Рабочая программа по русскому языку в 8 классе
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Будаева Майя  Батожаповна

Программа составлена на основе программы по  русскому языку для общеобразовательных учреждений (5 - 9 классы) под редакцией  Н. М. Шанского к учебнику  М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др.) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_8_klass.docx66.37 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования МО «Заиграевский район»

МБОУ «Первомаевская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

на заседании МО

МБОУ «Первомаевская СОШ»

Протокол №____

от «    »______ 2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Первомаевская СОШ

Цыбикдоржиева Н.В.

«    » ________ 2016г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ  «Первомаевская СОШ»

Пахомова Г. А.

Приказ №____

«    » ________ 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

8 класс

Учитель Будаева М. Б.

первая категория

2016 г

I. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

-Закона «Об образовании РФ» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ (ст.32, п. 2);

-Приказа Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования», с изменениями и дополнениями;    

 -Приказа Министерства образования и науки РБ № 1646/1 от 26.08.2013 г. «О формировании учебных планов образовательных учреждений РБ на 2013 – 2014 гг.»;

-Основной образовательной программы основного общего  образования МБОУ «Первомаевская средняя общеобразовательная школа», приказ №3 от 01. 09. 2016 г.;

-Учебного плана МБОУ «Первомаевская средняя общеобразовательная школа» на 2016 – 2017 учебный  год,  приказ № 3 от 01. 09.2016 г.;

-Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебному предмету МБОУ «Первомаевская средняя общеобразовательная школа», приказ №4          от  01. 09. 2016 г.;

-Программы русскому языку для общеобразовательных учреждений (5 - 9 классы) под редакцией  Н. М. Шанского (авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др.) Н.М.: Просвещение, 2015, рекомендованной   Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом  образовательного учреждения;

-С учётом национально – регионального компонента;

-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г., № 189;

Характеристика предмета

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Целью изучения русского языка в 8 классе является формирование человека, владеющего активным навыком в использовании языковых средств в зависимости от условий и целей речевого общения; освоение языковой, коммуникативной, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой  компетенций учащихся.        Изучение русского языка в 8 классе предусматривает решение следующих задач: Обучения:                                                                                         осваивать знания о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;                                                                обогащать словарный запас и расширять круг используемых грамматических средств;        формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; Развития:                                                                                        развивать речевую и мыслительную деятельность; коммуникативные умения и навыки; готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребность в речевом самосовершенствовании;                                                 осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;                                                                                        применять полученные знания и умения в речевой практике.                         Воспитания:                                                                                        Воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку; сознательное отношение к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;                                                                        

Место предмета

Программа рассчитана на 3 часа в неделю – итого 102 часа за учебный год, ориентирована на учебник «Русский язык.8 класс» для общеобразовательных учреждений, в 2ч. / [ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.] - М.: Просвещение, 2014.          Программа адресована учащимся 8 класса МБОУ «Первомаевская средняя общеобразовательная школа», составлена на 2016 – 17 учебный год.

II. Планируемые результаты

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 8 классе языковых единиц, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
  • составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами(и предложениями), обращениями;
  • пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

III. Содержание тем учебного курса

1. Функции русского языка в современном мире. (1ч.)

2. Повторение пройденного в 5 – 7-х классах (6ч. + 2ч. Р. Р.)

3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Словосочетание (2ч.)

  • Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
  • Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

4. Простое предложение (3ч. +1ч. Р.Р.)

  • Повторение пройденного о предложении. Грамматическая основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
  • Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
  • Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

5. Простые двусоставные предложения.

Главные члены предложения. (6ч. +2ч. Р.Р.)

  • Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
  • Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
  • Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

6. Второстепенные члены предложения. (6ч. + 2ч. Р.Р.)

  • Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение. Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
  • Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
  • Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории родного края.

7. Простые односоставные предложения. (9ч. + 2ч. Р.Р.)

  • Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определено-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
  • Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями, как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
  • Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения. (2ч.)

  • Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

8. Однородные члены предложения. (12ч. + 2ч. Р.Р.)

  • Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, разделительными, противительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.
  • Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
  • Рассуждение на основе литературного произведения.

9. Обращения, вводные слова и междометия. (9ч. +2ч. Р.Р.)

  • Повторение изученного об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
  • Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами и вводными предложениями; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
  • Публичное выступление на общественно значимую тему.

10. Обособленные члены предложения. (18ч. +2ч.Р.Р.)

  • Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
  • Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
  • Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

11. Прямая и косвенная речь. (6ч. +1ч.Р.Р.)

  • Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
  • Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
  • Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

12. Повторение и систематизация пройденного в 8 классе. (5ч. +1ч. Р.Р.)

IV. Календарно – тематическое планирование  уроков русского языка в 8 классе

№ урока

Название раздела, темы

Количество часов

Дата

Примечание

План.

Факт.

1 четверть

Введение.

1 час; 3 часа в неделю по учебному плану

1

Функции русского языка в современном мире.

Повторение в начале года. 8 часов+ 1 час РР;

 3 часа в неделю по учебному плану

2

Комплексное повторение (анализ текста).

3

Фонетика, графика, орфография.

4

Состав слова, словообразование.

5

Повторение орфографии.

6

Лексика, фразеология.

7

Морфология.

8

Синтаксис.

9

Р.Р. Стили речи. Строение текста.

10

Контрольный диктант по теме «Повторение в начале года»

Словосочетание.4 часа;

3 часа в неделю по учебному плану

11

Словосочетание, строение и грамматическое значение.

12

Связь слов в словосочетании.

13

Виды связи.

14

Тестирование по теме «Словосочетание»

Простое предложение (общая характеристика)

3 часа + 1 час РР; 3 часа в неделю по учебному плану

15

Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения.

16

Грамматическое значение предложения.

17

Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

18

Р.Р. Сочинение на тему «Характеристика человека»

Главные члены предложения.

8 часов + 1 час РР; 3 часа в неделю по учебному плану

19

Подлежащее.

20

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

21

Составное глагольное сказуемое.

22

Составное именное сказуемое.

23

Составное именное сказуемое.

24

Р.Р. Сочинение описание памятника архитектуры

25

Тире между подлежащим и сказуемым.

26

Контрольное тестирование по теме «Главные члены предложения»

27

Повторение орфографии.

2 четверть

Второстепенные члены предложения

6 часов + 2РР; 3 часа в неделю по учебному плану

28

Дополнение

29

Определение

30

Приложение

31

Р. Р. Изложение художественного текста

32

Обстоятельство

33

Обстоятельство

34

Контрольный диктант по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

35

Р.Р.Ораторская речь и ее особенности.

Односоставные и неполные предложения

10 часов + 2 РР; 3 часа в неделю по учебному плану

36

Основные группы односоставных предложений

37

Определенно – личные предложения

38

Неопределенно – личные предложения

39

Безличные предложения

40

Р.Р. Рассказ на свободную тему.

41

Назывные предложения

42

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

43

Неполные предложения

44

Контрольный диктант по теме «Односоставные и неполные предложения»

45

Урок-зачет по теме «Односоставные предложения»

46

Р.Р. Изложение с элементами сочинения

47

Тест по теме «Односоставные предложения»

3 четверть

Предложения с однородными членами

11 часов + 2 часа РР; 3 часа в неделю по учебному плану

48

Понятие об однородных членах

49

Однородные и неоднородные определения

50

Однородные и неоднородные определения

51

Однородные члены предложения, связанные сочинит союзами, и пунктуация при них

52

Однородные члены предложения, связанные сочинит союзами, и пунктуация при них

53

Р.Р. Сжатое изложение публицистического стиля.

