Рабочая программа кружка "Основы православной культуры" 5-9 классы 2016-2017 уч.год
рабочая программа (5, 9 класс) на тему

Чубарь Надежда Александровна

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО на основе авторской программы А. В. Бородиной. Расчитана на 5-ти дневную рабочую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_5-9_opk_vneurochka.docx79.27 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край

Муниципальное образование город Горячий Ключ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №5

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 31 августа 2016 года протокол № 1

                                                                                          Председатель педсовета

                                 (Цветкова Л.Ю.)

               

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    основам православной культуры и истории христианства (курс по выбору)

 Ступень обучения (класс) основное общее образование , 5-9 классы     

                     

Количество часов  170 часов 

Уровень базовый             

Учитель    Чубарь Надежда Александровна

Программа разработана на основе авторской программы Бородиной А.В. Основы православной культуры и история христианства : пpoграмма историко -культурологи ческого курса для общеобразовательных школ : основная школа : 5—9 классы / А.В. Бородина.— Изд. 3-e, перераб.  — М.: МОФ «OПK», 2016.  — 24 с.  (Серия «История религиозной культуры»).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Преподавание регионального предмета Основы православной культуры в 2016–2017 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012    года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» (с изменениями и дополнениями).
  3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  4. Приказ  Министерства   образования  и  науки   РФ  от  06.10.  2009     г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  5. Приказ  Министерства   образования  и  науки   РФ  от  17.12.  2010     г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  6. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07. 2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам

- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации    от

31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).

  1. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного  санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).
  2. Приказ  департамента  образования  и  науки  Краснодарского  края от 27.02.2012 г. № 802 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  3. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 11.02.2013 г. № 714 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования   с 01.09. 2013 года».


  1. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 05.11.2015 года № 5758 «Об утверждении организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего образования с углубленным изучением отдельных предметов или для профильного обучения в Краснодарском крае».
  2. Примерные основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования, внесенные в реестр образовательных программ, одобренные федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5). http://fgosreestr.ru/.
  3. Приказ  департамента  образования  и  науки  Краснодарского  края от 2010 г. № 1063 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными (апробационными) площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями.
  4. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 27.02.2012 г. № 802 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

На основании следующих инструктивных и методических материалов:

  1. Письмо   Министерства  образования   и  науки   РФ  от  01.04.  2005    г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
  2. Письмо        Министерства        образования        и        науки        РФ        от        04.03.2010        г.

№ 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».

  1. Рекомендации        Министерства        образования        и        науки        РФ        от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении  общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
  2. Письмо  министерства  образования  и  науки  Краснодарского  края   от 16.03. 2015 года № 47-3353/15-14 «О структуре основных образовательных программ общеобразовательных организаций».
  3. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 07.10.2015 года № 47-15582/15-14 «Об организации профильного обучения и подготовке к проведению ГИА в 2016 году».
  4. Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского  края  от  18.03.  2016  г  №  47-4067/16-14  «Об организаци сетевого взаимодействия».
  5. Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 19.07. 2016 г. № 47-12536/16-11 «О формировании учебных планов образовательных организаций Краснодарского края на 2016- 2017 учебный год».
  6. Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 07.07.2016 г. № 47-11727/16-11 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно- тематического планирования».
  7. Письмо        Министерства  образования        и   науки        РФ        от  04.03.2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».


Общая характеристика курса

Нормативно-правовая и концептуально-методологическая основы современного  образования  выдвигают  в  качестве   приоритетного направления духовно-нравственное развитие и воспитание.

В соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 9, п. 6) основные образовательные программы общего образования должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся.

«Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника»,

— говорится в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны охватывать урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность обучающегося.

Оптимальным для светского образования средством достижения осознанного усвоения учащимися духовно-нравственных ценностей и формирования уважения к культурным и духовным традициям признаётся историко-культурологический подход к изучению религиозного содержания, позволяющий обучать и воспитывать подрастающее поколение на событиях истории и произведениях культуры, в том числе церковной. Это подтвердило успешное обучение школьников по настоящей Программе в школах различного типа г. Москвы, Калужского                     Нижегородского,   Краснодарского,   Саратовского,     Волгоградского, Тверского и многих других регионов России и Зарубежья.

Огромный интерес к религиозному содержанию со стороны педагогов,  учёных  и  руководителей-организаторов  учебного   процесса обусловлен  рядом причин,  связанных  с коренными  изменениями в жизни россиян и реформами в области образования. К таким причинам следует отнести рост самосознания и интерес к национальной  культуре и истории,  наблюдающиеся  с  90-х  rr.  XX в. В центре внимания  граждан России  оказываются  проблемы сохранения лучших  педагогических, культурных  и духовных  отечественных традиций. Россияне настаивают  на обеспечении  их права на  национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с историей формирования культурных и религиозных традиций других  народов.

Другой причиной является необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные  и межконфессиональные конфликты.

Следующей важной причиной является разрушение русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, художественно-образного языка всё более осложняется из-за непонимания значений духовной, религиозно-философской, культурологической  лексики. Эта проблема обусловила включение в Программу раздела, посвящённого духовным основам и истории русского (государственного) языка.

Неотделима от названных ещё одна причина — снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования, в том числе путём включения и систематизации применения знаний о религиозных и духовно-эстетических традициях отечественной  и мировой культуры.

Нельзя не учитывать также и потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что  невозможно  без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности,  искусства  через освоение знаний  о  религии,  как важнейшем историческом явлении и мировоззренческой основе культуры, литературы, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть  жизни  и культуры  любого  современного  народа,  религия являлась и является важным (в истории определяющим)  фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.

Особое значение данная область знаний приобретает для творческого развития школьников. Нельзя не учитывать и тот факт, что среди учащихся светских  школ подавляющее большинство   — верующие, дети, которые не должны чувствовать, что их убеждения запрещены в демократической стране.

И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекулътурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В Особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в россий- ской культуре.

