Урок -КВН по теме "Фразеологизмы" в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Мурашова Маргарита Сергеевна

Игровая форма урока, заставляющая учащихся при подготовке обратиться к Словарю фразеологизмов, чтобы запомнить как можно больше фразеологических оборотов и их значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-kvn_po_frazeologii.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-КВН по фразеологии в 6 А классе

Цели урока:   расширить представления учащихся о фразеологии, дать возможность в процессе коллективного поиска найти правильный, остроумный ответ, проявить каждому свои знания, сообразительность, юмор.

Ведущим является учитель, чтобы избежать утечки информации о типах заданий, ответах и направить работу Клуба в учебное русло. Он же записывает на доске количество очков команд за ответы и за конкурс капитанов.

I команда: Кузнецова Я., Романова К., Хаников С., Ерыщенков Д., Кузнецов П., Левин Д., Фёдоров Е., Половинкин Н., Грызлин А., Савинова К., Петров Д..

Капитан — Белоконь Марта

II команда: Пылаева Ю., Тимаков В., Загородников С., Фёдорова И., Баталов Е., Мирзоев М., Савельев В., Пятанина Е., Лебольд Г., Родников Д..

Капитан — Туманова Кира

Звучит первый куплет песни В. Шаинского, открывающий телевизионную передачу КВН:

Мы начинаем КВН.

Для чего? Для чего?

Чтоб не осталось в стороне

Никого, никого.

Пусть не решить нам всех проблем,

Не решить всех проблем,

Пусть станет радостнее всем,

Веселей станет всем.

Ведущий.   Дорогие друзья! Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок-КВН. Дверь в наш Клуб весёлых и находчивых вам откроет конкурс-разминка «Знаешь ли ты?» Я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить их значение.

Водой не разольёшь (неразлучные друзья);

как в воду опущенный (грустный человек);

толочь воду в ступе (бесполезная работа);

носить воду решетом (бессмысленная работа);

седьмая вода на киселе (дальний родственник);

воды не замутит (тихий человек);

набрал в рот воды (молчаливый);

как в воду глядел (угадал, предсказал);

как две капли воды (очень похожи);

прошли огонь и воду (всё испытали).

Теперь подсчитаем, с каким количеством очков мы отправились в путешествие.

Подводится и объявляется итог первого конкурса.

А сейчас отправляемся по стране, где все выражают свои мысли кратко, метко, сочно. Здесь понадобятся наши знания и… «весёлое лукавство ума», как поёт в своей песенке Высоцкий…

Перед нами первое препятствие — пропасть, на дне которой плещется вода. Не случайно все фразеологизмы в нашей разминке включали это слово. Ответьте, в состав каких ещё фразеологических оборотов входит слово вода. За каждый быстрый и правильный ответ команда получает пол-очка (утопить в ложке воды, концы в воду, как в воду кануть, как с гуся вода, как рыба в воде, много воды утекло, воду мутить, в мутной воде рыбку ловить, вилами по воде писано, обдать (окатить) холодной водой, сидеть на хлебе и воде, вывести на чистую воду, выйти сухим из воды…).

Объявляется итог конкурса и общий счёт.

Ведущий.   Обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем: «Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечего напиться. Но вот другое предложение: «С тех пор утекло много воды». Каждый знает, что здесь идёт речь не о жидкости, а о времени.

Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумывает предложение так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая — составляет предложение с этим же сочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма. После 5 примеров команды меняются ролями.

*

гладить по головке

кормить завтраками

вырвать с корнем

поставить в тупик

ходить на цыпочках

*

протянуть руку

прокладывать дорогу

выйти из строя

сесть в лужу

намылить шею

Подведение итогов конкурса. Звучит «Песенка капитанов КВН».

Ведущий.   Перед капитанами стоит трудная задача: вытягивая по очереди карточки с именами собственными, они должны вспомнить фразеологизмы с ними. Поскольку сделать это нелегко, капитан может обратиться за помощью к своей команде.

На карточках написаны имена Ерёма (я ему про Фому, а он мне про Ерёму), Емеля (мели, Емеля, — твоя неделя), Маланья (на Маланьину свадьбу), Фома (Фома неверующий), Макар (куда Макар телят не гонял), Сидор (драть как сидорову козу), Федот (Федот, да не тот).

Второе задание для капитанов: найти устойчивые обороты в отрывках (тексты заранее записаны на доске или на карточках):

Оказался молодцом,

Смог осилить ношу —

Не ударил в грязь лицом

И не сем в галошу.

А. Шибаев

За домом едва

Пожелтела трава

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава.

Другой — засучив рукава.

В. Викторов

Последнее задание потребует от капитанов не только знания фразеологии, но и сообразительности, артистических способностей. Вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью предметов, жестов. А команда должна назвать его.

На карточках записано: сесть в галошу, водить за нос, дело в шляпе, льёт как из ведра, связать руки, намылить шею, лить крокодиловы слёзы, реветь в три ручья.

Подведение итога конкурса капитанов.

Ведущий.   А теперь опять задание командам: подберите синонимы к устойчивым оборотам: поминай как звали (и след простыл), куры не клюют (хоть пруд пруди), водить за нос (морочить голову), глядеть в оба (держать ухо востро), закрывать глаза на что-то (смотреть сквозь пальцы), тьма кромешная (ни зги не видать), ни слуху ни духу (ни ответа ни привета), пальчики оближешь (язык проглотишь).

Следующее задание: быстро и правильно назвать антоним к фразеологизмам: жить душа в душу (как кошка с собакой), чуть свет (на ночь глядя), хоть пруд пруди (кот наплакал), рукой подать (куда Макар телят не гонял), дать волю языку (держать язык за зубами).

Объявляется итог конкурса и общий счёт, называется команда-победитель.