Использование диктантов информационного характера на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Коваленко Валентина Михайловна

Для того, чтобы превратить учебу в игру, нам помогут  диктанты информационного характера. Диктанты такого типу отличаются от обычных тем, что их текст не только способствует формированию грамотности учеников, но и несет определенную научную информацию .Такие диктанты оправданы  психологически, потому что возбуждают интерес у учеников новой для них информацией, которая вмещена в самом тексте учебного диктанта. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование диктантов информационного характера на уроках русского языка.

Содержание

1 Новые требования к формированию и развитию творческой личности

2 Особенность диктантов информационного характера.

3 Практическое использование диктантов информационного действия:

3.1.Правописание числительных

3.2.  Правописание слов иноязычного происхождения

3.3. Словарная работа. Лексикология.

3.4.Знаки препинания.

4.Внеклассная работа.

5. Выводы

1.Новые требования  к формированию и развитию творческой личности   .

       Важнейшее – в своем ученике видеть

                                                                       живого человека    .                                                                                                                                                                        

                                                                               В.Сухомлинский

Древняя мудрость говорит: «Если твои планы рассчитаны на год - сей хлеб, если твои планы рассчитаны на десятилетие – посади дерево, если твои планы  рассчитаны на года учи детей ». Планы учителя рассчитаны на десятилетия, потому что его задание – учеба и воспитание будущего гражданина.

 21 век бросает вызов всему, что нас окружает. Стремительно меняется техника и технологии, и, чтобы успеть за умопомрачительными новинками, чтобы не почувствовать себя выброшенным за борт современной жизни, нужно постоянно учиться. Учеба становится категорией, которая сопровождает человека в течение всей жизни. Лучшие учителя всего мира ищут новые подходы к учебе. Известные американские педагоги Гордон Драйден и Джаннет Вос в своей книге «Революция в учебе» пишут о том, что существующую модель учебы нужно изменить на модель индивидуального подхода к учебе. Эта модель должна базироваться на принципах познавательной психологии :  учеба через самостоятельные открытия, осмысление понятий ,активное  участие в процессе учебы и адекватная оценка собственной деятельности.

 Как  этого достичь?

  • Совмещать новые идеи со старыми проверенными концепциями.
  • Учиться только через деятельность.
  • Использовать мир как класс для учебных занятий.
  •  Учиться тому, как нужно учиться, не ограничиваясь только учебными  фактами .
  •  Создавать всем разные возможности.

Главное задание, которое стоит перед обществом 21 века,как  применить  знание для решения  любой жизненной проблемы  и не потерять интерес к учебе....

2.  Особенности   диктантов информационного    характера.

Учебы – наилучшая в мире игра.

Все дети рождаются с таким убеждением,

Живут с ним, пока мы не вобъем им в голову,

что это тяжелый и неприятный труд.

Только некоторые   дети все еще остаются на своих

позициях, имея      твердое  убеждение,

что учеба приносит   радость       и    что   это чуть ли не

единственная игра, в которую нужно  играть.

Мы знаем  , как называть таких детей .Это Гении.

                                                                                                                                         

                                                                              Джанет Вос.

Для того, чтобы превратить учебу в игру, нам помогут диктанты информационного характера. Диктанты такого типу отличаются от обычных тем, что их текст не только способствует формированию грамотности учеников, но и несет определенную научную информацию Такие диктанты оправданы   психологически, потому что возбуждают интерес у учеников новой для них информацией, которая вмещена в самом тексте учебного диктанта. Примеры (ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ФРАЗЫ, ТЕКСТ) легко запоминаются учениками, а потому запоминаются и  те  моменты  правописаний  на закрепление  которых направлен  такой  диктант .То есть позитивный эффект от такого вида работы обусловлен включением подсознательного  осмысления, запоминания.

Такие учебные диктанты оправданы   и с педагогической точки зрения. Они углубляют знание учеников параллельно с изучением грамматики, побуждают их к самостоятельному поиску новой   информации, а значит содействуют развитию.  В зависимости от класса, темы и цели урока, объем  и  место учебных диктантов  информационного действия  могут быть разными. Возможно, это будет одно-два предложения в начале урока или на том этапе урока  , где нужно провести  практическую работу, чтобы  закрепить только что изученный материал  .Чаще  всего –это учебный диктант , которому отводится большая часть урока.

Информация учебных  диктантов может быть двух направлений : первое  - это тексты, в которых поданы новые  знания или углубляются уже полученные   ; второе - тексты, где представлена новая информация  из других предметов, наук, которые  изучаются  в школе.

3.   ПРАКТИЧЕСКОЕ  ПРИМЕНЕНИЕ  ДИКТАНТОВ.                                                                                                          

Человек, который ничего не знает

                                                                         может   научиться.