Изучение и анализ  этих причин и результатов  многолетнего  опыта использования Программы позволил  определиться  с  содержанием и концепцией курса.

Цель учебного курса «Основы православной культуры» — совершенствование школьного образования средствами включения в содержание образования систематических знаний о христианской религиозной культуре и ее духовно-нравственного воспитывающего pecypca.

Задачи курса:

1)        организация систематического изучения основ православной культуры:

2)        организация изучения истории христианства;

3) духовно-нравственное развитие и воспитание школьников;

4)        ознакомление с особенностями церковного искусства;

5)        приобщение  школьников к духовным основам и истории  русского (государственного) языка;

6)        обучение чтению, переводу и пониманию церковнославянского языка;

7)        ознакомление с особенностями церковного искусства;

8)        приобщение  к художественно-эстетическим традициям России;

9)        ознакомление с православными святынями мира; формирование представлений  о единстве православной культуры народов мира;

10) создание условий для реализации прав школьников на убеждения;

11) формирование целостного восприятия мира;

12) воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

13) формирование  культуры общения;

14) предупреждение возможных тупиков личностного развития;

15) воспитание  волевых качеств,  культуры  мышления и культуры

чувств;

16) выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;

17) предупреждение  религиозной  эксплуатации  и  конфликтов на национальной и религиозной почве;

18) воспитание патриотизма; формирование представлений о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

19) формирование  мотиваций к осознанному нравственному   поведению, основанному на знании и уважении отечественных культурных и религиозных традиций, а также на признании прав человека на религиозные и иные убеждения;

20) обогащение языка школьника путём включения и активизации лексики духовного и историко-культурологического значения;

21) оказание помощи школьникам в успешной социализации в отечественной культуре

22) укрепление православных основ семьи;

23) формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

24) воспитание эстетических чувств, развитие эстетической  восприимчивости;

25) творческое (интеллектуальное и художественно-эстетическое) развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

26) формирование потребности школьника в творческом участии  в жизни России, в сохранении русского языка, природы и созидании культуры Отечества.

 

МЕСТО ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа учебного курса «Основы православной культуры и история христианства» призвана восполнить недостающие в содержании общего образования знания о религиозной культуре и актуализировать в школьном образовании задачи духовно-нравственного совершенствования личности ребёнка. Kypc является педагогически организованным компонентом целостного учебно-воспитательного процесса и представляет собой образовательную систему, основной педагогической задачей которой является поддержка процессов духовно-нравственного развития школьников.

Программа курса используется для проведения занятий во внеурочной деятельности в качестве кружка «Основы православной культуры». Программа рассчитана на 34 урока по каждому разделу, по 1 часу в неделю. Программа построена с учётом возрастных особенностей школьников и программ учебных базовых дисциплин с целью приме нения в государственных и муниципальных (светских) школах обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.

ЗНАЧЕНИЕ КУРСА В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, ОСНОВНЫЕ ИДЕАЛЫ И ЦЕННОСТИ, СОСТАВПЯЮЩИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ ОСНОВУ КУРСА

Значение курса в системе духовно-нравственного воспитания обусловлено        особенностями данного курса как курса светского, историко-культурологического, но религиозного содержания. Такие особенности определяются Российским законодательством, которое запрещает установление одной государственной религии или идеологии, вместе с тем гарантирует каждому гражданину свободу вероисповедания, права на национальную культуру, родной язык, воспитание детей в соответствии со своими убеждениями.

Поэтому  изучение религии в государственном и  муниципальном образовании допускается в светской форме. Сочетание, таким образом, принципа светскости образования с неограниченной полнотой и глубиной содержания стало главным требованием, предъявляемым к использованию религиозного содержания.

Современная педагогическая практика и заказ социума убедительно доказали достоинства именно историко-культурологического подхода в решении данной проблемы, то есть изучения основ   религии через культуру, историю  формирования  отечественной  культуры и историю христианства. Такой подход гарантирует личностную свободу религиозных и иных убеждений и вместе с тем позволяет использовать весь воспитывающий потенциал христианской культуры, отечественной и всемирной  истории.  Любовь  к  ближнему,  к Отечеству, забота и жертвенное служение, уважение к власти, к культурным, в том числе религиозным, семейным, традициям своего и других народов становятся доступными главными традиционными ориентирами для подрастающего поколения.

Программа курса «Основы православной культуры» позволяет приобщать школьников к базовым национальным ценностям, определённым Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:

•        Патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей  малой родине, служение Отечеству  Социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • Гражданственность  — служение  Отечеству,  правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

•        Семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

•        Труд  и  творчество  — уважение  к  труду,  творчество  и созидание, целеустремлённость  и настойчивость;

•        Наука — ценность знания, стремление  к  истине,  научная  картина мира;

•        Традиционные российские религии — представление  о вере, духовности, религиозной жизни

человека, ценности религиозного  мировоззрения, формируемые  на основе межконфессионального диалога;

  • Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • Природа  — родная земля, планета Земля, экологическое  сознание;
  • Человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  общего  образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания  гражданина России,   преподавание  учебного курса «Основы православной культуры» ориентировано на получение следующих результатов.

 Личностные  результаты. Курс способствует становлению следующих  личностных характеристик ученика:

-        осознающий свою российскую гражданскую идентичность;

-        сознающий свою национальную  принадлежность;

-        патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину;

-        уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

-        умеющий  ценить демократические права и свободы  гражданского общества России и умеющий ими пользоваться, уважающий права других  людей  на  убеждения  (в том числе  религиозные),  национальную культуру, родной язык;

-        обладающий исторической памятью, чувствами  тесной  связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного  дара жизни, человеческой  личности,  семьи, Родины;

-        обладающий нравственным самосознанием, добре и зле, правде и лжи;

-        обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность,  долг, честь, благожелательность;

-        имеющий  целостный,  социально  ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;

-        обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

-  понимающий взаимосвязь между  внешним  и  внутренним миром человека;

-        умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;

-        доброжелательный,  умеющий  высказывать  своё  мнение, обосновывать свою позицию ;

-        умеющий слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;

        владеющий навыками социально-культурной адаптации и потребления  информации;

-        отзывчивый,  умеющий  сочувствовать  и проявлять  заботу  о близких,

товарищах, чужих людях;

-        имеющий  навыки  сотрудничества со взрослым  и сверстниками в разных социальных  ситуациях;

-        имеющий представления о традиционных нравственных установках;

-        имеющий ценностные установки и знаниевые основания  для осознанной  мотивации  к нравственному саморазвитию

-        имеющий нравственные установки на безопасный, здоровый образ жизни, проявляющий  осознанное бережное отношение  к здоровью

Предметные результаты. 

