Великий ученый, писатель, лексикограф Владимир Иванович Даль. Его имя должен знать каждый!
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мохунь Ольга Александровна

Сценарий

внеурочного мероприятия,

интегрирующего учебную и внеучебную деятельность учащихся 5 класса в области русской словесности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mohun_o.a._doc.docx333.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с.Баскатовка

Марксовского района Саратовской области

Сценарий

внеурочного мероприятия,

интегрирующего учебную и внеучебную деятельность учащихся 5 класса в области русской словесности

Автор разработки:

Мохунь Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы

2015 год

Великий ученый, писатель, лексикограф Владимир Иванович Даль. Его имя должен знать каждый!

Тема мероприятия: знакомство с личностью Владимира Ивановича Даля и его толковым словарём.

Форма проведения: устный журнал

Тип занятия: открытие нового знания

Цели.

Содержательная: расширение знаний о словарях за счет усвоения информации о толковом словаре В.И.Даля, получение новых знаний: обоснования значения прежде непонятных слов, ознакомление с  биографией великого ученого.  

Деятельностная: формирование у учащихся умений работать с новой информацией, анализировать, структурировать, пытаться объяснить, учиться понимать свое отношение к новой информации.

Планируемые результаты:        

Личностные: 

-проявлять понимание и уважение к ценностям русского языка;

-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;

-учиться осознавать роль великих личностей в истории Отечества

Предметные:

- знать биографию великого русского писателя и лексикографа В.И.Даля;

- иметь представление о содержании толкового словаря В.И.Даля;

- понимать культурную и историческую ценность толкового словаря В.И.Даля

Метапредметные:

- владеть изученным как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;

- адекватное использовать речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции;

-  владеть монологической и диалогической формами речи;

- обсуждать разные точки зрения для выработки общей (групповой) позиции

Формируемые УУД

Личностные: 

- поддерживать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;

- осознавать гражданскую идентичность личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- любовь и уважение к родному (русскому) языку, желание его сохранить;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- строить понятные для других высказывания;

- задавать вопросы;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Технологии и техники:

- подготовительная работа (снятие видеофрагмента к занятию);

- личностно-ориентированная (участие в создании страниц устного журнала);

- просмотр видеофрагмента о герое мероприятия – В.И.Дале;

- творческая (создание мини-проектов в конце занятия);

- рефлексия

-опережающее задание (планирование следующего выпуска Устного журнала)

Источники:

Бессараб М. Я. Владимир Даль: Книга о доблестном гражданине России и великом борце за русский язык. — Изд. 2-е, испр. и дополн.. — М.: Современник, 1972. — 288 с. — (Библиотека «Любителям российской словесности»). — 50 000 экз. (в пер., суперобл.)

Булатов М. А., Порудоминский В. И. Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале. — М.: Детская литература, 1966. — 224, [2] с. — 50 000 экз. (в пер.)

Порудоминский В. И. Жизнь и слово: Даль. Повествование / Послесл. В. П. Аникина.. — М.: Молодая гвардия, 1985. — 224 с. — (Пионер — значит первый. Вып. 86). — 100 000 экз. (в пер.)

Костинский Ю. М. Владимир Иванович Даль (1801—1872) // Отечественные лексикографы: XVIII—XX века / Под ред. Г. А. Богатовой. Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН; Лексикографический семинар; Кабинет «Славянский мир».. — М.: Наука, 2000. — С. 83 — 122. — 512 с. — 1 000 экз. — ISBN 5-02-011750-1. (в пер.)

Матвиевская Г. П., Зубова И. К. Владимир Иванович Даль, 1801—1872 / Отв. ред. д-р биол. наук Э. Н. Мирзоян. Российская академия наук. — М.: Наука, 2002. — 224 с. — (Научно-биографическая литература). — 530 экз. — ISBN 5-02-022726-9. (в пер.)

Владимир Иванович Даль : Жизнь и творчество : Биобиблиогр. указ. / Рос. гос. б— ка. НИО библиографии ; Сост. О. Г. Горбачева ; Ред. Т. Я. Брискман ; Библиогр. ред. Е. А. Акимова. — М.: Пашков Дом, 2004. — С. 11-18. — 136 с.