54

Обобщающие слова при однородных членах предложения

55

Обобщающие слова при однородных членах предложения

56

Обобщающие слова при однородных членах предложения

57

Р.Р. Сочинение на тему «Достопримечательность нашего края»

58

Повторение изученного по теме «Однородные члены предложения»

59

Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами»

60

Тестирование по теме «Однородные члены предложения»

Предложения с обособленными и уточняющими членами15часов + 2РР;

3 часа в неделю по учебному плану

61

Понятие об обособленных членах предложения

62

Обособление согласованных определений

63

Обособление определений с обстоятельственным оттенком

64

Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению

65

Обособление согласованных приложений

66

Р.Р. Сочинение – рассуждение на морально – этическую тему

67

Отсутствие или наличие запятой перед союзом «как»

68

Отсутствие или наличие запятой перед союзом «как»

69

Повторение орфографии.

70

Обособление обстоятельств, выраженных деепр. оборотами и одиночными деепричастиями

71

Обособление обстоятельств, выраженных сущ. с предлогами

72

Обособление уточняющих членов предложения

73

Р. Р. Сжатое изложение текста публицистического стиля

74

Зачет по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения»

75

Обобщение изученного по теме

76

Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»

77

Тестирование по теме «Обособленные члены предложения»

4 четверть

Предложения с обращениями и вводными конструкциями

7 часов + 1 час РР; 3 часа в неделю по учебному плану

78

Знаки препинания в предложениях с обращениями

79

Знаки препинания в предложениях с обращениями

80

Вводные слова и предложения

81

Вводные слова и предложения

82

Р.Р. Изложение художественного текста

83

Тестирование по теме «Вводные слова»

84

Вставные конструкции

85

Контрольный диктант по теме «Предложения с вводными конструкциями»

Способы передачи чужой речи

5 часов + 1 час РР; 3 часа в неделю по учебному плану

86

Предложения с прямой речью, знаки препинания в них

87

Предложения с прямой речью, знаки препинания в них

88

Р. Р. Сочинение-рассуждение на литературную тему

89

Предложения с косвенной речью

90

Замена прямой речи косвенной

91

Цитаты и знаки препинания при них

Итоговое повторение в конце учебного года

10 часов + 1 час РР; 3 часа в неделю по учебному плану

92

Основные разделы лингвистики

93

Р.Р. Сжатое изложение публицистического стиля.

94

Основные виды разборов

95

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием

96

Анализ контрольного диктанта

97

Итоговое тестирование

98

Повторение словосочетания и простого предложения.

99

Повторение пунктуации при однородных членах предложения

100

Повторение пунктуации в предложениях с обособленными членами

101

Итоговое повторение орфографии

102

Итоговое повторение пунктуации

103

Резерв

104

Резерв

105

Резерв

Итого: 105 часов

V. Учебно – методическое обеспечение

Литература для учащихся (основная):

1.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л. А., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И.. Русский язык, 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений - М.:Просвещение, 2014. 

Литература для учителя (основная):

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2015

2. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 2014

3. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8класс/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2014.

4.Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 8 классе/ Т. А. Ладыженская, М. Г. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Ю. Комиссарова. – М.: Просвещение, 2015.

5. Львова С. И. Практикум по русскому языку: 8 класс / С. И. Львова. – М.: Просвещение, 2015.

Контрольно-измерительные материалы

Контрольный диктант

Повторение изученного в 5-7 классах

«В Москве завтра будет малооблачная погода. Во второй половине дня кратковременные дожди. Температура ночью 11-12, днём 16-18 градусов тепла».

Обычно на этом я выключаю радиоприемник и сажусь за письменный стол.

Вчера этого не произошло. Сразу же начался концерт. Моцарт. Комната заполнилась оркестром,  по-моцартовски прозрачным.

Я вышел на балкон. Серые рваные облака идут высоко по небу. Слышно, как  во Внуковском аэродроме поднялся ввысь самолёт. Над елями прошли его огоньки и вместе со звуком быстро пропали за облаками.

