Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Харченко Светлана Александровна

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trenirovochnye_zadaniya._zadanie_13.odt28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 13.

1. Среди предложений 36-38 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным соединением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

(36)Нинка знала только то зеркало, которым были для неё мы, когда играли в красавицу. (37)Она верила нам, а этот тип разбил наше зеркало, и вместо живого, весёлого, доброго появилось холодное, гадкое, злое. (38)Нинка в первый раз в жизни пристально взглянула в него — и зеркало убило красавицу.

2. Среди предложений 57-60 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

(57)— Пожалуй, кое-что вижу. (58)Но только самое главное, — ответил дед и зашептал, как всегда, что-то неслышное.

(59)Прошло очень много лет, и Дина мало что помнит из того времени. (60)Но то, что помнит, делается с годами всё ясней, и иногда ей кажется, что скоро она сможет различить, расслышать те слова, которые шептал её прадед.

3. Среди предложений 2-5 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

(2)Так же голосили петухи, каркали простуженные вороны, медленно разворачивая тёмные крылья над голыми осинами, на школьном дворе возбуждённо кричали мальчишки, и весенняя земля пахла пасхой.

(3)Я проголодался и зашёл в сельмаг, купил колбасы и сухарей и пошёл к роще на берегу канала.

(4)На опушке под берёзами стоял в выжидающей позе серо-коричневый кудрявый барбос. (5)Он уже знал, что у меня колбаса, будто ему позвонили из магазина и сказали, и теперь он дрожал всеми кудрями, или мне это только показалось, а он просто стоял, скучая, среди вечной природы и ждал, твёрдо зная, что кого-то дождётся.

4. Среди предложений 32-38 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

(32)А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя чувствовал уже недоброе, они вдруг закричали:

(33)— Тили, тили-тесто, жених и невеста!

(34)Витька водится с девчонками!

(35)Ребята засмеялись и стали показывать на него пальцами. (36)А тут проходили мимо старшие ребята и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.

(37)Он еле досидел до конца уроков и, как только прозвенел звонок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.

(38)Он забарабанил изо всех сил по двери и, когда мама открыла ему, закричал:

5. Среди предложений 17-19 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 (17)Я понимал, как мальчишке хотелось съехать, как хотелось испытать себя! (18)Но он, видимо, очень любил свою мать и был весьма дисциплинированным сыном. (19)Он мучительно сопел, снедаемый тайным желанием испытать себя на спуске, который, наверное, казался ему головокружительным цирковым аттракционом.

6. Среди предложений 4-13 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

(4)— Ну что ты волнуешься? (5)У мальчика это возрастная болезнь вроде кори. (6)Переломный этап в психике. (7)Это пройдёт! — убеждала меня жена.

(8)Пройдёт... (9)Святое материнское заблуждение! (10)Если бы она знала, что из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей давно обещанную шубку, она не говорила бы так легкомысленно...

(11)Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь. (12)И во всём были виноваты марки!

(13)В конце концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями.

7. Среди предложений 2-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

(2)Она выносила раскладушки и наваливала на них одеяла и перины такой преогромной кучей, что непонятно было, как всё это помещается в двух крошечных подвальных комнатах, где она жила с семьёй.

(3)Куча эта возвышалась как раз под окном Клюквиных, живших на первом этаже двухэтажного дома.

(4)Старуха Клюквина, высунувшись в окно, добросовестно бранила Халиму.

(5)— Колюня, подь сюда! — приказала она своему шкодливому внуку Кольке. (6)— А ну-ка скинь всё!

(7)Колюня с удовольствием побежал во двор и, выждав минуту, когда Халима отлучилась, перевернул раскладушку.

8. Среди предложений 6-8 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

(6)Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. (7)Вдогонку, как звонкое копьё, летел самодельный стишок:

— Генька хромой, сопли рекой!

(8)Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались, — враг всех, кто не был у него на побегушках, кто его не боялся, — ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.

9. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.

(1)Возвращался я как-то из тайги домой, да припозднился. (2)А всё ж таки хотелось мне до ночи к себе домой добраться, в рыбачий посёлок, пока совсем не стемнело. (3)Вышел я по течению ручья на берег моря. (4)Ветер вовсю разошёлся. (5)В лесу-то он по вершинам гуляет, а на море сильную волну развёл.

10. Среди предложений 23-25 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

(23)Я натянул ласты, стараясь не упустить глазами то место, где последний раз мелькнула голова мальчика, и поднырнул под пенный гребень очередного вала.

(24)Мне повезло: на четвёртом или пятом заходе я задел мальчишку за руку.

(25)Он уже обессилел, обмяк и наглотался воды, но быстро пришёл в себя, хотя долго ещё морщился и откашливался.

Домашнее задание. Задание 13.

1. Среди предложений 51—62 найдите сложноподчинённое предложение с придаточными определительными. Напишите номер этого предложения.

(51)Возле доски мать развернулась, и я увидел, как быстро заработали её яркие, огненные лапы.

(52)— Ах ты, умница! (53)Ах ты, умница!

(54)Гуси стремительно разгонялись, выпрыгивали на тесину и ковыляли по ней. (55)Я отползал назад, дальше от чёрной жуткой полыньи.

(56)— Гусаньки, гусаньки!

(57)Уже на крепком льду я схватил тяжёлую гусыню на руки, зарылся носом в её тугое, холодное перо.

(58)Ребята согнали гусей в табунок, подхватили кто которого и помчались в деревню.

(59)— Не забудьте покорми-ыть! — кричал вслед нам Мишка.

(60)— Да в тепло их, в тепло, намёрзлись, шипуны полоротые.

(61)С тех пор в нашей деревне появились гуси. (62)И сейчас важно ковыляют, а то плещутся с утра до вечера в Енисее правнуки и праправнуки той храброй и умной матери-гусыни, которую мы спасли от смерти.

2. Среди предложений 20—29 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(20)— А что будет с капалухой? (21)Вы поглядите на неё!

(22)Капалуха металась в стороне. (23)Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. (24)На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. (25)Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. (26)Она пыталась и не могла взлететь. (27)Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. (28)И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа. (29)Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

3. Среди предложений 27-35 найдите сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Напишите номера этих предложений.

(27)Было брошено несколько логических реплик, вроде:

(28)«Что толку, нас восемь человек, а она такая маленькая», «Ещё возиться!», «Подождём, приедет же этот зараза повар со своей походной кухней-таратайкой!», «Боря, неси её обратно». (29)И, уже ничем не покрывая, Борис бережно понёс утку обратно. (З0)Вернувшись, сказал:

(31)— Я её в воду пустил. (32)Нырнула. (33)А где вынырнула, не видел. (34)Ждал-ждал, чтоб посмотреть, но не увидел. (35)Уже темнеет.

4. Среди предложений 27—32 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(27)Он кричал, он звал кого-то, но даже не слышал собственного голоса. (28)Он не видел, как девочка лет двенадцати, обыкновенная мечтательная девочка, любившая бродить по склонам этой горы и представлять себя Золушкой, изгнанной из дому, бежала к нему. (29)Она задыхалась. (З0)Она сразу поняла, что произошло, что это лежит разбившийся лётчик. (31)Она плакала и не вытирала слёз, они слетали с её побледневших щёк и брызгали на её руки и светлое платье, но после каждой тяжёлой слезы глаза девочки сияли всё больше и больше.

(32)Лётчик, очнувшись, увидел в этих глазах всё, чего только можно ждать хорошего от жизни: лазурь, и блеск, и нежность, и страх за его жизнь, и любовь, такую же робкую, как венчик совершенно крошечного горного цветка, щекотавшего его щеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ по русскому языку А-12 - А-25 (5 вариантов)

Тренировочные упражнения в формате части А по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. 5 вариантов А-12 - А-25....

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Материал содержит тренировочные упражнения для подготовки к ОГЭ по русскому языку...

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Материал содержит тренировочные упражнения для подготовки к ОГЭ по русскому языку....

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку....

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку....

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку....