Главные вкладки

    Конспект урока. Тема: «Род имен существительных». Класс: 5
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Данный конспект урока предназначен для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_rod_sushch.docx22.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Акимова  Наталья Витальевна, учитель русского языка,

    «Ачинская общеобразовательная  школа – интернат №2», г.Ачинск, Красноярского края.

    Конспект урока

    Тема: «Род имен существительных».

    Класс: 5

    Цель: научить определять род имен существительных.

    Задачи:

    Образовательные: дать представление о роде имен существительных; познакомить с приемом распознавания рода имен существительных.

    Коррекционно-развивающие: развитие мышления через упражнения в анализе и синтезе.

    Воспитательные: воспитывать положительное отношение к процессу обучения.

    Оборудование: запись на доске; мячик; слова, записанные на карточках; карточки с заданием №1,  №2,№3.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    - Назовите лишнее слово.

    Медведь, осенний, сердце, собака, Катя, гриб. (Слова записаны на карточках).

    II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

    - Почему слово – «осенний» будет лишнее?

    - Что такое имя существительное?

    - Что еще знаете об имени существительном?

    - Как определить число существительного?

    - Зачитайте существительные единственного числа, которые вы выписали. (Учащиеся зачитывают слова из домашнего задания. Карточка). - А теперь прочитайте существительные множественного числа.

    III. Пальчиковая гимнастика.

    Чтобы правильно писать,

    Нужно пальчики размять.

    IV. Словарно – орфографическая работа.

    Гриб, собака, трава, солнце, зуб, сердце, тропинка.  (Слова записаны на карточках).

    - Что объединяет данные слова?

    - Какое слово лишнее?

    - Почему?

    - Прочитайте слова, в которых применили такое правило – чтобы проверить безударную гласную, нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы эта гласная была под ударением.

    - Что общего у слов – гриб, зуб?

    - Какое правило нужно знать, чтобы написать слова – солнце, сердце?

    V. Изучение нового материала.

    1. Сообщение темы урока.

    - Как вы думаете, на какие группы можно разделить слова?

    - Подставьте к каждому слову – слово она моя, он мой, оно моё. (Таблички с записью слов).

    Учитель вывешивает слова:

    Она моя

    Он мой

    Оно моё

    собака

    гриб

    сердце

    тропинка

    зуб

    солнце

    трава

          - Имена существительные бывают женского, мужского и среднего   рода.

    Ж.р.

    М.р.

    С.р.

    Она моя

    Он мой

    Оно моё

    собака

    гриб

    сердце

    тропинка

    зуб

    солнце

    трава

    - Назовите тему урока.

    - Как определить род имен существительных?

    2. Упражнения в определении рода имен существительных.

    А. Подбор существительных мужского и среднего рода.

    - Как вы думаете, чего не хватает в нашей табличке на доске?

    - Давайте подберем примеры. (Запись таблицы в тетрадях).

    В. Дополнение таблицы именами существительными.

    Карточка №1.

    Задание: определи род существительных и запиши их в три столбика.

     Окно, ведро, берег, класс, цветок, парта, доска.

    (Учащиеся по цепочке выходят к доске и записывают слово в нужный столбик).

    - Какое слово лишнее?

    - Какой темой можно объединить слова?

    - Составьте предложения с любым из слов.

    - Самостоятельно запишите понравившееся предложение.

    С. Игра с мячом «Дай правильный ответ!»

    Учитель бросает мяч и называет слово, учащиеся – определяют род имени существительного. (Сосед, моряк, беда, ранец, солнышко, гнездо, песня, яйцо, крыло, утро).

    Физминутка.

    Я уже умею много: петь, бежать и танцевать.

    Прыгнуть выше Коли и спокойно подышать.

    А еще сегодня научился род существительного определять.

    3.  Самостоятельная работа учащихся.

    Карточка №2.

     Задание: радом со словом запиши его род.

    1 – уровень.

    флаг

    М.р.

    пруд

    пловец

    место

    школа

    село

     2 – уровень.

    флаг

    он мой

    М.р.

    пруд

    он мой

    пловец

    он мой

    место

    оно моё

    школа

    она моя

    село

    оно моё

    1. Итог урока.

    - Сколько родов имеет имя существительное?

    - Как  определить род имени существительного?

    Выставление оценок.

        VII. Домашнее задание.

    Карточка №3.

    Задание: выпиши слова в три столбика.

    Скрип, житель, бабушка, семя, место, сестра, ящик, тетрадь, полотенце, крыльцо, подруга, птица.

    Cписок литературы:

    1. Аксенова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных, коррекционных образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004. - 143 с.
    2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.
    3. Бебешина Н.Н., Самсонова Ф.Н. Уроки русского языка во вспомогательной школе 5-8 классы. – М.: Просвещение, 1970.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОК Именительный падеж имен существительных

    Урок русского языка с использованием ЭОР в 4 классе...

    Конспект урока "Морфологический портрет имени существительного" 5 - 6 класс

    Данный конспект содержит материал, актуальный на этапе изучения нового материала или повторения темы "Имя существительное", подан в интерактивной форме....

    Презентация и конспект урока "Определение склонения имен существительных"

    Урок проведен в классе  для  детей с умственной отсталостью.Используется презентация - плакат для удобства демонстрации....

    Конспект урока: Единственное число имен существительных, 6 класс

    Конспект урока для специальных (коррекционных) школ: Единственное число имен существительных, 6 класс...

    Конспект урока "Грамматические признаки имени существительного"

    Урок русского языка по теме "Грамматические признаки имени существительного " в 5 классе для детей с умственной отсталостью является обобщающим после изучения большой темы....