Проектная работа "Синекдоха"
проект по русскому языку (9 класс) на тему

Нягашкина Светлана Владимировна

Синекдоха — вид тропа, в основании которого лежит отношение части к целому. Синекдоха иногда рассматривается как разновидность метонимии и действительно есть не мало случаев, где трудно дифференцировать оба эти тропа. Например, выражение: «столько-то голов скота» принято определять как бесспорную синекдоху: голова вместо целого животного, но совершенно аналогичное выражение «столько-то штыков», в смысле солдат, употребляемое как и первое при исчислении, приводится часто как пример метонимии на том основании, что здесь имеется отношение орудия к действователю. Одно и то же выражение сплошь да рядом определяется одним и тем же теоретиком то как синекдоха, то как метонимия в зависимости от точки зрения на него. Так, пушкинское «Все флаги в гости будут к нам» трактуется в одной статье теории и как синекдоха: флаги, вместо корабли, и как метонимия: флаги вместо «купцы разных государств». Очевидно, вся эта зыбкость и сбивчивость терминологии обусловливается тем, что исходят из попыток точно установить предмет, который стоит за данным выражением, что как раз и представляет почти всегда большие принципиальные трудности в силу самой

природы словесного (в частности, поэтического) иносказания. В основе своей,

однако, синекдохический процесс мысли существенно отличается от метонимического. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinekdoha_3_1.docx323.31 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РТ ГАОУ ДПО  «Институт развития образования Республики Татарстан»

Курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы при Нурлатском ИМЦ(с 23 по 30 марта; с 9-11 апреля 2012г.)

Проектная работа

«Синекдоха» (дидактический материал)

Нягашкина С.В., учитель рус.яз. и лит-ры Iкв.категории

МБОУ «Андреевская ООШ»

Нурлатского МР РТ

                                                                   

 Научный руководитель:

Скиргайло Т.О., профессор ИРО РТ, дпн

Г.Нурлат-2012г.

1.Прочитайте предложения, определите синекдоху.

Ну что ж, Садись, светило!

Бьем грошом. Очень хорошо!

Мильоны вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.

И гордый внук славян, и финн...

Там стонет  человек от рабства и цепей...

Пуще всего береги копейку.

Мы все глядим в Наполеоны

С берез неслышен, невесом слетает желтый лист.

От их всевидящего глаза…

Прощай, немытая Россия…

Ключ:  Светило, горшком, мильоны, внук, человек, копейку, Наполеоны, лист, глаза, Россия.

2.Выпишите из текста синекдоху.

«Символический русский Иван –это вот что: человек ,одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребёнку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесёт все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины». М.Шолохов.

Ключ: человек, Иван (употребляя слово человек и собственное Иван писатель подразумевает весь народ).

3.Подберите из изученных программных произведений примеры с синекдохой.

Ключ:  «Молчали жёлтые и синие, в зеленых плакали и пели».

 А.Блок. «На железной дороге»

(По цвету вагонов мы узнаем об их пассажирах. В желтых и синих ехала богатая публика, а в зеленых – простой народ )

Эй, борода!», «Заплатанной» (у  Гоголя про Плюшкина).

«Но странная из солнца ясь струилась,-и,степенность забыв,сижу разговорясьс светилом постепенно».

В.Маяковский. Необычайное приключение…»

«Они не виделись с Москвы».

И.С.Тургенев «Дворянское гнездо».

4.Подберите из произведения (конкретно указать произведение и автора) синекдоху.

«На восток, сквозь дым и копоть,

Из одной тюрьмы глухой

По домам идет Европа.

Пух перин над ней пургой.

И на русского солдата

Брат француз, британец брат

 Брат поляк и все подряд

С дружбой будто виноватой,

Но сердечною глядят»

Ключ:  Отрывок из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»

Здесь обобщенное наименование Европа употребляется вместо названий европейских народов; единственное число существительных солдат, брат француз и других выступает в значении множественного числа. Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл.

5.Рассказ о синекдохе.

Синекдоха — вид тропа, в основании которого лежит отношение части к целому. Синекдоха иногда рассматривается как разновидность метонимии и действительно есть не мало случаев, где трудно дифференцировать оба эти тропа. Например, выражение: «столько-то голов скота» принято определять как бесспорную синекдоху: голова вместо целого животного, но совершенно аналогичное выражение «столько-то штыков», в смысле солдат, употребляемое как и первое при исчислении, приводится часто как пример метонимии на том основании, что здесь имеется отношение орудия к действователю. Одно и то же выражение сплошь да рядом определяется одним и тем же теоретиком то как синекдоха, то как метонимия в зависимости от точки зрения на него. Так, пушкинское «Все флаги в гости будут к нам» трактуется в одной статье теории и как синекдоха: флаги, вместо корабли, и как метонимия: флаги вместо «купцы разных государств». Очевидно, вся эта зыбкость и сбивчивость терминологии обусловливается тем, что исходят из попыток точно установить предмет, который стоит за данным выражением, что как раз и представляет почти всегда большие принципиальные трудности в силу самой