  • имеющий представления о таинствах Церкви;
  • понимающий религиозно-философские основания православной культуры;
  • энающий особенности православной культуры, её видов и жанров в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоратив- но-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книго- печатание, гимнография, золотое шитье и др.);
  • нравственная личность, воспитанная на свободе совести и вероис- поведания,  на отечественных  духовных традициях.

СОДЕРЖАНИЕ  KУPCA

Часть II (основная школа)

«Основы православной культуры и история христианства»

5 класс

РАЗДЕЛ 5. «Основы дvховности языка» — 34 часа

Тема 1. « ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ» — 4 ч.

Назначение  языка.  Внешняя  и  внутренняя  речь.  Духовность  и   язык.

Священное Писание о языке. Язык и речь. Взаимосвязь: речь — интеллект —        воспитание. Философы и народная мудрость о языке, слове, речи.

Происхождение языков. Библейская концепция происхождения языка. Научные гипотезы происхождения языка. Религия и языки. Многообразие языков. Язык и религия — факторы единства и своеобразия. Пророческие, апостольские, святоотеческий языки.

Тема 2. «РОДНОЙ ЯЗЫК — ОТЕЧЕСТВУ OCHOBA» — 6 ч.

Сила и красота русского языка. Писатели о красоте, богатстве и неисчерпаемых возможностях русского языка. Русский язык в поэзии. Священное Писание в нашей речи. Формы духовной мудрости в речи. Фразеологизмы. Крылатые выражения из Старого Завета и Нового Завета в русском языке и их значение. Словарный запас русского языка. Духовная русская лексика.

Тема 3. «ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА» — 6 ч.

История русского языка и происхождение духовной лексики. Греческий язык как язык-посредник. А.С. Пушкин о роли греческого языка в судьбе рус- ского языка. Грецизмы. Латинизмы. Церковнославянский язык в истории славянских народов и русской культvре. Понятие литературного языка. Славянизмы и русизмы. Высокий литературный стиль.

Святые равноапостольные учители словенские Мефодий и Кирйлл. Византия. Первые миссионерские путешествия святых братьев Мефодия и Кирилла. Славянская миссия учителей словенских Мефодия и Кирилла. Славянские народы. Славянские языки. История создания славянской пись- менности. Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки. Назначение славянской азбуки. Кончина и прославление святых равноапостольных учите- лей словенских МефодиR и Кирилла. Почитание свв. Мефодия и Кирилла в мире и в России. Кирилица, глагогица и русский алфавит. Судьба кириллицы до наших дней. Распространение кириллицы в мире.

Тема 4. «ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКНЙ ЯЗЫК» — 18 ч.

Церковнославянская азбука. Азбука и алфавит. Назначение церковнославянского языка. Для чего изучают церковнославянский язык сегодня. Гражданская азбука и основные изменения в ней. Общее понятие о развитии языка, об орфографической и фонетической эволюции древнеславянского — церковнославянского — русского языка. Современный русский алфавит. Правила чтения по-церковнославянски. Буквы ep и ерь.

Дублетные буквы. Буквы есть и ять. Буквы юс малый и я. Буквы  иже  и  и. Буквы он  и омега.

Буквы зело и земля. Буквы ферт и фита. Буквы  ук  и ижица. Буквы кси,  пси, от.

Понятие  о  Псалтири  и псалмах.  Церковнославянские  тексты псалмов.

Переложения псалмов русскими поэтами. Надстрочные  знаки.  Титла.  Ударение  тупое  (тяжёлое)  и ударение острое. Облечённое  ударение.  Придыхание, ерок. Знаки препинания.

Читаем по-церковнославянски и переводим. Прописные буквы в церковно- славянском языке. Евангельские притчи. Символ веры. Звательный падеж. Молитвы на церковнославянском языке.

Обозначение чисел в церковнославянском языке. Читаем: Десять заповедей Божиих; Спаситель о двух наибольших  заповедях;  заповеди Блаженства.

Обозначение чисел второго десятка. Обозначение десятков, сотен и тысяч. Чтение  по-церковнославянски. Главные  православные  праздники: Светлое Христово Воскресение и двунадесятые праздники. Тексты на церковнославянском языке о двунадесятых праздниках и тропари праздникам. Рождество Пресвятой Богородицы: Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Благовещение Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Сретение Господне. Крещение Господне. Преображение Господне. Вход Господень в Иерусалим. Воскресение Господне — праздников Праздник, Пacxa Христова. Вознесение Господне. Пятидесятница. Успение Пресвятой Богородицы. Воздвижение Местного Креста Господня.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗДЕЛА 5

Основные пособия

  1. Бородина А.В. Основы православной культуры: Основы духовности языка. Учебное пособие для 5 класса. — Изд. 2-е. — М., 2016.
  2. Бородина А.В. Русско-церковнославянский словарь к учеб. пособию «Основы православной культуры: Основы духовности языка: 5 кл.» — М., 2014.
  3. Бородина А., В. Основы православной культуры: Основы духовности языка. Работая тетрадь для 5 класса. — М., 2014.

Демонстрационные, контрольно-иэмерительные  материалы и справочная литература

  1. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной куль- туры. 5—9 классы. Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный матери- ал). — Изд. 3-e. — М., 2012.
  2. Бородина А.В. Основы православной культуры: Тесты к демонстрационным материалам. (5—9 классы). — М., 2016.
  3. Бородина А.В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. — Изд. 3-e. — М., 2014.         

