Урок по русскому языку "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Юртаева Ирина Николаевна

Урок по русскому языку "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_imya_sushchestvitelnoe.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:


План-конспект урока по русскому языку в 5 классе

Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное».

Цели урока:

Учебно-познавательные: закрепить и обобщить сведений об имени существительном, изученных за курс начальной школы.

Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества.

Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно – исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.

Ход урока.

  1. 1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом.

  1. Определение темы и цели урока.

На экране выведен эпиграф к уроку. 1 слайд.

Я в языке одни предметы называю,

Запомните, друзья, - вот главный мой секрет:

Когда процесс и признак я обозначаю,

То их всегда вам представляю как предмет.

П. Чесноков

- Ребята, о чем говорится в этом четверостишии? О какой части речи?

- Как вы думаете,  какова цель нашего сегодняшнего урока?

На сегодняшнем уроке мы с вами вспомним все, что мы с вами знаем о имени существительном. Давайте в тетрадях запишем число и тему урока.

2. Работа по теме урока. 2 слайд.

Блиц-опрос.

  • Дайте определение имени существительного.
  • Назовите морфологические признаки имени существительного.

- Постоянные

- Изменяемые

  • Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

(Имя сущ. –  самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что? Бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Относятся к трем родам: мужскому, женскому, среднему, и трем склонениям: 1, 2, 3. Изменяются по числам и падежам. В предложении могут быть любым членом, особенно часто подлежащим и дополнением.)

Молодцы, ребята, теоретическую часть вы хорошо знаете. Давайте теперь вспомним с вами что же нового об имени существительном мы узнали в этом году?

(- не все имена существительные изменяются по числам, некоторые имена существительные  бывают только единственного числа, а другие только множественного;

Задание 1.

- А теперь представьте, что вам нужно сходить в магазин и купить продукты в молочном и кондитерском отделе. Все покупки запишите в тетрадь.

( молоко, кефир, сметана, брынза, творог, масло, маргарин, майонез, пастила, зефир, шоколад, мармелад, халва, соль, сахар, кофе, повидло, какао, мука, варенье и т.д. )

- В какой форме употребляются эти существительные? Можно ли говорить: «Дайте два молока и одну сметану?» Как нужно правильно говорить?

        Задание 2.

        Распределите  существительные по группам: 

1вариант: Чернила, брюки, облако, каникулы, детвора . 

2 вариант: Ворота, кубик, народ, солнце, человек.

3 вариант: Стакан, пшено, радость, листва, деньги.

        Задание 3. «Третий лишний» (записи на доске)

        Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.

1 вариант: Заморозки, тьма, ружье. (ружье)

2 вариант: Потемки, синева, барьер. (барьер)

3 вариант: Вьюга, спортсмен, сутки. (спортсмен)

        - Ребята, давайте вспомним  у каких существительных пишется Ь на конце. (У сущ. 2 и 3 скл.)

 Задание 4. Работа с сигнальными карточками.

        Нужно определить склонение существительных, будьте внимательны.        Госпиталь, мышь, мозоль, картофель, ясень, деталь, очередь, рояль, тюль, шампунь, эмаль, янтарь, помощь.

        Нужно определить в каких словах Ь не пишется. Для этого давайте вспомним в каких обманных случаях Ь не пишется. (У сущ. мн. числа Р.п., у сущ. м.р. после шипящих) 

Физкультминутка

-Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения -поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения – присядьте, а третьего –руки перед собой.

Зима, утро, урок, море, ночь,

    Задание  5.  Загадки:  «Весёлый мешочек»

        

        - У меня есть веселый мешочек, а в нем хранятся золотые яйца. Эти яйца не простые, а с загадками. Сейчас мы с вами их достанем и отгадаем. Отгадки, пожалуйста, запишите в тетрадь.

1. Вот иголки и булавки

 Выползают из-под лавки,

 На меня они глядят.

 Молока они хотят.                              (Ёж)

2. Стоит над водой, трясёт головой.   (Камыш)

3. Чёрная корова, весь мир поборола. (Ночь)

4. Маленький рост, длинный хвост.

    Серая шубка, острые зубки.               (Мышь)

5. Шевельнул бородкой гном,

    И вошёл хозяин в дом.                       (Ключ)

6. Стоит изба из кирпича,

    То холодна, то горяча.                      (Печь)

7. Чёрный Ивашка –

    Деревянная рубашка,

    Где носом поведёт,

    Там заметку кладёт.                    (Карандаш)

8. Что две недели зеленится.

    Две недели колосится,

    Две недели отцветает,

    Две недели наливает.

    Две недели подсыхает?             (Рожь)

Скажите, ребята, всегда ли у существительных после шипящих пишется Ь?

Теперь проверим ребят, которые работали по карточкам.

        Задание 6. Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

        Вспомните орфограмму №18. Сейчас мы с вами немного поиграем. У меня в руках мяч. Ваша задача передавать мяч друг другу, но не просто так, а со словами. У 1 варианта будут слова с буквой О в окончании, у 2 варианта – с Е.

Задание 7. Правописание  -е  -и у существительных в единственном числе. Работа с сигнальными карточками.

        -Ребята, все вы помните орфограмму №17? Давайте повторим когда пишется –е, а когда –и в падежных окончаниях существительных ед. числа.

        Я вам буду читать словосочетания, а ваша задача определить окончание.

Помогать подруге, потолок в помещении, радоваться удаче, идти по тропинке, обрадоваться новости, ошибки в изложении, тетрадь по биологии, бежали по аллее, росли на березе, рассказать о книге, прочитать в повести, побывать в Карелии, жить в Киеве, изменение в расписании, отдыхать в деревне, рос у дороги.

         

Ребята, посмотрите, за время нашей работы  успело вырасти чудо-дерево.         Назовите фрукты, которые есть на нём. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа, обозначьте окончания.

Яблоки - яблок,    сливы - слив ,   груши -груш,  апельсины -апельсинов,  мандарины -мандаринов,  бананы – бананов.

        - Молодцы! Со всеми заданиями вы справились.

    Надо ли знать имя существительное? Что надо знать, чтобы уметь правильно говорить и писать?  Правильно. Необходимо знать правила, учиться, потому что «учиться всегда пригодится». Но нужно ещё время от времени и повторять выученное. Недаром говорится, что «повторение – мать учения». Это мы с вами сегодня и делали. 

Домашнее задание.

 Рефлексия (Продолжите фразу).

- У меня получилось…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Теперь я знаю

  Выставление оценок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе Имя существительное. Постоянные признаки имён существительных».

Урок повторения и систематизации полученных знаний с применением сингапурской методики....

Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»

Урок по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...

Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»

Урок по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...

Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»

Урок по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...

Урок по русскому языку «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»

Урок по русскому языку  «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных»...

урок по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных"

дана разработка урока по  русскому языку в 5 классе  по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных". Урок представлен в форме путешествия, в котором учащиеся за...