Конспект урока "Сложное бессоюзное предложение" 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Зиннатова Елена Сергеевна

Технологии групповой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integr_zachet.docx40.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 4»

Управление образования

Администрация городского округа Электросталь Московской области

144007, Московская область, г.о.Электросталь, ул.Мира 24 в, тел.:3-56-27

Урок русского языка

Тема урока:

«Сложные бессоюзные предложения»

(Технология групповой деятельности)

Автор:

Зиннатова Елена Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

Класс: 8

2016

Тема: «Сложные бессоюзные предложения»

Форма: групповой зачет

Тип урока: повторительно-обобщающий (систематизация изученного и контроль качества знаний).

Обоснование выбора формы урока:

  • зачет  вызывает интерес к занятиям, к изучаемому программному материалу;
  • позволяет определить степень усвоения материала, понимания  темы ;
  • дает возможность работать индивидуально и коллективно;
  • позволяет дать индивидуальную оценку знаниям учащегося.

Цель  зачета :

1) проверить знания учащихся по изученной  теме;

 2) привести в систему знания, умения, навыки по  сложным   бессоюзным   предложениям .

Задачи урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном бессоюзном предложении;
  • закрепить навык постановки различных знаков препинания в сложном бессоюзном предложении;
  • развитие монологической речи учащихся;
  • воспитание интереса к русскому языку.

Домашнее задание и предварительная подготовка:

  1. Завести специальные 5 конвертов, куда предполагается складывать выписываемые предложения при чтении произведений А.С. Пушкина.
  2. Этот материал учащиеся используют в качестве примеров при ответе на теоретические вопросы.
  3. На альбомном листе выполнить, аккуратно оформив, синтаксический разбор простого и  сложного  предложений, чтобы подтвердить необходимый уровень знаний для допуска к  зачету .
  4. Предложить свою цитату для эпиграфа на  тему  о значении или особенности творчества А.С. Пушкина.
  5.  Для проведения зачета ученики объединяются в пять  групп, по три человека в каждой.
  6. Учитель назначает 5 консультантов, которые на уроке-зачете будут выступать в роли его помощников.
  7. Каждый консультант оформляет для своей группы лист учета знаний, который учащиеся будут заполнять на  зачете  под руководством учителя. В случае необходимости консультанты оказывают помощь товарищу и при подготовке к  зачету . К  зачету  лучше готовиться группами.
  8. За день до  зачета  с ассистентами проводится консультация по методике опроса. 

Оборудование:

  • интерактивная доска, компьютер 
  • грамматические (электронные ) таблицы “Сложные предложения”.
  • карточки с текстами произведений А.С.Пушкина для исследования;
  • карточки с ответами;
  • билеты – вопросы  по теоретическому материалу;
  • лист контроля учета  знаний.

Ход урока

1. Сообщение цели урока-зачета.

Эпиграф, портрет А.С.Пушкина (на интерактивной доске).

И, сохраненная судьбой,

 Быть может, в Лете не потонет

 Строфа, слагаемая мной.

...И долго буду  тем  любезен я народу,

 Что чувства добрые я лирой пробуждал...

А.Пушкин

2. Проверка ассистентами задания, выполненного учащимися дома при подготовке к  зачету .

Максимальная оценка – 6 баллов.

3. Фронтальный опрос  по   теме.

  • Каждая группа получает два вопроса по теоретическому материалу (вопросы даны в виде билетов).
  • Фронтальный опрос проводится так, чтобы теория не была оторвана от практики и в работу были вовлечены все присутствующие;
  • за каждое полноценное дополнение участник другой группы может получить дополнительный балл.

Билет № 1:

а) Какие предложения называются  сложными ?  Приведите пример.

 б) В каких случаях между частями  сложного   бессоюзного   предложения  ставится запятая? точка с запятой?  Приведите примеры.

Билет № 2:

а) Какие  сложные  предложения называются  бессоюзными ? Приведите примеры.

 б) В каких случаях между частями  сложного   бессоюзного   предложения  ставится двоеточие. Приведите примеры на каждый случай.

