Презентация на тему "Орфоэпические и лексические нормы"
презентация к уроку по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Данная презентация поможет повторить лексические и орфоэпические нормы. Кроме теоретического материала содержит задания для самостоятельной работы. Предназначена презентация для подготовки учащихся к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon orfoepicheskie_normy_postanovka_udareniya.ppt925.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Орфоэпические нормы (постановка ударения). Лексические нормы(употребление слова в соответствии с точным лексическим значением).

Слайд 2

Хоть и заглядывал я встарь В Академический словарь. А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Действительно, лучшее средство успешно справиться с 4 заданием постоянно заглядывать в словари, где указано правильное произношение слов. Ни в коем случае при выполнении задания не стоит опираться на собственный опыт! Большинство слов орфоэпического минимума в повседневной речи мы произносим неправильно!

Слайд 3

 Правило. I . Ударения в начальной форме глаголов . 1. В глаголах, заканчивающихся на И-ТЬ, ударным чаще всего является суффикс –И- Например: кровоточИть облегчИть ободрИть обострИть одолжИть плодоносИть положИть углубИть усугубИть Но: закУпорить клЕить озлОбить освЕдомиться тЕплиться опОшлить предвосхИтить надоУмить пЕрчить

Слайд 4

2. В глаголах на –ИРОВАТЬ ударение чаще всего падает на –И-. Например: баллотИровать блокИровать копИровать приватизИровать конструИровать экспортИровать дискутИровать информИровать дозИровать НО: маркировАть премировАть нормировАть гофрировАть пломбировАть бомбардировАть

Слайд 5

 Помни! заИндеветь заржАветь кАшлянуть обезУметь плЕсневеть ходАтайствовать чЕрпать

Слайд 6

Ударения в формах глаголов настоящего и будущего времени, причастий (на –УЩ/ЮЩ, -АЩ/ЯЩ, -ВШ, -НН\ЕНН) и деепричастий сохраняются ТЕ ЖЕ, что и в начальной форме глагола.

Слайд 7

В причастиях, образованных от глаголов с помощью суффикса –Т-, ударение падает на первый слог. зАгнутый, сОгнутый, нАчатый, прИнятый.

Слайд 8

Ударения в формах прошедшего времени глаголов. В формах женского рода ударение падает на окончание –а. В формах мужского, среднего рода и во множественном числе – на первый слог: Лить лИл лИло лИли лилА ИСКЛЮЧЕНИЯ: клАла, крАла, послАла, жилОсь.

Слайд 9

Ударения в именах существительных. 1. В формах именительного падежа множественного числа ударным является окончание –А, безударным -Ы, поэтому следует запомнить: аэропОрты, тОрты, лИфты, бАнты, крАны, лЕкторы, шАрфы.

Слайд 10

В формах родительного падежа множественного числа окончание -ОВ чаще всего является безударным, а окончание –ЕЙ – ударным. бухгАлтеров кОнусов лЕкторов тОртов должностЕй новостЕй НО : мЕстностей сУдей

Слайд 11

. В иноязычных существительных ударение в большинстве случаев падает на последний слог: агЕнт алфавИт дефИс диспансЕр докумЕнт жалюзИ каталОг некролОг квартАл партЕр апострОф процЕнт цемЕнт экспЕрт фетИш НО: фОрзац, факсИмиле.

Слайд 12

. Во многих производных словах сохраняется ударение производящих слов: вероисповЕдание – исповЕдаться намЕрение – мЕра обеспЕчение – обеспЕчить аристокрАтия – аристокрАт знАмение – знАмя металлУргия – металлУрг

Слайд 13

Наречия. Ударение падает на приставку в словах: вОвремя, зАгодя, зАтемно, Исстари В наречиях с приставкой до-:

Слайд 14

Имена прилагательные. Ударный слог полной формы ряда прилагательных остается ударным и в краткой форме КрасИвый – красИв- красИва- красИво – красИвы немЫслимый- немЫслим- немЫслима- немЫслимо- немЫслимы

Слайд 15

Имена прилагательные. У некоторых прилагательных с подвижным ударением ударение нередко падает на основу в форме мужского, среднего и мн.числа и на окончание в форме женского рода.