                    6 класс

РАЗДЕЛ 6. «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» — 34 часа

Вводный урок. ПРЕДМЕТ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ — 1 ч.

О чём рассказывают основы православной культуры. Для чего нужно изучать основы православной культуры.

Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ» — 6 ч.

Роль Православия в жизни российского общества. Понятие о культурообразующей религии. Государство и Церковь. Возникновение  Православной  Церкви.  Значение  слов «православие» и

«ортодоксия». Апостольский, Поместные и Вселенские Соборы. Символ веры. Истоки и традиции православного вероучения: суть учения, догматы, понятие о тринитарном учении и христологии.

Источники знания о Боге: Священное Писание, Священное Предание и окружающий мир. Понятие религиозного чуда. Туринская плащаница.

Славянское язычество. Появление первых христиан на Руси. Святая равноапостольная княгиня Ольга и её сын Святослав.

Первые христиане-мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Святой рав- ноапостольный князь Владимир. Крещение Руси.

Тема 2. «СВЯЩЕННОЕ ПИCAHИE» — 8 ч.

Библия: история создания, состав Священного Писания.

Книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Канон. Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и Гоморра, Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получе- ние Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета о Мессии.

Книги Нового Завета. Содержание Евангелия.

Тема 3. «XPAM — ДОМ БОЖИЙ» — 7 ч.

Храм как явление общественной жизни россиян.

Назначение храма. Разновидности храмов. Прообраз храма — ветхозавет- ная Скиния собрания и откровения. Устроение Скинии в книге «Исход».

Древнее культовое зодчество на Руси. Первые христианские храмы, развитие зодчества после крещения Руси. Древнейшие из сохранившихся xpaмов в России. Особенности строительства храмов; используемые материалы. Крестово-купольная система. Шатровый стиль в России. Название основных частей храмового здания.

Внутреннее устроение храма. Символическое значение и назначение частей храма. Алтарь. Его устроение. Иконостас: расположение икон на иконостасе, Царские врата, диаконские врата, ярусы (чины). Храмовые предметы и их назначение.

Святыни-храмы православного мира. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Благодатный Огонь над Гробом Господним. Доставление Благодатного огня в Россию в мае 1992 г. и последующие годы. Новый Иерусалим. «Сорок сороков» московских храмов. Храмы Московского Кремля.

Тема 4. «РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО» — 10 ч.

Религиозная тематика в искусстве разных народов.

Истоки и своеобразие русской культуры. Творчество русских художников и поэтов на религиозные темы.

Церковное искусство. Назначение и особенности православного искусства. Русская икона, её назначение, содержательные и изобразительные особенности. Иконопись на Р си: творческая переработка русскими мастерами византийских традиций. Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный. Русские иконописцы:  Алипий, Феофан Грек, Андрей  Рублёв и    другие.

Особенности иконотворчества. Представление об исихазме. Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери. Иконография   Богородичных   икон.   Иконографические  типы:  Оранта, Одигитрия,  Елеуса,  Панахранта, Агиосоритисса.

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Владимирская, Казанская, Новгородская и Курская Коренная икона «Знамение», Державная, Донская Иные виды православного искусства: фреска, мозаика, церковное пение. Символы  православного искусства.

Тема 5. «АГИОГРАФИЯ»  — 3 ч.

Что такое «агиография»? Жития святителя Николая Чудотворца и велико- мученика Георгия Победоносца. Жития святого благоверного Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского. Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕННЕ РАЗДЕЛА 6

Основные пособия

  1. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной куль- туры. Учебное пособие для учащихся 6 класса. — Изд. 7-е. — М., 2015.
  2. Бородина А.В. История религиозной культ p= : Основы православной куль- туры. Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса. — М., 2015.
  3. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной куль- туры: 6 класс. Пособие для учителей.  — Изд. 4-е. — М., 2016.

Демонстрационные,   контрольно-иэмерительные материалы и справочная литература

  1. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной куль- туры. 5—9 классы. Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный матери- ал). — Изд. 3-e. — М., 2012.
  2. Бородина А.В. Основы православной культуры: Тесты к демонстрационным материалам.” (5—9 классы). М., 2014.
  3. Бородина А.В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. — Изд. 3-e.     М., 2014.

               

                   7 класс

РАЗДЕЛ 7. «РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО» — 34 часа

Тема 1. «О ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ» — 3 ч.

Роль человека в истории. Россия в мировой истории. Человек и Бог навстречу друг другу. Древние философы о человеке и обще- стве. О субъективном понимании истины. Роль универсального духовно-нрав- ственного начала в человеческом обществе.

Попытки рационального понимания миссии Христа. Распространение содержания Нового Завета. Откровение Иоанна Богослова. Понятие образа Божия в человеке. Грех, страсть. Антихрист.

Тема 2.  «МИР HAKAHУHE РОЖДЕСТВА  ХРИСТОВА»  — 5 ч.

Политическое устроение Римской империи во II—I. Вв. до Р.Х. Древняя Палестина накануне Рождества  Христова.

Культура и религиозные верования в Римской империи переломного вре- мени.  Кризис  верований.  Обожествление императора.

Ожидание Мессии. Хранение веры израильтянами. Фарисеи, саддукеи, ессеи, ферапевты. Кумранская община.

Тема 3. «НОВАЯ ЭРА И РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» — 3 ч.

Общее приготовление мира к Благовестию. Святая земля в период новой эры. Историчность  евангельских  событий.  Новый  Завет  как  древнейший  доку-

мент I — начала  II вв.  Апокрифы.  Свидетельства  противников  христианства о

Христе. Иосиф Флавий «Иудейские  древности». Отсчёт новой эры от Рождества Христова. Религиозное понимание новой эры как эры с Христом. Проблемы вычисления времени рождения Иисуса Христа. Расчёты Дионисия Малого. Празднование Рождества Христова по юлианскому и григорианскому календарю.

