Лексический марафон
материал по русскому языку на тему

Болотова Антонина Афанасьевна

Лексический марафон

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksicheskiy_marafon.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Лексический марафон  ( 8 - 11кл.)

                                 Многие русские слова сами по себе излучают поэзию…                

                                                                                       К.Паустовский

*Разминка.

                                                « Дежурная буква».

      А) Учитель называет одну букву. По сигналу команды записывают слова, которые начинаются с этой буквы;

      Б) Команды пишут слова, которые кончаются на данную букву.

* Задания командам и болельщикам.

         1. «Ступеньки»

      Учитель пишет на доске одну букву. Задача детей – написать как можно больше слов, начинающихся на данную букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего. Таким образом получится ступенька слов.

         Пример:   М -       Мы

                                  Мак

                                  Мышь

                                  Мишка

                                  Молоко

                                  Магазин

                                  Морковка

                                  Маленький

                                  Математика

         2. «Неполные слова»

       Учитель пишет на доске столбик слов, ставя вместо согласных точки. Команды отгадывают слова только по данным гласным.

          Примерная запись на доске:  . О . . А . А                         Примерные ответы :     (Комната)                       

                                           . О . . А .                                           (Вокзал, доклад)

                                           . Е . Е . И . О .                                          (Телевизор)

          3. «Найди пару»

       Части пословиц потеряли друг друга. Соберите их, используя цифры. Прочитать.

1.Коня узнают по зубам

2.Конь играет удилами

3.Хороший – умом

4.Что хорошему человеку помеха

5.Из капель получается море

                                              6.Человека - по речам

7.Болтун – языком

8.Плохой человек славится озорством

9.То дурному – утеха

10. Из слушанного – знания

           Ответы: 1 - 6; 2 – 7; 8 – 3; 4 – 9; 5 – 10.

* Конкурс капитанов

          Найти к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное по смыслу в правой. Обозначить цифрами.

1) на руках носить                                                                       2) от корки до корки (читать

3) держать камень за пазухой

4) сидеть на чужой шее

5) лясы точить

6) держать ухо востро

7) сидеть сложа руки

8) от рук отбиться

9) кричать во всю ивановскую

10) с открытой душой

11) своим горбом жить

12) ворон считать

13) держать в ежовых рукавицах

14) воды в рот набрать

15) работать не покладая рук

16) в руки взять

17) с пятого на десятое

18)держать язык за зубами

        Ответы: 1 – 13; 2 – 17; 3 – 10; 4 – 11; 5 – 14; 6 – 12; 7 – 15; 8 – 16; 9 – 18.

           4.  «Подбери синонимы»

       К данным фразеологизмам подобрать синонимичные фразеологические обороты:

1) кот наплакал (с гулькин нос, капля в море и др.)

2) со всех ног ( во всю прыть, сломя голову и др.)

3) Пруд пруди (видимо-невидимо, конца краю нет, тьма тьмущая и др.)

           5. «Кто больше?!»

        Назвать фразеологические обороты, в которых встречаются следующие слова:

Голова, ноги, глаза, нос.

         Ответы: морочить голову, вскружить голову, потерять голову, с больной головы на здоровую и др.;

          уносить ноги, встать с левой ноги, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять и др. ;

           мозолить глаза, пускать пыль в глаза, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу и др. ;

           задирать нос, вешать нос, клевать носом, зарубить на носу, водить за нос и др.

         6. «Анаграмма»

      Решив правильно все анаграммы, в первом и втором  столбцах вы сможете прочитать названия двух головных уборов:

ЕОССШ

 

АОВРТ

АЯЛМП

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

АООБС

АОБКР

АЕЗЛР

ОЯКРЬ

АОККТ

             

        Ответы: шоссе, товар, пламя, особа, кобра, лазер, якорь, каток.

                       Ключевые слова: шапокляк, сомбреро

           7. « Плюс 1» 

        К каждой паре слов добавьте по одной букве так, чтобы образовались пары новых слов. Для примера одна новая пара слов уже найдена. Если всё сделано правильно, по вертикали вы сможете прочитать загаданное слово:

 В

торец

хала  

        тВорец

         халВа

мера

лад

пастырь

дог

ноша

рев

пора

сорока

плата

тур

ромб

кара

пол

пени

кадка

ямка

мел

туш

         Ответы:

  мерКа –Клад;

  пЛастырь – доЛг;

  Юноша – ревЮ;

  порЧа – сороЧка;

  пАлатка – турА;

            Тромб – карТа;

            полЕ – пениЕ;

            кЛадка – Лямка;

            мелЬ – тушЬ;

       

            8. «Шифровальщик»

        Найдите способ прочитать написанное:

                                                      к      и     н     о     е     с

с      м     ж     т     д     а

                                                     с      я      о      в     у    

                                                     у      з      м      о     ч    

                                                     р      ы     м      р     ь    

                   с       к      о      и     т

            Ответ: с русским языком можно творить чудеса.

