Рабочая программа по русскому языку по программе Быстровой 8 класс 2016-2017 уч.год
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответсвии с новыми требованиями к рабочим программам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_8_klass_bystrova.docx | 88.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область город Каменск-Шахтинский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5
«Утверждаю» директор МБОУ лицея №5
Гайдукова С.П. _____________________
Приказ № от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Уровень общего образования (8 класс) основное общее
Количество часов 105
Учитель Казанцева Наталия Викторовна
Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под ред.Е.А.Быстровой, Л.В. Кибиревой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015.
Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией Е.А.Быстровой, издательство «Русское слово», 2015, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «ФГОС. Инновационная школа»).
2016/2017 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень) «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения Основная школа». – М.:«Просвещение», 2011 (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных учреждений / под ред.Е.А.Быстровой, Л.В. Кибиревой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — 64 с.).
Учебник «Русский язык. 8 класс» под редакцией Е.А.Быстровой, издательство «Русское слово», 2015, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «ФГОС. Инновационная школа»). Программа составлена для учащихся 9 класса и рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). Структура курса разработана с учётом основных закономерностей усвоения русского языка и отечественных традиций в изучении данного школьного предмета: 5—7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8—9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.
Нормативные и правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 №273ФЗ.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010г. №1897.
3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189» Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
4.Устав муниципального общеобразовательного учреждения лицей №5 г. Каменск-Шахтинского.
5.Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения лицей №5 г. Каменск-Шахтинского на 2016-2017 учебный год.
6. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А.Быстровой, Л.В. Кибиревой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 64 с.)
7. Программа по русскому языку. Региональный компонент, МУ «Управление образования администрации г.Ростов-на-Дону», МОУ Методический центр образования г.Ростов-на-Дону. 2000.
8. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету «Русский язык» (Приказ МО РФ от 14.05.1998г. №1236).
9. Федеральный компонент государственного стандарта общего и среднего (полного) образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
10. Проект стандарта регионального компонента основного общего образования по русскому языку. МО Ростовской области.
Цели и задачи образования с учетом специфики учебного предмета.
Важнейшая цель обучения русскому языку в 5—9 классах состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть разнообразными видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета. Одно из приоритетных направлений в обучении русскому языку – усиление речевой направленности, формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования средств в разных условиях общения.
- Компетентностный подход в преподавании русского языка – это направленность на взаимосвязанное формирование и развитие:
- коммуникативной;
- языковой и лингвистической;
- культуроведческой компетенций.
- Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, в связи с чем:
- целесообразно шире использовать работу с текстом;
- отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;
- обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
- учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;
- регулярно проводить многоаспектный анализ текста.
Таким образом, содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций, а также формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
В связи с этим программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют речеведческие понятия:
1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства
связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;
2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий.
Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Личностные результаты освоения русского (родного) языка:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
- Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание данной программы направлено на достижение указанных результатов обучения.
2. Содержание учебного предмета "Русский язык 8 класс"
Наименование разделов
№ | Раздел | Количество часов |
1. | Введение. Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка | 1 ч. |
2. | Речь | 21 ч. |
3. | Повторение изученного в 5- 7 классах | 6 ч. |
4. | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. | 7 ч. |
5. | Двусоставное предложение | 15 ч. |
6. | Односоставное предложение | 7 ч. |
7. | Предложения осложненной структуры | 42 ч. |
8. | Повторение изученного | 6 ч. |
Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка (1 ч)
Речь (21 ч)
Углубление знаний: текст, типы речи.
Способы и средства связи предложений.
Стили речи. Разговорный язык, его жанры. Научный стиль, его жанры: аннотация, рецензия, отзыв.
Основные жанры официально-делового стиля: расписка, доверенность, заявление, резюме. Их особенности.
Публицистический стиль, его жанры: заметка, репортаж, очерк.
Повторение изученного в 5 –7 классах (4 ч)
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение (6 ч)
Синтаксис как раздел грамматики (1 ч)
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.