Тема 4. «КАК ПРИШЛО В МИР ХРИСТИАНСТВО» — 6 ч.

Рождение Христа и первые христиане.

Спасение для всех и для каждого. Отношения Христа с каждым человеком как единственным. Овчая купель: понимание духовного смысла исцеления больного у Овчей купальни. Вселенский  характер  учения Христа. Язык Благовестия. Форма иносказательного поучения. Притча о благоразумном и неблагоразумном домоправителях. Притча   о званных и избранных. Притча о блудном сыне.

Апостольская миссия. Проповедь и судьбы св. Апостолов из   12-ти. Апостолы из 70-ти.

Тема 5. «НАЧАЛО РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ» — 2 ч.

Рождение Церкви. Выборы апостола вместо Иуды Искариота. Сошествие Святого Духа.

Жизнь первых христиан. Иаков Праведный — первый епископ Иерусалимский. Происхождение понятия «симония». Взаимоотношения верующих в Церкви Христовой. Погибель супругов Анании и Сапфиры. Начало гонений на христиан. Святой первомученик  Стефан.

Тема 6. «ПРОПОВЕДЬ ИСТИНЫ» — 11 ч.

Деяния Двенадцати Апостолов. Условия распространения Евангелия. Myченическая кончина святого Апостола Иакова Зеведеева. Проповедничество святого Апостола Андрея Первозванного. Святой Апостол Иоанн Богослов. Деяния святого Апостола Петра.

Обращение в христианство и деяния святого Апостола Павла. Труды Апостолов от 70-ти.

Жизнь Божией Матери после Вознесения Иисуса Христа. Удел Пресвятой

Богородицы по жребию. Пребывание Божией Матери на Афоне. Посещение Пресвятой Богородицей Кипра. Успение Пресвятой Богородицы.

Апостольский Собор. Причина созыва и решения Апостольского Собора. Книги Нового Завета. Понятия «канон», «подложные книги», «апокриф». Канонический состав Нового Завета.

Гонения на Церковь. Описания гонений епископом и историком Евсевием Памфилом. Святые мученики первых веков. Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Святой мученик Иустин Философ. Священномученик Поликарп, епископ Смирнский. Священномученик Киприан, епископ Карфагенский.

Святые мученицы раннехристианской Церкви.  Святые мученицы  Bepa, Надежда, Любовь и мать их София. Святая великомученица Анастасия Узорешительница. Святые великомученица Екатерина и мученица царица Августа. Святые великомученица Варвара и мученица Иулиания.

Апологеты. Возникновение и назначение апологий. Судебная и научная апологетика. Учёные, противники христианства. Апологетические труды Tepтуллиана Квинта Септимия Флоренса,  Минуция Феликса,  Ермилия,  святителя Феофила, историка и епископа Евсевия Памфила. Александрийское огласи- тельное училище. Климент Александрийский (Тит Флавий Климент).  Ориген.

Тема 7. «ЦЕРКОВЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ» — 1 ч.

Святой равноапостольный Константин Великий. Эдикт 311 г. Миланский эдикт. Святая равно-апостольная царица Елена и её труды на Святой земле. Воздвижение Креста Господня. Строительство храма Вознесения в Иеруса- лиме. Константинополь — первая христианская столица.

Тема 8. «РАННЕЕ ХРИСТИАНСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ HCKУCCTBO» — 2 ч.

Начало церковного искусства. Отношение христиан к языческой культуре. Основы христианской этики и эстетики. Отношение к изображениям. Появление  первых образов.

Символы, образы, сюжеты раннехристианского искусства. Возникнове- ние христианской символики. Заимствование стилей и новые мотивы в искусстве. Торжество христианство в Римской империи, строительство и украшение христианских храмов.

ИТОГОВЫЙ УРОК «Истоки и особенности христианского церковного искусства» — 1 ч.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗДЕЛА 7

Основные пособия

  1. Бородина А.В. Основы православной культуры: Раннее христианство. Учебное пособие для 7 класса. — Изд. 2-е. — М., 2014.

Демонстрационные,   контрольно-иэмерительные материалы и справочная литература

  1. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной куль- туры. 5—9 классы. Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный матери- ал). — Изд. 3-e. — М., 2012.
  2. Бородина А.В. Основы православной культуры: Тесты к демонстрационным материалам. (5—9 классы). — М., 2014.
  3. Бородина А.В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. — Изд. 3-e. — М., 2014.        

                     8 класс

РАЗДЕЛ 8. «ХРИСТИАНСТВО в IV – XI вв.» — 34 часа

Тема 1. «ДО ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ» — 3 ч.

Христианство в период гонений. Плиний Младший о распространении хри- стианства. Взаимоотношения христиан с язычниками. Ориген, святой мученик Иустин, Евсевий Кесарийский, Тертуллиан, Иоанн Златоуст о христианах. Отношение христиан к смерти. Взаимоотношения в семьях древник христиан. Отношение христиан к правителям, к государственной службе.

Причины гонений на христиан.

Тема 2. «ЭПОХИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ» — 28 ч .

От гонений к государственной религии. Святой равноапостольный Константин Великий. Миланский эдикт. Император Феодосий Великий и запрет языческих богослужений.  Принцип  симфонии  Церкви  и государства. Юстиниан Великий: «Единое государство, единый закон и единая Церковь». Понятие цезарепапизма. Новый Рим. Начало византийской культуры. София Константинопольская: история Софийского собора до наших дней. Святая равноапостольная царица Елена. Паломническое путешествие в Святую землю, обретение Креста Господня и строительство храмов на Святой земле.

Источники православного вероучения. Ортодоксальная (православная) позиция. Септуагинта. Канон Священного Писания в Православной Церкви. Канон Священного Писания на Западе.

Место Вселенских Соборов в Священном Предании Церкви. Признаки Вселенских Соборов. Вселенские Соборы в разных христианских традициях. Причины созыва Вселенских Coборов. Первые Символы веры. Догматы в христианстве.

