План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

В данном конспекте дан материал по изученной теме "Спряжение глаголов", показаны разные формы работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  урока русского языка в 5 классе «Правописание безударных личных окончаний глаголов» (2 ч)

Цели урока:  Совершенствовать навыки  правильного употребления глаголов и написания их безударных окончаний, определяя спряжение; повторение сведений об антонимах.
Предполагаемые результаты:

Регулятивные УУД: Умение ставить цели; Определять степень успешности своей работы и работы коллектива 

Познавательные УУД: умение определять спряжение глагола; умение правильно писать безударные личные окончания глаголов; умение извлекать информацию, предоставленную в разных формах;

Коммуникативные УУД: умение  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Ход урока.

  1. Оргмомент.  Сообщение темы урока.
    - О чём мы говорили с вами на предыдущем уроке? На сегодняшнем уроке мы продолжим тренироваться в правописании безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
  2. Целеполагание. Продолжите фразу: «Сегодня мне нужно…»
  3. Синтаксическая «пятиминутка» (1 человек у доски выполняет синтаксический разбор предложения, вставляет пропущенные буквы)

Ч..ловек от лени  боле_т, от труда зд..рове_т.

3. Формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов.
- Наш сегодняшний урок не совсем обычный - в качестве учебного материала мы будем использовать только произведения устного народного творчества. Как вы думаете, с чем нам предстоит сегодня работать? Вспомните жанры устного народного творчества.
- Пословицы и поговорки существуют в нашем языке с незапамятных времен. Они приучают нас к краткости и простоте речи. Жизнь отбирает для них самые точные слова, шлифует силу мысли. Для нас пословица – концентрация народной мудрости.


Задание 1. Восстановить пословицы: 
1 уровень – с опорой на слова для справок

2 уровень – самостоятельно

- Эти пословицы построены на противопоставлении. Скажите, какие глаголы вам надо использовать? Что такое антонимы?
Мир строит, война разрушает.
Горьким лечат, сладким калечат.
Труд кормит, а лень портит.
Смелый побеждает, а трус погибает.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Дождик вымочит, а солнышко высушит.

- Каким алгоритмом пользовались при определении гласной в окончании глаголов? (если окончание безударное, спряжение определяем по суффиксу инфинитива)

Задание 2. Самостоятельная работа. Списать пословицы в тетрадь. Вставить окончание глаголов. Определить спряжение. С последующей взаимопроверкой

Труд не кнут, а человека подгоняет.
Трудом Родину славим, трудом ее украшаем.
И споем, и спляшем, только поле вспашем.
Упустишь время – потеряешь урожай.
Без заботы и репу не вырастишь.
Рабочие руки не знают скуки.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

- Какая тема объединяет все эти пословицы?

4. А теперь отдохнем.  Физминутка

Буквой Л поставим ноги,

Словно в пляске – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо.

Получается на славу.

Молодцы!

5. Турнир грамотеев.  (Класс делится на 3 команды, от каждой по одному эксперту)
Народные приметы мы часто используем в своей современной жизни, чаще всего в определении погоды, в сельском хозяйстве. Некоторые из народных примет вам хорошо знакомы. (Учащиеся получают карточку с предложением-приметой, вставляют окончание, сдают эксперту)
Дым из трубы поднима_тся столбом вверх – к стуже, стел_тся по земле без ветра – к снегу или дождю. Ворона карка_т - к снегопаду. Когда зацвета_т акация, время сажать огурцы.
Соль станов_тся влажной – к дождю. Треск деревьев в лесу усилива_тся – к сильным морозам. На Пасху небо ясное и солнце игра_т – к хорошему урожаю и красному лету.
Собака ката_тся на спине – к ветру.

- какой глагол-исключение вам встретился?

6. – Сказка - самый любимый жанр устного народного творчества. Предлагаю вам написать выборочно-распределительный диктант по этому тексту. Что вы будете распределять? (2 человека у доски выписывают гл-лы 1 и 2 спр.)
Как поп себе работницу нанимал.
Зовет поп себе девушку в работницы и молв_т: «Житьё тебе у меня буд_т лёгкое. Не столько работа_шь, сколько отдыха_шь.
Утром встан_шь до свету. Избу вымо_шь, двор и хлев вычист_шь, коров подо_шь, в поле выпуст_шь - и спи, отдыхай.
Завтрак состряпа_шь, самовар согре_шь, нас завтраком накорм_шь – и спи, отдыхай.
Днём в поле поработа_шь, в огороде пропол_шь, коли зимой – за дровами, за сеном съезд_шь – и спи, отдыхай.
Вечером коров встрет_шь, напо_шь, подо_шь – и спи, отдыхай.
Ночью попрядёшь, поткёшь, повяж_шь, повышива_шь – и опять спи, отдыхай».

7. Обобщение (карточка с вопросами блиц - опроса на каждом столе)
- Проведите в парах блиц-опрос. Выставьте оценки в оценочные листы

8. Рефлексия. Подведение итогов.

9. Домашнее задание.П.53, упр. 402 или 408


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глагола. Не с глаголами.

технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глаголов...

План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")

Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...

План – конспект вводного урока английского языка 2 классы

План – конспект урока английского языка  2 классыТема урока: Водный урок «Давайте познакомимся!» Ознакомление учащихся с новым учебным предметом «Английский язы...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа

Предлагается информационный и дидактический материал, задания  для организации самостоятельной работы пятиклассников в условиях дистанционного обучения....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа (2 урок)

Пятиклассникам предлагается информативный, закрепительный  и контролирующий материал по изучаемой теме....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. "Повторение пройденного. Орфограммы в окончаниях слов"

Предложен материал для самостоятельного повторения пройденного....