В. И. Даль: Биография и творческое наследие: Библиогр. указатель / Сост.: Н. Л. Юган, К. Г. Тарасов; Научн. ред. Р. Н. Клейменова. — М.: Флинта, Нацка, 2011. — 816 с., 1000 экз., ISBN 978-5-9765-1240-5, ISBN 978-5-02-037710-3

В.И.Даль. Толковый словарь в 4-х частях. –  Москва, 1995        

Интернет-ресурсы:

http://www.youtube.com/watch?v=s0YOWHPQa8Y 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 

http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/06/11/fizminutki 

Технические средства и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видеофрагмент с детьми, видеофрагмент о Владимире Ивановиче Дале и его словаре, материал для физминутки, раздаточный материал с заданиями, фломастеры, клей, листы формата А4, портрет В.И.Даля, Толковый словарь русского языка В.И.Даля, презентация PowerPoint

Сценарный план мероприятия

Этапы

мероприятия

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

1этап – организованно-мотивационный

Первая страница устного журнала «Анонс»

Цель: связывание разрозненные данные воедино путем логического размышления

Показ заранее подготовленного (отснятого) видеофрагмента (Видеоприложение 1)

Постановка проблемного вопроса: Как слова, значение которых вы пытаетесь узнать, связаны с именем Владимира Ивановича Даля?

Пытаются ответить на поставленный вопрос

2 этап – аналитический

Вторая страница устного журнала «Момент истины»

Цель: получение ответ на поставленный в процессе подготовки вопрос

Предлагает детям узнать значение заранее выбранных (из видеофрагмента) слов в толковом словаре В.И.Даля. Подсказка – закладки (Приложение 2)

Рассматривают словарь, находят нужные слова, зачитывают друг другу правильные ответы

3 этап – информационный

Третья страница устного журнала

«Лицо с обложки»

Цель: знакомство с личностью и деятельностью В.И.Даля

Показ и комментирование видеофильма о В.И.Дале (Видеоприложение 3)

Просмотр фильма и вопросы по нему

Физминутка

Цель: активизация двигательной активности

Организация смены виды деятельности (Приложение 4)

Выполнение предложенных учителем упражнений

4 этап – проблемно-поисковый

Четвертая страница устного журнала «Игры разума»

Цель: активизация мыслительной деятельности, основанной на умении логически рассуждать

Организация работы в парах. Объяснение задания: найти соответствия слов и их значений, взятых из толкового словаря В.И.Даля (Приложение 5)

Работа в парах. Выполнение задания

5 этап – творческий

Пятая страница устного журнала «Взгляд со стороны»

Цель: первичное закрепление полученных на занятии знаний

Организация работы в группах. Объяснение задания, помощь в затруднительных моментах  (Приложение 6)

Работа в группах. Создание под руководством педагога странички формата А4 «Что я знаю о великом писателе, лексикографе В.И.Дале». Оформление творческое (наклейки, рисунки, текст)

6 этап – демонстрационный

Шестая страница устного журнала «Моё воплощение»

Цель: обмен знаниями, идеями, видением, рефлексия

Контроль за подачей фактов (отсутствием их искажений), корректировка выступлений

Защита творческих работ (при необходимости в сжатой форме)

7 этап – рефлексия

Седьмая страница устного журнала «В следующем номере»

Цель: развитие умения анализировать и планировать деятельность

Проведение анализа работы: достигнута ли цель, выполнены ли поставленные задачи. Предложение дальнейшего изучения личности В.И.Даля, его творчества

 Участие в анализе проделанной работы, эмоции и впечатления. Ответы на вопрос: «Что я ещё хочу узнать о В.И.Дале и его творчестве?»

Приложение 2

Карточки с объяснением значений слов

Авантаж – выгода,

 преимущество, перевес

Бесстудный, бесстудливый, бесстужий или бесстыдный, бесстыжий – о человеке: нестыдливый, не знающий стыда, бессрамный, бессовестный, наглый; о поступке: постыдный, срамной, позорный, бессовестный, бесчестный.

Вексель – обязательство, в установленном виде, на бумаге, на уплату в срок известной суммы; у некоторых сословий: заёмное письмо.

Годить – медлить, мешкать, ждать, выжидать; угодить, угождать кому или на коо – делать угодное; угодить во что – попадать, например, камнем.

Зга – темь, потёмки, темнота.

Он зги не видит.

Коснеть – упорно оставаться в одном и том же положении, состоянии. Косный, косность. Косноязычность – у кого язык коснит, спотыкаясь, заикаясь, либо произносит слова с трудом, неясно, невольно переиначивая не которые звуки.

Радеть кому, о ком, о чём – печься, заботиться, стараться, усердствовать; желать и хлопотать радушно, всей душой.

Рьяный – ярый, горячий; запальчивый,

 вспыльчивый;

усердный, ретивый.

Приложение 4

«Японская школа»

          Учащиеся стоят возле парт. В начале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

          После выполнения наклонов, по команде учителя, ученик, стоящий за первой партой, должен повернуться к стоящему за ним ученику, сделать поклон, пожать руку, следующий ученик повторяет то же самое, пока не выполнят все ученики класса. Наклон должен быть сделан как можно ниже. Задание выполняется в быстром темпе, четко и слаженно, без шума.

«Воображение»

          Участники игры держат карандаш на весу на ладони, на одном пальце, на двух пальцах.