И тогда опять возник Моцарт и заполнил собой сад. И вдруг я понял, что вот так же Моцарт живёт сейчас в сотнях, тысячах городских, сельских домов, купе поездов, в каютах пароходов — повсюду. Рядом со мной нет ни одного человека. Но в пространстве звуков рядом миллионы людей. Мы вместе слышим и слушаем, как постепенно мелодия затягивает нас в неизбежный финальный аккорд.

В одном моцартовском аккорде растворился земной шар. Удивительно, когда же люди научились это делать? Совсем недавно.

                                                          (155 слов)        (С. Образов)

Грамматическое задание

1. Произведите разбор по членам выделенных предложений, составьте их схемы (по вариантам).

2.Выпишите из текста по два слова: с чередующейся гласной в корне (1-й вариант); с удвоенной гласной в корне (2-й вариант).

3.Произведите (по вариантам) разбор слов малооблачная, радиоприемник по составу.

Контрольный диктант

 (Правописание безударных гласных, приставок в прилагательных, окончаний глагола.

Тире между главными членами предложения; пунктуация при однородных членах в сложном предложении).

Царица лета

По улицам города, по его бульварам разлит удивительный аромат. Подует ветерок, чуть колыхнёт зелёные кроны — и сильнее ударит волной медовой свежести. Подошла душистая пора, когда цветут липы, указывая на незаметно подступивший разгар лета. Липа — древнейшая спутница города. Целые города выросли под липами с нареченными в ее честь именами Липецк, Лейпциг. А сколько в России деревень Подлипок! Об этом дереве много преданий, сказок, легенд.

Липа вековая, равнодушная к бегу времени, недоверчивая даже к приходу весны, — древний поэтический образ славян, символ мира и покоя.

Липа — целая лесная аптека. Народная мудрость сумела разгадать многочисленные лечебные тайны этого дерева. За помощью к нему обращаются при самых разных недугах: кашле, простуде, ангине, ожогах, болях головы и т.д. А липовый мед! Это кладовая различных витаминов, средство от многих болезней. Но главный носитель фармакологических свойств — липовый лист. Однако собрать и сушить его нужно умеючи, иначе и дереву навредишь, и для себя ожидаемой пользы не получишь.

Дерево это любо всем. И везде липа в почёте. В городе её стройные стволы и тенистые кроны украшают проспекты и бульвары, скверы и старые парки. Здесь липа — дерево комфорта, несущее красоту и здоровье.

Липа — одно из настоящих чудес природы.

(191 слово)        (В. Сущеня)

Грамматическое   задание

  1. Произвести синтаксический разбор выделенных предложений и составить к нему схемы (по вариантам).
  2. Разобрать по составу слова: древнейшая, обращаются (1-й вариант); удивительный, украшают (2-й вариант).
  3. Выписать из текста причастия.
  4. Выписать 3 слова с чередующимися гласными в корне, обозначить корень.

Контрольный диктант

Двусоставные предложения

Людская природа, к сожалению, не часто являет высокие образцы творения. Этот же, в красном, был само совершенство. При светлых волосах и бороде совершенно неожиданными казались его большие чёрные глаза, поражавшие разумом, насмешливостью, отвагой и искренностью.

Он шёл навстречу Долгорукому. Быстро, красиво, легко, безупречно, с каким-то неповторимым достоинством нёс своё тело. Полуулыбка слегка раздвигала золотистые усы, смягчая суровые кольца ассирийской бороды. Была в ней радость встречи с такими вельможными гостями и одновременно лёгкое стеснение.

Всё молчало. В наступившей тишине малейший звук способен был испортить торжественность этой неожиданной встречи. Первой нарушала молчание княжна Ольга. Вытянувшись из седла навстречу, бросив поводья, забыв про всё на свете, она захлопала своими белыми рукавчиками, закричала с нескрываемой радостью: «Князь Иван! Князь Иван!»

(116 слов)        (П. Загребельский)

Урок-зачёт по теме «Односоставные предложения»

Спишите. Определите грамматическую основу предложения, вид предложения по наличию главных членов. Укажите, чем выражены главные члены предложения.

