Тема: «Фразеологизмы»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Технологическая карта урока с использованием различных приемов самооценки и взаимооценки

 Тема: «Фразеологизмы» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока с использованием различных приемов самооценки и взаимооценки

Предмет: русский язык, 6 класс. Тема: «Фразеологизмы»

Учитель: Самохина И.Е.

Тема урока

Место урока по теме

Фразеологизмы

Первый урок по теме

Тип урока

Формы, приемы, методы

Комбинированный

Фронтальная, работа в паре, работа с учебником, работа у доски, работа с «Фразеологическим словарём русского языка» под редакцией И.А. Молоткова

Цель урока

Задачи урока

Сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

образовательные: научить распознавать фразеологические обороты, отличать их от других речевых единиц;

развивающие: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и

письменной речи; обогащать словарный запас школьников; развивать навык работы со

словарями, умение определять лексическое значение фразеологизмов;

воспитательное: воспитывать любовь к языку, его красоте и многозначности.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

- распознавать фразеологические обороты в текстах;

- отличать фразеологические обороты от других речевых единиц;

- уместно применять фразеологические обороты в речи

-  на основе полученных знаний написать  сочинение миниатюру с использованием фразеологических оборотов

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Технология развития критического мышления и ИКТ

мультимедийное оборудование, интерактивная доска,

 «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией И.А. Молоткова

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции

Оценивание/формы контроля

Результат

Фаза №1 Этап 1. Начало образовательного мероприятия. Приветствие/знакомство/инициация (2мин).

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча»
Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся

Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы:
Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.
Проведение:  дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.
Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников;
 по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения  нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Коммуникативная компетентность:  установление связи между участниками, как объектами коммуникации, развитие навыков групповой работы.

Включение в учебный процесс

Этап 2.Вхождение в тему. Целеполагание (5мин)

Организация  проверки Д/З, подготовки к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление  затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Учитель организует деятельность учащихся с помощью приема «подводящий диалог».

- С каким разделом в языкознании мы познакомились?

 - Что изучает лексикология?

- Что можете сказать о составе языка?

- Какие слова мы называем заимствованными?

- Организует деятельность учащихся в парах с взаимопроверкой. Найдите заимствованные слова и замените русскими. Запишите  слова  парами.

При проверке было выявлено немало дефектов.

Он пишет мемуары.

Ваши аргументы убедительны.  

Все работали с энтузиазмом

Мы гордимся нашим голкипером.

На уроке литературы мы сделали анализ стихотворения

На классном часе мы устроили нешуточные дебаты

На школьных соревнованиях нашими конкурентами были учащиеся 6в класса

Наша фирма подписала долгосрочный контракт

Около нашего дома устроили удобный паркинг

Чем являются слова в каждой паре? Поменяйтесь тетрадями и оцените своего товарища.

0 ошибок- «5»

1-2 ошибки –«4»

3-5 ошибок – «3»

-Лексикология

 - Раздел языкознания, изучающий словарный состав, лексику языка.

- В состав языка входят не только исконно русские слова, но и заимствованные.

Дефект-недостаток

Мемуары - записки

Аргумент – доводы

Энтузиазм-азарт-воодушевление - восторг

Голкипер вратарь

Анализ - разбор

Дебаты - прения

Конкуренты - соперники

Контракт - договор

Паркинг - стоянка

Синонимы

Учебно-познавательная

Приемы «подводящий диалог»

На этом этапе, чтобы поддержать инициативу, обучающихся, повысить мотивацию к обучению, уместна взаимная форма оценивания

Взаимооценка – обучающиеся находят допущенные  ошибки, исправляют их, обосновывают свой выбор, оценивают работу товарища.

Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности

Фаза  №2. Работа над темой. Этап1. Интерактивная лекция.(7мин)

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цель и задачи  урока в виде вопросов или гипотез.

Учитель

-Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!», «Прекрати бить баклуши!» или «Заруби себе на носу!»

Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни сидоровой козе, ни дождичку, который почему-то идет в четверг, ни раку, который на горе свистнет.

- Итак, не будем бить баклуши.

