В лабиринтах правил разных, или по страницам речевого этикета
план-конспект занятия по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Котельникова Елена Валериевна

   Как правильно вести разговор по телефону.  Внеурочное занятие по предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      В лабиринтах  правил разных, или по страницам речевого этикета

Звуки телефона

-Ужасная какофония!

- Нет, это не какофония, а звуки, которые сообщают о том, что мы кому-то необходимы.

 

Видео включение «Карнавал»

Опираясь на уже увиденный вами материал, постарайтесь, уважаемые коллеги, сформулировать тему нашего сегодняшнего разговора.

Да, вы правы, мы сегодня будем с вами говорить о некоторых правилах ведения беседы по телефону.

Итак, В лабиринтах  правил разных, или по страницам речевого этикета – тема нашей встречи.

Ни для кого не секрет, что на уроках русского языка мы учим не только тому, как правильно писать, но и тому, как правильно говорить, быть приятным собеседником. И при этом вести себя согласно нормам этикета.

Уважаемые коллеги, вспомните лексическое значение слова Этикет.

Презентация «Этикет»

Продолжаем разговор о телефонном этикете. Вашему вниманию игра под названием «Лови ошибку». Предлагаем для просмотра отрывок из всеми любимого фильма «Мимино». Найдите ошибки в поведении героев.

Видео включение «Мимино»

(Ответы гостей: перебивание, приветствие, не представился, представление запутанное, громко разговаривал)

ТЕОРИЯ

Кстати, самые распространенные варианты первого слова, произносимого в трубку, это-ДА, АЛЛО, СЛУШАЮ. Они совершенно одинаковы по информативности, безличны, никак не характеризуют того, кто снимает трубку, и в этом отношении они равноценны. Но  отличаются по длительности на доли секунды. Слово АЛЛО универсально, оно интернационально, не требует перевода, в то время как ДА требует перевода для иностранцев. Это ДА часто кажется сухим, иногда в нём можно слышать даже раздражение. В этом случае оно затрудняет налаживание психологического контакта. Сказать СЛУШАЮ - значит сделать всё правильно. Человек объясняет, что именно он делает: слушает. Англичане, американцы, французы - АЛЛО (трансформированное ХАЛ БЕО ТУ - Будь здоров)

Немцы- ЗДЕСЬ МЮЛЛЕР

Испанцы - КТО ЭТО?  или У ТЕЛЕФОНА

Итальянцы - ГОТОВ

Японцы - ГОВОРИТЕ

Вариант первого слова при ответе по телефону, уважаемые коллеги, за вами.

Инсценировка

Извините, меня начальство вызывает на ковер.

Начальник: Е.В., до какой поры в вашем классе…

Я у начальника. Звонит телефон. Быстрый разговор.

- Добрый день. Ой, ладно, мне звонят, потом приду.

-Привет. Звоню, чтобы рассказать тебе важную новость. Вчера пришел приказ об изменении в проведении экзамена. Говорили об этом на совещании. Уж мы про это слушали, слушали, слушали, слушали. Время шло, шло шло, шло, шло, а мы все слушали, слушали, слушали, слушали. Ну, спроси, спроси меня, в чем изменение? И тоже будешь слушать, слушать, слушать, слушать. Поняла?

-Повтори.

Конечно же, никто ничего повторять не будет. Просто мы привели пример разговора, который можно часто слышать.

Цель этого разговора была благая: сообщить коллеге информацию о том, какие вопросы понимались на совещании. Однако разговор получился, как минимум, странный.

Какие недочеты увидели  вы?

(Ответы гостей: темп речи, отсутствие пауз, нарушение дикции, минимум полезной информации, неоправданное повторение слов)

ТЕОРИЯ

Мобильный телефон, безусловно, вещь полезная. Но порой телефонный звонок раздается в самый неподходящий момент, например, при деловой встрече. Если это случилось, извинитесь перед людьми, которые находятся рядом, нажмите на сброс и отключите телефон. Помните, что в закрытых общественных местах: театре, поликлинике, библиотеке, телефон необходимо отключать. И, кстати, если вы всё же решили поговорить, то помните, культурный владелец мобильного телефона должен отойти от окружающих его людей на 3 -6 метров.