          Сидя за столом, дети учатся удерживать карандаш: на голове, на лбу, на переносице. Участники игры пробуют удержать карандаш между разными пальцами и писать в воздухе цифры, буквы, слова.

Приложение 5

Задание «Установите соответствие» (по экземпляру для каждой группы)

Бутафор

Бутафорские вещи

Бутафорская или бутафорная

Рукомесло, рукодельное мастерство, ручной труд, работа и уменье, коим добывают хлеб; самое занятие, коим человек живёт, промысел его, требующий более телесного, чем умственного труда

Пристойный

Пристойное жалованье, содержанье, обхожденье.

Приказывать, заказывать, запрещать строго, налагать зарок

То, в чём кто-либо зарёкся, или наложить на что-либо запрет; завет, обет, обещанье

Мысль

Жалкая мыслишка попала ему в голову.

Род театрального художника, на котором лежит приготовление всей обстановки игрища, кроме живописи (декораций).

Все принадлежности игрища: оружие, мебель, трость, посуда, чучело птицы либо зверя и пр.

Мастерская бутафора, комната при театре, где готовится всё нужное по этой части

Ремесло

И то ремесло, коли кто умеет сделать весло. У них ремесло под мостом – грабят проезжих.

Всякое одиночное действие ума, разума, рассудка; представление чего-либо в уме; идея; сужденье, мненье, соображенье и заключенье, предположенье, выдумка

Зарекать, заречь

Зарекаю тебе ходить на эти прогулки.

Зарок

Приличный, сообразный, соответственный, идущий к чему-либо; что кстати, впору, в меру, что идёт, степенный, чинный, благородный и скромный

Приложение 6

Материалы к творческому заданию «Моё воплощение»

(в виде карточек)

Влади́мир Ива́нович Даль (10 [22] ноября 1801 — 22 сентября [4 октября] 1872) — русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».

Член Общества любителей Российской словесности (в почётные члены избран в 1868 году).

Член Общества истории и древностей Российских

Отец – датчанин,

Мать – француженка.

Владимир Иванович Даль – русский по духу

Блестящий врач – хирург

Естествоиспытатель

Писатель

Составитель «Толкового словаря живого великорусского языка»

Сказки В.И.Даля

Война грибов с ягодами
Ворона

Девочка Снегурочка

Журавль и цапля
Лиса и медведь

Лиса-лапотница
Лучший певчий
Медведь-половинщик
О дятле

http://img-fotki.yandex.ru/get/5008/tchernobrovova.bb/0_71ae7_2f4ec682_XL

http://www.skunb.ru/data/upload/document-preview/2603.jpg

Сказки В.И.Даля

Сказка о похождениях чёрта-послушника, Сидора Поликарповича,

Сказка о Шемякиной суде и о воеводстве и о прочем Сказка об Иване Молодом Сержанте

У тебя у самого свой ум Что значит досуг

Знал по меньшей мере 12 языков,

понимал тюркские языки, считается одним из первых тюркологов.

«Толковый словарь» — главное детище Даля, труд, по которому его знает всякий, кто интересуется русским языком.

Собиратель

фольклора

При оформлении творческого задания дети не только пользуются карточками, но и добавляют свои высказывания, впечатления о В.И.Дале, рисуют.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Владимир Иванович Даль и его словарь

Больше 100 лет «Толковый словарь…» Даля удивляет и восхищает читателей, радует точными, яркими народными словами, мудрыми и веселыми пословицами. А для лингвистов словарь Даля – неиссякаемый источник,...

Владимир Иванович Даль

Биография выдающегося человека...

Устный журнал «Человек, который любил слова» (Посвящен русскому прозаику, лексикографу, этнографу Владимиру Ивановичу Далю)

Тип урока: урок приобретения новых знаний.Данный сценарий предполагает проведение открытого мероприятия (урока, классного часа, факультатива) в 5-6 классах. Сценарий составлен с учетом того, что...

Разработка урока литературы "Великие ученые - русисты. Владимир Иванович Даль – лексикограф и этнограф"

Поэтапный урок-разработка для 11-12 классов на тему : Великие ученые - русисты. Владимир Иванович Даль - лексикограф и этнограф"...

Квест –игра: «Владимир Иванович Даль - великий собиратель слов»

Квест-игра:  "Владимир Иванович Даль -великий собиратель слов"для учащихся  6 класса...

Библиографическое рандеву «За далью Даль» по Толковому словарю живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля.

Формирование у учащихся представления о В.И. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры, человеке разнообразных талантов...

Лингвистический праздник, посвящённый Владимиру Ивановичу Далю "Великий собиратель слов".

Данный материал  предназначен для проведения открытого внеклассного мероприятия, в ходе которого учащиеся приобретут новые знания о жизни и творчестве автора "Толкового словаря живого в...