Правильно ли мы говорим? (серия статей, посвященных речевым и грамматическим ошибкам в современной речи)
статья по русскому языку (9, 10, 11 класс) по теме

Сагадиева Люция Шакировна

Правильно ли мы говорим? Детальный разбор формирования слов "волнительный" и "касаемо".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilno_li_my_govorim.docx12.13 КБ

Предварительный просмотр:

Правильно ли мы говорим? (серия статей, посвященных речевым и грамматическим ошибкам в современной речи)

Словотворчество и его казусы

        Правильно ли мы говорим? Этот тривиальный вопрос задавался множество раз, "а воз и ныне там"! В нашей речи появилось много слов и словечек непонятного происхождения и сомнительного использования.

        "Волнительные ощущения"....Довольно часто мы слышим это неуклюже сляпанное и необъяснимо образованное слово "волнительный". Действительно, если это прилагательное, то оно может быть либо отыменным (из несуществующего слова "волнитель"), либо глагольным от слова "волновать". Но морфемный и словообразовательный анализ не позволяют вывести истоки этого слова ни из существительного, ни из глагола. Уместно говорить в этой речевой ситуации только о причастии "волнующий" - другого варианта быть не может.

        А как возникло слово "касаемо"? По форме это наречие из якобы существующего страдательного причастия "касаемый", которое, в свою очередь, образовано из глагола "касаться". Так вот. Из возвратных глаголов не может быть образовано страдательное причастие. Фразу можно построить только так: "а что касается....."

        Менее заметны ошибки в использовании глаголов "поклеить" и пошить". Оба глагола имеют право на существование. Но только не в том контексте, который используется многими (поклеить обои, пошить платье). Приставка "по" в этой речевой ситуации обозначает недолгое действие, как в словах "побегать", "поиграть", то есть временно что-то делать. То же самое в слове "пошить": следует говорить "сшить - сшито", а не "пошить - пошито", обои же можно "клеить", а потом "наклеить" или "поклеить", но с перерывом "на обед".

Л. Ш. Сагадиева,

учитель русского языка и литературы,

почетный работник общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему: «Перелетные птицы». Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С – Щ.

Урок на тему «Перелетные птицы» в 5 классе для глухих учащихся с задержкой психического развития включает в себя работу над формированием произносительной стороны речи и развития речевого слуха....

презентация "Речевые и грамматические ошибки"

презентация "Речевые и грамматические ошибки" включает теоретический материал, а также задания для самостоятельной работы....

Речевые и грамматические ошибки(рекомендации ФИПИ)

классификация  речевых ,грамматических  ошибок(ФИПИ)...

Речевые ошибки в письменной речи как отражение устной речи.

Занятие элективного курса "Практическая стилистика"...

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему: «Перелетные птицы». Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С – Щ.

Урок развития речевого слуха и формирование произносительной стороны речи в 5 классе на тему "Перелетные птицы". Рассказ по серии сюжетных картинок. Пауза. Звуки: С - Щ....

Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

Цель: дать характеристику основным орфоэпическим нормам современного русского литературного языка; назвать типичные акцентологические ошибки в современной речи....