Лабораторная работа по русскому языку по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Щегалева Алсу Салеховна

Интересная организация урока в форме лабораторной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа по теме «Тире между подлежащим и сказуемым».

 8 класс.

Цель: совершенствование пунктуационных навыков обучающихся, связанных с постановкой тире между подлежащим и сказуемым.

Задачи:

-обучать умению самостоятельно решать познавательные задачи на основе языкового анализа текста;

-развивать логическое мышление обучающихся, мотивировать   их   на собственное творчество.

Оборудование: раздаточный материал (карточки-инструкции с текстами стихотворения и алгоритмическими предписаниями о ходе лабораторной работы); проверочная карточка для самоконтроля, ученические «Тетради-справочники», учебник «Русский язык. 8 класс»

 Тип урока: урок освоения нового материала.

 

Ход урока:

  1. Оргмомент. Сообщается тема, цель урока, делается запись темы  лабораторной работы в «Тетради – справочнике».

      II.   Проведение инструктажа (знакомство с алгоритмом действий во время  самостоятельной лабораторной работы по теме урока):

Карточка-инструкция:

  • Прочитай  стихотворение, определи его тему (тема поэта и поэзии)

                     Н. Лаздан

           ***

 Я не учёный.

              Я поэт.

Поэзия – моя судьба

                             и сила.

Поэма, ода и сонет –

Вот лирики могучие светила.

Светить – задача мудреца.

Понятно всем, как

          Дважды два – четыре.

Слагать стихи – нести свой крест Творца.

Поэт не Бог.

              Он – светофор.

                                  Регулировщик –

                                                               Лира…

  • Найди и выдели грамматические основы предложений (задание выполняется на листочках, на которых напечатаны тексты стихотворения).
  • Определи, какими частями речи выражены главные члены.
  • Сформулируй вывод о том, почему ставится или не ставится тире между подлежащими и сказуемыми, и оформи его в виде краткой, схематичной записи в таблице.
  •      Прочитай материал §        на стр.                 и заполни те графы таблицы, которые отмечены звёздочками.  

Тире между подлежащим и сказуемым.

Тире ставится

Примеры

Тире не ставится

Примеры

1.

1.

2.

2.

3.

3*

4.

5*

Примечание:

Примечание:

1.

1.

*Пример на данное положение правила в тексте отсутствует.

Примечание: слабые ученики могут сверять свои выводы с правилом по учебнику, а затем заполнять таблицу.

III. Самостоятельная работа с последующим самоконтролем.

В ходе работы учащиеся заполняют в «Тетради – справочнике» таблицу.

Проверочная карточка (выполняется на доске или проектируется на экран):

Тире ставится

Примеры

Тире не ставится

Примеры

1.сущ.-сущ.

Поэзия – судьба.

1.П.- личн.мест.

Я поэт.

2.инф.-сущ.; сущ-инф.

Светить – задача мудреца.

2. П. не +Ск.

Я не учёный.

3.числит-числит.

Дважды два – четыре.

3*П. ср..союз+Ск.

4.инф – инф.

Слагать стихи – нести свой крест Творца.

5*сущ-числ; числ-сущ.

Примечание:

Примечание:

1.П. – это (вот, значит) Ск.

Поэма, ода и сонет – вот лирики светила.

К п.1:если на личн.мест.падает логич.ударение, то тире может ставиться

Он – светофор.

IV. Закрепление нового материала. Диктант «Проверяю себя».

         Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от детства. Если человек не растеряет этот дар, то он – поэт или писатель. Ощущение жизни как непрерывной новизны – вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство.

                                             (К.Г.Паустовский)

Работа над деформированными предложениями.

Пунктограмма  «Тире между подлежащим и сказуемым»   часто встречается  в произведениях устного народного творчества (в пословицах и поговорках).

Задание: Спишите пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы, расставляя пропущенные знаки препинания.

  1. Бедность не поро...
  2. М..лчать потворств..вать злому делу.
  3. Учен..е свет а неучен..е тьма.
  4. Знания в юности это мудр..сть в старост...
  5. Ж..знь как страшный сон.
  6. Ж..знь прож..ть не лапти сплести. (Обратить внимание на последнюю пословицу: тире здесь ставится, так как не относится к дополнению «лапти», а не к сказуемому «сплести»).

V. Развитие речи.  (Творческая работа выполняется  обучающимися дома).

Вам предстоит написать сочинение-миниатюру на  тему любой из указанных пословиц.

- Какой  тип речи вы будете использовать в своём сочинении? (рассуждение).

- Какова  композиция текста-рассуждения? (тезис-доказательства-вывод).

VI. Рефлексия.

Оценивается уровень  усвоения изученного  материала: ученикам предлагается ответить на вопросы из серии  «Заморочки из бочки»:

  1. И подлежащее, и сказуемое выражены одной и той же частью речи, а запятая не поставлена. Почему? (есть частица НЕ или сравнительный союз).
  2. Подлежащее – личное местоимение, сказуемое – существительное, но тире между ними стоит. Почему? (логическое ударение падает на местоимение).

Подведение итога работы, запись Д/З: правило по учебнику, конспект по «Тетради- справочнику», сочинение – миниатюра (тема по выбору обучающегося). 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторные работы по русскому языку, 7 класс

Работы представляют собой текст с прилагающимся к нему грамматическим заданием. Цель использоыания данного вида работы: срез знаний по разным темам, пройденным ранее....

Лабораторная работа по русскому языку и литературе (роман М.А.Шолохова "Тихий Дон").

Элементы анализа художественного текста с опорой на содержание произведения. Удобно использовать как в рамках уроков, так и на элективных курсах по русской словесности....

Урок русского языка "Постановка тире между подлежащим и сказуемым"

На этом уроке идет работа по повторению и углублению знаний по  постановке  / непостановке  тире между подлежащим и сказуемым....

Тексты для лабораторной работы по русскому языку "Употребление имён прилагательных в речи" (6 класс)

Урок изучения нового материала.Цель урока: формирование знаний учащихся о роли прилагательных в речи.Задачи:1. рассмотреть роль имён прилагательных в речи;2. развивать наблюдательность, умение читать ...

УРОК - ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ И ИХ РОЛЬ В ЯЗЫКЕ». 6 класс «А»

ТИП УРОКА: Урок-лабораторная работа -  закрепления и применения новых знаний на практике. Для выполнения всех видов работ на уроке и их проверки используется интерактивная доска с презентацией.....

Лабораторная работа по русскому языку в 9 классе по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»

Общее задание для всех текстов 1Определите тему и основную мысль текста2Дайте определение ССП, назовите основные признаки ССП (простые предложения, входящие в его состав, по смыслу равноправны, с...