Лингвистический футбол "частица"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Дорожкина Оксана Владимировна

Конспект урока в 7 классе по теме "Частица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_konkurs_molod_spetsialistov.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс:  

7  

Тема урока:

обобщение и систематизация знаний о частице как части речи.

Тип урока:

урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока:

обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Частица».

Задачи:

  • познавательные - продолжить формировать навыки правописания частиц, умение отличать их от других частей речи (союзов); научить применять свои знания в необычной учебной ситуации; подкорректировать, углубить и закрепить знания учеников за счёт привлечения занимательного материала;
  • развивающие - развитие творчества, логического мышления, речи, общеучебных умений;

воспитательные - воспитание интереса к русскому языку, чувства коллективизма, продолжить развитие коммуникативных умений в процессе работы в группе. 

Метод обучения:

репродуктивный.

Форма организации урока:  

индивидуально-групповая.

Технологии обучения:

здоровьесберегающее обучение, групповая технология, творческая мастерская, ИКТ, развитие критического мышления через чтение и письмо.

Характеристика класса:

всего в 7  классе 13 человек: 6 мальчиков и 7 девочек. По результатам диагностики классного коллектива учебная мотивация: высокая - 36%, средняя -27 %, низкая - 27 %. Требования классного руководителя, учителей-предметников ребята выполняют не полностью в силу своей невнимательности и рассеянности. На уроках  и переменах ребята не всегда дисциплинированны. Часто отвлекаются по причине неустойчивого внимания и быстрой утомляемости. Наблюдается отсутствие самоконтроля со стороны некоторых ребят. Пубертатный возраст принес свои проблемы. Наполняемость класса – средняя. С другой стороны у 80% ребят наблюдается положительная динамика  изменения силы и выносливости. Они хорошо физически развиты, любят уроки  физической культуры, технологии, посещают спортивные секции, с удовольствием откликаются на предложение остаться после уроков поиграть в подвижные игры, поэтому игровые моменты помогут, акцентировать внимание на восприятии и закреплении изученного материала.

Дети охотно общаются между собой, помогают и выручают друг друга. Многие общаются и во внеурочное время. В классе организовано и активно функционирует ученическое самоуправление.

Творческая активность в классе средняя. Лишь некоторые лидеры могут с первого раза включиться в творческие дела класса. Остальные – по  мере заинтересованности.

УМК:

  • Программы общеобразовательных учреждений  Русский язык 5-9 классы. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, - М., «Просвещение», 2011.
  • Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба/ Науч. ред. – академик РАО, доктор филологических наук Н. М. Шанский, - М., «Просвещение», 2012.
  • Н. М. Сорокина. Русский язык. 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. – Волгоград: Учитель, 2011. – 222 с.

Средства обучения:

учебники, дидактические карточки для проведения работы в группах, мультимедийный комплекс, презентация, «Маршрутный лист».

Хронометраж урока:

  • Организационный этап     2 мин.
  • Целеполагание – 3 мин.
  • Обобщение и систематизация ранее изученного – 20мин.
  • Контроль и самопроверка знаний – 12 мин.
  • Информация о домашнем задании – 5 мин.
  • Подведение итогов урока – 3 мин.

Литература и интернет источники:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 175с.
  2. Н. М. Сорокина. Русский язык. 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. – Волгоград: Учитель, 2011. – 222 с.
  • festival. 1 september. ru - Фестиваль педагогических идей.
  • http://language.edu.ru – диктанты по русскому языку
  • www.rubricon/ru - Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники.

 

         

Содержание и ход  урока.

Этап урока

Цель этапа

Обоснование деятельности учителя

Прогнозируемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

1

Организа-ционный

Эмоциональная, психологическая  подготовка к восприятию материала

- Добрый день, ребята!

От всего сердца дарю вам улыбку и отличное настроение. Жду, что вы улыбнётесь друг другу и настроитесь на урок, в  результате которого ощутите лёгкое головокружение от успехов! Ну, что готовы? Тогда вперёд.

