Конспект урока:«Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы». 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Попова Наталья Викторовна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_russkomu_yazyku_6_kl.docx41.42 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ    ЦЕНТР    ЛЕЧЕБНОЙ    ПЕДАГОГИКИ   И   ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО   ОБУЧЕНИЯ

Конспект урока по  русскому языку

Тема: «Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы».

6 класс  коррекционная программа VIII вида

 

             

                                         

                                                     

   учитель: Попова Наталья Викторовна

Тема: Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.

Цель: формировать умения распознавать и согласовывать слова, обозначающие признаки со словами, обозначающими предметы, находить их в тексте; закреплять навык их практического употребления. 

Задачи: 

Образовательные:

- формировать умения  ставить вопросы к словам, обозначающим признаки и  названия предметов;

- учить распознавать и согласовывать слова, обозначающие предметы со словами, обозначающими признаки.

Коррекционно-развивающие:

- развивать умения распознавать слова, обозначающие признаки со словами, обозначающими предметы, по вопросам, находить их в тексте;

- развивать связную речь умению согласовывать слова-предметы и слова-признаки, используя  термины  русского языка;

- коррегировать и развивать мыслительную деятельность, память;

- развивать зрительное и слуховое внимание.

Воспитательные:

- воспитывать интереса  к  изучению  русского языка  через содержание учебного материала на данном уроке;

- воспитывать самоконтроль и аккуратность.

Здоровьесберегающие:

- планирование объёма материала с учётом повышенной утомляемости обучающегося;

- создание благоприятного психологического климата;

- соблюдение санитарно- эпидемиологического режима;

Оборудование: Иллюстрация-плакат, сюжетные картинки, предметные картинки, карточки со словами, карточка с правилом, музыкальный файл, карточка для гимнастики глаз.

Этап урока

Вид работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Какие задачи  решались в ходе выполнения заданий

  1. Вводная часть Организационный момент, подготовка учащихся к работе на уроке, включение в учебный процесс.

Установка на работу.

Здравствуй, ребята. Рада вас видеть.

Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке -

Книжка, ручки и тетрадки?

Проверил? Садись!

С усердием трудись!

Сегодня первый  урок – урок русского языка.

Дети приветствует  учителя.  

Садится за парту.

- способствовать созданию благоприятного психологического климата;

  1. Актуализация  знаний по теме, полученных на предыдущих уроках.

Проверка домашнего задания с целью определения уровня усвоения знаний по пройденному материалу.

Повторение знаний о словах, обозначающих предметы.

Начнём мы наш урок с проверки выполнения домашнего задания.

- Какое было задание?

Откройте тетради и прочитайте по цепочке слова, которые вы выписали?

Правильно.

Ответы на поставленные вопросы. Зачитывают слова, обозначающие названия предметов.

- коррекция и развитие мыслительной деятельности, внимания;

-планирование объёма материала с учётом повышенной утомляемости обучающихся и

их психофизических особенностей;

  1. Основная часть.

3.1. Подготовка к восприятию нового материала.

3.2.Установка на новую тему

3.3. Сообщение темы.

3.3. Актуализация знаний по новой теме урока.

4. Физкультминутка.

5. Первичное закрепление материала.

6. Физкультминутка.

7.Контроль знаний и умений, полученных на уроке.

7.1. Закрепление нового материала.

8.  Подведение итога урока.

Создание проблемной ситуации. Карточка №1     (белые снежинки, золотое яйцо, Дед Мороз).

Работа над смысловым содержанием слова и предложением.

(Карточка №2)

Работа с предложением.

Карточка №3

Игра “Собери слово” Карточка №4

Игра “Угадай по признакам предметы из сказки “Гуси-лебеди”. Карточка №5

Карточка №6

Гимнастические упражнения.

Музыкальный файл.

Карточка №7

Игра.

Работа по предметным картинкам.

Карточка №8.

Правило.

Игра “Доскажи словечко”

Гимнастика для глаз.

Карточка №9.

Самостоятельное выполнение упражнения. Карточка №10.

Постановка вопросов к словам на картинках.

Работа над текстом. Карточка №11.

Карточка №12.

Игра. Запомни картинки. Карточка№1.

(белые снежинки, золотое яйцо, Дед Мороз).

Ответы на вопросы учителя.

Подведение итога урока.

Рефлексия. Карточка № 13

-А сейчас запишем число, классная работа.

Запись:

14 марта.

Классная работа.

-Я предлагаю поиграть в игру «Запомни картинки и слова к ним»

Снежинки-белые

Яйцо-золотое

Дед Мороз-добрый

-Белый, золотой, добрый. Чем похожи эти слова, для чего они нужны?

Сейчас вы не можете ответить на этот вопрос, но в конце урока у вас получится.

Учащимся предлагается дать определение слову  ТЕАТР.

-Да, театр- это помещение, где на сцене происходят представления.

