Проект урока русского языка в 9 классе "Отсутствие запятой перед союзом И в сложном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Шайдулина Минзифа Закировна
Тема: Случаи отсутствия запятой перед союзом И в сложном предложении. Цели: Педагогические (обучения, воспитания, психологического развития учащихся): 1) усвоение всеми учащимися стандартного минимума теоретических сведений о постановке запятой перед союзом И в форме фиксированных заданий и нормативных ответов на них; 2) формирование надпредметного умения обобщать путём сравнения и упражнения в применении и совершенствовании надпредметных умений как постановка и решение проблем, рассуждение по аналогии; 3) развитие склонностей к сравнению, сопоставлению, оценке, способностей к выдвижению гипотез, развитие коммуникативности, ясности речи. Воспитательные: аргументированный выбор личностной позиции в отношении оценки сверстников и себя, этическое поддержание межученического диалога. Образовательные (диагностические, познавательные, исследовательские): 1) определение зоны ближайшего развития: насколько урок способствовал развитию умения выделять главное в теме; 2) познавательная: можно ли обеспечить гарантированное усвоение всеми учащимися программных требований по изучаемой теме путём постановки операционально заданной цели и в соответствии с этой целью подведение педагогического итога урока в форме само- и взаимопроверки усвоения обязательного минимума знаний по теме? Наглядность и оборудование: 1) мультимедиа проектор 2) презентация POWER POINT 3) кейс с пакетом документов для каждой группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧЕМАШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

ПРОЕКТ

урока русского языка в 9 классе

по теме: «Случаи отсутствия запятой перед союзом И в сложном предложении»

Составитель:

Учитель русского языка и литературы

Шайдулина Минзифа Закировна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Чемашинская СОШ»

2016

 Кейс – технология. Метод ситуационного анализа.

По типу: Урок «открытия» нового знания, по структуре - комбинированный

Тема: Случаи отсутствия запятой перед союзом И в сложном предложении.

Цели:

Педагогические (обучения, воспитания, психологического развития учащихся):

  1. усвоение всеми учащимися стандартного минимума теоретических сведений о постановке запятой перед союзом И в форме фиксированных заданий и нормативных ответов на них;
  2. формирование надпредметного умения обобщать путём сравнения и упражнения в применении и совершенствовании надпредметных умений как постановка и решение проблем, рассуждение по аналогии;
  3. развитие склонностей к сравнению, сопоставлению, оценке, способностей к выдвижению гипотез, развитие коммуникативности, ясности речи.

Воспитательные: аргументированный выбор личностной позиции в отношении оценки сверстников и себя, этическое поддержание межученического диалога.

Образовательные (диагностические, познавательные, исследовательские):

  1. определение зоны ближайшего развития: насколько урок способствовал развитию умения выделять главное в теме;
  2. познавательная: можно ли обеспечить гарантированное усвоение всеми учащимися программных требований по изучаемой теме путём постановки операционально заданной цели и в соответствии с этой целью подведение педагогического итога урока в форме само- и взаимопроверки усвоения обязательного минимума знаний по теме?

Наглядность и оборудование:

  1. мультимедиа проектор
  2. презентация POWER POINT
  3. кейс с пакетом документов для каждой группы

Проект урока –

реализации системно-деятельностного подхода

 При входе в кабинет учащиеся берут смайлики и рассаживаются по группам за столы, на которых лежат выбранные ими такие же смайлики.

  1. Организационный момент. Установка личностного контакта учителя с учениками, взаимное принятие и включение мотива на совместную деятельность.

Слово учителя. Учитель знакомит с ходом работы на уроке. Группа определяет своего лидера, который возьмёт на себя руководство группой.

  1. Первичная актуализация: просмотр фрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков» и определение темы урока.

- Какова актуальность заявленной темы? (задания встречаются на экзамене). В тетрадях записывают дату урока и тему: «Случаи отсутствия запятой перед союзом И в сложном предложении».

 3. Организационный момент.

1. Словарная работа: КЕЙС – (лат._ ящик, портфель). Представление словарей: иностранных слов, орфоэпического, орфографического – в них размещён материал словарной работы.

1. Каждая группа получает от учителя папку с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из затруднительного положения (включены и документы, не относящиеся к данной проблеме) и вопросы, которые позволяют найти решение. Заполняют Паспорт «Сложносочинённого предложения, в котором перед союзом И запятая отсутствует».

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  1. Оцените свои знания и умения по теме  на данный момент: (устно).

СЛАЙД 1.

  1. Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
  2. Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
  3. Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
  4. Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

Обсуждение ответов.

  1. Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы (Научиться определять, нужна ли запятая перед союзом И в сложном предложении)
  1. Работа над новой темой.
  2. Системная актуализация. Ученикам предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения.  Подготовительный этап.

  Текст ситуации: «Учитель проверил сочинения учеников и сказал, что у Виктора Перестукина неверно поставлена запятая перед союзом И в сложном предложении. Он добавил, что считает, что данная запятая лишняя в предложении: «Когда ударили первые осенние заморозки, небо посветлело и северное сияние раскинулось от края и до края». Виктор считал, что запятая нужна и не был согласен с учителем. Почему он не был согласен с учителем, ведь обычно мы ставили запятую перед союзом И, если этот союз соединял два простых предложения в составе сложного.

Предлагаю рассмотреть данную ситуацию и помочь Виктору решить, кто же прав: Учитель или ученик? Для ответа на этот вопрос обратимся к учебнику и материалам кейса.

Ознакомительный этап.

Работа с информацией.

  1. Учащиеся самостоятельно знакомятся с планом работы с кейсом.
  2. Знакомство с материалом учебника на стр.8 (ПРИМЕЧАНИЕ) и дополнительными материалами.

Аналитический этап. Выполнив исследовательскую работу, ответьте на вопрос: В каких ещё случаях отсутствует запятая перед И в сложном предложении?

 Исследовательское задание: работая с кейсом, заполните Паспорт. (Чаще всего на практике в сложном предложении запятая перед И будет ставится. Но в некоторых случаях перед союзом И, соединяющим простые предложения, запятая не ставится.

Предлагаю рассмотреть некоторые из этих случаев. Помните, задача осложнена тем, что среди предложенных вариантов есть и такие, где запятая перед союзом И ставится, и вам встретится предложение с обращением).

  1. Паспорт
  2. «Сложносочинённого предложения, в котором запятая перед союзом И отсутствует»

№п/п

Признаки

Примеры предложений

1.

2.

3.

4.

5.

6.

  1. Итоговый этап. Обсуждение выполненной работы группами.

Сравнение с эталоном. Обобщающее выступление учителя

 Организация обсуждения кейса. Слово учителя: в ходе обсуждения вы должны сделать вывод о том, кто прав и почему?

2. Проверка по ЭТАЛОНУ.  СЛАЙД 2.

Физминутка для глаз.

Самооценка работы учащихся смайликами.

 V. Первичное закрепление с внешним проговариванием. Самостоятельная работа.

Задание: Проанализируйте структуру предложения, сделайте вывод о расстановке знаков препинания: Исправьте, при необходимости, неправильную постановку знаков препинания, запишите и начертите схему предложения:

1. В доме охотника пахло свежей брусникой, и висели оленьи шкуры.

2. По словам старожилов, зверь в этих лесах вывелся, и птица исчезла.

 3. Когда празднуется юбилей округа, и какова её программа?

4. Птицы улетают на юг, и в лесу наступает тишина, когда наступает осень.

5. Холодные ночи, и осенние туманы.

6. Только ударили первые ночные заморозки и повеяло свежим дыханием осени.

(Резервное задание) VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по ЭТАЛОНУ. СЛАЙД 3.

VII. Содержательный итог работы: каждый ученик составляет итоговый текст по схеме:

В результате урока я открыл:

Важное правило: перед союзом И в сложносочинённом предложении запятая ставится не всегда.

6 основных случаев, когда запятая перед союзом И не ставится: (1); 2); 3); 4); 5)% 6).

IX. Включение в систему знаний и повторение.

Сформулируй для себя домашнее задание по этой теме.

Заполнить карточку № 1 примерами, повторить теоретический материал, подготовить по нему вопросы для одноклассников. (Если не хватило времени на заполнение итогового текст – это домашнее задание).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме"Простые и сложные предложения"

Урок с подробнейшим конспектом урока, соответствующим всем требованиям. К конспекту прилагается презентация и ссылка на электронный образовательный ресурс сети Интернет, который можно использовать пол...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Простое и сложное предложения"

На уроке закрепления полученных знаний учащиеся закрепляют правила постановки запятой в сложном предложении, отрабатывают умение различать простое и сложное предложение, а также учатся видеть связь яз...

Урок русского языка в 5 классе на тему: «ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Урок русского языка в 5 классе на тему:«ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Простое и сложное предложение"

Выполняя задания волшебного героя , обучающиеся вспоминают материал о словосочетании, простом предложении, пунктуации при однородных членах предложения, изучают сложное предложение и знаки препинания ...

Урок русского языка в 9 классе. Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Данный материал поможет в закреплении умений определять интонационные особенности бессоюзных сложных предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; закрепить умения  устан...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Простые и сложные предложения".

Урок русского языка по изучению темы: "Простые и сложные предложения" является первым уроком в изучении темы: "Сложные предложения" в 5 классе. Он предусматривает разноуровневые задания, продолжает од...

Презентация по русскому языку 7 класс "Запятая перед союзами в сложном предложении"

Презентация "Запятая перед союзами в сложном предложении" может использоваться на уроке русского языка в 7 классе...