Готовность класса  к работе.

2

Целеполага-ние

Активизация и систематизация  ранее изученного материала, и применение полученных знаний в новых ситуациях

-Сегодня у нас не совсем обычный урок, я предлагаю вам поиграть в лингвистический футбол.

-Скажите, пожалуйста, а по какой теме будет наше сражение?

- Да, действительно, нас с вами ждет увлекательная игра, по теме «Частицы», но она будет непростой. По опорным словам попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего урока.

 

- Вы правы, для того чтобы добиться результата, необходимо проверить и активизировать все знания, которые получены вами на уроках  в процессе изучения  темы «Частицы».  Вот в такой необычной ситуации мы себя и проверим.

- Вы поделены на две команды, очень хорошо видите друг друга, во время матча у вас будет возможность обсуждать какие-либо вопросы вместе. А на столах у каждого из вас лежит все необходимое, что понадобится вам во время игры. Это ваши «Маршрутные листы», в которых вы будете фиксировать самое важное, что вам встретится во время захватывающего сражения.

- В первую очередь запишите в них свою фамилию и имя, дату начала нашего матча и маршрут (тема урока)

Учащиеся отвечают:

- По теме «Частицы»

Учащиеся пытаются сформулировать цель урока по опорным словам.

Цель: систематизация …  материала о…как… …, закрепление  приобретённых знаний  в … и … речи.

Учащиеся записывают свои фамилии и имена, дату и тему урока

Двадцать восьмое апреля.

Лингвистический футбол по теме «Частица»

Фронтальная

3

4.

Обобщение и систематизация ранее изученного материала

Физкульт-минутка

Обобщение и систематизация  знаний, полученных при изучении темы, формирование рациональных способов применения их на практике

Установить правильность и осознанность учащимися изучаемого материала, обеспечить повышение уровня осмысления учащимися изучаемого материала, глубины усвоения.

 Вступительное слово учителя.

- Частицы, как мы с вами уже могли убедиться на уроках – одно из самых своеобразных и сложных явлений языка. Открыты и описаны они были ещё в пятом веке до нашей эры индийским грамматиком Панини, но и в наше время роль их в языке до конца не выяснена, учёные филологи продолжают над этим работать.

Предстартовая подготовка:

- Перед тем как игроки выйдут на поле, они должны пройти тщательную подготовку: перенести не только огромные физические, но и умственные нагрузки. И мы тоже с вами перед матчем проведём  предстартовую подготовку: вспомним правописание частиц.

Обратите внимание, в ваших маршрутных листах составлен план, по которому мы будем работать, и в первом пункте плана вы видите подзаголовок – “Предстартовая подготовка”. Итак, мы начинаем.

а) Орфографический диктант.

Учитель диктует частицы

- А теперь проверьте себя и поставьте себе оценки:

“5” – нет ошибок

“4” – 1-2 ошибки

“3” – 3-4 ошибки

“2” – более 4-х ошибок

б) Пресс-конференция перед матчем.

- Подготовка прошла, я думаю, успешно, игроки в каждой команде почти готовы, но по традиции необходимо перед выходом на поле провести “пресс-конференцию”. А в качестве журналистов выступят капитаны команды, которые заранее подготовили вопросы по теме. В интересах предстоящей экспедиции ответы аргументируйте примерами, отвечайте быстро, чётко по существу.

Взаимоопрос:

Разминка перед началом игры.

- Ну, а теперь осталось хорошенечко размяться и перед выходом началом первого тайма.  Для этого, следует вспомнить как можно больше частиц, существующих в языке. Каждая команда должна называть по одной частице по очереди, не повторяясь, и таким образом разогреть все мышцы.

– Итак, наши игроки готовы к игре, выходят на поле и готовятся к старту.

-  Старт! Матч начинается…

1-й тайм ( Тестовая работа на 3-4 мин.

