. Так, местоимение СЕБЯ имело краткую безударную форму СЯ, СЬ. Местоимение СЯ могло находит(?)ся  перед глаголом, после глагола, могло отделят(?)ся от него другими словами, что говорит о его самостоятельном значении.

        Мы знаем, что в древних рукописных книгах слова в предложениях не разделяют(?)ся   пробелами. Предложение представляет собой одну непрерывную цепочку букв.

       В 14  веке  переписчики книг стали использовать пробелы.   Но еще долгое время  местоимение СЯ, СЬ, стоящее после глагола, писали  с ним то раздельно,  то слитно.  Примерно с   17     века   СЯ   пишет(?)ся с глаголом только слитно.

      Так   появляет(?)ся   особая   морфема,  которая,   как   и большинство суффиксов,  служит для образования  слов, но присоединяет(?)ся она не к основе, а ко всему слову, поэтому чаще всего стоит  после окончания.

                                  ( По материалам «Энциклопедии юного филолога»)

            -Выразительно прочитайте текст.

           -Что отражает заглавие текста: тему или главную мысль?

           -Что нового вы узнали из текста?

          -Ответьте на вопрос: «Как появилась морфема –СЯ?»

                   В) Самостоятельная работа. Выборочное осложненное списывание с самопроверкой( Слайд №12)

Выписать  из текста возвратные глаголы вместе с теми словами, от которых они зависят.  Вставить, где требуется , пропущенные буквы.

      Образец: могли (что делать?) использоваться (инф.)

               -Самопроверка по доске.   ( Слайд №13)   Пока учащиеся проверяют работы самостоятельно, учитель может взять на проверку 2-3 тетради.    

Могло   (что делать?)     находиться

Могло   (что делать?)     отделяться

Слова    (что делают)      не разделяются

СЯ          (что делает?)      пишется

Морфема (что делает?) появляется

Она       (что делает?)      присоединяется

          -Самооценка  работы учащимися. (нет ошибок -5, 1 ошибка -4, 2-3 ошибки -3, 4-6 ошибок -2)

         ( Слайд №14)  -В какой форме возвратного глагола пишется Ь?

          -В какой форме возвратного глагола Ь не пишется.

          -Перечитайте последнее предложение текста, подумайте почему морфема -СЯ названа  особой морфемой?

В одной из школ на уроке  возник похожий  вопрос. У нас есть возможность принять участие  в дискуссии.

      6.Знакомство с новым материалом путем вовлечения в научную дискуссию.

Презентация. На уроке русского языка. Слайды №15-26 (В ходе презентации учащиеся должны присоединиться к мнению одной из учениц)

-Чье мнение , на ваш взгляд, более убедительно?

- Какая морфема называется постфиксом? (стоит в  самом конце слова , после окончания)

-Как знание терминов может пригодиться  на уроках русского языка?  В жизни?

    7. Итоги урока ( Слайд №27)

    - Ответы на вопросы, записанные на доске

   -  Оценки за урок

  8. Дом. задание. ( Слайд №28)

                   1. § 85

                   2. На выбор:

                                   Упр 198

                                                или

                                  Написать грамматическую сказку на тему: «Как глагол с местоимением СЕБЯ подружился»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 6 классе по теме «Возвратные глаголы. Правописание –ться, тся».

Слайд 2

Цели урока: 1.Познавательные: углубить знания о возвратных глаголах: ввести термин «постфикс», познакомить с его отличительными признаками , с историей его возникновения. 2.Развивающие: развивать устную монологическую речь, умение анализировать ответ одноклассника, развивать умение сравнивать языковые явления на материале возвратных глаголов, развивать умение декодировать информацию ( из таблицы в рассказ, из рассказа в алгоритм), совершенствовать орфографические навыки с опорой на алгоритм. 3.Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку как к учебному предмету путем вовлечения в научную дискуссию, через привлечение дополнительного материала из истории развития языка, воспитывать умение слушать выступающего и корректно высказываться о достоинствах и недостатках ответа, обратить внимание на правила поведения в обществе.

Слайд 3

В конце урока вы должны ответить на три вопроса : В какой последовательности мы действуем, применяя правило «-Ться, -тся в глаголах»? Какой морфемой является -СЯ в возвратных глаголах? В чем заключается особенность морфемного строения возвратных глаголов?

Слайд 4

Проверка домашнего задания Упражнение на совмещение. Устный монологический ответ на заданную тему . Тест на тему «Значение возвратных глаголов»

Слайд 5

Устная рецензия на ответ. Правило « 5 П»: 1.Правильность ответа 2.Полнота ответа 3. Последовательность изложения 4. Примеры, подобранные самостоятельно 5. Правильное речевое оформление

Слайд 6

Актуализация знаний. Работа с таблицей. Упр194 . Сравните написание и произношение возвратных глаголов, стоящих в инфинитиве и в 3 л. ед. числа. Вспомните орфографическое правило, которое надо применить, чтобы правильно написать эти возвратные глаголы

Слайд 7

Коллективная работа над составлением алгоритма применения правила «- ТЬСЯ , ТСЯ в глаголах»

Слайд 8

Алгоритм действий 1. Найти глагол с орфограммой –тся, -ться 2. Установить, от какого слова зависит глагол 3. Поставить от этого слова вопрос к глаголу Что делать? Что делает? Что сделать? Что сделает? Пишем Ь Не пишем Ь

Слайд 9

Диктант на замену. Замените часть предложения возвратным глаголом, сохраняя исходную мысль. Коля никогда никого не дразнит. При встрече надо приветствовать друг друга. Чувствовать обиду по пустякам некрасиво.