  Вы засучите рукава.

  Задания приготовьтесь слушать,

 Чтоб не кружилась голова.

Метод «Мозаика» -

Численность – весь класс.
Время- 2минуты

 На доске помещена мозаика из слогов, необходимо сложить ее так, чтобы узнать тему урока.

- Исходя из темы урока, какие цели хотите достигнуть, и какие результаты планируете получить?

Напишите название темы урока в ваши рабочие тетради

Я уверена, что сегодня у нас не

будет тех, кто будет работать

спустя рукава и надеюсь, что мы

будем шевелить мозгами,

работать бок о бок, душа в душу

, не покладая рук.

      - Что я сейчас использовала в

речи?

       

 Откройте учебники на

странице… и прочитайте

определение слова

фразеологизм.

     

 - Так что же такое фразеологизмы?

     

 - Какой раздел науки о языке изучает значение и употребление фразеологизмов?

 ФРАЗЕОЛОГИЯ

(от греч.phrasis- выражение,

оборот речи и logos-

учение) – раздел науки о языке,

изучающий значение и

употребление фразеологизмов

 Слово учителя: Русский язык

очень богат фразеологическими

оборотами. К ним

относятся пословицы,

поговорки, меткие яркие

выражения, ставшие крылатыми.

         

 Источники фразеологических

оборотов различны. Одни из них

возникли на основе

 наблюдений человека над

общественными и природными

явлениями; другие связаны с

мифологией и реальными

историческими событиями;

третьи вышли из песен, сказок,

загадок, литературных

произведений.

  Фразеологические обороты

украшают речь, делают ее

выразительной, образной.

Чем богаче словарный запас, тем

интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

   

Обучающиеся определяют тему урока:

«Фразеологизмы».

  1. Узнать что такое фразеологизмы.
  2. Научиться использовать их в речи.
  3. Находить их в художественной литературе.

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов

Фразеология

Познавательные УУД. Логические УД.

Выдвижение гипотез и их доказательство.

Регулятивные УД.

- целеполагание,

- планирование,

- прогнозирование

Отметка учителем умения обучающихся ставить цели, определять задачи, обосновывать свой вариант ответа

На этапе целеполагания учитель обязательно должен отметить стремления обучающихся определить и спланировать дальнейшую работу, поскольку от качества данного этапа будет зависеть ход всего урока.

Постановка цели урока

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

                                                                Этап 2.   Проработка содержания темы (24мин)

- Не только дети, но и взрослые любят наблюдать за поведением животных. Животные очень бы удивились, если бы узнали, что фразеология не обошла их стороной. Сейчас мы обязательно посетим фразеологический зверинец и проверим, насколько хорошо вы знаете повадки и описание животных. Перед вами начало фразеологизма, вы самостоятельно записываете концовку.

Поменяйтесь тетрадями и оцените своего товарища.

0 ошибок- «5»

1-2 ошибки –«4»

3-5 ошибок – «3»

Учитель

- Сейчас нам предстоит выполнить задания. По ходу работы вы поймете, как возникли фразеологизмы.

 На доске в беспорядке написаны части фразеологизмов.

      - Соедините разбросанные части фразеологизмов и запишите в столбик.

  - Давайте проверим, все ли верно.

- Что вы будете делать, если не знаете значения какого либо фразеологизма?

- Что нам дает работа со словарями?

Найдите в словаре значения фразеологизмов

Учитель:

Следующее задание не менее интересное

Выборочный диктант

1-ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать»,

2-ой – «обманывать»,

3-ий – «быстро» (категории прописаны на доске)

Сломя голову

Сидеть сложа руки

Во все лопатки

Водить за нос

Втирать очки

Бить баклуши

Во весь дух

Вводить в заблуждение

Со всех ног

Высунув язык

Учитель организует самостоятельную работу учащихся.

На интерактивной доске даны два варианта заданий по уровню сложности. Первое задание с творческим характером (1 уровень сложности), второе (2 уровень сложности) подобрать синонимы и антонимы к фразеологизмам. Дети выбирают  нужный для себя уровень.

