Программа элективного курса "Подготовка к ГИА"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Программа разработана в соответствии с Положением о рабочей программе. Используется для подготовки учащихся к итоговой аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ehlektivnyj_kurs_9_klass.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Пояснительная записка

Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 9 классе новой формы, частями которой задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 9 классов. Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают части А и В, но и уровень компетентности.

Наша задача сегодня – разобраться в причинах неуспехов школьников, выделить проблемы, находящиеся в компетентности учителя русского языка и литературы, и искать адекватные способы их решения, поскольку предыдущие формы, методы, приемы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хорошими, привычными и т.д., оказались как минимум недостаточными.

 Данный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ГИА по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного  образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека.

 Достаточно высокая степень научности  должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов орфографии, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии на фоне общей системы русского правописания.

Кроме этого элективный курс направлен на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.

Цель курса:

обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации.

Задачи курса:

 - формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

 - формировать умения обучающихся ориентироваться в многообразных явлениях письма, выбирать из правил соответствующее конкретному правописанию;

- обучение созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.

- расширить навыки самостоятельной работы;

- развивать навыки работы со справочной литературой;

- формировать навыки исследовательской работы;

- учить самоанализу, применять знания в практической деятельности.

 В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать его смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
  • четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
  • выполнять различные  типы тестовых заданий;
  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;
  • писать сочинения части С
  • сокращать текст изложения

Курс составляет  17 часов  в год, состоит из трех частей.  1 часть «Сжатое изложение», 2 часть «Сочинение – рассуждение», 3 часть «Тестовые задания ».

Программа носит примерный характер, каждый тематический блок может использоваться, расширяться и углубляться с учетом интересов обучающихся.

                          Содержание программного курса «Подготовка   к  ГИА»

  1. Структура экзаменационной работы в формате ГИА.

 Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2016-2017 годов. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

2. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Задание 1. Сжатое изложение. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

3. Задание 1. Сжатое изложение.

      Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма    ИСКЛЮЧЕНИЕ.

4.Задание 1. Сжатое изложение.

 Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

5. Задание 1. Сжатое изложение.

 Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

6. Задание 1. Выбор приемов сжатия.

7. Задание 1. Написание изложения.

8. Задание 15.1. Сочинение на лингвистическую тему.

 Критерии оценки задания 15.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.

9. Задание 15.1. Учимся формулировать тезис.

 Понятие тезиса. Этапы выделения тезиса.

10. Задание 15.1. Учимся аргументировать.

Понятие аргументов. Виды аргументов.

11. Задание 15.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

Варианты выводов в сочинении.

12 – 14. Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую тему.

15. Тестирование.

16. Фактические ошибки

Виды фактических ошибок.

17. Речевые ошибки

Виды речевых ошибок.

18. Грамматические ошибки

Виды грамматических ошибок.

19. Понимание текста. Задание 2

Работа с текстами разных стилей. Понятие стиля и типа речи.

20. Лексическое значение слова. Задание 3

Понятие лексики. Прямое и переносное значение слова.

21. Выразительные средства. Задание 3.

Тропы и фигуры речи. Метафора. Антитеза. Синекдоха. Олицетворение. Сравнение.

22. Синонимы. Задание 6

Понятие нейтральных синонимов.

23. Правописание корней. Задание 4

Правописание корней с чередованием, с безударной гласной в корне слова.

24. Правописание приставок. Задание 4

Правописание приставок пре и при, приставок на звонкие и глухие согласные, неизменяемых на письме.

25. Правописание суффиксов. Задание 5

Правописание суффиксов глаголов, причастий, деепричастий, прилагательных, существительных, наречий.

26. Виды связи в словосочетаниях. Задание 7.

Замена синонимичного словосочетания.

27. Нахождение грамматических основ в предложении. Задание 8, 11

28-29. Осложненное предложение. Задание 9

30-31. Знаки препинания в предложениях с вводными словами. Задание 10.

32. Сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью.  Задание 12.

33. Сложноподчиненные предложения с различными видами подчинения. Задание 13.

34. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задания 14

35.Итоговое занятие.

                                                             ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

                                                                            «Подготовка   к ГИА». 9 класс (35 часа)

№№

Тема занятия

Форма занятий

Виды деятельности

Дата

1

Структура экзаменационной работы в формате ГИА.

Мини-лекция, практикум

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.

план

факт

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Мини-лекция, практикум

Работа в группах.

Часть 1

2

Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема ИСКЛЮЧЕНИЕ.

Презентация, практикум

Работа с текстом, создание текста.

Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема ОБОБЩЕНИЕ.

Презентация, практикум

Работа с текстом, создание текста.

Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

Презентация, практикум

Работа с текстом, создание текста.

Задание 1. Выбор приемов сжатия.

Презентация, практикум

Работа с текстом, создание текста.

3

Задание 1. Написание сжатого изложения.

Практикум, изложение

Создание текста, оценивание

Часть 2

4

Задание 15.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.

Презентация,

практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание 15.1. Учимся формулировать тезис.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

5

Задание 15.1. Учимся аргументировать.

Презентация, практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Задание 15.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

6

Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую тему.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую тему.

Практикум

Самостоятельная работа

Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую тему.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

7

Тестирование в формате ГИА (изложение, сочинение на лингвистическую тему).

Практикум

Самостоятельная работа

8

Фактические ошибки

Презентация,

практикум

Работа с тестом

Речевые ошибки

Презентация,

Практикум

Работа с тестом

Грамматические ошибки

Презентация,

Практикум

Работа с тестом

Часть 3

9

Понимание текста. Задание 2

Презентация,

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

Лексическое значение слова. Задание 2.

Презентация,

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

10

Выразительные средства. Задание 3.

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

11

Правописание корней. Задание 4.

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Правописание приставок. Задание 4.

Практикум

Презентация

Работа с тестом,

заполнение бланков

Правописание суффиксов. Задание 5

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

12

Синонимы Задание 6

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

13

Словосочетание. Задание 7.

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

14

Грамматическая основа предложения. Задание 8, 11

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

15

Простое осложненное предложение. Задание 9, 10

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

16

Сложные бессоюзные предложения. Задание 13.

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задания 12, 14

Практикум

Презентация

Работа с тестом, заполнение бланков

17

Диагностическая работа в форме ГИА

                                                   Литература, материалы:

  1. Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация – 2016 г.: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
  2. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
  3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
  4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
  5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
  6.  Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
  7. Работы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Знакомство с программой Visio. Программа элективного курса по информатике.

Элективный курс "Visio" по  информатике ориентирован на преподавание в 10-11 классах средней общеобразовательной школы....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...