Её величество – орфоэпия! О сколько загадок ты нам задавала, сколько раз ты ставила нас в тупик, а порой и в неловкую ситуацию.

Существует ряд слов, который часто встречается в телефонных беседах, и люди порой ошибаются в произношении, чем производит неприятное впечатление на собеседника, особенно если тот хорошо владеет нормами орфоэпии.

Интерактивный диалог

(Ответы  у доски гостей)

Безусловно, все мы владеем правилами телефонного этикета, но, тем не менее, некоторые нюансы стали для нас просто откровением при подготовке к этой встрече. Предлагаем вашему вниманию электронный тест, где отражены некоторые аспекты данной темы.

Тест

(Ответы гостей у доски и на листочках)

Посмотрев на результаты, каждый сделает выводы для себя.

Практически на всех уроках русского языка и литературы присутствует такой элемент как развитие речи. Не будем отступать от традиций и в этот раз. Предлагаем сначала просмотреть, а потом озвучить отрывок из фильма «Укрощение строптивого».

Видео включение «Укрощение строптивого»

Объяснение условий.

Рефлексия

Если вам  на этом занятии было комфортно и интересно, прикрепите розовую табличку с приветственным словом Алло. Если же что-то было не совсем понятно и вы чувствовали себя рядом с нами несколько неуютно - прикрепите голубую табличку.

Конечно, про этикет можно говорить бесконечно. Но, к сожалению, мы ограничены во времени. Надеемся, что мы не заставили вас скучать. В завершении нашей встречи желаем вам  побольше интересных телефонных звонков и не менее интересных собеседников!

Те формы работы, которые были представлены сегодня, мы уверены, могут быть применимы и в вашей работе.

Анализ

Уважаемые коллеги,

только что вы присутствовали на внеурочном занятии по предмету, которое проходило в рамках мероприятий, посвященных Дню русского языка.

 Предложенное занятие  выстроено  согласно требованиям Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.

Вы обратили внимание на нестандартную  проблемную  ситуацию  в начале нашей встречи, я имею в виду телефонные звонки.

-по месту в учебно-речевом сегменте занятия: ситуация  была вводной;

-по интенции (по цели): информативно-воздействующей;

-по степени подготовленности: полностью подготовленное;

-по способу передачи информации: поликодовая (этот код включал в себя языковые примеры-иллюстрации, в данном случае иллюстративно – неожиданный  момент под названием "Телефонный звонок").

Представленные формы работы - это образцы  формирования универсальных учебных действий:

а именно:

-Регулятивных:

-формирование умения высказывать предположения на основе наблюдений и умение формулировать тему занятия и его цель.

- Осознавать мотив деятельности, прогнозировать и корректировать свою деятельность.

-осознавать  самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

-Познавательные УУД:

- формировали умение анализировать, сравнивать, группировать

-Делать выводы, обобщения.

-Выявлять сущность явлений, на основе анализа делать выводы, систематизировать и обобщать.

-объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения задания.

Также стоит сказать и о коммуникативных УУД:  в этих случаях мы -формировали умения строить связное монологическое высказывание, слушать и слышать других, а также быть готовым скорректировать ответ оппонента  и свою собственную точку зрения.

-формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы.

Все названное выше способствовало и достижению личностных результатов:

-Развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям.

-Развитие эмоциональной сферы личности и творческих способностей.

-Знакомство с культурным наследием страны, расширение кругозора, развитие познавательного  любопытства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Речевой этикет"

Классный час можно проводить в 5 - 6 классах....

Практикум по русскому языку.Речевой этикет "А как лучше сказать".

Материал предназначен для учащихся 5-7 классов, возможно использование в 8-9 классах при подготовке к ГИА , а также в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ. Включает в себя задания и информацию,направлен...

урок развития речевого этикета "Я к вам пишу, чего же боле..."

Занятие к спецкурсу `Развитие речевого этикета`. Конспект "Я к вам пишу, чего же боле..."  Победитель Всероссийского конкурса методических разработок `Лучший урок письма`-2009...

Речевой этикет и культура речевого общения

Этикет (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении - форма поведения...

Культура речевого поведения и речевой этикет.

Доклад на заседание МО воспитателей....

Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"

Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....

«Понятие этикета, речевого этикета»

laquo;Понятие этикета, речевого этикета»...