Голоден как…

Труслив как…

Хитер как…

Грязный как…

Упрям как…

Здоров как…

Болтлив как…

Колючий как…

Нем как…

Взаимопроверка с помощью доски: волк, заяц, лиса, свинья, осел, бык, сорока, еж, рыба.

Яблоко раздора

Водить за нос

Вот где собака зарыта

Медвежья услуга

Кататься как сыр в масле

Денег куры не клюют

 Как кот  наплакал

Где раки зимуют

Знать назубок

После дождичка в четверг

Обратимся к фразеологическому словарю

Работа со словарём обогащает нашу речь и пополняет наш словарный запас.

Яблоко раздора

- причина ссоры, раздора

Водить за нос  – обманывать, вводить в заблуждение, обещать, но не  выполнять

Вот где собака зарыта – указание на истинную причину чего- либо

Медвежья услуга –неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи неприятности

Кататься как сыр в масле - замечательная, всем изобильная и удовольствованная жизнь

Денег куры не клюют-неимоверно много даже с избытком

Как кот наплакал - очень мало

После дождичка в четверг -

неизвестно когда исполнится.

Знать назубок -

превосходно выучить что-либо

Где раки зимуют -

проучить, жестоко наказать кого-либо

Сломя голову -3

Сидеть сложа руки-1

Во все лопатки-3

Водить за нос-2

Втирать очки-2

Бить баклуши-1

Во весь дух-3

Вводить в заблуждение-2

Со всех ног-3

Высунув язык-3

В тексте нужно найти 10 фразеологизмов, употребленных в переносном значении, и объяснить их смысл.

Попались на удочку.
Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да поёдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому – нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Ответ: (В рассказе встретились следующие выражения, употреблённые в переносном смысле: пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать).

1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд 2) в двух шагах

3) как снег на голову 3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут 6) ни то ни сё

7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления 9) как мел

Познавательные УДД.

Общеучебные УУД.

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-  структурирование знаний;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов  и условий действия,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД:

- соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами,

 -оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности. 

Коммуникативные УУД.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли

Взаимооценка – обучающиеся находят допущенные  ошибки, исправляют их, обосновывают свой выбор, оценивают работу товарища.


Фаза №3 Этап 4.   Эмоциональная разрядка (разминка/релаксация)

Метод «Птица, расправляющая крылья».

Численность – весь класс.
Время- 2минуты

Под музыку ДиДюЛи («Путь домой»)

Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.

Повторите упражнение 5–7 раз.

Обучающиеся выполняют упражнение (затем слушают музыку)

Коммуникативные УУД:

умение сотрудничать в коллективе

Этап 5. Рефлексия, оценка образовательного мероприятия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Учащимся предлагается слайд с незаконченными предложениями, которые необходимо заполнить одним или двумя словами:

  • Сегодня на уроке я …
  • Самым полезным и интересным для меня было….
  • Я встретился с трудностью при…

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: написать историю происхождения понравившегося фразеологизма

Анализирует деятельность по достижению цели и результата

Заключительная часть метода «Солнышко и туча» (проводится в конце урока)
Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучи на магнитах  для каждого ученика.
Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.
Оценка результата: преобладание солнышек над тучам 

Учебно-познавательная, аналитическая

На этапе рефлексии предполагается комплексная оценка деятельности отдельных учащихся, групп и всего класса. На основании их оценок, а также на основании личных наблюдений учитель также оценивает работу класса и выставляет отметки в журнал.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -КВН по теме "Фразеологизмы" в 6 классе

Игровая форма урока, заставляющая учащихся при подготовке обратиться к Словарю фразеологизмов, чтобы запомнить как можно больше фразеологических оборотов и их значение....

Урок по теме "Фразеологизмы"

урок в 5 классе по УМК под ред. Бабайцевой...

Урок русского языка в 6 классе. Тема : Фразеологизмы.

Тип урока: комбинированный. Закрепление по разделу: Лексика, знакомство с фразеологизмами. Урок предполагает проектную работу учащихся в виде презентации (в разработке она не представлена....

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари

Презентация для 6 класса    по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....