5 класс Правописание безударных личных окончаний глаголов
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Никитина Елена Александровна

УМК к уроку. Презентация составлена к готовому конспекту урока из интернет -источника (без претензии на авторство)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комментарий: При разработке урока использованы материалы из интернет -источников.

План-конспект урока русского языка

«Правописание безударных личных окончаний глаголов» (5 класс)

Цели урока:

образовательные: а) продолжать формировать орфографические умения и пунктуационные навыки учащихся;

б) совершенствовать умение по личной форме глагола находить инфинитив, сохраняя при этом его вид;

в) сформировать умение определять спряжение глаголов с приставками, умение «видеть» в таких глаголах слово-исключение;

г) научить ребят отбрасывать приставку вы- и определять правильное написание безударного окончания глагола, используя алгоритм-схему;

развивающие: а) продолжать развивать логическое мышление, культуру речи учащихся, слуховую и зрительную память; б) диалектически анализировать; в) выделять главное и существенное; г) продолжать формировать исследовательские умения (постановка вопроса, самостоятельный поиск правильного ответа, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка); д) устанавливать причинно-следственные связи; е) развивать устную и письменную речь учащихся, литературно-творческие способности; ж) развивать умение работать самостоятельно;

воспитательные: воспитывать ценностное отношение к здоровью, здоровому образу жизни, интерес к физической культуре, занятиям спортом; воспитывать уважение к живому русскому слову как наследию, которое досталось от наших предков.

Предполагаемые результаты:

Регулятивные УУД: умение ставить цели; определять степень успешности своей работы и работы коллектива.

Познавательные УУД: умение определять спряжение глагола; умение правильно писать безударные личные окончания глаголов; умение извлекать информацию, предоставленную в разных формах.

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, алгоритм-схема, презентация, учебник под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой.


Ход урока

1 Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Здравствуйте, я очень довольна, что у вас замечательное настроение.

Сегодня мы будем опять открывать для себя что-то новое, полезное. Готовы ли вы подняться вверх еще на одну ступеньку знаний? Хотите ли вы меньше допускать ошибок?

2 Вступительное слово учителя

Эпиграф нашего урока: «Движение – это жизнь!»

- Почему именно это высказывание я выбрала? В чем его важность? Как оно будет связано с уроком?

(Мы должны больше двигаться, гулять на свежем воздухе, играть в подвижные игры, меньше сидеть дома за компьютером, заниматься физкультурой, посещать спортивные секции. Это способствует поддержанию нашего здоровья. Здоровый человек счастливый, активный, может плодотворно трудиться, выбирать любую профессию, жить во благо семьи и Родины. Материалы урока будут соответствовать этой теме)

- Как мы в школе выполняем наказ нашего президента В.В. Путина о важности поддержания здоровья, физического развития человека? (занимаемся физкультурой, сдаём нормы ГТО, проводим утреннюю зарядку, физкультминутки на уроках, посещаем спортивные секции)

- Поднимите руку те, кто занимаются в спортивных секциях.

- Надеюсь, что дружить со спортом вы будете всегда. Сегодня на уроке мы тоже будем «сдавать» нормы, но это будут нормы знаний.

- Запишите дату, классная работа и оставьте две строки для записи темы урока.

- Запишите эпиграф, объясните постановку знаков препинания, выделите грамматическую основу.

3 Сообщение темы, цели урока

1) «Глагольная разминка»

- Какую часть речи мы сейчас изучаем? (глагол)

- Давайте, как на спортивной тренировке, вначале проведём «глагольную разминку». Мы вспомним определения из раздела «Глагол» (вы их повторяли дома) и правописание слов-терминов.

Задание: Я называю определение, а вы записываете термин. Один человек работает у доски, но чтобы запись никто не видел. Самопроверка (слайд 2)

Слова, которые обозначают действия (глагол)

Начальная форма глагола (неопределённая)

Вид глагола, к которому задают вопрос Что делать? (несовершенный)

Время глагола, обозначающее действие, которое произойдет (будущее)

Изменение глагола по лицам и числам (спряжение)

2) Формулирование темы, цели урока

3 Закрепление и обобщение изученного материала

1. Фронтальный опрос, обобщение.