Вариант 1

Вариант 2

    Движения Пушкина были медленны и затруднены. Ему нужно было поймать какую-то реющую возле виска, тревожную мысль. Не удавалось. Ну и бог с ней.

Грозовая туча перевалила за Амыл и там гремела.

Сразу прорвалось солнце. Стало Жарко. В эту тревожную ночь Наумов вместе с группой рабочих дежурил на плотине. Ему поставили маленькую будку с полевым телефоном неподалёку от мощных насосов.

Иван Никитич рассмеялся: «Подожди. Вот приедем домой, обо всём расскажу»...

      Захолодало. По селу потянулись с капустой обозы. Хорошо молиться в осень тёмной ночи за чью-нибудь непутёвую душу. Вечер. Голоса по дороге про тёмную ноченьку поют.

Прощай, ты, пора нудная, томящая. Вышла ты из пота нашего, колосья зернистые, кровью нашей напоила ягоды свои... Стихало... (С. Есенин)

Раздался третий звонок, и поезд тронулся. Наташа прошла к свободному окну. Корнев... сел на скамью.

—        Вы тоже любите степь? —
спросил он.

—        Люблю, — ответила Наташа.
        (Н. Гарин-Михайловский)

Контрольный диктант

Однородные члены предложения

Берегите природу

Вся природа и самая малая частица её: дерево в сквере, ромашковая поляна среди домов нового микрорайона — всё это принадлежит всем нам. Мы все хозяева пригородных лесов и лесопарков, речек и прудов— всего живого, прекрасного, естественного украшения земли. Но если мы хозяева, то, несомненно, и защитники, ибо нельзя только владеть, не платя за добро ответным добром. Бездумно спиленный тополь, затопленный сад, «безразмерный» букет лесных цветов, какой нередко приносят с прогулки, выловленная рыбная молодь в речушке — всё это удар по запасам природных богатств, которые — увы! — не безграничны. В больших городах и вблизи них вопрос стоит особенно остро: тут каждое дерево— это наше с вами дыхание, следовательно, здоровье.

Никакими декретами и законами не оградить природу от ущерба, если каждый из нас не осознает простой истины: нанося вред окружающей среде, мы тем самым вредим самим себе.

(125 слов)        (В. Ткаченко)

Грамматическое задание

1. Составьте схему выделенных предложений (по вариантам).

2. Произвести морфологический разбор выделенных слов (по вариантам).

3. Произвести разбор по составу слов микрорайона, лесопарков, безразмерный, безграничны (по вариантам).

Контрольный диктант

Обособленные  члены предложения

Лосиное стадо, напуганное кем-то, мгновенно пересекло поляну и скрылось в кустарнике. Около минуты лыжники зорко осматривали побережье, гадая, куда скрылись великаны. И вдруг стадо, чего никто не ожидал, выскочило к реке, понеслось вдоль берега, но у речного изгиба, увидев кого-то впереди, смешалось и, завернув, бросилось на лёд. Огромный вожак, выгнув горбоносую морду и закинув ветвистые рога на спину, во весь опор повел стадо левее небольшой, слегка дымящейся черной полыньи, держа путь в овраг на этой стороне. Ещё один лось, две лосихи и несколько лосят, приотстав, врассыпную неслись в стороне от его следа. На середине реки, где снежок лишь слегка прикрывал лёд, лось-вожак со всего разбегу заскользил, широко растопырив передние ноги и присев на задние. Он пролетел так метров десять и, увидев совсем рядом полынью, забился изо всех сил, стараясь остановиться, и грохнулся на бок. Стадо пронеслось мимо и, выскочив на берег, скрылось в чащобе. Вожак несколько раз сильно мотнул головой, царапая рогом снег, потом каким-то чудом, сработав всеми мускулами, разом вскочил на ноги, но поскользнулся и с размаху ударился двадцатипудовой тушей об лёд. Лыжники так и ахнули, увидев, как над водой, среди льдинок заметалась его рогатая голова.