             9. «Кто быстрее и больше?!»

          Из данных букв составьте как можно быстрее и больше слов (у каждой команды по 33 буквы).

             10. Подведение итогов.

       

          3. «Найди пару»

       Части пословиц потеряли друг друга. Соберите их, используя цифры. Прочитать.

1.Коня узнают по зубам

2.Конь играет удилами

3.Хороший – умом

4.Что хорошему человеку помеха

5.Из капель получается море

                                         6.Человека - по речам

7.Болтун – языком

8.Плохой человек славится озорством

9.То дурному – утеха

           10. Из слушанного – знания

* Конкурс капитанов

          Найти к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное по смыслу в правой. Обозначить цифрами.

1) на руках носить                

 2) от корки до корки (читать)

3) держать камень за пазухой

4) сидеть на чужой шее

5) лясы точить

6) держать ухо востро

7) сидеть сложа руки

8) от рук отбиться

9) кричать во всю ивановскую

                                                                   10) с открытой душой

11) своим горбом жить

12) ворон считать

13) держать в ежовых рукавицах

14) воды в рот набрать

15) работать не покладая рук

16) в руки взять

17) с пятого на десятое

18)держать язык за зубами

         6. «Анаграмма»

      Решив правильно все анаграммы, в первом и втором  столбцах вы сможете прочитать названия двух головных уборов:

ЕОССШ

 

АОВРТ

АЯЛМП

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

АООБС

АОБКР

АЕЗЛР

ОЯКРЬ

АОККТ

             

           7. « Плюс 1» 

        К каждой паре слов добавьте по одной букве так, чтобы образовались пары новых слов. Для примера одна новая пара слов уже найдена. Если всё сделано правильно, по вертикали вы сможете прочитать загаданное слово:

 В

торец

хала  

        тВорец

         халВа

мера

лад

пастырь

дог

ноша

рев

пора

сорока

плата

тур

ромб

кара

пол

пени

кадка

ямка

мел

туш

            8. «Шифровальщик»

        Найдите способ прочитать написанное:

                                                      к      и     н     о     е     с

с      м     ж     т     д     а

                                                     с      я      о      в     у    

                                                     у      з      м      о     ч    

                                                     р      ы     м      р     ь    

                   с       к      о      и     т

            8. «Шифровальщик»

        Найдите способ прочитать написанное:

                                                      к      и     н     о     е     с

с      м     ж     т     д     а

                                                     с      я      о      в     у    

                                                     у      з      м      о     ч    

                                                     р      ы     м      р     ь    

                   с       к      о      и     т

                   с       к      о      и     т

            8. «Шифровальщик»

        Найдите способ прочитать написанное:

                                                      к      и     н     о     е     с

с      м     ж     т     д     а

                                                     с      я      о      в     у    

                                                     у      з      м      о     ч    

                                                     р      ы     м      р     ь    

                   с       к      о      и     т

            8. «Шифровальщик»

        Найдите способ прочитать написанное:

                                                      к      и     н     о     е     с

с      м     ж     т     д     а

                                                     с      я      о      в     у    

                                                     у      з      м      о     ч    

                                                     р      ы     м      р     ь    

                   с       к      о      и     т

            8. «Шифровальщик»

        Найдите способ прочитать написанное:

                                                      к      и     н     о     е     с

с      м     ж     т     д     а

                                                     с      я      о      в     у    

                                                     у      з      м      о     ч    

                                                     р      ы     м      р     ь    

                   с       к      о      и     т


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

Открытый урок по теме «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление» входит в состав темы 1.2. Лексика. Фразеология ООД Русски...

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Урок-семинар "Лексический марафон"

Урок-семинар "Лексический марафон" имеет повторительно-обобщающий характер. Он способствует формированию научного стиля речи, самооценке собственных высказываний, оказывается эффективной формой к...

Презентация "Лексический марафон" (Имя числительное)

Морфологический разбор имени числительного...

Приказ о проведении IV этапа III православно-краеведческого марафона "Моя православная Родина" Председатель жюри Марафона

Приказ о проведении IV этапа III православно-краеведческого марафона "Моя православная Родина"...

Слово и его лексическое значение. Лексическая норма (точность словоупотребления)

Презентация включает в себя информацию об основном лексическом значении слова, грубых лексических ошибках, нормах сочетаемости слов....

Конспект урока русского языка в 10 классе Лексический марафон

Урок  русского языка в 10 классе Лексический марафонЦели урока:Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по разделам "Лексика и фразеология" для успешного выполнения задан...