Слайд 10

Сделайте вывод Какой темой объединены эти предложения? Сравните предложения. В каких из них мысль выражена короче? Благодаря чему это становится возможно?

Слайд 11

Работа с текстом « Откуда взялась морфема -СЯ?» Выразительно прочитайте текст. Что отражает заглавие текста: тему или главную мысль? Что нового вы узнали из текста? Ответьте на вопрос: «Как появилась морфема –СЯ?»

Слайд 12

Самостоятельная работа. Выборочное осложненное списывание с самопроверкой Выписать из текста возвратные глаголы вместе с теми словами, от которых они зависят. Вставить, где требуется , пропущенные буквы. Образец : могли (что дела ть ?) использова ться (инф.)

Слайд 13

Проверь себя ! Могло (что дела ть ?) находи ться Могло (что дела ть ?) отделя ться Слова (что дела ют ) не разделяю тся СЯ (что дела ет ?) пише тся Морфема (что дела ет ?) появляе тся Она (что дела ет ?) присоединяе тся

Слайд 14

Сделайте вывод. В какой форме возвратного глагола пишется Ь? В какой форме возвратного глагола Ь не пишется. Перечитайте последнее предложение текста, подумайте почему морфема -СЯ названа особой морфемой?

Слайд 15

На уроке русского языка Иван Петрович Аня Лена Катя Знакомьтесь!

Слайд 16

Чем является –ся в возвратном глаголе? Интересный вопрос :

Слайд 17

Существует несколько точек зрения - СЯ называют частицей - СЯ является суффиксом - СЯ – это постфикс

Слайд 18

Мне нравится частица, «частица» - это русское слово Аня

Слайд 19

-СЯ – это суффикс, потому что суффикс служит для образования слова или его формы Лена

Слайд 20

А может быть, это постфикс ? Катя

Слайд 21

Мне нравится частица, «частица» - это русское слово -СЯ – это суффикс, потому что суффикс служит для образования слова или его формы А, может быть, это постфикс ? А как вы думаете , ребята ? Катя Лена Аня

Слайд 22

Термин «постфикс» латинского происхождения. В этом слове «пост» означает «после». Постфикс – морфема, которая находится в конце слова, после всех других морфем. Сравните : «постскриптум» - приписка в конце письма после подписи. Иван Петрович

Слайд 23

В русском языке уже есть термин «частица». Частица – это служебная часть речи. Чтобы не было путаницы, мы должны использовать другое название. Мне нравится частица, «частица» - это русское слово Иван Петрович Аня

Слайд 24

-СЯ – это суффикс, потому что -СЯ служит для образования возвратного глагола Да, -СЯ служит для образо-вания возвратного глагола. Но суффикс – морфема, которая стоит после корня перед окончанием. СЯ Морфема -СЯ находится после окончания. Термин должен быть более точным. Лена

Слайд 25

Может быть, это постфикс ? Термин «постфикс» является более точным. Морфема -СЯ так же, как и суффикс, служит для образования слов, но стоит после окончания. ся Катя

Слайд 26

Ребята ! Будьте точными, употребляйте термины правильно.

Слайд 27

Итоги урока Ответьте на вопросы: В какой последовательности мы действуем, применяя правило «-Ться, -тся в глаголах»? Какой морфемой является -СЯ в возвратных глаголах? В чем заключается особенность морфемного строения возвратных глаголов?

Слайд 28

Домашнее задание 1. § 85 2. На выбор: Упр 198 или Написать грамматическую сказку на тему: «Как глагол с местоимением СЕБЯ подружился»

Слайд 29

Источники http://school-collection.edu.ru/2_Альбом/2_Иллюстрации/2_Интересный%20вопрос/[I-RUS_06]_[MA_00-AQ]/[I-RUS_06-04]_[ML_13-UF].swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Урок английского языка 10 класса по теме "Фразовые глаголы".

материалы данной разработки помогут  выявить степень сформированности умений и навыков использования фразовых глаголов в речи....

урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...

урок русского языка 5 класс на тему: "Наклонение глагола"

ема: Наклонение глаголаЦель: формировать навык распознавания наклонения глагола.Задачи урока через планируемые результаты:Личностные: Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельнос...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Материал к уроку русского языка 6 класс по теме "Наклонение глагола"

В материале содержатся теоретические сведения о наклонениях глагола, представлены карточки с заданиями...