природы словесного (в частности, поэтического) иносказания. В основе своей,

однако, синекдохический процесс мысли существенно отличается от метонимического. Метонимия представляет собой как бы сжатое описание, состоящее в том, что из содержания мысли выделяется существенный для данного случая, для данного воззрения элемент. Синекдоха, напротив, выражает один из признаков предмета, именует часть предмета вместо его целого ,причем называется часть, а целое лишь соподразумевается; мысль сосредоточивается на том из признаков предмета, на той из частей целого, которая или бросается в глаза, или почему либо важна, характерна, удобна для данного случая. Другими словами, мысль переносится с целого на часть его, и потому в синекдохе (как и в метафоре) легче, чем в метонимии, говорить о переносном смысле образа. Раздельность выражения и выражаемого, прямого и переносного смысла в ней выступает отчетливее, ибо в метонимии отношение предмета к его данному выражению есть, приблизительно, отношение содержания мысли к сжатому ее описанию, в синекдохе — отношение целого к не только выделенной из него, но и обособленной, тем самым, его части. Эта часть может стоять в разных отношениях к целому. Простое количественное отношение дает наиболее бесспорные синекдохи типа единственного числа вместо множественного, о которых и не встречается разногласий у теоретиков. (Напр., у Гоголя: «все спит — и человек, и зверь, и птица»). Но в другого порядка отношения могут вскрываться в синекдохе, не делая ее еще метонимией. Исходя из такого разграничения обоих явлений легче избежать колебаний, — поскольку они вообще до конца преодолимы, — в определениях тропической природы того или иного выражения, вроде тех, о которых шла речь выше. «Столько-то штыков», «Все флаги» и пр. окажутся тогда синекдохой, независимо от точки

зрения на соподразумеваемый предмет, ибо что бы ни разуметь под флагами 

просто-ли корабли, купеческие ли корабли и пр. — данное выражение указывает лишь один из признаков, одну из частей слитного содержания мысли,

которое как целое соподразумевается. Другие примеры синекдохи: «очаг», «угол», «кров» в смысле дома («у родного очага», «в родном углу», «гостеприимный кров»), «носорог» (название животного по одной его части, бросающейся в глаза), «Эй, борода!», «Заплатанной» (у Гоголя про Плюшкина); «дожить до седых волос» вм. до старости, «до гробовой доски», «лето» в смысле года («сколько лет»), «хлеб да соль», «красненькая» (десятирублевка) и другие.

6.Составьте сказку о синекдохе.

В некотором царстве, в речевом государстве жили– были две замечательные подруги-фигуры, звали их Синекдоха и Метонимия. Она всегда жили дружно до тех пор, пока не поругались. Метонимия  как-то раз сказала о себе, что она важнее в литературе, а Синекдоха на это воскликнула: Нет, я важнее, потому что красивее.

И кричали долго друг на друга, пока в дверь их дома не позвонили. Метонимия и Синекдоха вдруг замолкли. В дом вошел высокий старец с белой бородой. Кто Вы? –спросили разом они. И ответил бородач: Я –Словарь литературоведческих терминов. Но почему же вы ссоритесь? В чем причина ссоры? Подруги в один голов сказали: кто из нас важнее? Вы обе важны,  вы обе  нужны,- промолвил старец. Задумались подруг и  перестали спорить. Стали они жить дружно, как раньше.
7.Диалог о синекдохе.

Два друга после уроков зашли в магазин.

Коля купил шоколад, мороженое, жевачку.

Витя говорит.

-Коль, а почему ты так много берёшь всегда?

-А что деньги жалеть?

-Да ты просто не понимаешь, ведь копейка рубль бережёт.

Продавец спрашивает.

-А что означает это выражение «копейка рубль бережёт?»

Витя поясняет.

-Слово копейка  означает маленькие деньги, экономию на малом, а слово рубль  – большую выгоду. То есть, целое было заменено частью, это синекдоха. Мы сегодня о ней в школе говорили на уроке литературы.

8.Напишите сочинение по картине (картину выбирает учитель и сам представляет её).

Конспект урока по теме "Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь

Цели урока:

  1. Формирование умения “читать” картину, понимать идейный замысел художника.
  2. Развитие пространственного мышления, обогащение словарного запаса учащихся, развитие представления о холодных и тёплых тонах картины.
  3. Способствование развитию творческого воображения и литературной речи учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды с изображением художника И.Грабаря, картин “Неприбранный стол”, “Февральская лазурь”, музыка П.И.Чайковского “Времена года” (“Февраль”).

Ход урока

1. Организационный момент .Сегодня вам предстоит написать сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря.  Кто из вас слышал о таком художнике?(1слайд)

2. Подготовительная беседа

Игорь Эммануилович увлекался рисованием с раннего детства. После окончания лицея он поступил учиться в Петербургский университет на юридический факультет. Позже он закончил Петербургскую академию художеств. Он был архитектором, замечательным реставратором.

В начале ХХ века он был директором Третьяковской галереи в Москве, а затем в Русском музее города Санкт - Петербурга.Наиболее известные его работы “Неприбранный стол”, “Февральская лазурь”. (2, 3 слайд).