(187 слов)                                                      (М. Бубеннов)

Грамматическое задание

  1. Разберите по членам выделенные предложения (по вариантам).
  2. Выполните фонетический разбор выделенных слов (по вариантам).
  1. Составьте из слов диктанта словарный диктант на орфограмму «правописание проверяемых безударных гласных корня».

Урок-зачет по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения»

  1. Мини-диктант

• Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания в них (комментированное письмо).

Шагов на сто от пристани, за деревней, почти совсем уже в поле, в простом, незатейливом заборе, возле тихого, медленно текущего ручейка, есть зеленая калитка. За этой калиткой, на другой стороне двора, стоит большой сарай с огромными окнами и стеклянными дверьми, а под этим сараем хранится хижина Петра Великого.

В первой комнате — высокий камин, а над ним в камине вырезана, по повелению императора Александра, доска с надписью: «Петру Великому. Александр». Прямо против входа — большой рабочий стол государя... слева, в углублении стены, старинная голландская кровать. На столе лежат альбомы, исписанные посетителями. Во второй комнате— несколько портретов и множество надписей.

(Из сборника диктантов В. Покровского)

  1.  Анализ схем предложений, подбор к ним верного варианта предложения из данных на карточках предложений.

как?   как именно?

когда? когда именно?

где?   где именно?

что именно?

какой? какой именно?

Иногда видишь густую рощу, ветви которой наклоняются низко, до самой поверхности воды.

В это время река разливается и часто затопляет левый, более низкий, берег реки.

Он широко раскинулся на нескольких холмах, по обоим берегам реки.

Регулярно, раз в году, в нашем городе бывает ярмарка.

Это был океан, живой организм, наполненный чудесными образцами флоры и фауны.

3. Работа с учебником

Упр. 336 (ч, II); упр. 337 (ч. I) (по вариантам).

Контрольный диктант

Обособленные  члены предложения

Город, в котором я родился, имеет очень живописное местоположение. Он мирно раскинулся на нескольких холмах, по обоим берегам реки, большой и судоходной. Оба берега соединены каменным мостом. По правому, высокому берегу устроен бульвар. В хороший летний вечер городские жители любят гулять по тенистым аллеям бульвара. Летом на бульваре иногда играет военная музыка. Весною толпы народа собираются на бульвар с другой целью. В это время река разливается и часто затопляет левый, более низкий, берег. Посреди города проходит одна главная улица, довольно широкая и длинная. Она вымощена булыжником; по обеим сторонам идут тротуары. На главной улице встречаются лучшие городские здания, по большей части каменные. Есть в нашем городе базар. По воскресеньям и средам базар наш бывает очень оживлён. В эти дни крестьяне из окрестных деревень привозят дрова, сено, муку, крестьянки приносят молоко, масло, полотно, грибы, ягоды. Хозяйки спешат на базар запастись провизией, а местные торговцы скупают привезённый товар оптом. Кругом базара идут ряды гостиного двора. Регулярно, раз в году, в нашем городе бывает ярмарка. Тогда базар становится ещё многолюднее.

(167 слов)                                           (Из сборника диктантов В. Покровского)

Контрольный диктант

Вводные и вставные конструкции

На охоте

Мы плыли медленно. Наконец добрались до тростников. Утки шумно поднимались с пруда, испуганные нашим неожиданным появлением, выстрелы дружно раздавались за ними. Всех подстреленных уток мы, конечно, не достали.

Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично. Ермолай, как всегда, стрелял победоносно.

В пылу перестрелки мы не обратили внимания на состояние нашего дощаника. Как вдруг от сильного движения Ермолая (он старался достать убитую птицу и всем весом налёг на край) наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну; к счастью, не на глубоком месте. Через мгновенье мы стояли в воде по горло.

Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей (вероятно, и моё лицо не отличалось тогда румянцем), но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться. Каждый из нас держал своё ружьё над головой, и Сучок, должно быть по привычке подражать господам, поднял свой шест кверху.