Лжеучения и ереси. Ереси иудействующих. Гностики. Ириней Лионский и его труды против гностицизма. Манихейцы. Антитринитарии. Монархианство динамистическое и модалистическое.

Арианство. Первый Вселенский Собор. Арианство после Никейского Собора. Юлиан Отступник и его «Эдикт о терпимости». Аполлинарианство, македонианство. Второй Вселенский Собор. Несторианство  и  пелагианство.  Третий  Вселенский  Собор.   Августин Блаженный против Пелагия.

Монофизитство. «Разбойничий» собор 449 г. Четвёртый Вселенский Собор. Отношения Церквей к Халкидонскому Вселенскому Собору.

Император Юстиниан Великий. Кодекс Юстиниана. Церковно-государственная политика Юстиниана. «Эдикт о трёх главах». Пятый Вселенский Собор. Латеранский  собор  649  г.  Подвиги  исповедничества  и  мученичества Максима Исповедника и папы Римского Мартина.

Задачи Шестого Вселенского Собора. Трулльский Собор. «Кормчая книга». Иконоборчество. Седьмой Вселенский Собор.

Константинопольский Поместный Собор и Торжество Православия. Отделение Церквей в эпоху Вселенских Соборов. Армяно-Григорианская Церковь. Святой равноапостольный Григорий Просветитель. Коптская Церковь. Абиссинская монофизитская Церковь. Маронитские общины. Общины несториан. Общины яковитов.

Писатели и отцы Церкви. IV век — золотой век святоотеческой письменно- сти. Афанасий Алексан-дрийский. Вселенские отцы Церкви. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

Распространение христианства в Грузии. Святая равноапостольная Нина. Возникновение   монашества.   Основные   разновидности  монашества:

отшельничество (анахоретство) и общежительные монастыри (киновии). Антоний Великий — основатель отшельничества. Родоначальник общежитель- ных монастырей — Пахомий Великий. Преподобный Симеон Столпник. Святой Савва Освященный. Иоанн Дамаскин. Главная цель монашества — восстанов- ление полноты богообщения. Понятие аскетизма.

Афон — удел Пресвятой Богородицы. Монашество и монастыри на Афоне. Монашество  на  Западе.  Святой  Иоанн  Кассиан  Римлянин.  Бенедикт Нурсийский. Монашеские ордены. Святой Бонифаций. Значение эпохи Вселенских Соборов.

Тема 3. «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ» — 2 ч.

Объективные предпосылки отделения Римской Церкви. Субъективные факторы отделения. «Римский папа» — появление термина в III—,IV вв. Привилегированное положение римского  епископа,  претендента  на почётное и юридическое  первенство  среди  всех  христианских епископов.

Латинизация и христианизация европейских народов с V века. Развитие «латин- ского» направления в христианстве. Особенности римского богослужения.

Самостоятельное внесение добавлений и изменений в Символ веры Римской Церковью. Разделение Римской империи на Западную и Восточную, упадок императорской власти на Западе. Отделение католической Церкви в 1054 году. Смерть Льва IX. Булла с анафемой. Ответ Михаила Керуллария.

ИТОГОВЫЙ УРОК — 1 ч.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗДЕЛА 8

Основные пособия

1. Бородина А.В. Основы православной культуры: Христианство: IV—XI вв. Учебное пособие для 8 класса. — М., 2014.

Демонстрационные,  контрольно-измерительные  материалы и справочная литература

2. Ьородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной куль- туры. 5—9 классы. Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный матери-

” ал). — Изд. 3-e. — М., 2012.

3. Бородина А.В. Основы православной культуры: Тесты к демонстрационным материалам. (5—9 классы). — М., 2014.

4. Бородина А.В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. — Изд. 3-e. — М., 2014.         

                     9 класс

РАЗДЕЛ 9. «XPИCTИAHCTBO В XI—XXI вв.» — 34 часа

Тема 1. «РАСЦВЕТ И ПАДЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИMПEPИИ» — 9 ч.

Расцвет Византии с конца IX в. до начала XIII в. Византия — важнейший исто- рический центр развития христианства. Расцвет средневековой Византии. Развитие культуры и искусства Византии с конца IX в. до начала XIII в. Становление иконописных традиций. Восточный обряд и особенности Византийской цивилизации. Закат Византийской империи. Последствия крестовых походов через Византию и Четвёртого крестового похода против Константинополя. Освобождение Константинополя при Михаиле VIII Палеологе. Эпоха Палеологов. Третий расцвет византийской культуры. Монастырь Xopa. Феофан Грек.

Религиозные споры. Зилоты и «политики». Патриарх Арсений и его почитатели и последователи.

Унии и стояние в вере. Причины подписания уний. Лионская уния в 1274 г. Последствия Лионской унии. Флорентийская уния в 1439 г Геннадий Схоларий.

Исихазм. Фессалоникийский архиепископ Григорий Палама — главный представитель  исихастского направления.

Тема 2. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ДО ПРОТЕСТАНТИЗМА» — 4 ч.

Распространение Римско-католической Церкви на юге Западной Европы. Крестовые походы и их последствия.

Развитие религиозной мысли в Западной Европе в XV—XVI вв. Церковь и народные движения на Западе в XV в. Духовные поиски и критика церковных нравов. Св. Бернардин Сиенский. Св. Викентий Феррер. Джироламо Савонарола. Идеи гуманизма в западной культуре. Католическое церковное искусство.

Тема 3. «ПРОТЕСТАНТСКАЯ ТРАДИЦИЯ» — 5 ч.

Сбор средств на строительство храма Св. Петра в Риме. Практика продажи индульгенций, обесценивание таинств Католической Церкви, подрыв христианской идеи спасения.

«95 тезисов» 31 октября 1517 года священника и профессора   теологии

Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483—1543). Отлучение от Церкви и объявление М. Лютера вне закона. Жизнь, проповедь и переводческая деятельность М. Лютера. Официальная протестация глав и представителей свободных городов против сейма в 1529 году в г. Шпейере. Другие лидеры ранней Реформации: У. Цвингли. Томас Мюнцер.  Менно Симонс.