Команды на поле, игра началась, игроки не спешат применять решительные действия. Они понимают, что для этого нужно провести тестирование, чтобы понять манеру игры соперника.

В течение 3-4 минут вы должны проделать эту работу в специальных бланках.

 Раздаются листы с вопросами.

- Время пошло.

 По истечении 3-х минут на экране появляются ответы, которые учащиеся тут же проверяют, выставляют себе оценки.

Бланк тестирования

Фамилия _____________Имя______________ Класс

№ задания

1

2

3

4

5

6

Ответ

в

г

а

г

в

б

№ задания

7

Ответ

К вопросительным частицам

№ задания

8

Ответ

1– местоимение, 2– суффикс, 3,4 – союз, 4,5 частица

Оценка

 

8 баллов – «5»,

7-6 баллов – «4»,

5-4 баллов – «3»,

менее 4-х баллов – «2»

Штрафной удар.

- Итак, близится к завершению первый период. Счёт пока не открыт. И что мы видим. Нарушение правил, и судья матча назначает пенальти.  

- Что такое пенальти?

- Голкипер и игрок, исполняющий этот удар, должны быть крайне внимательны при выполнении задания.

 

-Пока игроки готовятся  к выполнению штрафного удара, остальные участники команд работают в группах.

 Каждой группе раздаются одинаковые задания.

– Итак, мяч отклонился от заданной траектории?

- В каком предложении обнаружено отклонение от курса?

 - Ваша задача устранить этот недочет и направить мяч в створ ворот, перестроив предложение таким образом, чтобы в нём появилась частица бы.

Проверяются работы у доски.

- Подходят к концу последние минуты 1 тайма нашей встречи. Участникам команд необходимо отдохнуть.

Игроки команд встают и выполняют движения головой и глазами вслед за мячом.

- Ну вот, немного расслабились, присаживаемся на место.

2-й тайм (4мин)

– И вот опять команды на поле. Перед нами стоит непростая задача, которую необходимо решить.

На экране появляются два предложения ( 1-й и 2– варианты) и одно для всех.

Задание: (Произвести синтаксический разбор предложения), найти частицы и проанализировать их как части речи (морфологический разбор)

После выполнения разборов, задание проверяется по одному предложению.

Учащиеся записывают в «Маршрутных листах» частицы, через запятую.

Частицы, тут-то и выясняется, всё-таки нехорошо получилось, что бы ни случилось, вряд ли это произойдёт, лишь только, надо же этому было случиться, взгляни-ка в окно, хотелось-де встретиться, даже никто не засмеялся, как же хорошо!, неужели, вишь ты.

Учащиеся проверяют свои работы по слайду, выведенному на экрани выставляют себе оценку опираясь на критерии.

Учащиеся аргументируют ответы, приводят примеры.

Первая команда

Вторая команда

? Дайте определение частицам.

Ответ: Ч. – служебные слова, которые придают различные дополнительные оттенки словам и предложениям или служат для образования форм слов.

Ответ: Частицы, как и все служебные части речи, не изменяются, не являются членами предложения, но могут входить в состав членов предложения. (НЕ, ПУСТЬ)

Каковы грамматические и синтаксические признаки частиц?

? Для чего служат частицы?

Ответ: Частицы служат: 1) для образования

наклонений глагола: повелительного (да, пусть, пускай, давай); условного (бы, б);

2) для образования форм степеней сравнения прилагательных и наречий (более, менее, самый);

3) для образования неопределённых местоимений (-то, -либо, -нибудь, -кое).

По своей роли такие частицы сближаются с морфемами.

Ответ: Частицы придают всему предложению или отдельным словам различные оттенки.

Вопросительные: неужели, разве, ли.

Восклицательные: что за, как.

Указательные: вот, вон.

Усилительные: даже, ведь, -то, всё-таки, же.

Отрицательные: не и ни.

Назовите группы частиц по их значению (кратко).

В чём заключается сложность употребления частиц НЕ и НИ?