Билет № 3:

а) В чем отличие  сложных  союзных предложений от  сложных   бессоюзных   предложений ? Приведите примеры.

 б) В каких случаях между частями  сложного   бессоюзного   предложения  ставится тире? Приведите примеры на каждый случай.

Билет № 4:

а)Какие сложные предложения называются бессоюзными?

Б ) Какое утверждение является неверным?

А. В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией.

Б. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

В. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

Билет № 5:

а)В чем отличие сложных союзных предложений от сложных бессоюзных предложений? Приведите примеры.

Б). Какое утверждение является неверным?

А. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

Б. В бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных.

В. Между частями бессоюзного предложения ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом

Вывод (формулируют учащиеся):

  • Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.
  • Все сложные предложения состоят из нескольких простых.
  • В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.
  • Название третьей группы говорит о том, что в бессоюзных предложениях простые соединены без союзов и союзных слов.

Максимальная оценка – 4 балла.

4. Слуховой диктант.

  1. Товарищ, верь: взойдет она.
  2. Звезда пленительного счастья.
  3. Вы грозны на словах – попробуйте на деле!
  4. Ты сам, поэт, свой высший суд;
  5. Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
  6. Ты понял жизни цель: счастливый человек,
  7. Для жизни ты живешь.
  8. Поведай мне: в сей казни что сокрыто?
  9. Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
  10. Последние листы с нагих своих ветвей.
  11. Теперь моя пора: я не люблю весны.
  12. И с каждой осенью я расцветаю вновь;
  13. Здоровью моему полезен русский холод;
  14. К привычкам бытия вновь чувствую любовь.

Примечание. Учащиеся в заранее приготовленных листочках проставляют знаки препинания.

 Образец карточки с ответами

 Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

:

-

;

:

:

-

:

;

                                                     

Максимальна оценка – 4 балла.

5. Поиск ошибок.

  • прочитайте, соблюдая правильную интонацию;
  • найдите ошибку в постановке знака препинания, исправьте ошибку;
  • объясните свой выбор.

Для I группы

1. И дни бегут, желтеют нивы,

 С дерев спадает дряхлый лист.

2. За мной гнались; я духом не смутился.

Для II группы

1. Привычка свыше нам дана;

 Замена счастию она.

2. На дворе была метель: ветер выл.

Для III группы

1. Дохнул осенний хлад; дорога промерзает.

 2. Марья Гавриловна долго колебалась; множество планов было отвергнуто.

Для IV группы

1.Здесь тучи смиренно идут подо мною,

Сквозь них низвергаясь, шумят водопады.

2.И думал он,

Отсель грозить мы будем шведу.

Для V группы

1.Дохнул, завыл: и вот сама

Идет волшебница-зима.

2.Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам;

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и  пожарам.

Максимальная оценка – 2 балла.

6. Расстановка знаков препинания.

Учитывая смысловые отношения между частями сложного предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

Для I группы

Ученых много умных мало.

Для II группы

Погасло дневное светило

 На море синее вечерний пал туман.

Для III группы

В чужбине свято соблюдаю

 Родной обычай старины

 На волю птичку выпускаю

 При светлом празднике весны.

Для IV группы

1. Я выглянул из кибитки всё было мрак и вихорь

2. Дохнул осенний хлад  

дорога промерзает

Для V группы

1. Привычка свыше нам  дана  

замена счастию она

2. Опомнилась,   глядит   Татьяна

медведя   нет...

Максимальная оценка – 2 балла.

7. Подведение итогов урока-зачета. Выставление оценок.

8. Задание на дом.

Выписать из произведений М.Ю. Лермонтова по два предложения на каждый вид постановки знаков препинания в  сложном   бессоюзном   предложении , сделать (устно) их интонационно-смысловой анализ.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 (на повторение)

Задание. Сделайте синтаксический разбор предложений, составьте их схему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса

Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...

Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы

Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс...


 

Комментарии

Зиннатова Елена Сергеевна

Очень хороший материал.