Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Алтухова Анна Михайловна

Данные материалы позволят продуктивно повторить сведения об имени прилагательном в коллективной и игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_po_teme_imya_prilagatelnoe.rar1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». 5 класс         Алтуховой А. М.

Ф. И. О. педагога: Алтухова Анна Михайловна

Предмет: литература

Класс: _____5____

Тема урока: Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

УМК: учебник М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2012)

Цель деятельности учителя

Повторить и систематизировать сведения об имени прилагательном и основных орфографических правилах, с ними связанных, подготовиться к контрольному диктанту; формировать навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать, как характеризовать имя прилагательное по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; какова роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания, доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; определять морфологические признаки имени прилагательного; употреблять прилагательные в речи.

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передачи информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная; групповая, фронтальная.

Оборудование; наглядно-демонстративный материал

Экран, компьютер, мультимедийный проектор; презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль имени прилагательного

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Мотивация
(самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствие, просьба не стесняться гостей.

 Вопросы: какое у вас настроение? каков сегодняшний день? Какой частью речи являлись ваши ответы? (прилаг.) А отличались ли прилагательные, которые были ответами на первый вопрос, от прилаг, которые отвечали на второй? (полные/краткие) Что мы ещё знаем об имени прилагательном? (определение, правило правописания падежных окончаний прилагательных, морфологический разбор)

Весь материал по теме «Имя прилаг.» в этом году мы прошли. Как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?(при затруднении пословица)С №1, С №2. Какие цели мы перед собой поставим? С №3. Перед нами стоит сложная задача – составить полное представление об имени прилаг. Я предлагаю вам обратиться за помощью к авторитетным людям, настоящим знатокам русского языка, к поэтам и писателям. Мы будем заходить к ним в гости и выведывать, как поживают в их произведениях имена прилагательные.

Слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные:

Понимают задачу.

Регулятивные: планируют (с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают вместе (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра)

Листы обратной связи

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа

1.В гостях у Ладыженской: восстанови определение ( макс 7 б.) – инд.. С№4

2. В гостях у сказки: исправь ошибки, вставь запятые, проговаривание правил (письм.) – в парах (макс. 11 б.) С№5

Лексическое зад.: продолжить, подобрать синонимы (у.) – вместе С №6.

3.  В пути: разминка и повторение правила «О и Е после шипящих в окончании прилаг.». О хлопаем –, Е –встаём, слова не по правилу – ничего не делаем: чужой, шёлковые, в дремучем, большого, хорошему, свежего, шоколадный, рыжему, у горячего, жёлтый,  пригожему Толковый словарь (наперегонки по командам)

Отвечают на вопросы. Строят высказывания. Осваивают новые лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы.

Групповая, индивидуальная

Познавательные:

Решают учебные задачи анализируя, синтезируя, сравнивая, классифицируя, устанавливая причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.

3.Выявление места и причины затруднения

Беседа, обсуждение предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности

Слова, вызвавшие трудности разбираем по составу.

4. В гостях у А. С. Пушкина: вопрос о том, на конце каких слов писать Ь? (собирают картинку из пазлов, ключом к которым являются место и вид орфограммы) – групповая

Картинки: герои басен Крылова, сказок Бажова, рассказа Толстого.

Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве делают выводы. Знакомят с результатами работы группы.

Групповая

Личностные: стремятся к преодолению трудностей, проявляют способность к самооценке.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Устные ответы, письменная работа

Физкультминутка

Губы: трубочка, широкая улыбка. Язык и глаза: вниз, вверх,  вправо, влево; ищем конфетку во рту, круги глазами. Посмотреть далеко-далеко за окно.

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий.

Беседа обсуждение новых результатов наблюдения

5. Проект: описать какого-либо героя так, чтобы было понятно, кто это. Без какой части речи невозможно было бы создать описание? (прилаг.)Русский язык необыкновенно богат и эмоционален. Это доказали отечественные писатели.

Формулирует цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в  учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, работают по плану.

Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в групп

Задают уточняющие вопросы, письменная работа

5.Практическая деятельность

Выполнение заданий на повышение орфографической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля

6. Обращение к высказываниям великих писателей и поэтов о русском языке: синтаксический разбор, морфологический разбор – на доске, преобразование предложения – изменение синт. роли прилаг. (эстафета)

Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. Вместе делаем выводы

Групповая

Личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: самостоятельно извлекают нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, осуществляют контроль.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах, задают вопросы. 

Устные ответы, письменная работа

6.Подведение итогов

 

7.Рефлексия

Эвристическая беседа, подбор своих примеров, составление связных рассказов об изучаемом явлении

7. Обсуждение предыдущего задания.

8. «Круг вопросов» (по 1 ученику от команды)

9. Комплементы от команд (какие? каковы?)

10. Завершение заполнения рабочего листка

11. Обратная связь: Я узнал…Меня удивило…Мне понравилось…У меня получилось…У меня не получилось…

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

Выполняют упражнения

Индивидуальная, групповая.

Познавательные: Решают учебные задачи

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения

Задают уточняющие вопросы, письменная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающие уроки по теме "Имя прилагательное" в 5 классе (с презентацией)

Материал включает разработку двух уроков обощения знаний по теме "Имя прилагательное" в 5 классе и тест для проврки знаний по данной теме с ответами и нормами оценок...

Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное"

Материал содержит конспект урока...

Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное"

Материал содержит конспект урока...

Обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"

Презентация для проведения обобщающего урока по теме "Имя прилагательное"...

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"...

Конспект урока "Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"

урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"...

Урок английского языка. «Степени сравнения прилагательных. Обобщающий урок». 3 класс.

Представленный материал содержит коспект урока и презентацию к нему....