Консервативное  крыло  Реформации:  кальвинизм  и  англиканство. Жан

Кальвин. «Наставления в христианской вере». Социально-экономические и религиозно-политические  предпосылки Реформации.

Формирование    двух   основных   течений   протестантизма   в   период

Реформации. Собственно протестантское направление. Умеренно-консервативные лютеранские Церкви. Кальвинистские и реформаторские Церкви. Методические Церкви XVIII в. Англиканская Церковь. «Церковь уверовавших». Меннониты, конгрегационалисты, баптисты,   квакеры,  адвентисты.   Церковь  Христа,   Свидетели  Иеговы.   Церковь  учеников Христа. Церковь Святости.

Сближение и смешивание консервативного и радикального течений с XVII в. Распространение протестантизма среди народов Северной Европы, Северной Америки и по всему миру. Термины «протестант», «реформаторы», «евангелисты». Классификация протестантских Церквей по деноминациям. Множество различных независимых христианских движений, Церквей, общин и сект как своеобразие протестантизма. Отказ от латыни и переосмысление христианства в категориях национальных культур и национальных языков. Перенос религиозной протестантской множественности в Новый Свет в ходе европейской иммиграции в Америку.

Формирование протестантских Церквей на основе религиозных принципов: 1) единственный источник вероучения — Священное Писание, отрицание авторитета Священного Предания; 2) достижение спасения не делами, а только верой в Бога; 3) признание только двух таинств: Крещения и Причащения; 4) удешевление и упрощение культов, обрядов, облика церкви; отказ от икон, статуй, мощей, алтаря; 5) отрицание необходимости безбрачия; признание монашества бесполезным; 6) отрицание единой иерархии Церкви и верховной власти Римского папы.

Возникновение новых протестантских общин. Мормоны и пятидесятники. Религиозно-нравственные течения XVIII века. «Освящение» повседневной жизни верующих, святость и спасение через активную профессиональную деятельность. Обмирщение церковной жизни. Секуляризация.

Влияние протестантской теологии на появление и развитие рационализма в век Просвещения, позднее — на философию либерализма, в XX веке — на раз- витие зкзистенциализма и диалектической теологии.

Активное участие протестантских Церквей в движении за объединение всех христианских конфессий. Экуменизм. Протестантизм восточного обрRда. Евангелические кампании в Восточной Европе. Идеология. Цели. Разнообра- зие современного  обновленчества. Тоталитарные  секты.

Протестантские храмы. Богослужение. Искусство протестантского Запада.

Тема 4. «КАТОЛИЦИЗМ ПОСЛЕ РЕФОРМАЦИИ» — 5 ч.

Кризис Римско-католической Церквй в результате Реформации. Борьба с гугенотами. Расправа над протестантами в ночь накануне праздника Св. Варфоломея (24 августа) в Париже. Возникновение ордена иезуитов.

Тридентский собор 1545—1563 rr. Контрреформация. Деление Европы на католические и протестантские государства. Вестфальский мирный договор 1648 г., принцип «чьё правление, того и религия».

Великая Французская революция. Политизирование деятельности Римско- католической Церкви в XIX веке. I Ватиканский собор 1869—1870 rr. Возникновение самостоятельной старокатолической Церкви.

Последствия Франко-прусской войны 1870—1871 rr. Прекращение самостоятельного существования Папского государства. Восстановление фашистским режимом Муссолини Папской области в 1929 г., создание государства Ватикан. Распространение Римско-католической Церкви в Америке, Австралии и др.регионах как результат миссионерства и колониальной экспансии XIX—XX вв.

Рост католическик церквей в Латинской Америке и Африке. Период перемен в латинской традиции западного христианства. Перевод Библии на местные языки. Введение в жизнь Церкви элементов местных культур и обычаев.

Напряжение между латинским центром и неевропейской периферией, между универсализмом доктрин и множественностью национальных форм его выражения. Ватиканский собор 1962—1965 гг. Практическое воплощение нового курса Римско-католической Церкви папой Павлом VI (1963—1978). Римский  Папа  Иоанн  Павел  II.  «Славянизация»  латинских  традиций. Осуждение теории марксизма, критика коммунизма.

Римско-католическая Церковь как иерархическая религиозно-политическая, социально-экономическая структура. Влияние на образование, здраво- охранение, политику, архитектуру, искусство, литературу. Особенности латинского вероучения, обрядовости,  церковного искусства.

Униатские Церкви различных обрядов: греческого, халдейского, армянского, маронитского, сирийского, коптского.

Тема 5. «ПРАВОСЛАВИЕ: СВЯТАЯ PУCЬ — ПРЕЕМНИЦА ВИЗАНТИИ» — 10 ч.

Предание о посещении св. апостолом Андреем Первозванным русских земель. Первые христианские общины и храмы на территории России. Русы и Русь. Крещения русов до князя Владимира. Крещение Руси в 986—988 гг. Москва — Третий Рим.

Католическое миссионерство на юго-западе Руси. Временное завоевание Галича венгерским королем Андреем (1214—1219). Борьба северной Руси за верность православию. Отношения Русской Церкви с Римско-католической после Флорентийской унии 1439 г. при Иване III, Василии III, Иване Грозном. Попытки ввести католичество в России в Смутное время.

Установление Патриаршества на Руси при царе Федоре Иоанновиче, в 1589 г. Поставление Патриархом Константинопольским Иеремией митрополита Иова первым Патриархом Московским и всея Руси. В правление Петра I свободный въезд в Россию и право на строительство католических храмов. Указ 14 декабря 1772 г. о непосредственном надзоре Российского государства за организацией латинских и униатских церквей. Церковь греческого (восточного) обряда на территории России.

Реформы Патриарха Никона. Старообрядчество: центры, течения. Единоверческая Церковь. Попытка к преодолению раскола Русской Церкви на Поместном соборе 1971 г. Старообрядчество в современном мире. Синодальный период Русской Православной Церкви.