Ответ: Сложность употребления частиц заключается в том, что эти частицы нужно уметь отличать друг от друга. Для этого необходимо попытаться опустить частицу. Если смысл предложения не изменяется, нужно писать НИ. Если изменяется – НЕ

О твет: Всегда пишутся раздельно частиц БЫ, ЛИ, ЖЕ. Чтобы отличить их от омонимичных языковых явлений (союзов: тоже, также, чтобы) необходимо попытаться опустить частицу БЫ или ЖЕ, а союзы можно заменить другими союзами

Какие частицы всегда пишутся отдельно от слова, к которому относятся? Как отличать эти сочетания слов от омонимичных языковых явлений?

Учащиеся называют по одной частице по очереди.

Возможные варианты:

Аж

пусть

Только

бы(б)

Самый

более

Менее

вот

Вон

даже

Ведь

как

всё-таки

не

ни

неужели

разве

-то

всего-навсего

-ка

-де

мол

добро

спасибо

(в значении хорошо)

того (и) гляди

авось

Учащиеся в течение 3-4 минут выполняют тестирование, результаты работы заносятся в бланк ответов

Тестирование.

1. Найдите формообразующую частицу:

а)что за; б)неужели;
в)пускай; г)не.

2.Укажите вопросительную частицу:

а)уж; б)ведь;
в)исключительно; г)ли.

3.Укажите усилительную частицу:

а)даже и; б)именно;
в)вот; г)вряд ли.

4.Какие из выделенных слов в следующем отрывке из стихотворения А.С.Пушкина являются частицами?

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

а)все; б)все, кроме ох;
в)все, кроме 
ох и да; г)бы, б, не.

5.Характеристика, которая не относится к частицам:

а)отрицательные; б)формообразующие;
в)противительные; г)модальные.

6.Не пишется раздельно:

а)(не)скошенное поле; б)(не)написанный, а напечатанный текст;
в)(не)внимательно отнестись; г)(не)аккуратный почерк.

7.Частицы ЛИ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ относятся к________________________

8.Определите, чем являются выделенные элементы в предложениях из стихотворений:

Ничто не ново под луною:
Что есть, то(1) было, будет ввек…

(Н.М.Карамзин)

Увидела я возвышенье:
Какая-то(2) площадь… и тени на ней

(Н.А.Некрасов)

На пригорке то(3) сыро, то(4) жарко,-
Вздохи дня есть в дыханье ночном…

(А.А.Фет)

“Семья-то(4) большая, да два человека
Всего мужиков-то(5): отец мой да я…”

(Н.А.Некрасов)

Учащиеся проверяют тестовые задания и выставляют себе оценки в соответствии с критериями.

Учащиеся отвечают, что означает «пенальти»

Пенальти - Одиннадцатиметровый удар (с англ. penalty — штраф, наказание) — в футболе специально назначаемый удар по воротам, защищаемым только вратарём, с расстояния 11 метров (в странах, использующих английскую систему измерений — 12 ярдов) от линии ворот.

Двое учащихся работают у доски по карточкам, после выполнения работа проверяется.

Карточка №1

Задание: Не или НИ? Вставьте пропущенные буквы. Определите значение частиц не и ни.

  1. Сколько н.. повторяли эти слова, ошибок н.. удалось избежать.
  2. Куда н.. посмотри, всюду колосится рожь.
  3. Дождь н.. прекращался н. на час.

Карточка №2

Задание: НЕ или НИ? Вставьте пропущенные буквы. Определите значение частиц не и ни.

  1. Где он н.. бывал, так это на Кавказе.
  2. Н.. один воин н.. ушёл с поля боя
  3. Куда н.. поеду, всюду встречаю друзей.

Учащиеся каждой группы получают одинаковые задания на карточках 

Карточка

Проверьте, в каких предложениях, бы является частицей, а в каких – частью слова, принадлежащей к другой части речи, объясните.

