Квест –игра: «Владимир Иванович Даль - великий собиратель слов»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Квест-игра:  "Владимир Иванович Даль -великий собиратель слов"для учащихся  6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Квест –игра:

«Владимир Иванович Даль - великий собиратель слов»

2.1. Цель: развитиt интереса школьников к жизни и творчеству В. И. Даля.

2.2. Задачи:

- расширение  знаний школьников о жизни и творчестве В. И. Даля, о пословицах и поговорках, фразеологизмах, скороговорках;

- привлечение к чтению биографической литературы, словарей;

- развитие новых форм внеурочной работы.

3.Оборудование:

     1.Книга «Пословицы русского народа» В.И.Даля.

  1. Толковый словарь живого великорусского  языка  В.И.Даля
  2. Зеленые жетоны
  3. Интерактивная доска.
  4. Жетон-бука В,Л,А,Д,И,М,И,Р,И,В,А,Н,О.В,И,Ч.Д,А,Л,Ь.

4.Форма- мероприятия: квест-игра

5.Ход игры:

Капитаны  представляет свою команду, членов команды, девиз.  Ведущий подводит команду  к старту (на старте висит портрет В.И.Даля):

- Наш квест посвящен жизни и творчеству этого великого писателя, этнографа, врача.

 Впереди вас ждет несколько станций, множество заданий. За каждый правильный ответ вы получите красные жетоны, которыми можете расплачиваться за подсказки ведущего. И будете получать желтые жетоны-буквы, которые вам пригодятся на финише при выполнении самого главного задания. Итак, получите ваш маршрутный лист (свиток) и следуйте по нему.  

 « Кто хочет много знать, тому надо мало спать». Вперед!

Станция 1.«Как это было…»

Учитель: Прежде чем попасть на станцию, нужно взять пропуск( получить зеленый жетон, ответив на вопрос)

 Вопрос:  Назовите дату и место рождение В. И. Даля (10(22 ноября) 1801 года, Луганский завод, Екатеринославское наместничество, Российская империя)

Задания (выполняя задания учащиеся получают буквы жетоны) :

Д: Когда и как В. И. Даль решил начать создавать свой «Толковый словарь живого великорусского языка»? Расскажите эту историю (за выполнение задания учащиеся получают букву Д)

 А:Товарищи шутили: «Ну, Владимир Иванович, теперь пиши, не стесняйся. Эта, скотина, говорят, 20 пудов выдержит». О каком животном идет речь?

 (Когда началась война с Турцией (1828-1829 гг), русское командование закупило несколько тысяч верблюдов для перевозки военных грузов. У Владимира Ивановича был свой верблюд. Обыкновенный верблюд, с двумя горбами, мягкими лапами, с грустными глазами, теплой мордой и презрительно поджатыми губами. Верблюд Даля был дороже золота: он таскал по военным дорогам не простую поклажу, а записки к будущему толковому словарю, которые собирал Владимир Иванович в течение 10 лет. Верблюд был «нагружен словами».)

ЛЬ:  Назовите все профессии В. И. Даля (русский писательэтнограф и лексикограф, собиратель фольклора, военный врач.)

Станция 2 «Пословицы и поговорки»

-Чтобы получить пропуск  на станцию «Пословицы и поговорки», вам нужно вспомнить определения этих терминов.

Задание:

 Собери пословицу:

В: Язык один, (и в будни и в праздники)

Л: Поменьше говори,(побольше услышишь)

А: В добрый час молвить, (в худой промолчать)

Д: Кто языком штурмует, (не много навоюет)

Станция 3 «  Этот удивительный словарь»

-  Чтобы получить пропуск на станцию, нужно вспомнить определение термина «Лексика»

Задание:

И:Дайте полное толкование слова : «СУПРЯДКА»

Станция 4 «Отгадай загадку»

- Чтобы получить пропуск на станцию, нужно вспомнить скороговорку и по очереди ее проговорить.

Задание:

М: Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. (Ночь)

На яме, яме сто ям с ямой (наперсток).

Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает (пила).

И:  У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у рыбы в море. (Тень.)

 В лесу выросло, из лесу вынесли, на руках плачет, а по полу скачут. (Балалайка.)

Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок).

Станция 5 « Обряды и обычаи»

- Чтобы получить пропуск на станцию, нужно ответить на вопрос: У какого народа  русские переняли обычай готовить детям к Рождеству елку? ( У немцев)

Р:«Переняв, через Питер, от немцев обычай готовить детям к Рождеству разукрашенную, освещенную елку, мы зовем так иногда и самый день елки, сочельник», — писал В.И.Даль в своем «Толковом словаре живого Великорусского языка.

  Что такое сочельник? Расскажите. Что знаете о сочельнике.

Финиш

  На станции «Финиш» команды отвечают на 5 вопросов, за них получают  зеленые жетоны.

 1.В качестве кого отец Даля был приглашен в Петербург? (Библиотекарь.)

2.Какие языки знал Владимир Иванович? (Немецкий, французский, английский,
украинский, белорусский и т.д
.)

3.Что написано Далем как литератором? (Сказки, повести, короткие истории,
статьи, рассказы
.)

4.В каких местах России побывал Даль? (Прибалтика, Белоруссия, Молдавия,
Украина, Приуралье и т.д.
)

5.Под каким псевдонимом Владимир Иванович издавался? (Казак Луганский.)

Подведение итогов:

 По количеству полученных жетонов и по собранным буквам определяется команда –победитель.

Литература:

1.Белозерцев Г.И. Наследие В.И. Даля (1801–1872) // Рус. яз. за рубежом. 1972. № 3. С. 72–75.

 Бобров Е.А. Мелочи из истории русской литературы: (О немец. стихах В.И. Даля) // Рус. старина. 1907. № 11. С. 275–281.

Бодин П.-А. Книга «Пословицы русского народа» Владимира Даля, принадлежавшая Л. Н. Толстому // Яснополян. сб. Тула, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация о Владимире Ивановиче Дале и Толко́вом слова́ре живо́го великору́сского языка́

Данная презентация является дополнительным материалом для проведения внеклассного мероприятия по предмету...

Устный журнал «Человек, который любил слова» (Посвящен русскому прозаику, лексикографу, этнографу Владимиру Ивановичу Далю)

Тип урока: урок приобретения новых знаний.Данный сценарий предполагает проведение открытого мероприятия (урока, классного часа, факультатива) в 5-6 классах. Сценарий составлен с учетом того, что...

Разработка урока литературы "Великие ученые - русисты. Владимир Иванович Даль – лексикограф и этнограф"

Поэтапный урок-разработка для 11-12 классов на тему : Великие ученые - русисты. Владимир Иванович Даль - лексикограф и этнограф"...

Великий ученый, писатель, лексикограф Владимир Иванович Даль. Его имя должен знать каждый!

Сценарийвнеурочного мероприятия,интегрирующего учебную и внеучебную деятельность учащихся 5 класса в области русской словесности...

«СОБРАЛ ЧЕЛОВЕК СЛОВА» Владимир Иванович Даль

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И. Даля. Показать на примере творческого пути Даля способность быть верным своему народу, своему делу....

Владимир Иванович Даль. «Собирал человек слова»

Владимир Иванович Даль был лексикографом, этнографом, писателем. Немало было у Владимира Ивановича и других интересов: флотское дело, медицина, естествознание, история и многое другое привлекало велик...

Лингвистический праздник, посвящённый Владимиру Ивановичу Далю "Великий собиратель слов".

Данный материал  предназначен для проведения открытого внеклассного мероприятия, в ходе которого учащиеся приобретут новые знания о жизни и творчестве автора "Толкового словаря живого в...