Словосочетание (2 ч)
Основные признаки словосочетания. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Предложение (3 ч)
Предложение как минимальное речевое высказывание.
Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Логическое ударение.
Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные,
побудительные) и вопросительные. Их интонационные и смысловые особенности.
Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Их интонационные и смысловые особенности.
Предложения утвердительные и отрицательные, их смысловые и структурные различия.
Двусоставное предложение (15 ч)
Главные члены предложения (6 ч)
Предложения простые и сложные, их структурные и смысловые различия. Простое двусоставное предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения (7 ч)
Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство (времени, места, образа действия, цели, причины, меры, условия). Способы выражения второстепенных членов предложения.
Прямой и обратный порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.
Предложения распространенные и нераспространенные, полные и неполные (2 ч)
Односоставное предложение (8 ч)
Односоставные предложения, их виды, структурные и смысловые особенности
Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, обобщенно-личные, назывные. Их структурные и смысловые особенности.
Предложения осложненной структуры (42 ч)
Предложения с однородными членами, их интонационные и пунктуационные особенности (13 ч)
Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические возможности предложений с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности (20 ч)
Обособленное определение и приложение. Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения.
Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления.
Обособленные дополнения.
Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности.
Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями (9 ч)
Вводные конструкции
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника.
Группы вводных конструкций по значению. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста.
Обращение
Обращение (однословное и неоднословное), его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением.
Повторение изученного (5 ч)
Характеристика основного содержания курса
Основные содержательные линии предмета «русский язык» обеспечивают формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
- Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка[1] Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.
- Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей.
- культура речи. критерии культуры речи.
- текст как продукт речевой деятельности. функционально-смысловые типы текста. повествование, описание, рассуждение; их признаки. структура текста.
- основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.
- анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.
- овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.
- адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.
- овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая сми и ресурсы интернета.
- создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.
- изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, аннотации; письма; расписки, доверенности, заявления.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
- Наука о русском языке и ее основные разделы. краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.
- общие сведения о языке роль языка в жизни человека и общества.
- русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык российской федерации и язык межнационального общения.
- русский язык - язык русской художественной литературы. понятие о русском литературном языке и его нормах.
- русский язык как развивающееся явление. лексические и фразеологические новации последних лет.
- основные лингвистические словари. извлечение необходимой информации из словарей.
- система языка фонетика. орфоэпия
- основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.
- система гласных и согласных звуков. изменение звуков в речевом потоке. соотношение звука и буквы. фонетическая транскрипция.
- Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.
- Связь фонетики с графикой и орфографией.
- основные выразительные средства фонетики.
- нормы произношения слов и интонирования предложений. оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
- применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
- морфемика (состав слова) и словообразование
- морфема - минимальная значимая единица языка. виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. основа слова. чередование звуков в морфемах.
- основные способы образования слов.
- основные выразительные средства словообразования.
- применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
- лексика и фразеология слово - основная единица языка.
- лексическое значение слова. однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.
- синонимы. антонимы. омонимы. стилистически окрашенная лексика русского языка.
- исконно русские и заимствованные слова. лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.
- фразеологизмы; их значение и употребление.
- понятие об этимологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов.
- основные лексические нормы современного русского литературного языка.
- Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
- Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
- МОРФОЛОГИЯ Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Основные морфологические нормы русского литературного языка.
- Основные выразительные средства морфологии.
- Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.
- Синтаксис
- Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
- Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.
- Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
- Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
- Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.
- Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.
- Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.
- Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.
- Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
- Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи.
- Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.
- Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.
- Основные выразительные средства синтаксиса.
- Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
- Правописание: орфография и пунктуация
- Орфография Правописание гласных и согласных в составе морфем.
- Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания.
- Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация
- Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
- Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.
- Сочетание знаков препинания.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
- Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.
- Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
- Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).
- Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.