-Как узнать, к какому спряжению относится глагол?

( надо поставить глагол в начальную форму и по суффиксу неопределённой формы определить спряжение)

Слайд №4

-какие глаголы II спряжения?

(-ить, кроме Брить, Стелить)

-какие глаголы I спряжения?

(все остальные, кроме 11 глаголов).

Слайд №5

- Давайте вспомним их:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть-

Вы запомните, друзья, их на –Е спрягать нельзя!

(выучить дома)

- Давайте вспомним подсказки-запоминалки по выбору личных окончаний. Запоминалки: 

из римских цифр обозначающих спряжение получаем гласные буквы I спр. – Е, II спр. – И.

Выполнение карточки №1

шалишь (-Ишь, II спряжение)

торчат   (-Ат, II спряжение)

ткут       (-Ут, I спряжение )

берёте   (-Ёте, I спряжение)

несём     (-Ём, I спряжение)

ползут    (-Ут, I спряжение)

творишь (-Ишь, II спряжение)

живёте   (-Ёте, I спряжение)

Вывод: Когда окончание под ударением

легко ты узнаешь, КАКОЕ СПРЯЖЕНИЕ

4 Физкультминутка

- Игра «Хлопок». Учитель диктует глаголы 1 и 2 спряжения –( 1спр.- хлопок и приседание, 2спр.-два хлопка и приседание)

Идешь, шумишь, поешь, шуршите, звенят, плывут, цветет, кричишь.

5 Турнир грамотеев

- Класс делится на 3 команды, кто выполнит быстрее. Восстановить пословицы. Объяснить выбор гласных в окончаниях глаголов.

1 уровень – с опорой на слова для справок

Человек от лени боле..т, от труда (здоровее..т).

Надо трудит..ся, а не (ленит..ся).

Чужой славой не (проживёшь).

Человек по делу (узнаётся).

Опорные слова: проживёшь, здоровеет, узнаётся, ленит..ся

6 Игра «Учитель»

- Найдите ошибки в рассуждениях по определению спряжения глагола. Исправьте допущенные ошибки. (слайд 9)

                                                                     

1.      Глагол летишь относится к 1 спряжению, так как в неопределенной форме оканчивается на -еть: лететь ( суффикс -е- перед ть)

2.     Броса_шь. Ставлю ударение : бросА_шь. Окончание безударное . Ставлю глагол в неопределенную форму : бросить. Глагол оканчивается на -ить ( суффикс -и- перед ть), относится ко 2 спряжению, следовательно, в форме броса_шь нужно писать букву и.

  (Примерный ответ учеников. Слово « летишь» - 2 спряжение, но окончание ударное -ишь- .

Броса_шь- н.ф.бросать, глагол на -ать- 1 спряжение, ученик неправильно определил н.ф., изменил вид глагола.)

Упр.89

7 Рефлексия учебной деятельности на уроке


6 Домашнее задание

Упр.92, §19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

В данном конспекте дан материал по изученной теме "Спряжение глаголов", показаны разные формы работы...

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Правописание безударных личных окончаний глаголов".

Данный урок  разработан для учащихся  6 класса. Урок смоделирован в рамках деятельностного подхода с учётом формирования универсальных учебных действий. На всех этапах урока предполагается в...

технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глагола. Не с глаголами.

технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глаголов...

Правописание окончаний. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Правописание безударных личных окончаний глаголов. 5 класс по УМК Львова, Львов...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов». 5 класс.

К технологической карте урока прилагается конспект урока, а также 2 слайда....

Работа в группах "Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глагола"

   В группах по 2-4 человека всегда работать веселее. Ученики при такой работе запоминают гораздо больше, потому что им помогают свои же одноклассники, то есть  нет страха сказат...