Слайд 16

Имена прилагательные. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ЕЕ. Если на основе, то и сохранится на основе сильнА – сильнЕе больнА – больнЕе стройна - стройнЕе красИва – красИвее печАльна - печАльнее

Слайд 17

Разбор задания. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. лыжнЯ крАлась пОняла (хороших) новостЕй шАрфы Вариант №1. Вариант лыжнЯ – существительное, звучание которого следует запомнить. Правильный вариант произношения – лыжнЯ . Варианты №2,3. Слова крАлась и пОняла – формы женского рода прошедшего времени глаголов, где ударение должно падать на окончание –а, поэтому в форме поняла ударение выделено неверно. Глагол кралась является исключением, и ударение в нем падает на основу – крАлась. Вариант №4. новостЕй – существительное в форме Р.п. мн.ч., окончание –ей является ударным. Вариант №5 ШАрфы – существительное в форме именительного падежа множественного числа ударным является окончание –А, безударным –Ы, Таким образом, выписываем слово понялА

Слайд 18

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. позвонИм рвалА грАжданство давнИшний отобралА Глаголы прошедшего времени женского рода рвалА и отобралА ударным является окончание,правильно. позвонИм –позвонИть - правильно давнИшний –верно граждАнство –неверно выделена буква

Слайд 19

 Потренируйся. Водном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. 1) вклЮчим 2) зАсветло 3) партЕр 4) звонИшь 5) тОрты

Слайд 20

Ответ: включИм

Слайд 21

2. Водном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. 1) пОнял 2) прИнятый 3) началА(петь) 4) зАперся 5)сИльна

Слайд 22

Ответ: сильнА

Слайд 23

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. мЕстностей диспансЕр исчерпАв тамОжня знАчимый

Слайд 24

Ответ: исчЕрпав

Слайд 25

Водном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. 1) созвонИмся 2) намерЕние 3) молодЕжь 4) тОрты 5) полилА ответ: намЕрение

Слайд 26

Водном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. шАрфы полилА позвонИт красивЕе дОсуха Ответ : красИвее

Слайд 27

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. слИвовый отдАв жалюзИ убЫстрить начАвший

Слайд 28

Ответ: убыстрИть

Слайд 29

Лексические нормы (употребление слова). Задание 5 проверяет твое умение различать паронимы. Паронимы – слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Паронимы бывают: приставочными; суффиксальными; различающиеся конечными буквами. Члены паронимических пар -имеют разные лексические значения -сочетаются с разными словами

Слайд 30

Приставочные паронимы. У платить - Отдать, внести (деньги) в возмещение чего-либо (чаще всего речь идет о крупной сумме денег) О деть кого-либо Пред ставить - Предъявить, сообщить что-либо кому-либо. Познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо. Признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо В стряхнуть - Приподняв, потрясти с силой. По верка - Сверка в точности. Перекличка с целью проверить наличный состав людей (спец.) Об судить - Разобрать, обдумать, всесторонне рассмотреть, высказывая свои соображения по поводу чего-либо или о ком-либо .Нетерпимый - такой, с которым нельзя мириться, недопустимый. Не считающийся с чужим мнением, лишённый терпимости. О писка - Ошибка в написании чего-н. по рассеянности. О платить - Заплатить за что-нибудь На деть на себя Предо ставить - Отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо. Дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться Стряхнуть - Тряхнув, скинуть, сбросить . Про верка - Установление правильности чего-либо, соответствия чего-либо чему-либо. О судить - Выразить неодобрение кому-чему-либо, признать дурным. Приговорить к какому-либо наказанию, вынести обвинительный приговор, обвинить .Не с терпимый - Превышающий терпение, с трудом переносимый . От писка - Формальный ответ, не затрагивающий сущности дела.

Слайд 31

Суффиксальные паронимы.

Слайд 34

 Помни! Суффиксы –УЩ-/-ЮЩ-, -АЩ-/-ЯЩ- относятся к суффиксам причастия и обозначают производителя действия. КРАСОЧНЫЙ . Отличающийся яркими красками. КРАСЯЩИЙ . Служащий для окрашивания чего-н., содержащий в себе краску (спец).

Слайд 35

Различающиеся конечными буквами. База - Основание, основа. Опора чего-либо; опорный пункт. Склад, складской или снабженческий пункт . Абонент - Владелец абонемента (лицо или учреждение). Невежа - Грубый, невоспитанный, невежливый человек. Адресат - Тот, кому адресовано почтовое отправление (лицо или учреждение). Дипломат - Должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений. Базис - Совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих экономическую структуру общества и определяющих характер надстройки. Абонемент - Право пользования чем-либо в течение определённого срока, а также документ, удостоверяющий это право. Невежда - Малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан . Адресант - Тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение) Дипломант - Лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т. п. Студент, готовящий выпускную, дипломную работу.

