Конспект урока. Тема: «Род имен существительных». Класс: 5
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Данный конспект урока предназначен для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rod_sushch.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Акимова  Наталья Витальевна, учитель русского языка,

«Ачинская общеобразовательная  школа – интернат №2», г.Ачинск, Красноярского края.

Конспект урока

Тема: «Род имен существительных».

Класс: 5

Цель: научить определять род имен существительных.

Задачи:

Образовательные: дать представление о роде имен существительных; познакомить с приемом распознавания рода имен существительных.

Коррекционно-развивающие: развитие мышления через упражнения в анализе и синтезе.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к процессу обучения.

Оборудование: запись на доске; мячик; слова, записанные на карточках; карточки с заданием №1,  №2,№3.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Назовите лишнее слово.

Медведь, осенний, сердце, собака, Катя, гриб. (Слова записаны на карточках).

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- Почему слово – «осенний» будет лишнее?

- Что такое имя существительное?

- Что еще знаете об имени существительном?

- Как определить число существительного?

- Зачитайте существительные единственного числа, которые вы выписали. (Учащиеся зачитывают слова из домашнего задания. Карточка). - А теперь прочитайте существительные множественного числа.

III. Пальчиковая гимнастика.

Чтобы правильно писать,

Нужно пальчики размять.

IV. Словарно – орфографическая работа.

Гриб, собака, трава, солнце, зуб, сердце, тропинка.  (Слова записаны на карточках).

- Что объединяет данные слова?

- Какое слово лишнее?

- Почему?

- Прочитайте слова, в которых применили такое правило – чтобы проверить безударную гласную, нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы эта гласная была под ударением.

- Что общего у слов – гриб, зуб?

- Какое правило нужно знать, чтобы написать слова – солнце, сердце?

V. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока.

- Как вы думаете, на какие группы можно разделить слова?

- Подставьте к каждому слову – слово она моя, он мой, оно моё. (Таблички с записью слов).

Учитель вывешивает слова:

Она моя

Он мой

Оно моё

собака

гриб

сердце

тропинка

зуб

солнце

трава

      - Имена существительные бывают женского, мужского и среднего   рода.

Ж.р.

М.р.

С.р.

Она моя

Он мой

Оно моё

собака

гриб

сердце

тропинка

зуб

солнце

трава

- Назовите тему урока.

- Как определить род имен существительных?

2. Упражнения в определении рода имен существительных.

А. Подбор существительных мужского и среднего рода.

- Как вы думаете, чего не хватает в нашей табличке на доске?

- Давайте подберем примеры. (Запись таблицы в тетрадях).

В. Дополнение таблицы именами существительными.

Карточка №1.

Задание: определи род существительных и запиши их в три столбика.

 Окно, ведро, берег, класс, цветок, парта, доска.

(Учащиеся по цепочке выходят к доске и записывают слово в нужный столбик).

- Какое слово лишнее?

- Какой темой можно объединить слова?

- Составьте предложения с любым из слов.

- Самостоятельно запишите понравившееся предложение.

С. Игра с мячом «Дай правильный ответ!»

Учитель бросает мяч и называет слово, учащиеся – определяют род имени существительного. (Сосед, моряк, беда, ранец, солнышко, гнездо, песня, яйцо, крыло, утро).

Физминутка.

Я уже умею много: петь, бежать и танцевать.

Прыгнуть выше Коли и спокойно подышать.

А еще сегодня научился род существительного определять.

3.  Самостоятельная работа учащихся.

Карточка №2.

 Задание: радом со словом запиши его род.

1 – уровень.

флаг

М.р.

пруд

пловец

место

школа

село

 2 – уровень.

флаг

он мой

М.р.

пруд

он мой

пловец

он мой

место

оно моё

школа

она моя

село

оно моё

  1. Итог урока.

- Сколько родов имеет имя существительное?

- Как  определить род имени существительного?

Выставление оценок.

    VII. Домашнее задание.

Карточка №3.

Задание: выпиши слова в три столбика.

Скрип, житель, бабушка, семя, место, сестра, ящик, тетрадь, полотенце, крыльцо, подруга, птица.

Cписок литературы:

  1. Аксенова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных, коррекционных образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004. - 143 с.
  2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Бебешина Н.Н., Самсонова Ф.Н. Уроки русского языка во вспомогательной школе 5-8 классы. – М.: Просвещение, 1970.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОК Именительный падеж имен существительных

Урок русского языка с использованием ЭОР в 4 классе...

Конспект урока "Морфологический портрет имени существительного" 5 - 6 класс

Данный конспект содержит материал, актуальный на этапе изучения нового материала или повторения темы "Имя существительное", подан в интерактивной форме....

Презентация и конспект урока "Определение склонения имен существительных"

Урок проведен в классе  для  детей с умственной отсталостью.Используется презентация - плакат для удобства демонстрации....

Конспект урока: Единственное число имен существительных, 6 класс

Конспект урока для специальных (коррекционных) школ: Единственное число имен существительных, 6 класс...

Конспект урока "Грамматические признаки имени существительного"

Урок русского языка по теме "Грамматические признаки имени существительного " в 5 классе для детей с умственной отсталостью является обобщающим после изучения большой темы....