Обновленческое движение начала XX в. Восстановление Патриаршества на Поместном соборе в августе 1917 — сентябре 1918 г. Положение Русской Церкви после Октябрьской революции. Декрет 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». «Показательные процессы» над духовенством. Святитель Тихон (Беллавин). «Декларация митрополита Сергия» (Страгородского).

Святые мученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века. Православная  Церковь в эмиграции.  Русская  Зарубежная Церковь.

Деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечествен- ной войны. Возрождение  церковной жизни в России к концу XX   века.

ИТОГОВЫЙ УPOK — 1 ч.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗДЕЛА 9

Основные пособия:

  1. Бородина А.В. Основы православной культуры: Христианство: XI—XXI вв. Учебное пособие для 9 класса. — М., 2016.

Демонстрационные,  контрольно-иэмерительные материалы и справочная литература:

  1. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной куль- туры. 5—9 классы. Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный матери- ал). — Изд. 3-e. — М., 2012.
  2. Бородина А.В. Основы православной культуры: Тесты к демонстрационным материалам. (5—9 классы). — М., 2014.
  3. Бородина А.В. Основы православной  культуры: Словарь-справочник. — Изд.

3-e. — М., 2014.

В ПОМОЩЬ УЧЕНИКУ И УЧИТЕЛЮ

  1. Бородина А.В. 1025-летие Крещения Руси. Православие в России // Кораб- лик. — № 4 (38), 2013. — С. 4—7.
  2.  Бородина А.В. Вход Господень в Иерусалим // Кораблик. — № 2 (36), 2013. — С. 8—9.
  3. Бородина А.В. День народного единства — Казанская икона Пресвятой Богородицы // Кораблик. — № 5 (45), 2014. — С. 8—11.
  4. Бородина А.В. Икона и картина // Искусство. — № 5 (413), 2009. — С. 14—17.
  5. Бородина А.В. Иконостас // Искусство. — № 5 (389), 2008. — С. 10—11.
  6. 6. Бородина А.В. Исаакиевский собор // Искусство. — № 5 (389), 2008. — С. 18—19.
  7. Бородина А.В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция религиозно-познавательного историко-культурологи- ческого образования.  — Изд. 2-е, ппеереераб. — М., 2009.
  8. Бородина А.В. История религиозной культуры: Концепция учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — № 48, 28 ноября 2002.
  9. Бородина А.В. История религиозной культуры: Методология курса // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — N°. 51, 19 декабря  2002.
  10. Бородина А.В. История религиозной культуры: Назначение, особенности и
  11. задачи курса //  Сто друзей (приложение к «Учительской газете»).  — №  47,  21
  12. ноября 2002.
  13. Бородина А.В. История религиозной культуры: Нормативно-правовое обоснование курса // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — № 49, 5 декабря 2002.
  14. Бородина А.В. История религиозной культуры: Преподавание курса в средней школе // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). — № 50,12 декабря 2002.
  15. Бородина А.В. История религиозной культуры: Причины введения религи- оведения в содержание образования // Сто друзей (приложение к «Учитель- ской газете»). — N°. 52, 26 декабря 2002.
  16. Бородина А.В. Киево-Печерская Лавра // Кораблик. — № 4 (43), 2014. — С. 16—25.
  17. Бородина А.В. Княжеская архитектура //  Искусство. — №  6 (342), 2006.  —С. 5—7.
  18. Бородина А.В. Когда не видно было неба // Кораблик. — №  6 (40), 2013.  С. 28—31.
  19. Бородина А.В. «В начале было слово» — Святые равноапостольные учите- ли словенские Мефодий и Кирилл// Кораблик. — №  2 (48), 2015. — С.  8—17.
  20. Бородина А.В. Основы православной культуры: Организация курса. Лекции по курсам: OПK, ИРК.— Изд. 2-е, испр. — М., 2007.
  21. Бородина А.В. Пacxa Господня // Кораблик. — N°. 3 (37), 2013. — С. 8—9.
  22. Бородина А.В. Собор Василия Блаженного //  Искусство.  — №5 (389),  2008.
  23. — С. 14—15.
  24. Бородина А.В. Сретение Господне // Кораблик. — №1 (35), 2013. — С10—11.
  25. Боро,qнна А.В. Уроки религии — норма светского государства // Человек и закон. — N.°2, 2009. — С. 76—82.
  26. Борорнна А.В. Храм Василия Блаженного // Кораблик. — № 3 (37), 2013. С. 18—19; N.°4(38), 2013 — С. 20—24.
  27. Борорнна  А.В.  Храмы  Московского  Кремля  //   Искусство.  —  №  5 (389),
  28. 2008. — С. 16—17.
  29. Боро7lнна А.В. Церковь Покрова на Нерли //  Искусство. — №  5 (389), 2008.
  30. — С. 12—13.
  31. Бородина А.В. Шатровый храм. Лекции по курсам: OПK, MXK, искvсство.— Изд. 2-е. — М.,  2006. 

ССОГЛАСОВАНО                                                                              

   протокол  заседания методического объединения                                  

   учителей гуманитарного цикла                                                

   от  ___ августа 2016 года   № 1                                                                    

   Руководитель МО____________Кандудина В.М.

С                                           СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

______________ Горелова Е.С.

                                            «_____» августа 2016 г.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 6 класс 2016-2017 уч.г.

рабочая программа по истории 6 класс под редакцией Торкунова А.В....

Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017

Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 7 класс, 2016-2017 уч.год

Рабочая программа по математике 7 класс на 2016-2017 уч.год рассчитана на 210 часов (по плану 175 часов + 35 часов школьный компонент). Школьный компонент отводится на расширение знаний базо...

рабочая программа по МХК 11 класс 2016-2017

программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование на 2016-2017 уч.год...

Рабочая программа по математике 5 класс 2016-2017 учебный год

Работа предназначена для учителей математики, которые работают по учебнику Виленкина...