Приоритетными формы организации учебных занятий
- Урок – коммуникация
- Урок – практикум
- Урок – мастерская
- Урок Урок – исследование
- Урок – консультация
- Взаимообучающие уроки
- Урок – лаборатория
- Урок – зачет
- Урок творчества и др.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
- интерактивного обучения
- согласованного обучения
- проблемного обучения
- педагогика сотрудничества
- здоровьесберегающие технологии
- информационно-коммуникативные
- исследовательские
- критического мышления
- игровые
- индивидуального обучения
- технология развивающего обучения
- электронный словарь
Основные виды учебной деятельности
- оценивание устных и письменных высказываний / текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- взаиморецензирование;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, орфографический, грамматический, словообразовательный, лексико – фразеологический, морфологический, синтаксический, лингвистический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей зыка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста (просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно – изучающее, ознакомительно – реферативное и др.);
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста (составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста, составление тезисов, редактирование);
- создание текстов разных функционально – смысловых типов, стилей, жанров (реферирование; докладирование; рецензирование, аннотирование);
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно – научной, социально – культурной и деловой сферах общения, с учетом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учетом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических, пунктуационных упражнений, словарных диктантов самими учащимися;
- работа с различными информационными источниками (учебно – научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленной в электронном виде, конспектирование);
- составление в электронном виде таблиц, тренажеров, тестов под руководством учителя.
Перечень проверочных и практических работ 9 класс
№ урока | Раздел | Вид работы |
9 | Речь | Сочинение - рецензия |
13 | Творческая работа - Резюме | |
18 | Контрольное сочинение | |
24 | Повторение | Контрольная работа |
31 | Словосочетание. Предложение | Практикум |
39 | Двусоставное предложение. Главные члены. | Контрольное изложение |
48 | Второстепенные члены предложения | Контрольная работа |
55 | Односоставное предложение | Контрольная работа |
64 | Осложненное предложение. Однородные члены предложения | Контрольная работа |
67 | Контрольное изложение | |
74 | Обособленные члены предложения | Контрольное сочинение |
78 | Контрольная работа | |
83 | Практикум | |
87 | Практикум | |
88 | Контрольная работа | |
93 | Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями | Контрольное изложение |
97 | Практикум | |
98 | Контрольная работа | |
102 | Обобщение и повторение изученного | Тестовая работа по типу ОГЭ |
104 | Сжатое изложение |
3. Тематическое планирование
№ урока | Раздел и темы уроков | Основные виды деятельности ученика на уроке, характеристика основных видов деятельности на уровне УУД | Количество часов | Дата проведения урока |
Введение (1 час) | ||||
1 | Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка | Иметь представление о месте русского языка в кругу славянских языков. | 1 | |
Речь. ( 13 часов + 3 Р/Р) | ||||
2 | 1. Текст и его признаки. Типы речи | Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания. Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи. Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности. Выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, докладом. | 1 | |
3 | 2. Типы речи ( практикум) | 1 | ||
4 | 3. Входная диагностика | 1 | ||
5 | 4. Стили речи. | 1 | ||
6 | 5. Разговорный стиль | 1 | ||
7 | 6. Научный стиль речи | 1 | ||
8 | 7. Жанры научного стиля речи | 1 | ||
9 | 8. Р/р Рецензия | 1 | ||
10 | 9. Официально-деловой стиль речи | 1 | ||
11 | 10. Жанры официально-делового стиля речи (деловое письмо, телеграмма) | 1 | ||
12 | 11. Жанры официально-делового стиля речи (расписка, доверенность, инструкция) | 1 | ||