                                                           Главное –зажечь в нем желание   учиться.                                                                                                                                                                                                                            Д.Дидро

3.1.ПРАВОПИСАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

  Такие диктанты  можно использовать при повторении темы числительное.  

В тысяча восемьсот восьмом году русский изобретатель Федор Блинов  построил первый гусеничный трактор . Через девять лет немецкий инженер Дизель сконструировал двигатель внутреннего сгорания  . Первые спортивные игры состоялись в Древней Греции в тысяча восьмидесятом году до нашей эры. Футбол, волейбол, хоккей –эти слова к нам пришли из английского языка. Они имеют свой год рождения . Так хоккей родился в Канаде в 1860 год ,а современные правила футбола придуманы великобританцем в 1863году. Баскетбол родился в США в конце 19 века, а  в России   - в 1906 году.

Самый большой остров на земному шару – Гренландия  . Остров почти весь покрыт двухкилометровым ледовым панцирем . А еще свыше тысячи лет назад на этом острове люди выращивали сады, занимались скотоводством.  Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Его глубина - тысяча шестьсот двадцать метров. В озеро несут свои воды свыше трехсот рек, а вытекает лишь одна - Ангара. После такого диктанта можно задать вопрос : какие  интересные  географические явления вы еще знаете ?  Например: наивысшая вершина на Земле - Джомолунгма .      Другое ее название – Эверест. В первый раз на эту вершину поднялись люди 29 мая 1953року.Их было лишь двое. Если ученик самостоятельно подбирает текст диктанта да еще и диктует его, то здесь срабатывает один  из психологических законов : мы помогаем ему самоопределиться в коллективе через свои знания,  эрудированность

3.2 Правописание слов иноязычного происхождения .

 Будничные и повседневные явления могут стать странными, если на них посмотреть из другой точки  зрения . Удивление - начальная фаза развития познавательного интереса. Изучая правописание слов иноязычного происхождения, можно заинтересовать учеников информацией о том, кто впервые применил то или другое слово. Слово химия впервые сказал и  записал философ из города Панопосина Зозима около 430 года. Слово микроскоп и телескоп впервые использовал грек Демисциан  в 1614 году. Слово микроб выдумал французский ученый Садиллов в1879 году . А слово робот придумал чешский писатель Карен Чапек в 1920 году.

3.3.Словарная работа. ЛЕКСИКОЛОГИЯ  

Среди учебных диктатов информационного действия можно отдельно выделить такие, которые имеют предупредительный характер. Такие диктанты ориентированы на запоминание правописания отдельных слов, а также на выяснение лексического значения слова. Например,в  практической работе мы часто используем такие слова как  велосипед, транспарант, комбинезон, метеорология и ряд подобных,  которые под какое-то правило не подведешь . Правописание их следует запомнить. Чтобы облегчить труд учеников,сделать  его  интересным, дается такой текст, который можно лишь внимательно слушать ,а ответ (слово-термин ) записать в тетрадь.

  • Как называется машина преимущественно на двух колесах, что приводится в движение ногами?
  • Как называется рабочий одежда   летчиков, трактористов, танкистов, шахтеров и других профессий, в котором соединены куртка  и штаны?
  • Как называется определенное отношение длины на схеме, географической карте к реальной длине на земле ?

Ответы  записывают ученики  в тетради :  Велосипед, комбинезон, масштаб . Конечно, проще было бы взять и продиктовать эти слова, но такая работа не оправдана с психологической точки зрения : ученики быстро забывают о  том, что и как они писали . А так мы повторяем и лексическое значение слова, и правописание. Интересной работой может быть и объяснение этимологии слова, истории возникновения слова.

АЛФАВИТ Азбука, азбука, алфавит. Знакомые слова, не так ли? Означают они то же: это буквы, расположенные в определенном порядке. Зачем же тогда три названия? Но названия неодинаковы. Азбука – это а- бе- тка .  А  что такое а, бе ? Это первые буквы, именно так мы называем их : а, бе ,ве, ге.. В Древней Греции две первые буквы имели названия альфа и бета. Позже эти две буквы слились в одно слово – алфавит. У славян когда-то две первых буквы назывались аз и буки. Отсюда – аз-бука. Поэтому и говорят, что учеба начинают «с азов».

Паспорт. Это слово, знакомое каждому, происходит из французского pass?,що означает “проход”  и port    -“гавань”. Первоначально оно означало разрешение на отплытие. Паспорт удостоверял, кому принадлежит корабль, в каком городе постоянно проживает его хозяин . Ведь в южных морях так много было разбойников, грабителей, которых итальянцы называли корсами, а греки –пиратами . Паспорт и должен был засвидетельствовать, что судном владеет добропорядочный человек.

          3.4. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЙ                                                          

                                             Ум – это не сосуд, который нужно наполнить  ,                                                                        а огонь,  который надлежит зажечь.  

                                                                                                      Плутарх

В пятом классе  изучается тема « Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными  существительными в именительном падеже ». Чтобы заинтересовать детей  , можно провести такой мини-диктант:

ТИРЕ - знак препинания. Тире –слово французское . Во французском языке   обозначает  тянуть . Первым применил этот знак препинания Николай Карамзин – известный писатель и историк конца 18 начало 19 века.

Во время изучения темы «  Однородные члены  предложения » можно предложить такой текст учебного диктанта. Запятая и точка -  самые давние знаки препинания .   Появились они в первых печатных книгах 16 века. ЗАПЯТАЯ - слово из латинского языка. В латинскому языке оно имело такое значение:  жую, б’ ю, отсекаю, отрубаю, отделяю.

ТОЧКА - это перевод  латинского  слова пунктум . Это слово дало такие названия пункт, пунктуация, пунктир,  пунктуальный,  пунктограмма .

3.5.   НЕОЛОГИЗМЫ                                           

                          Глаголы, которые стимулируют создание    идей :                                                       Заметить, Скомбинировать, Приспособить                                               Использовать по-другому, Переставить.                                                                                        Алекс Осборн

К индивидуальным неологизмам в свое время принадлежали такие слова: детектив создал писатель Жюль  Верн , йод -химик Гей-Люссак. Слово  лилипуты  выдумал английский писатель  Свифт, назвав так маленьких людей в своей книге «Приключения Гулливера », которая вышла в 1727 году.  Слово же газ выдумал в первой половине 17 век бельгийский химик  Ван-Гельмонт .

4.ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА                                                                  

                                                                      Шесть слуг  имея я                                                                

                                                                  Все от них  о мире знаю я :                                                                                       И вот как я их всех зову:                                                                      

Кто? Что? Как? Где?                                                                    
  Когда ? Почему?      

Редьярд Киплинг «Слоненок»

 Для того чтобы полно использовать побудительный, стимулирующий характер диктантов информационного характера  , можно предложить ученикам провести КВН . Класс можно разделить на группы. Каждая группа должна подобрать как можно больше вопросов, которые требуют ответа или же дополнения . Например :

1 Когда изобрели карандаш  ?( в середине прошлого века)

2 Кто изобрел шариковую ручку?  

3 Когда стали писать шариковой ручкой?

4 Кто изобрел стальное перо?

5 Кто изобрел печатную машинку?

6 Кто изобрел копировальную машину и когда?

7   Когда появился первый лифт   и орган ?

В 1867году изобретатель   Шолс сконструировал машину для размножения текста.

При этом нужно направить учеников на определенную литературу, где можно найти ответы на поставленные вопросы . Ответы учеников должны быть такими : Карандаш был изобретен в Чехии .  Имя изобретателя шариковой ручки - Йожеф  Биро . Шариковую ручку изобрел венгерский журналист и художник в 1935 году . До 1780 года люди пользовались  гусиными перьями ,а после изобретения Самюеля Гарркона стали использовать  другое устройство - стальное перо . В 1867году изобретатель  Шолс сконструировал машину для размножения текста .

Оказывается, первым, кто поднялся на лифте был император Нейрон . Лифт установили в его дворце очень давно – еще в 54-64 годах нашей эры. Первый орган был построен в то же время  . На нем исполняли музыкальные произведения для императора Нейрона.

ВЫВОДЫ                                

                                                   Когда учителя перестанут учить                                                      Ученики наконец смогут учиться.                                                                             Ларошфуко .

Ценность диктантов информационного характера в том, что в процессе их написания ученики приучаются к активной и организованной работе . Диктанты приучают учеников работать с максимальным сосредоточением внимания, развивают память, слух. Учебные   диктанты информационного характера  и побуждают учеников самостоятельно искать интересную информацию, записывать  ее в тетради, приносить на уроки для того, чтобы ознакомить других детей . Но наибольшего внимания заслуживают те  диктанты  , когда  ученики, вспоминая  правила  правописания, узнают новую интересную информацию . То есть такие диктанты не только расширяют и углубляют знание из языка, но и расширяют кругозор учеников.

 За учебный год ученик получает достаточно информации, чтобы его кругозор был значительно шире, чем  был бы, усваивая только тот материал, который предлагает программа. Вместе с тем такие виды работы помогают поддерживать постоянный интерес к уроку языка, так как именно здесь они получают много интересной информации .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Использование новых информационных технологий на уроках русскогоязыка  и литературы. Роль ИКТ в образовании....

"Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъект...

"Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъект...

"Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъект...

Доклад "Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы"

  В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской  Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовател...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Компьютерные технологии очень прочно вошли в жизнь нашего общества, охватив все сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.Вся моя професси...

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...