Урок-конспект по теме "Понятие сложноподчиненного предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Урок-конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1.

Тема: Понятие  о  сложносочиненном  предложении (Слайд 1)

Цели: - сформировать понятие о сложносочиненном предложении;

- знать, какие знаки препинания ставятся в сложносочиненных  предложениях;

- отработка умения различать простые предложения  с однородными членами и  сложносочиненные;

- подготовиться к ЕГЭ  (Слайд 2). 

Оборудование: видеопроектор, компьютер, учебники, рабочие тетради, презентация в POWER POINT.

Урок рассчитан на 40 минут.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

(Приветствие, проверка   присутствующих на уроке. Запись учителем на доске числа и темы урока.  Ученики записывают в тетрадь.)

- Здравствуйте, ребята! Все ли ученики присутствуют на уроке? Откройте  тетради и напишите сегодняшнее число и тему урока. Сегодняшний наш урок хочется начать со слов великого писателя М.Горького  (Слайд 3).

«Знать необходимо не затем, чтобы только знать,

Но для того, чтобы научиться делать».

Какие замечательные слова! Пусть они  станут девизом нашего урока.

(Сообщение целей урока.)

- На этом уроке мы с вами должны повторить материал прошлого урока, на основе этого познакомиться со сложносочиненными предложениями,  отработать умения различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения (далее ССП),   правильно определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и вести подготовку к ЕГЭ. С этого мы и начнем наш урок.

2. Подготовка к ЕГЭ    (Слайд 4)

а) Спишите, расставляя ударение в словах.

Углубить, творог, поняла, понял, нефтепровод, обеспечение, красивее, звонит, кашлянуть, ходатайствовать.

б) А теперь проверьте, правильно ли вы сделали (Слайд 5 )

3. Повторение. 

А) Беседа по вопросам  (Слайды 6-10) Составление опорной схемы (ученики  по цепочке выходят к доске и строят схему). ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

- Из предыдущих параграфов вы уже получили представление о сложных предложениях, углубим эти знания. Вам предстоит ответить на ряд вопросов, ученик,  ответивший на вопрос,  выходит к доске и начинает строить схему (последний ученик соединяет стрелками нужные клеточки, остальные чертят схему в тетрадях).  Итак,  первый вопрос.

- Что такое предложение? (Предложение – это слово или группа грамматически оформленных слов, имеющие относительную смысловую законченность и интонационную  оформленность).

- На какие структурные типы делятся предложения?  (Предложения делятся на простые и сложные.  Простые имеют одну грамматическую основу, сложные – две и более).

Практическая часть: прочитайте, определите, какое из этих предложений простое, а какое – сложное. Впишите номера этих предложений в пустые клеточки опорной схемы (предложения распечатаны на отдельном листе каждому ученику).

  1. Зелень травы и деревьев чернела, покрываясь росой.
  2. Налетает ветер, и через минуту все скрывается в темноте.

- Что вы знаете о сложных предложениях?  (Сложное предложение можно определить как сочетание простых предложений, в котором образующие его части не имеют смысловой и интонационной законченности. Сложное предложение более информативно, чем два простых. Благодаря разнообразным смысловым отношениям в сложном предложении возникает дополнительная информация. Употребление сложных предложений делает нашу речь богаче и выразительнее).

- Какие виды сложных предложений вы знаете? (Простые предложения соединяются в сложные двумя способами: при помощи интонации и  союзов или только при помощи интонации. В зависимости от этого сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные). Впишите эти понятия в ОС.

-  На какие группы делятся союзные предложения?  (В зависимости от средств связи союзные сложные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. Сложносочинённые предложения – это такие предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительными союзами.   Сложноподчинённые предложения – это такие, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом). Вписываем в ОС.

      - Какие знаки препинания помогают передать разнообразные смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного?  (В сложносочинённых и бессоюзных сложных предложениях знаки препинания разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в сложноподчинённых выделяют зависимую часть, выполняя выделительную функцию.)

- Посмотрим, что у нас получилось?

  1. Б) Проверка домашнего задания. Один ученик выполняет у доски, остальные проверяют свои работы.  Текст печатается индивидуально для каждого ученика (Расставьте пропущенные знаки препинания. Определите вид сложного предложения (сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное сложное), союзы и союзные слова выделите кружочком. Выписать сложносочиненные предложения,

выделить грамматическую основу, составить схемы). ПРИЛОЖЕНИ № 2.

4. Объяснение новой темы.

- Мы повторили и вспомнили основные понятия сложного предложения. А теперь подробно остановимся на сложносочиненных предложениях. На уроке мы должны научиться отличать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения, правильно расставлять знаки препинания в ССП, правильно определять смысловые отношения между частями ССП.

4.1. Работа с текстом (текст печатается на отдельном листе и выдается каждому ученику). ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Текст

Луга в этих местах, можно сказать, вознесены прямо к небу: так высоко они расположены. Трава на них разной величины.