13 | 12. Р/р Резюме | Знать основные правила составления резюме, написание резюме | 1 | |
14 | 13. Публицистический стиль речи | Иметь представление о публицистическом стиле, его основных чертах и задачах | 1 | |
15 - 17 | 14, 15. Жанры публицистического стиля речи | Знать основные жанры публицистического стиля, их особенности и отличия | 3 | |
18 | 16. Р/Р Контрольное сочинение № 1 | Контроль за уровнем усвоения темы | 1 | |
Повторение (на основе изученного в 5 - 7 классах) (6 часов) | ||||
19 | 1. Фонетика. Орфоэпия. Орфография | Знать фонетическую запись, позиции гласных и согласных. Знать группы правил правописания гласных в корне слова, н и нн в суффиксах прилагательных и причастий. Уметь применять данные правила. | 1 | |
20-22 | 2-4. Морфология. Орфография | Уметь различать степени сравнения прилагательных и наречий, наречия и категорию состояния. Уметь выделять причастные и деепричастные обороты. | 3 | |
23 | 5. Лексика. Фразеология | Знать основные понятия лексики, определять значения фразеологических оборотов, понимать их роль в речи, уместно использовать в устной и письменной речи | 1 | |
24 | 6. Комплексная контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-7 классе» | Проверить усвоение темы. | 1 | |
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение (7 часов) | ||||
25 | 1. Словосочетание. Виды словосочетаний | Распознавать главное и зависимое слово в словосочетании. Научить определять виды подчинительной связи в словосочетании. Анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи. Моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания. | 1 | |
26- 27 | 2, 3. Виды связи слов в словосочетании | 2 | ||
28 | 4. Предложение. Интонация. Логическое ударение | Выделять словосочетания в составе предложения. | 1 | |
29 | 5. Виды предложений по цели выказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске | Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности предложений, сопоставлять их структурные особенности. Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей. | 1 | |
30 | 6. Предложения утвердительные и отрицательные | 1 | ||
31 | 7. Урок-практикум. Проверяем себя. | Самоанализ уровня усвоения темы, рефлексия | 1 | |
Двусоставное предложение ( 15 часов + 1 Р/Р ) | ||||
32 |
1. Подлежащее и способы его выражения | Определять способы выражения подлежащего. | 1 | |
33 | 2. Сказуемое. Виды сказуемого | Познакомить с основными типами сказуемых. Вооружить учеников приёмами различения разных типов сказуемых. Правильно согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим. | 1 | |
34 | 3. Простое глагольное сказуемое | 1 | ||
35 | 4. Составное глагольное сказуемое | 1 | ||
36-37 | 5. Составное именное сказуемое | 2 | ||
38 | 6. Тире между подлежащим и сказуемым. Тестирование по теме «Главные члены предложения» | Закрепить умение применять при письме правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | |
39 | 7. Р/Р Контрольное изложение | Уметь сжимать текст, применяя разные способы сжатия. | 1 | |
40 | 8. Что такое второстепенные члены предложения | Определять второстепенные члены предложения, способ их выражения, задавать к ним вопросы. | 1 | |
41 | 9. Определение. Виды определений | Определять второстепенные члены предложения, способ их выражения, задавать к ним вопросы. | 1 | |
42, 43 | 10, 11. Приложение как разновидность определения | Уметь находить в тексте приложения, расставлять знаки препинания. | 2 | |
44, 45 | 12, 13. Дополнение. Виды дополнений | Определять прямые и косвенные дополнения, задавать к ним вопросы, определять падеж. | 2 | |
46 | 14. Обстоятельство. Виды обстоятельств | Знать разряды обстоятельств, уметь определять, чем выражены обстоятельства. | 1 | |
47 | 15. Порядок слов в предложении | Опознавать прямой и обратный порядок слов, анализировать структурные и смысловые особенности предложений с обратным порядком слов. | 1 | |
48 | 16. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Двусоставное предложение» | Проверить усвоение темы. | 1 | |
Односоставные предложения ( 7 часов) | ||||