Он был выдающимся портретистом и пейзажистом.

-Что означает слово “портретист”?

-Что означает слово пейзаж? Обратимся к энциклопедии (Пейзаж – рисунок, картина, на которой изображена природа. Пейзажист – художник, специалист по пейзажам).

И.Грабарь всегда искренне и правдиво изображал русскую природу.

3. Знакомство с картиной

Отгадайте загадку.

Ветви белой краской разукрашу
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.

-Какое это время года? (Зима).

-Что очень часто происходит в зимнее время? Это связано с явлением природы и состоит из двух корней. (Снегопад).

-А какой месяц зимы нас интересует, вы узнаете, отгадав ещё одну загадку.

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели
По ночам мороз силён,
Днём метели слышен звон.
День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это? (Февраль).

4. История создания картины   (Рассказывает 1 ученик)

      5. Беседа по содержанию картины.

 


                                             


-Объясните значение слова лазурь. (Это светло-синий цвет, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком).

Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое.

Посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря. Когда такое небо бывает в природе? – В феврале или марте в ясный, морозный, солнечный день. Что помогает нам понять, что день изображён солнечный? – Сверкают стволы берёз. На них видны отблески солнца. Какие строки из стихотворения А.Пушкина вам вспоминаются?

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.

-Рассмотрите берёзы, как они расположены? - На переднем плане старая берёза, вдали расположены её подружки, молодые берёзки.

- Какой день изобразил художник – тёплый или холодный? – тёплый, уже пригревает солнышко

- Какими бы тонами изобразил художник стужу? – белыми, серыми, синими тонами.

Такие тона называют холодными. А на картине преобладают тёплые тона - солнечные.

И.Э.Грабарь вот такими словами описывал своё любимое время года (на доске): “Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.

- Какие слова помогают увидеть февральский день? Изображено ли всё это на картине? А как выглядит берёза на переднем плане? – она уже старая, потому что искривлённая, огромная, у неё толстый ствол, много веток.  А на заднем плане, какие берёзы? – там одна старая берёза и много молодых.  Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом? – красивый, морозный узор на окне, кружево.  А почему именно берёзу выбрал художник? – символ русской зимы.

Чтение стихотворения С.Есенина “Белая берёза под моим окном...” (Читает ученик) С.Есенин увиденное описал словами, а И. Грабарь – красками.

6. Словарная работа. Подбор опорных слов для написания сочинения. Орфографическая работа.

- Давайте ещё раз повторим те эпитеты, которыми вы будете пользоваться при написании сочинения.

День – морозный, солнечный, ясный.
Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.
Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется.
Снег – белый, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями.
Берёза – большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.

7. Составление плана.

1. И.Э.Грабарь – певец русской природы.
2. Описание картины
3. Впечатление, произведённое картиной.

8. Пример сочинения ученицы  5-го класса.

И.Э.Грабарь – певец русской природы, пейзажист. С раннего детства художник любил рисовать.

Передо мной картина под названием “Февральская лазурь”. День – морозный, ясный, солнечный. На небе ни одного облачка. Небо – голубое, лазурное, чистое, высокое. Воздух – свежий, прозрачный. А снег такой белый, пушистый, что глаза ослепляет.

Вот берёза. Она такая стройная, кудрявая, белоствольная, красивая и прекрасная! Она стоит, как фонтан, и его брызги застыли в воздухе. А вот её подружки: молоденькие берёзки. Все эти берёзки улыбаются солнышку.

Когда смотрю я на эту картину, то у меня поёт душа!

9. Написание сочинения (под музыку П.И.Чайковского). Редактирование. Анализ сочинений.

10 .Итог урока.

Сегодня вы писали сочинение по картине И.Грабаря “Февральская лазурь”.

11. Домашнее задание

Творчески оформить сочинение (с рисунками берёз, в компьютерном варианте).

9.Мини-тест

1. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета:

1) метонимия
2) перифраза
3) синекдоха
4) метафора

2.Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

1) сравнение
2) синекдоха
3) метонимия
4) метафора

3.Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

1) сравнение
2) метафора
3) синекдоха
4) оксюморон

Ключ: 1-3,2-2,3-3

10.Просклонять слово Синекдоха по падежам(ед.,мн.числа)

Ключ:

падеж

ед. ч.

мн. ч.

Им.

сине́кдоха

сине́кдохи

Р.

сине́кдохи

сине́кдох

Д.

сине́кдохе

сине́кдохам

В.

сине́кдоху

сине́кдохи

Тв.

сине́кдохой, сине́кдохою

сине́кдохами

Пр.

сине́кдохе

сине́кдохах

11.Произвести морфемный разбор слова  Синекдоха.

Ключ: Корень: -синекдох-; окончание:

12.Найдите пословицы и поговорки, где встречается синекдоха.

Ключ: "Сарафан за кафтаном бегает",

              "Пуля - дура, штык - молодец".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий в управление школой

В статье содержится информация об использовании проектно-целевого метода и проектных технологий при реализации Программы развития школы «Школа социального успеха»....

Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов  проектно-исследовате...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...