- Какой это театр?

- Почему он так называется?

-Запишите слово ТЕАТР в тетрадь.

-Какая буква в этом слове будет ударная? Правильно.

-А сейчас составьте предложение со следующими словами – билет и театр.

- Запишите предложение в тетрадь.

-Сколько слов в ваших предложении?

- Из каких сказок эти предметы? Какие они?

Ключик (какой?)….

Рыбка (какая?) … .

Яичко (какое?) … .

- Какие слова использовались для описания предметов?

-На какие вопросы они отвечают?

-Как они называются узнаем, собрав слово по буквам.

Из представленных на карточке букв, цифр и значков необходимо собрать слово.

Объявление темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем учиться ставить вопросы к словам,

обозначающим признаки предметов.

- Тема нашего урока “Слова-признаки, отвечающие на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?”

-Назовите предметы из сказки “Гуси-лебеди” по их признакам.

…        (какой?) горячий        пирожок

…        (какое?) румяное        яблоко

…        (какая?) молочная        река

…        (какие?) кисельные        берега

-Запишите, пожалуйста, в тетрадь все словосочетания.

Учитель прочитывает правило.

Название признаков предметов - это слова, которые отвечают на вопросы

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Музыкальная зарядка “На полянке”.

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг.

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят.

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают.

“Подберите к каждому слову ряд признаков”.

-Что изображено на карточке.

– На какой вопрос они отвечают?

-Правильно, они отвечают на вопрос Что? Это слова – названия предметы.

- Сегодня мы будем угощаться, дегустировать яблоко, сахар и грушу. Эти предметы лежат на подносе.

-Попробуйте, пожалуйста, яблоко и подберите нужный вопрос и соответствующие признаки. Правильно. Яблоко (какое?) круглое, румяное, сладкое.

-Попробуйте сахар.                                     Правильно. Сахар (какой?) Сахар белый, сладкий, твёрдый.

-Попробуйте грушу.

-Правильно. Груша (какая?) Груша зелёная, овальная, сочная.

Запишите в тетрадь название каждого предмета с описанием его признаков.

Учитель вместе с учащимися проверяет правильность выполнения задания.

-Прочитайте, пожалуйста, правило.

Названия признаков - это слова, которые отвечают на вопросы

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

-Предлагаю вам поиграть в игру.  Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

Зима холодная, а весна…

Зимой солнце тусклое, а весной…

Зимой день короткий, а весной…

- Какими словами вы закончили предложения?

-На какие вопросы отвечают эти слова ?

-Правильно. Это слова - названия признаков, которые отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

Игра “Расшифруй слова”

- Как называются эти слова? На какой вопрос они отвечают? (КАКОЙ?)

- На какие вопросы ещё отвечают слова-признаки? (КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?)

Сейчас мы выполним упражнение для глаз. Вам надо будет фокусировать взгляд на кружочки  карточки с последующим переключение взгляда вдаль.

-Герои  из  какой сказки представлены?

-Перечислите их.

-Запишите черты характеров героев сказки в тетрадь.

-Проверим, как вы описали героев, какие вопросы вы поставили.

- Прочитайте свои ответы.

-А сейчас, посмотрите на иллюстрацию. Для описания зайца два текста. Прочитайте их.

1) Это зверёк. У него ушки, хвостик, шёрстка.

2) Это лесной зверёк. У него длинные ушки, коротенький хвостик, пушистая шёрстка.

Какой текст вам понравился больше №1 или №2?

-Почему?

-Какие слова для этого использовали?

- На какие вопросы они отвечают?

-Как называются  слова, которые отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

Вот видите, меняются  предложения, если мы используем слова-названия признаков. Они становятся полными и красивыми.

-Выпишите из текста два слова-признака.

Учитель вместе с учащимися проверяет правильность выполнения задания.

-Какое правило нужно вспомнить для написания этих слов.

- Молодцы.

Давай вместе ещё раз вместе проговорим правило.

Вспомним, что было изображено на карточке №1 в начале урока.

Снежинки- …

Яйцо- …

Дед Мороз- …

- Что это за слова? На какие вопросы они отвечают? Для чего мы их употребляем в речи?

- Да, правильно, вот мы и ответили на тот вопрос, на который затруднялись ответить в начале урока.

- Что вам говорят герои нашего урока?

-Котёнок играл клубком и запутал нитки. Распутай нитки и прочитай слово.

СПАСИБО.

-Чему новому вы научились сегодня на уроке?

-Научились правильно находить слова- признаки предметов и ставить к ним вопросы.

- На какие вопросы отвечают слова- признаки предметов?- На вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

-Что делал на уроке?        Правильно, учились ставить вопросы к словам- признакам предметов и записывать их в тетради. Домашнее задание.

Загадать 3 предмета, описав их с помощью слов-признаков.

Обучающиеся записывают число, классная работа.

Работа с предметными картинками.

-Театр – это дом, где артисты играют представления.

-Кукольный.

-В этом театре артисты играют свои спектакли куклами.

Запись слова “ТЕАТР” в тетрадь, постановка ударения, выделение запоминаемой буквы. – А.

-Мама купила билет в детский  театр.

Дети записывают предложения.

Читают предложения и находят количество слов.

-Приключение Буратино, Сказка о Золотой рыбке, Курочка Ряба.

-Золотой.

-Золотая.

-Золотое

Обучающиеся собирают слово – ПРИЗНАКИ.

-Горячий        пирожок.

-Румяное        яблоко.

-Молочная        река.

-Кисельные        берега.

Составляют словосочетания и записывают их в тетрадь.

Широким жестом развести руки в стороны.

Округленные руки сцепить над головой.

Руки вверху, покачать ими из стороны в сторону.

Наклониться вперёд.

Наклонившись вперёд покачать туловищем из стороны в сторону.

Учащиеся называют предметы.

-Яблоко, сахар и груша.

-Что?

- Яблоко какое? Яблоко круглое, румяное, сладкое.-

Сахар какой? Сахар белый, сладкий, твёрдый.

Груша какая? Груша зелёная, овальная, сочная.

Учащиеся записывает в тетрадь .

Учащийся читает  правило.

-Тёплая.

-Яркое.

-Длинный.

Тёплая, яркое, длинный.

Дают ответы.

Выполняют задание.

Учащиеся выполняют упражнения.

- Герои из сказки  «Колобок».

- Лиса, волк, Колобок, медведь, заяц.

Учащиеся записывают в тетради и отвечает.

Лиса (какая?) хитрая,                  волк (какой?) злой,               колобок (какой?) хвастливый, медведь (какой?) добродушный, заяц (какой?) трусливый.

Учащиеся выполняют задание. Читают тексты.

-Понравился текст № 2.

-В нём более полно описывается заяц.  

                                                         –Лесной, длинные, коротенький, пушистые.

- Они отвечают на вопросы Какой? Какие? Какой? Какие? Какие?

-Слова-признаки.

-Лесной, пушистая.

Обучающиеся дают свои ответы.

- Безударная гласная в корне слова, сочетание ши- пиши с буквой и.

Учащиеся проговаривают правило.

-Названия признаков - это слова, которые отвечают на вопросы

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Учащиеся вспоминают слова по картинке.

Дают свои ответы.

Учащиеся читают слово.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

- отработка и совершенствование  навыков письма

-коррекция и развитие мыслительной деятельности, переключение внимания

-  воспитание  интереса  к  изучению русского языка через содержание учебного материала на данном уроке

-коррекция и развитие мыслительной деятельности

-создание мотивационного настроя.

- коррекция и развитие устной речи:  правильное произношение, обогащение активного и пассивного словаря;

-коррекция навыков письма.

- систематизация знаний о слове в предложении;

-коррекция и развитие мыслительной деятельности;

-установление межпредметных связей.

-  воспитание  интереса  к  изучение русского языка через содержание учебного материала.

-обогащение активного и

пассивного словаря.

- развитие умения распознавать слова – названия признаков по вопросам.

-коррекция и развитие  внимания.

- создание благоприятного психологического климата;

-коррекция осанки;

-развитие чувства ритма, образного воображения;

-чередование статических и динамических заданий;

- коррекция и развитие устной речи:  правильное произношение, обогащение активного и пассивного словаря.

- развитие умения распознавать слова-названия признаков по вопросам.

- воспитание прилежания и аккуратности на письме.

-установление межпредметных связей.

-переключение внимания,

- упражнение для мышц глаза.

-установление межпредметных связей.

- развитие умения распознавать слова – названия признаков по вопросам.

-  воспитание  интереса  к  изучению  русского языка  через содержание учебного материала.

-развитие мыслительной деятельности, зрительного и слухового  внимания.

-  воспитание  интереса  к  изучению  русского языка  через содержание учебного материала.

- развитие умения распознавать слова – названия признаков по вопросам.

- коррекция и развитие устной речи:  правильное произношение, обогащение активного и пассивного словаря.

-формирование умения распознавать слова-названия признаков по вопросам.

- развитие долговременной памяти на основе воспроизведения изученного ранее   материала.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую"

Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма....

Конспект урока письма и развития речи "Согласование слов, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающими предметы"

Формирование у обучающихся умения согласовывать названия признаков с названиями предметов...

презентация к уроку русского языка слова обозначающие признаки предметов в 4 классе VIII вида

в презентации представлены задания на повторение и закрепление таких тем как:- слова обозначающие предметы;- слова обозначающие действия предметов;- слова обозначающие признак предмета....

Сценарий урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" на тему "Слова, обозначающие признаки предметов."

Сценарий урока  для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ИН) на тему "Слова, обозначающие признаки предметов."...