Критическое мышление
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Евгения Михайловна Рыжикова

 

Урок по русскому языку в 6 классе

по теме «Роль имени прилагательного в русском языке»

Педагогическая           технология

критического мышления

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krit_myshlenie.docx180.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 480

 Кировского района  Cанкт – Петербурга

Урок по русскому языку в 6 классе

по теме «Роль имени прилагательного в русском языке»

Педагогическая _        технология

критического мышления

учитель Рыжикова Евгения Михайловна

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроке  (лицензионных и созданных самостоятельно)

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. «Русский язык.                  5-11 классы. Практикум»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/b203b90d-74bb-2ec8-00e6-2d9cddb851d4/118867/?interface=catalog&class=48&subject=16

самостоятельно созданная презентация

2016 г.

Тема урока « Роль имени прилагательного в русском языке»

Тип урока: Изучение нового материала по теме « Имена прилагательные»

Цель: дать представление о роли имени прилагательного в русском языке.

Задачи:

1.Обучающая

 - учить детей правильно использовать имена прилагательные в речи,  -находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет.

2.Развивающая

-  развивать критическое мышление,

-ставить проблемные вопросы,

-выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать,

-обобщать полученные данные и делать выводы;

-развивать устную и письменную речь учащихся.

3.Воспитывающая

- создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками;

-воспитывать любовь к животным.

Оборудование, техническое оснащение: компьютер, экран, толковые словари,

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроке  (лицензионных и созданных самостоятельно)

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.«Русский язык.                  5-11 классы. Практикум»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/b203b90d-74bb-2ec8-00e6-2d9cddb851d4/118867/?interface=catalog&class=48&subject=16

Самостоятельно созданная презентация

Ход урока

  1. Стадия  вызова.

Вводная  часть урока:

I. Орг. момент

- Для ребят звенит звонок ,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?

II.Актуализация опорных знаний.

-  А сейчас  мы станем исследователями.  Кто  из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова: « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».

- А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? Давайте еще раз прочитаем слова, которые записали в тетрадь.

-На какой вопрос отвечают слова? Какой частью речи являются? Что будет предметом нашего исследования?        ( имя прилагательное)

Слайд 1

III. Групповая работа. Прием " Таблица ЗХУ".

- Заполните таблицу ( каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для работы)

Слайд 2

З - что мы знаем   про имя прилагательное?

Х – что хотим узнать?

 

Работа  в группах, проверка выполнения задания.

З - что мы знаем   про имя прилагательное

Х – что хотим узнать?

Часть речи.

Связана с именем существительным.

Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Зачем используется в речи?

-Подберите прилагательные к существительным речь-девочка и согласуйте их в роде, числе и падеже.

-Проверка.

IV.Стадия вызова . Сообщение темы и целей урока.

Слайд 7, 9

- Как вы думаете, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?

V. Прием « Дерево предсказаний»

 Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями?                         

Стадия осмысления.

Основная часть урока:

VII. Работа по проблеме урока.

Наблюдения  над  ролью прилагательных в речи.

Прием " Толстые и тонкие вопросы". (Ученикам в группах предлагается составить по одному толстому и тонкому вопросу, записывая в таблицу продолжение предложенных вопросов).

Толстые  ?

Тонкие  ?

С какой целью….( в нашей речи используются прилагательные)?

Почему вы считаете, что…(прилагательные необходимы в речи)?

Предположите, что будет, если … ( из речи исчезнут все прилагательные)?

Зачем…( прилагательные нужны в речи) ?

Можно ли …( обойтись в речи без прилагательных)?

Группы озвучивают свои вопросы

 Задание 1.

Группы (1 и 3), (2 и 4) получают одинаковые загадки.

1. Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Пушистый хвост-краса.
    Кто ж это?... (Лиса.)

2.  Мягкие лапки, на лапках царапки. ( Кот)

  Задание для группы (1 и 3):

Задание для группы (2 и 4)

 Подготовьте устное описание своего зверька. (Ученики готовятся 3 минуты.)

- Группы 1 и 2: уберите в своих описаниях имена прилагательные и опишите животное,

используя только существительные.

- Группы 3 и 4: описывают животное, используя существительные и прилагательные.

- Кто из учеников испытывал при описании большие трудности? Почему?

 - Чьё описание оказалось более точным?

- С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.)   На доску помещается карточка:

Задание 2.

  - Составьте сравнения из слов первого и второго столбиков.

Вставьте пропущенные буквы. Запишите их по образцу. Подчеркните имена прилагательные.

Образец: голодный как волк.

 г...лодный               лиса

неуклюж...й           волк

трусливый              м...две...

к...лючий               за...ц  

хитрый                    ё...

 Проверка выполнения.  Орфографическая работа.

 - Знание  какого правила вам потребовалось, чтобы правильно написать слово?

Самопроверка с самооценкой  по шкале « П» ( правильность)

- Какую роль выполняют прилагательные? ( описывают, характеризуют предмет)

- Выполнение этого упражнения,  помогло ответить нам на какой из предложенных   вами вопросов?

VIII.Физкультминутка для глаз.

 Задание 3.      

 Работа в группах.

 Прочитайте 2 текста. Сравните их.

        Текст 1.

     

    Текст 2.

 - Какой из текстов вам понравился больше? Почему?  

 - Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте? (Прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.)
 - На какой из своих вопросов вы получили ответ?  

На доску помещается карточка:

Задание 4.    

 Сказка.   Игра "Мозаика"  

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.«Русский язык.                  5-11 классы. Практикум»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/b203b90d-74bb-2ec8-00e6-2d9cddb851d4/118867/?interface=catalog&class=48&subject=16

 

   -Прочитайте текст. Какую картинку можно к нему нарисовать.  Какой получается картинка?   Почему? - Чего в ней не хватает? Что поможет украсить картинку?  

 -  Нравится ли вам такой текст? Почему? Чего, на ваш взгляд, не хватает в тексте?   

 Дома  детям предлагается закончить сказку, используя карточку с набором из различных прилагательных.

IX. Подведение итогов урока.

  - Может ли человек обойтись в речи без имен прилагательных?

  - Какую роль они выполняют в речи?

  Обращается внимание на дерево предсказаний.    

- Какие из наших предсказаний  оправдались? В чем мы ошиблись?

X. Заключительная часть урока:

Стадия рефлексии.

- Давайте вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока и заполним последнюю колонку.

Групповая работа. Заполнение таблицы"ЗХУ"

З - что мы знаем   про имя прилагательное?

 Х – что хотим узнать?

  У – что мы узнали

Заслушиваются ответы детей.

З - что мы знаем   про имя прилагательное

Х – что хотим узнать?

  У – что мы узнали

Часть речи.

Связана с именем существительным.

Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Зачем используется в речи?

Имена прилагательные описывают предмет, называют его характерные  признаки,  украшают речь, делают текст  точным и интересным, ярким, красочным.

Речь человека становится яркой. Образной.

 - А теперь попробуйте все, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания. (Работа выполняется в парах.Если приём детям незнаком, следует объяснить правило его составления, либо выполнить его под руководством учителя.)

- Зачитайте свои синквейны.

XI.Домашнее задание.

Используя карточку подсказку, закончить сказку.

! Возможный вариант синквейна.      

  

  Имя прилагательное

         яркие    разнообразные

украшают   описывают   уточняют

    Без них речь  наша пуста!

                богатство

Памятка для составления синквейна

Схема


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...