То она достигала всего несколько вершков высоты, то она доходила до колен лошади: то вставала выше головы всадника, и, вытянув руку, вы не доставали да  ее верха. Пахли эти луга необъяснимо хорошо, и жар горного солнца умерялся внезапными порывами ветерка со снежных вершин, стоявших неподалеку (Н. Тихонов).

-Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вспомним, какой термин обозначает части сложного предложения? (Предикативные части СП).

Задания к тексту:

  1. Выделите грамматические основы предложений. Какие предложения представлены в тексте? (Простые и сложные).
  2. рассмотрите сложные предложения и  определите средства связи предикативных частей. (В первом – интонация, в третьем, в четвертом – интонация и сочинительные союзы).

- Обратите внимание на то, что яркой приметой ССП является наличие сочинительного союза между предикативными частями.

Сделаем выводы:

а) Давайте дадим определение ССП  (Сложносочиненным предложением называется такое предложение, предикативные части  которого связаны между собой интонацией и сочинительными союзами. Части предложения не зависят друг от друга, от одной части нельзя поставить вопрос к другой).

б) На примере одного предложения из текста продемонстрируйте отношения между предикативными частями.

Разбор предложений.

Вопрос: Почему же мы тогда говорим о целостности предложении?  (Несмотря на относительную независимость, предикативные части составляют единое целое).

Давайте подтвердим это, наблюдая за интонацией ССП. Слайд

То она достигала всего несколько вершков высоты, то она доходила до колен лошади: то вставала выше головы всадника, и, вытянув руку, вы не доставали да  ее верха.

Выразительно прочитайте предложение и определите, как повышается и понижается  голос.

Вывод: голос повышается в конце предикативных частей 1,2,3 и понижается в конце предложения.

5. Физкультминутка. А теперь немного отвлечемся  и поиграем игру «Одним словом».  (Слайд 11 - 12)

Как можно сказать иначе.

  1. Набрать воды в рот (замолчать).
  2. Как две капли воды (очень похоже).
  3. Прошли огонь и воду (все испытания).
  4. Сесть в калошу (опозориться).
  5. Ни свет, ни заря (рано).

  1. Закрепление пройденного материала.
  1. Сейчас мы проверим, как вы усвоили теоретический материал. Перед вами тренажеры. Вы должны дописать недостающие слова. Старайтесь выполнить без помощи учебника. Приступаем. (Слайд  13,    ПРИЛОЖЕНИЕ № 4)

 Самопроверка. 

6.2 На основе полученных знаний и на примере одного предложения попробуем составить алгоритм определения ССП, что поможет нам отличить ССП от предложения с однородными членами. Ход суждений и будет алгоритмом определения ССП. (Слайд 14,  ПРИЛОЖЕНИЕ №5)

Предложение: Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью.

6.3. Выполнение упражнения № 465 (стр. 330 выписать только ССП, для определения ССП использовать составленный алгоритм).

7. Итог урока.   (Слайд 15)

- Над какой темой работали в течение урока?

- Какие вопросы вызвали затруднения?

- Чему мы научились?

- Что нового узнали?

8. Рефлексия.   (Запись на отдельных листах.  Каждый ученик заполняет индивидуально)    

Я сегодня _____________ слушал объяснение учителя.

Теперь  я ______________ отличать ССП от простых предложений с однородными членами. Думаю, что составленный алгоритм определения ССП ________________ мне правильно выполнить упражнение, заданное на дом.  Мне сегодняшний урок _____________________.  ПРИЛОЖЕНИЕ №6

9. Комментирование оценок. Мы на сегодняшнем уроке много поработали. Вы показали свои умения и знания. За участие  и за ваши полные и четкие ответы ученики (фамилии учеников) получают оценки. Спасибо вам за урок и огромный труд. Поблагодарите друг друга. Теперь записываем домашние задание.

10. Домашнее задание. Использование теоретических сведений. Задание для каждого ученика. Даны начальные части ССП и смешанные «в кучу» их завершения. Сконструируйте ССП с различными значениями, используя сочинительные союзы разных групп.  Приложение №7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"

Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....

Подгтовка к ЕГЭ А5. Синтаксические нормы (выбор форм согласования и управления; построение предложений с однородными членами, построение сложноподчиненных предложений)

Данная презентация в полном объеме дает материал для повторения синтаксических норм. Дана теория и несколько вариантов заданий....

Речевой практикум "Сложноподчиненное предложение и бессоюзное сложное предложение. О Женщине, Любви и Красоте"

Конспект урока по закреплению строения, значения, смысловых отношений между частями  СПП и БСП дается на красивом и познавательном материале, имеющем высокий воспитательный эффект....

Контрольная работа по русскому языку в 9 классе по теме Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений.

Контрольная работа позволяет проверить знания учащихся 9 класса по теме"Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений". Задания к контрольной работе: 1. Расставить знаки препинания.2. По...

Конспект урока "Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

Тема: Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах сложноподчиненных предложений, совершенствовать...

Подготовка к ГИА (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ», «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»)

Тестовое задание позволяет проверить знания данных тем с точки зрения готовности к ГИА по русскому языку.Тестовое контрольное задание имеет следующую структуру:-   10 заданий 1 уровня (...