(250 слов)                                         (По И. Тургеневу)

Контрольная работа

Чужая речь

Задание 1. Проставить недостающие знаки препинания.

1. Однако плохо кормят тебя твои хозяева говорил незнакомец глядя с какой свирепостью она глотала неразжёванные куски. И какая же ты тощая Кожа да кости... 2. Ладно, ладно сказал хозяин зевая Надо жить мирно и дружно. Он погладил Каштанку и продолжал А ты рыжик не бойся... Это хорошая публика, не обидит... Постой, как же мы тебя звать будем? Без имени нельзя брат. 3. Талант! Талант! говорил он Несомненный талант. Ты положительно будешь иметь успех! И Тетка так привыкла к слову талант, что всякий раз, когда хозяин произносил его вскакивала и оглядывалась...

А. Чехов

Задание 2. Проставить знаки препинания при цитатах, оформленных в виде прямой речи.

Василий Осипович Ключевский был неподражаемым творцом афоризмов. Ёмкие и лаконичные, исторические характеристики учёного звучали словно крылатые фразы. О Петре Великом он заметил Он строил правомерный порядок на общем бесправии. О Елизавете Петровне сказал Елизавета Петровна жила и царствовала в золочёной нищете. О Екатерине II Её самое будут помнить больше, чем ее деяния. Христы редко являются однажды скептически бросил Ключевский как кометы, но Иуды не переводятся, как комары.

Задание  3.

Тест  «Способы   цитирования»

Найдите соответствия (цифра - буква).

1. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, - писал И. Анненский, - есть и резкая отчётливость, когда это нужно». 2. И. Анненский писал, что «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно». 3. И. Анненский отмечал: «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно». 4. По словам И. Анненского, «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно». 5. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно», — указывал И. Анненский. 6. И. Анненский так объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием: «...причину, конечно, надо искать в том, что это была поэзия совести». 7. «Причину, конечно, надо искать именно в том, что это была поэзия совести», - так И. Анненский  объясняет  насыщенность поэзии Достоевского страданием.

А - цитата оформляется как прямая речь и находится после слов автора.

Б - цитата оформлена как прямая речь и находится перед словами автора.

В - цитата оформлена как прямая речь и прерывается словами автора.

 Г - цитата оформлена как косвенная речь (придаточное предложение).

Д - цитата включена в текст с помощью вводных слов.

 Е - цитируется часть высказывания, слова автора находятся после нее.

 Ж - цитируется часть высказывания, слова автора находятся перед ней.

 В результате работы получается запись: 1В; 2Г; ЗА; 4Д; 5Б; 6Ж; 7Е.

Итоговый контрольный диктант

Журавли

Каждый, приметивший журавлиный клин в высоком небе, порадуется гордо: «Видели журавлей? Журавли прилетели!»

Знаменитые журавлиные танцы — зрелище удивительно красивое и чуть комическое. Грациозно изгибая длинную шею и размахивая крыльями, птицы по неуклюжести приседают на голенастых ногах, то взмывают в воздух, кружась в замысловатом танце.

Журавли никогда не селятся колониями. Пары разбредаются на расстояние 5-6 километров гнездо от гнезда. Пока самка занята насиживанием, журавль бдительно озирает окружающую местность и в случае опасности издаёт громкий крик — сигнал тревоги. Тогда самка незаметно сбегает с гнезда и лишь на некотором расстоянии от него взлетает, чтобы враг не приметил кладку. Вылупляются птенцы на ноги и уже могут бегать. Время торопит. Июнь и июль отведены природой на рост и учёбу, а в августе начинается подготовка журавлей к отлёту.

И вот уже, курлыча, потянулся журавлиный клин. Невольно с грустью подумаешь: «Журавли улетают на юг и лето уносят».

(149 слов)                                                                        (По Б. Чащарину)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений. (По вариантам)

2. Выполните фонетический разбор выделенных слов. (По вариантам)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...