Слайд 36

Алгоритм действий. Определи, какой частью речи являются слова-паронимы. Внимательно прочитай предложения. Может быть, ты найдешь что-нибудь общее в словах, которые сочетаются с паронимами. Подумай, от какого слова они могут быть образованы. Возможно, различие содержится именно в основах! Посмотри, какой частью слова отличаются слова: приставкой, суффиксом и т.д. Если возможно, вспомни отличия в значении.  Помни! Если вдруг попадутся слова типа абонент – абонемент , этот алгоритм не сработает.

Слайд 37

1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Серов придал своему голосу оттенок мягкого и ДРУЖЕСКОГО убеждения В таком ОПАСНОМ предприятии могут быть всякие неожиданности. Дама тоже оказалась ИСКУСНОЙ танцовщицей. Миша разделся, бросился в ЛЕДЯНУЮ воду и сажёнками поплыл на другую сторону. А за ЯБЛОЧНЫМ садом виднелся старинный барский дом и строения усадьбы.

Слайд 38

Разбор задания Ответ: слово яблочный употреблено неверно, суффикс Н указывает на «сделанный из яблок». Сад яблоневый

Слайд 39

1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Нина не стала слушать извинений за приезд и необходимость ДЕЛОВИТОГО разговора Позвольте вам выразить искреннюю ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ за успешную педагогическую работу... Станица имела ТИПИЧНЫЙ для такого рода кавказских поселений вид. Как видите, явление имеет исторические корни и нуждается в том, чтобы получить серьезную ПОЛИТИЧЕСКУЮ оценку.

Слайд 40

Ответ: неверно употреблено слово деловитый, разговор деловой

Слайд 41

Тут-то в присутствии всех адъютантов и выяснился ФАКТ головокружительной карьеры юнкера Тихонова. Все ЯВНЫЕ и тайные агенты экспедиции переключились на поиск пропажи. Я прошёлся по ПАМЯТНЫМ местам, но улицы ничего не напоминали мне. Пол сарая действительно провалился, а под полом оказалась глубокая яма, которую ПОПОЛНЯЛА гора всевозможной рухляди.

Слайд 42

Ответ: неверно употреблено слово пополняла, нужно употребить слово наполняла

Слайд 43

Поработайте самостоятельно ВОЕННЫЙ городок жил скучноватой жизнью. Слева виднелся невысокий КАМЕНИСТЫЙ холм, поросший мелколесьем, справа — овраг, заваленный валунами. Майор и лейтенант занялись книгами, а я пошёл осматривать СОСЕДНИЕ помещения. ДОБРЫЙ двор был у плотника Меринова. Дом он срубил из толстых сосновых бревен, наличники на окнах разукрасил травяным узором.

Слайд 44

Ответ : неверно добрый двор, нужно употребить слово добротный, имеющее значение крепкий.

Слайд 45

На нём были мятая фуражка со сломанным ЛАКИРОВАННЫМ козырьком. Враг добился серьезных успехов, овладел важными ЭКОНОМИЧЕСКИМИ районами. Замолин взглянул на КОМАНДИРСКИЕ часы. Ночью село Высокая Печь ничем не РАЗЛИЧАЛОСЬ от других сел. Ласковые лучи солнца весело пробивались сквозь тёмные зелёные кроны ВЕКОВЫХ деревьев.

Слайд 46

Успехов на экзамене !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Лексические нормы"

Лексические нормы - А.2 Подготовка к ЕГЭ...

Презентация"Лексические нормы употребления глаголов"

Пояснительная записка .Задача формирования ключевых компетентностей предусматривает не столько пересмотр предметного содержания, сколько изменение технологий образовательного процесса. Прин...

Презентация к уроку "Культура речи.Правила употребления прилагательных. Лексические нормы".

Презентация к уроку русского языка по материалу учебника Львовой С.И., Львова В.В.Цель данного урока:1) тренировать умение учащихся использовать синонимы для объяснения лексического значения сло...

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

Открытый урок по теме «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление» входит в состав темы 1.2. Лексика. Фразеология ООД Русски...

Презентация к уроку русского языка в 10 классе "Лексика и фразеология" (лексические нормы)

Презентация к уроку русского языка в 10 классе "Лексика и фразеология" (лексические нормы)...

Презентация "Задание 20 ЕГЭ по русскому языку (ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ)"

Презентация содержит задания на отработку 20-го задания ЕГЭ по русскому языку.Задание 20 в экзаменационных материалах 2018 г. проверяет сформированность умений по стилистической правке (неуместн...

Презентация к уроку русского языка "Лексические нормы. Лексические ошибки и их устранение".

Данная презентация содержит как теоретический материал, так и задания для закрепления изученного материала....