ОГЭ: задание 3 Фразеологизмы, особенности их употребления и использования в речи
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Королева Ольга Олеговна

Презентация к занятию по подготовке к ОГЭ по русскому языку (ОГЭ: задание 3 Фразеологизмы, особенности их употребления и использования в речи)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Текст как речевое произведение ОГЭ: Задание №3 Фразеологизмы, особенности их употребления и использования в речи Учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа №1354 г.Москвы Королева Ольга Олеговна

Слайд 2

Фразеологизмы Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц, входящие в состав фразеологизма нельзя убрать. Фразеологизм можно заменить одним словом . Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку - быстро

Слайд 3

Подчеркните в данных словосочетаниях и предложениях фразеологизмы. Сломя голову, тыквенные семечки, сложа руки, со всех ног, идти в ногу, идёт по полю, одного поля ягода, клевать носом, постарайтесь не отвлекаться, византийский мастер, уйти в себя, себе на уме, красная шапочка, око за око, из года в год, ни конца ни краю, поставить на место, с минуту на минуту, от мала до велика, нос к носу, развесить уши, канцелярская крыса, потерять голову, выучить уроки, пускать пыль в глаза, молоть вздор, поперёк горла, мозолить глаза, острый язык, на самом деле, в конце концов, со всех ног, красиво говорит, себе на уме, кривить душой, люблю зиму, в двух словах, потерять голову, хорошее впечатление, произвести впечатление, тёртый калач, взять себя в руки, уйти в себя, и стар и млад, слева от дороги, без году неделя, дать жару, четыре года.

Слайд 4

Подчеркните в данных словосочетаниях и предложениях фразеологизмы. Сломя голову , тыквенные семечки, сложа руки , со всех ног, идти в ногу, идёт по полю, одного поля ягода , клевать носом, постарайтесь не отвлекаться, византийский мастер, уйти в себя, себе на уме , красная шапочка, око за око, из года в год, ни конца ни краю, поставить на место, с минуту на минуту, от мала до велика, нос к носу, развесить уши, канцелярская крыса, потерять голову, выучить уроки, пускать пыль в глаза, молоть вздор, поперёк горла, мозолить глаза, острый язык, на самом деле, в конце концов , со всех ног, красиво говорит, себе на уме, кривить душой, люблю зиму, в двух словах, потерять голову, хорошее впечатление, произвести впечатление, тёртый калач, взять себя в руки, уйти в себя, и стар и млад, слева от дороги, без году неделя, дать жару, четыре года, развесить уши.

Слайд 5

Задание 1 Определить источники происхождения данных фразеологизмов. Во всю ивановскую За тридевять земель Авгиевы конюшни Потерпеть фиаско Слова для справок: история страны(обычаи наших предков); русские народные сказки, Мифы Древней Греции; иностранные языки. Вывод 1 : Источники фразеологизмов по происхождению: исконно русские и заимствованные.

Слайд 6

Задание 2 Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы и антоним (можно использовать слова для справок). 1. Не покладая рук 2. Мчаться на всех парусах Слова для справок: засучив рукава, работать спустя рукава), только пятки засверкали, черепашьим шагом ). Ответ: 1.Не покладая рук ( синонимы: засучив рукава, до седьмого пота, антоним работать спустя рукава). 2. Мчаться на всех парусах ( синонимы: только пятки засверкали- антоним черепашьим шагом ). Вывод 2 : Фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы.

Слайд 7

Задание 3 Определить синтаксическую функцию фразеологизмов В колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды велосипед. Я прошу тебя не вешать нос. У него золотые руки. Ответ: В колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды велосипед – определение Я прошу тебя не вешать нос - сказуемое У него золотые руки. – подлежащее Вывод 3: Являются одним членом предложения.

Слайд 8

Задание 4 Заменить выделенные в тексте слова и словосочетания фразеологизмами. Сделайте вывод о роли фразеологизмов в речи. Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла без всяких затруднений . Вообще он очень хорошо знал эту тему, потому что на уроках все быстро воспринимал и легко усваивал , а вот его друг Вовка в это время бездельничал и порой даже дремал . Слова для справок: как по маслу, как свои пять пальцев, схватывал на лету, бил баклуши, клевал носом.

Слайд 9

Ответ Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла как по маслу . Вообще он как свои пять пальцев знал эту тему, потому что на уроках все схватывал на лету , а вот его друг Вовка в это время бил баклуши и порой даже клевал носом. Вывод 4: Фразеологизмы необходимы нам в речи, так как они придают нашей речи образность и выразительность.