49 | 1. Что такое односоставные предложения. Виды односоставных предложений | Иметь представление об односоставных предложениях, находить односоставные предложения в тексте, выделять их грамматическую основу | 1 | |
50 | 2. Определённо-личные предложения | Опознавать определенно-личные предложения, уметь моделировать, характеризовать. | 1 | |
51 | 3. Неопределённо-личные предложения | Опознавать неопределенно-личные предложения, уметь моделировать, характеризовать. | 1 | |
52 | 4. Обобщённо-личные предложения | Сравнивать данные типы односоставных предложений, сопоставлять по их структурным и смысловым особенностям. | 1 | |
53 | 5. Безличные предложения | Опознавать безличные предложения, уметь моделировать, характеризовать. | 1 | |
54 | 6. Назывные предложения | Опознавать назывные предложения, уметь моделировать, характеризовать. | 1 | |
55 | 7. Неполное предложение Контрольное тестирование по теме «Односоставные предложения» | Разграничивать двусоставные неполные предложения и односоставные. Контроль знаний по данной теме. | 1 | |
Однородные члены предложения ( 13 + 1 Р/р) | ||||
56 | 1. Предложения с однородными членами. Однородные дополнения. | Активизировать знания учащихся об однородных членах предложения и союзах при них. | 1 | |
57 | 2. Однородные и неоднородные определения. | Развивать умение видеть в предложении однородные члены (в том числе распространённые), различать однородные и неоднородные определения.. | 1 | |
58 | 3. Ряды однородных членов | Осуществлять выбор формы сказуемого при однородных подлежащих в соответствии с грамматическими нормами. | 1 | |
59, 60 | 4. 5. Знаки препинания при однородных членах предложения | Закрепить знания о постановке знаков препинания при однородных членах предложения. Повторить порядок синтаксического разбора предложений с однородными членами. | 2 | |
61, 62 | 6, 7. Обобщающие слова при однородных членах предложения | Активизировать понятие об обобщающих словах. | 2 | |
63 | 8. Урок - практикум. Знаки препинания при однородных членах предложения | Расширить знания о постановке знаков препинания при однородных членах предложения и обобщающих словах. | 1 | |
64 | 9. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложения с однородными членами» | Контроль уровня усвоения материала | 1 | |
65 | 10. Анализ и работа над ошибками контрольного диктант | Работа над ошибками, рефлексия | 1 | |
66 | 11. Практикум. Проверяем себя. | 1 | ||
67 | 12. Р/Р Контрольное изложение | Уметь писать сжатое изложение по типу ОГЭ | 1 | |
Обособленные члены предложения (20 + 1 Р/Р) | ||||
68 | 1. Предложения с обособленными членами | Разграничивать сложные предложения и предложения осложненной структуры. Понимать сущность обособления Сопоставлять обособленные и необособленные второстепенные члены предложения. | 1 | |
69 | 2. Обособленные определения | Различать однородные и неоднородные определения. Опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно конструировать. | 1 | |
70 | 3. Несогласованные определения | Анализировать и характеризовать предложения с обособленными членами разных видов. | 1 | |
71 | 4. Согласованные определения одиночные и распространённые. | Опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно конструировать. | 1 | |
72 | 5. Причастный оборот как разновидность распространённого согласованного определения | Анализировать и характеризовать предложения с обособленными членами разных видов. | 1 | |
73 | 6. Урок - практикум. Обособленные определения. | Самоконтроль за уровнем усвоения материала | 1 | |
74 | 7. Р/ р Контрольное сочинение | Уметь писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему | 1 | |
75 | 8. Обособленные приложения | Опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно конструировать. | 1 | |
76 | 9. Приложения с союзом как | Моделировать и использовать в речи предложения с разными видами обособленных членов. | 1 | |
77 | 10. Контрольная работа по теме «Обособленные определения» | Проверить усвоение темы. | 1 | |
78 | 11. Анализ и работа над ошибками контрольной работы | Уметь анализировать собственные ошибки, объяснять | 1 | |
79 | 12. Обособленные обстоятельства | Опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением. Уметь находить обособленные обстоятельства, выделять их на письме знаками препинания. | 1 | |
80 | 13. Обособленные обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах с производными предлогами | 1 | ||
81 | 14. Обособленные обстоятельства с предлогами несмотря на, невзирая на. | 1 | ||
82, 83 | 15, 16. Обособленные обстоятельства ( практикум) | 2 | ||
84 | 17. Обособленные дополнения | Опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно конструировать. | 1 | |
85, 86 | 18, 19. Уточняющие члены предложения | Опознавать и правильно интонировать предложения с уточнением, правильно конструировать. | 2 | |
87 | 20. Практикум. Проверяем себя. | Моделировать и использовать в речи предложения с разными видами обособленных членов. | 1 | |
88 | 21. Контрольная работа по теме «Предложения с обособленными членами» | Проверить усвоение темы. | 1 | |
Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями ( 9 + 1 Р/Р ) | ||||
89, 90 | 1,2. Вводные слова и конструкции, знаки препинания при них | Понимать функции вводных конструкций речи. | 2 | |
91 | 3. Вводные слова и конструкции, знаки препинания при них. Вводные предложения. | Уметь писать изложение | 1 | |
92 | 4. Р/р Контрольное изложение | 1 | ||
93 | 5. Обращение, его функции и способы выражения | Понимать основные функции обращения. | 1 | |
94 | 6. Обращение и знаки препинания при нём | Понимать основные функции обращения. | 1 | |
95 | 7. Интонация предложений с обращением | Опознавать и правильно интонировать предложения с распространенными и нераспространенными обращениями. | 1 | |
96 | 8. Порядок синтаксического разбора простого предложения | Уметь выполнять синтаксический разбор простого предложения | 1 | |
97 | 9. Урок-практикум. Синтаксический разбор простого предложения | 1 | ||
98 | 10 Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями» | Проверить усвоение темы. | 1 | |
Повторение изученного ( 6 + 1 Р/Р ) | ||||
99 | 1. Предложения с однородными членами | Повторение и закрепление знаний по теме. | 1 | |
100 | 2. Предложения с обособленными членами | Повторение и закрепление знаний по теме. | 1 | |
101 | 3. Предложения с вводными словами и обращениями | Повторение и закрепление знаний по теме. | 1 | |
102 | 4. Контрольная тестовая работа по типу ОГЭ | Контроль за усвоением материала | 1 | |
103 | 5. Анализ контрольных работ | Повторение и закрепление знаний по теме. | 1 | |
104 | 6. Р/р Сжатое изложение | Контроль за умением писать сжатое изложение по типу ГИА | 1 | |
105 | 7. Обобщение изученного по теме "Простое предложение" | Повторение и закрепление знаний по теме. | 1 |
СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания МО Заместитель директора по НМР
учителей_________________ Грошева А.А.______________
_________________________ .08.2016г.
МБОУ лицея №5
От .08.2016
руководитель МО -_________
ФИО_____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой, 10 класс
рабочая программа по русскому языку для 10 класса по программе Гольцовой...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ФГОС. Учитель русского языка и литературы Большакова Л.П.
рабочая программа ФГОС...
Рабочая программа учебного курса по математике 7-9 классы 2016-2017 уч.год
Настоящая рабочая программа по математике для 7- 9 классов составлена на основе:1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;2. Федерального компонента государс...
Рабочая программа кружка "Основы православной культуры" 5-9 классы 2016-2017 уч.год
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО на основе авторской программы А. В. Бородиной. Расчитана на 5-ти дневную рабочую....
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы. «Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Урочная деятельность. ». 2016-2017 уч.год.
Представлен опыт работы по формированию коммуникативных компетенций в урочной деятельности....
Рабочая программа по русскому языку по учебнику Быстровой и литературе для 7 класса
Рабочая программа по русскому языку по учебнику Быстровой и литературе по учебнику Коровиной для 7 класса...
Рабочая программа по предметам учебного плана 4 б класса, 2016-2017 учебный год
Программа разработана для детей обучающихсяя по 2 варианту учебного плана....