Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему «Учимся писать сочетания жи-ши"»
методическая разработка по русскому языку на тему

Учитель

Янгуразова Альфия Мияссяровна

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая

 

Тема

«Учимся писать сочетания жи-ши»

Цель

Закрепить навыки правописания слов с сочетаниями жи – ши.

Основные термины, понятия

Буквосочетания,орфограмма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yangurazova_alfiya_miyassyarovna.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Янгуразова Альфия Мияссяровна

Учитель начальных классов в МБОУСОШ №1 с.Средняя  Елюзань

Пензенской области

Городищенского района

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему «Учимся писать сочетания жи-ши"»

Учитель

Янгуразова Альфия Мияссяровна

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая

Тема

«Учимся писать сочетания жи-ши»

Цель

Закрепить навыки правописания слов с сочетаниями жи – ши.

Основные термины, понятия

Буквосочетания,орфограмма.

Планируемый результат

Предметные умения

Правописные умения:

- каллиграфически правильно писать буквосочетания ЖИ -ШИ;

- каллиграфически правильно писать слова с  сочетаниями ЖИ -ШИ;

 -правильно списывать слова и предложения. 

Учебно-языковые умения:

 - проводить звуко-буквенный анализ слова;

- видеть в слове орфограмму ("опасное место"), уметь ее объяснить

- уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка.

Речевые умения:  

- Составить предложения;

 -  составлять слова из букв;

 - составлять смысловые пары;.                         

 Личностные УУД: 

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах;

 -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Организовать атмосферу включённости каждого ученика в   работу класса.  

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: 

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

  • фронтальная работа;
  •  групповая работа;
  • работа в парах;
  • работа с учебником.

Книгопечатная продукция Т.Г.Рамзаева  «Русский язык» 2 класс

Технические средства обучения

Компьютер, проектор, презентация по теме  «Учимся писать сочетания жи-ши»


Дидактические задачи этапов урока

№ п/п

Этапы урока

Дидактические задачи (цель этапа)

1

Мотивация к учебной деятельности

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

2

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память), организация выполнения учащимися пробного учебного действия, фиксирования индивидуального затруднения.

3

Выявление места и причины затруднения

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Создание условий для выявления места затруднения, для фиксирования во внешней речи причину затруднения.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Создание условий для составления совместного плана действий.

5

Реализация построенного проекта

Обеспечение реализации построенного проекта, устранение и фиксирование преодоления затруднения.

6

Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организация  для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8

Включение в систему знаний и повторение

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

-овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Включение в деловой ритм

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок!

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадки,

И линейку не забудь:

Отправляемся мы в путь!

Пусть этот урок принесет с собой радость познания, общения.

     

- Ребята! Будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием.

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и вид работы.    

- Какие орфограммы вам встретились?

   

Осуществляют самооценку готовности к уроку. Ученики записывают в тетради число, классная работа.

Комментируют, выделяя и объясняя орфограммы.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Личностные:

-Формирование способности к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;

Коммуникативные:

Умение высказывать свое мнение.

Познавательные:

Умение объяснять, доказывать правильность написания слов.

 Отгадайте загадки. Запишите отгадки в тетрадь.

Маленький, беленький

По лесочку прыг- прыг

По снежочку тык- тык. ( Заяц).

Бела, как снег

Черна, как жук

Зелена, как луна

Вертится, как бес

И повёртка в лес.

 ( Сорока).

Всегда во рту.
А не проглотишь. ( Язык).

Чик- чирик,

К зёрнышкам прыг,

Клюй, не робей.

Кто это? (Воробей).

Высоких деревьев длинней,

Травиночки маленькой ниже.

С ней дали становятсяближе,

И мир открывается с ней.

( Дорога).

Тёплый длинный- длинный день,

В полдень- крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

Подаёт кузнечик голос,

Дозревает земляника.

Что за месяц, подскажи- ка?

( Июнь).

Жаркий, знойный, душный день.

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его – вершина лета.

Что, скажи, за месяц это? ( Июль).

Ученики отгадывают загадки

и записывают отгадки

Выявление места и причины затруднения

Коммуникативные: 

умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные: 

умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные: 

умение высказывать своё мнение.

Создать условия для актуализации знаний, необходимых  для открытия «новых знаний»  по  данному материалу.  Подвести детей                к  теме  урока.

- Посмотрите на  стихотворение Е.Благининой, записанное на доске.

- Улетели сегодня стрижы…                                        - А куда улетели, скажы?                                                 – А туда улетели они,                                                                                               Где на солнышке греются дни,                                   Где совсем не бывает зимы.                                           Но милее им всё-таки мы!                                              И они прилетят по весне                                                        И опять засвистят в вышыне.

- В какой форме записано это стихотворение?                                                                  

- Прочитайте его по ролям с соседом по парте.

- А почему вы считаете, что здесь допущены ошибки?  Докажите.

- Каким правилом пользовались?                              

- Сформулируйте тему сегодняшнего  урока.                        

Отвечают на поставленные вопросы.

Читают стихотворение (работа в парах) 

Указывают на ошибки в тексте.

Рассказывают правило.

Формулируют тему урока

Построение проекта выхода из затруднения

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

 Метапредметные(УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

- Вы  сегодня повторяйте какие буквы?.

- Что вы уже знаете об этой букве?

- Что еще необходимо узнать?

Сформулируйте учебные задачи.

 

- По какому плану будете работать?

- Для чего все это вам нужно знать?

Предположения, высказанные обучающимися, фиксируются учителем.

-

-Теперь ребята давайте посмотрим правило

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5c434425-8282-46a3-be48-d8887af56f56/%5BNS-RUS_2-13%5D_%5BTE_024%5D.swf

Динамическая пауза

Организует физкультминутку.

         Прибежали, прибежали                                                        Ёжики, ёжики. Наточили, наточили Ножики, ножики.

Прискакали, прискакалиЗайчики, зайчики.

         Ну-ка сели, ну-ка дружно

         - Девочки! Мальчики!

Обучающиеся высказывают свои предположения

Шипящие.Рассказывают о шипящих

- Как буква называется.

- Какие звуки обозначает эти буквосочетания.

- Как правильно называется, читается.

- Как правильно пишется.

- Как не допустить ошибку.

- В каких словах встречается.

Выполняют физкультминутку

Реализация построенного проекта

Предметные:

- правильно записывать слова;

- проверять написанное, сравнивая с образцом;

- находить жи-ши в словах;

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Продолжаем работать по учебнику.

Карточка 1. Запиши слова в две колонки: в первую- слова с сочетанием жи, во вторую- с сочетанием ши.

Камыши, снежинки, этажи, скажи, вершина, карандаши, моржи, душистый, стрижи, шишки, жить, пушистый, лежит, шина, ерши, ножи, житель.

Карточка 2. Подумайте, какое сочетание-жи или ши- нужно вставить. Запишите слова в две колонки: жи- ши.

Мор…, шала…, сне…нка, о…бка, стри…, пру…на, кув…н, ма…на, бе…т, ду…стый, ска….

1.Стр. 29- 30, упр.2.

Стр. 30- 31, упр. 4, 5 по вариантам.

2.Выполняют задания по карточкам.

а)Камыши, снежинки, этажи, скажи, вершина, карандаши, моржи, душистый, стрижи, шишки, жить, пушистый, лежит, шина, ерши, ножи, житель.

б)Мор…, шала…, сне…нка, о…бка, стри…, пру…на, кув…н, ма…на, бе…т, ду…стый, ска….

Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)

Формировать

Произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные :

 Осознают необходимость самосовершенствовании и умение высказывать своё предположение.

Личностные : 

умение осознавать трудности и стремление  к их преодолению умение слушать и слышать речь других людей.

- Какие звуки дают эти буквы?                                     – Дайте характеристику звукам [ж], [ш].                      – Прочитайте правило на странице 29 учебника.                                                                         - Выпишите из стихотворения слова, в которых допущены ошибки, исправив их.               – Придумайте и допишите еще 2 слова.                        - Каким правилом пользовались?                               Картинный словарь (город, деревня, класс, Москва, медведь)                                                     – Какие орфограммы встретились?

Отвечают на поставленные вопросы.

Читают

Отвечают на поставленные вопросы, делают выводы.

Осуществляют взаимопроверку

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Познавательные:

общеучебные умения: умение осознанно  и произвольно строить речевое высказывание; логические: определение критериев для сравнения. Личностные:

 самоопределение.

Регулятивные:

контроль, коррекция. Коммуникативные: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Организует деятельность по применению новых знаний.

1. Самостоятельная работа

- Прочитайте задания к упражнению 4. Запишите только слова, обозначающие множество предметов.

2. Работа в группах (изготовление памяток)                                                                                                                                                    

1 группа: 

       Как напишешь жи и ши?                                            

       Мне решительно скажи!

       Лужи, жимолость, ежи,

       Мыши, лыжи, камыши.

       Все сочетания жи и ши

       Только с буквой и пиши!

2 группа:

        Знаем точно: жи и ши

        Пишем только с буквой и!

        Крыши, шины, камыши,

        Ландыши, ерши, чижи.

3 группа:                                                                                       

         Жи да ши, жи да ши                                                                                                   

             С буквой и всегда пиши:                                          

         Мыши, ёжики, ужи,        

Осуществляют самостоятельную работу

Обсуждение в группах, выводы

Изготавливают памятки

обсуждение в группах, выводы, оценивание.

Включение в систему знаний и повторение

Предметные:

- производить звуко-буквенный анализ слова;

- составлять звуковую схему слова.

Регулятивные:

 целеполагание. Познавательные:

 общеучебные  - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. 

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе  информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли

- Прочитайте задание к упражнению 2.         [л ы ж ы] – лыжи                                                           [ с' н' и ж ы н к' и] – снежинки                                           - Совпадает ли произношение гласного после [ж] и его обозначение на письме?                                   - Каким правилом будем пользоваться при написании подобных слов?

  - Я вам предлагаю произвести звуко-буквенный анализ слова снежинки.

                             

Читают тексты в учебнике. 

Отвечают на поставленные вопросы, делают вывод.

Обучающиеся составляют звукобуквенный анализ.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

        А теперь скажи, дружок,

        Тебе понравился урок?

        Что расскажешь дома маме?

        Поделись сейчас ты с нами!

- А теперь я хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями о сегодняшнем уроке. Дополните предложения:

1.    Я узнал …

2.    Я научился …

3.    Я смогу…

4.    На уроке мне было…

- Оцените свою деятельность на уроке в целом. Возьмите карандаш зеленого, жёлтого или красного цветов и закрасьте яблоки, лежащие у вас на партах.

Зеленый: Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе.

Желтый: Я работал на уроке с желанием, но чувствовал какое-то неудобство, волнение, тем не менее, мне было интересно.

Красный: Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу.

Читают надпись. 

Дополняют предложения.

Оценивание своей учебной деятельности.

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 6 классе на тему: «Определение координат на плоскости»

Урок выполнен с применением специализированного программного обеспечения для интерактивных досок (наглядная  презентация, выполненная в программе elitePanaboardbook; презентация «Гимнастика для г...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы о-а в корне -лаг- / -лож-»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы  о-а  в  корне -лаг-  /  -лож-»....

Технологическая карта урока по учебному предмету «английский язык» в 7-ом классе на тему «Что ты знаешь о школьной жизни в Англо-говорящих странах»

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): Личностные: -развивать мотивацию учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; -формирование ответственно...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Английский язык» в 4 классе по теме «Еда»

Урок введения нового грамматического материала «Исчисляемые и неисчисляемые существительные», закрепление лексики по теме «Еда»,  модуль  3,   тема «M...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Английский язык» в 5 классе на тему «В любую погоду»

Цель: Создать условия для обобщения и систематизации лексических навыков и навыков говорения по теме «Погода. Одежда», активизировать речемыслительную деятельность учащихся, активизир...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы о-а в корне -лаг- / -лож-»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы  о-а  в  корне -лаг-  /  -лож-»....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Рассуждение как тип речи. Доказательства» с использованием технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо.

Целью урока является организация деятельности учащихся по формированию  представления о  тексте-рассуждении с использованием технологии проблемного обучения и технологии развития критич...