Слайд 10

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ 1. Источники фразеологизмов по происхождению: исконно русские и заимствованные. 2. Могут иметь синонимы и антонимы. 3. Являются одним членом предложения. 4. Делают речь яркой и выразительной. 5. Устойчивые неделимые сочетания 6. Смысл имеет все выражение

Слайд 11

Стилистические особенности Нейтральные - употребляются во всех стилях речи (время от времени, от мала до велика) Книжные - употребляются в книжных стилях (зондировать почву, камень преткновения) Разговорные - в устной форме (глаз радует, сквозь зубы) Просторечные - сниженные, грубые (дурить голову, клёвое дело)

Слайд 12

1. Искажение смысла На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню . 2. Нарушение состава (включение лишних слов или исключение необходимых) Идти в одну ногу со временем, успехи желают много лучшего (оставляют желать ) 3. Смешение двух фразеологизмов У них всё было шито-крыто белыми нитками 4.Искажение лексического состава (замена слов) Не мудрствуя долго (надо "... лукаво") Ошибки в употреблении фразеологизмов

Слайд 13

Напишите сочинение-рассуждение Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы — неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 14

Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему Структура сочинения-рассуждения. 1. Тезис. Комментарий 2. Аргументы (2). (Приводя примеры-аргументы, ученикам нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение, указать роль в тексте). 3. Вывод.

Слайд 15

Обратимся к цитате «Фразеологизмы - неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (Из учебника русского языка) . Выделите ключевые слова в цитате.

Слайд 16

Т екст из сборника Цыбулько вариант №32 1. О чем этот текст? 2. Какова основная мысль этого текста? 3. Как можно озаглавить текст? 4. Чему нас учит эта история? Задание: Найти в тексте фразеологизмы, объяснить их значение.

Слайд 17

ФРАЗЕОЛОГИЗМ ТОЛКОВАНИЕ Пришёл в себя Перестал волноваться, успокоился Завыла в полный голос Сильно плакала Тяжкий грех Тяжёлая ошибка, преступление Закатав рукава Начать работать энергично, усердно Валить с больной головы на здоровую Перекладывать вину с виноватого на невиновного Заходить в тупик Оказаться в трудном, безвыходном положении

Слайд 18

Р абота над лингвистическим сочинением. I Р абота над вступлением. II Р аботанад введением первого аргумента (выбираем тот фразеологизм, значение которого можем истолковать.) III Р абота над введением второго аргумента. IV Р абота над заключением. У вас есть шаблоны, которые помогут справиться с заданием и текст Б.Раевского

Слайд 19

Шаблон для сочинения Я согласен __________________. Действительно,_________________________.Чтобы подтвердить сказанное,_______________________ . В предложении_____________________встречается фразеологизм _____________________. Это устойчивое _________________________________ выражает __________________________. В предложении___________ автор использует___________ фразеологизм________ . Его можно заменить синонимом____________ . Данный фразеологизм_________________________ . Таким образом, мне удалось доказать, что___________________ .

Слайд 20

Примерный образец сочинения Я согласен с высказыванием авторов учебника: «Фразеологизмы - неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Действительно, очень часто в своей речи мы неосознанно, как бы само собой, употребляем фразеологизмы, ведь они знакомы нам с детства. Они помогают нам передать наши чувства, эмоции, делают нашу речь более образной и выразительной. Чтобы подтвердить сказанное , обратимся к тексту Б. Раевского.

Слайд 21

В предложении 20 встречается фразеологизм «стер с лица земли». Это устойчивое сочетание слов выражает искреннее желание Юлия отомстить Яшке за постоянные унижения, чтобы его никогда не встречать его на своем пути.

Слайд 22

В предложении 58 автор использует фразеологизм «руки чесались». Его можно заменить синонимом «немедленно приступить к задуманному». Но устойчивое выражение звучит в тексте ярче и эмоциональнее. Данный фразеологизм автор употребляет, чтобы показать, с каким нетерпением Яшка ждал встречи с Юлой.

Слайд 23

Таким образом, мне удалось доказать, что фразеологизмы, действительно, являются неизменными спутниками нашей жизни, мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы нам с детства.

Слайд 24

Использованные материалы http :// nsportal . ru / shkola / russkii - yazyk - i - literatura http://festival.1september.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearch http://www.onelegend.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6-м классе "Употребление имен существительных в речи"

Урок дает представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи;  знакомит с новыми понятиями – сравнением,  поэтическим...

Групповое логопедическое занятие по теме: "Родственные слова. Употребление родственных слов в речи"

Методическая разработка группового логопедического занятия с учащимися 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....

«Употребление модальных глаголов в речи с использованием лексики по теме “Одежда» Интегрированный урок (татарский язык, английский язык)

Интегрированный урок (татарский, английский язык) для русскоязычных учащихся "Употребление модальных глаголов в речи с использованием в лексики по теме "Одежда", 7 класс.Цели урока:- обобщить все ранн...

Тема: «Фразеологизмы: их значение и употребление в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фразеологические единицы и их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  ПО   ДИСЦИПЛИНЕ  «РУССКИЙ  ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»для студентов  2 курса  специальности 060501 «Сестринское дело»Тема: «Фразе...

Тема: Стили речи. Употребление их в разговорной речи и в письме.

Актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.  ...