  1. Что(бы) ни произошло, нужно было продвигаться вперёд. (частица)
  2. Что(бы) сократить путь, мы пошли напрямик. (частица)
  3. Мы решили во что(бы) то ни стало разыскать это место. (частица)
  4. Трудности существуют, что(бы) их одолеть. (подчинительный союз)

Учащиеся отвечают на вопрос задания из карточки.

- Да.

- В предложении №4. Трудности существуют, чтобы их одолеть. ( Чтобы - подчинительный союз).

Учащиеся перестраивают предложение, добавляя в него частицу бы.

Как бы то ни было, а трудности мы сумеем одолеть.

Учащиеся у доски проверяют свои работы.

Учащиеся встают и выполняют движения головой и глазами вслед за мячом.

Учащиеся смотрят на экран, где представлены по два предложения ( 1-й и 2– варианты) и одно для всех. Разборы выполняются в соответствии с заданиями.

 

1-й вариант

2-й вариант

Пусть звёзды освещают путь.

Вон вдали сверкают звёзды.

Как прекрасен этот мир!

Учащиеся проверяют свою работу.

Индивидуальная

Индивидуальная, групповая

Групповая, фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная

5

Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения, мотивация к выполнению домашнего задания, инструктаж по выполнению домашнего задания.

Завершение игры (5 мин.)

Ребята, подходит к концу наш лингвистический футбол. Идут его завершающие минуты, накал страстей не утихает, а на дворе самое прекрасное время года: весна. Это время, когда наш глаз радует яркое солнышко и цвет молодой зелени, от этого сразу поднимается настроение.  

Задание: Каждой команде даётся предложение, состоящее только из грамматической основы:

Наступила весна.

  1. Распространите предложение при помощи второстепенных членов предложения.

  1. Преобразуйте данное предложение в сложное с помощью союза если.

  1. Добавьте в соё предложение формообразующие частицы.

  1. Добавьте смысловые частицы.

– Итак, финальная сирена. Игра окончена.

Работа проверяется, оценивается

– Получившееся предложение станет началом вашего домашнего задания. Напишите небольшое сочинение о весне, используя в своём тексте различные частицы.

Учащиеся распространяют предложение при помощи второстепенных членов предложения:

Наступила долгожданная весна.

Из простого предложения учащиеся образуют сложное предложение с союзом если:

Если зима оставила свои чертоги, то наступила долгожданная весна.

Учащиеся добавляют в свое предложение формообразующие частицы:

Если бы зима оставила свои чертоги, то наступила бы весна

Учащиеся добавляют в свое предложение смысловые  частицы:

Если бы зима оставила свои чертоги, то наконец-то наступила бы весна.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Индивидуальная

6

Подведение итогов урока

Проверить уровень усвоения материала по теме урока, дать качественную оценку работ отдельных учеников, групп, класс в целом.

Пресс-конференция по итогам игры

Проверка творческих домашних заданий

– Мы провели сегодня интересный матч, завершили исследования частиц, подтвердили ими то, что нам было уже известно, а теперь команды должны представить свои отчёты о проделанной работе.

Каждая команда представляет  творческое задание на тему “Частицы” (стихи, рассказы, кроссворды и т.д.) 

Возможные варианты:

       Не выучил – не делай,        

Не знаешь – не спеши.
С глаголами раздельно
Частицу НЕ пиши.

Я не самостоятельна,
Но очень обаятельна.
Не болтай и не вертись,
Не мешай и не крутись.
Разве можно так кричать?
Уж не лучше ль помолчать?
И откуда ж этот шум?
Лучше б взялись вы за ум!
Предлога младшая сестрица,
Называюсь я ...(частица).

Фронтальная

7

Рефлексия.

Определение эмоционального состояния учащихся на уроке.

– В таблице “Заметки о матче” вы можете оставить свои пожелания и предложения, рисунки…

– Спасибо за урок! До новых встреч, друзья!

Учащиеся делают свои записи. Это могут быть небольшие предложения или рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс

"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности....