Методическое пособие для преподавателя
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс) на тему

Вазанкова Светлана Витальевна

В данном пособии разработан план занятия по теме "Функциональные стили речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_dlya_prepodavatelya.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Функциональные стили речи

Министерство здравоохранения Амурской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Амурский медицинский колледж»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ                                 ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«КУЛЬТУРА РЕЧИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ»

Функциональные стили речи

По специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

г. Благовещенск

2016 г.


Рассмотрено на ЦМК заседании                                                 УТВЕРЖДАЮ

общеобразовательных дисциплин.                                   Зам.директора по НМР

Протокол   № ____________________  

  Председатель  ЦМК                                                              М.А.Сидоренко

   __________________                                                         «____» __________2016 г.

Учебно-методическое пособие для работы преподавателя по учебной дисциплине «Культура речи медицинской сестры» разработанное основе программы учебной дисциплины по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 34.02.01 "Сестринское дело".

Организация – разработчик: ГАУ АО ПОО «Амурский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Амурской области.

Разработчик:

Вазанкова Светлана Витальевна, преподаватель  ГАУ АО ПОО «Амурский медицинский колледж»

Рекомендовано Экспертным советом при информационно - методическом центре  ГАУ АО ПОО «АМК»

Заключение Экспертного совета №____________

  от «____»__________2016г.


Оглавление

Введение…………………………………………………………… 4-5

План-разработка урока …………………………………………..6-11

Библиографический список……………………………………….12

Введение

   Данное учебно - методическое пособие  предназначено для преподавателя, как материал при подготовке к уроку или использования на практическом занятии.

   Целью настоящего пособия является более обобщённое и адаптированное представление темы «Лексические нормы современного русского языка». Кроме того, оно может быть использовано в качестве основного учебного материала при подготовке к занятиям тех студентов, которые по тем или иным причинам пропустили занятия по данной теме и не имеют на руках другой учебной и дополнительной литературы.

     В данном пособии представлены теоретический материал, задания на закрепление и систематизацию материала, которые помогут вспомнить и углубить знания и умения, полученные в школе, научиться решать те или  иные задачи, развивать логическое мышление, зрительную и моторную память, внимание.

      Задания в пособии способствуют развитию общих компетенций

      В результате освоения темы обучающийся должен знать:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.  

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий
в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку, бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

      В результате освоения темы обучающийся должен знать:

  1. Лексические нормы современного литературного языка.
  2. Формирование норм в литературном языке.
  3. Коммуникативные компетенции.
  4. Речевой этикет.

   Должен уметь:

  1. отличать грамотную речь от безграмотной;
  2. соблюдать нормы языка, классифицировать ошибки, допущенные в речи, устранять их;
  3. применять на практике правила написания слов и постановки знаков препинания;
  4. правильно писать термины и слова, необходимые в медицинской практике;
  5. пользоваться различными словарями русского языка;
  6. работать с текстом;
  7. видеть орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки, недочеты в содержании и оформлении текстов разных функциональных стилей, устранять эти ошибки и недочеты;
  8. определять принадлежность текста к функциональному стилю речи;
  9. используя знания о тексте, изобразительно-выразительных средствах языка, стиля речи, строить свою речь в соответствии с нормами литературного языка, с целями и задачами общения;
  10. оформлять деловые бумаги.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ

Цель: обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка.

Задачи:

Образовательные:

- повторить стили речи и присущие им стилевые черты:

- научиться выбирать стиль течи  в зависимости от речевой ситуации;

- обобщить и систематизировать изученное.

Развивающие:

- актуализировать знания обучающихся о функциональных стилях речи и сфере их использования;

- закрепить умения определять стили речи.

Воспитательные:

- воспитание культуры умственного труда на основе мыслительных операций.

Тип урока: сообщение и систематизация знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Орфографическая разминка.

3. Целеполагание.

4. Новая тема.

5. Физкультминутка.

6. Закрепление материала.

7. Подведение итогов занятия.

8. Рефлексия

Словарный диктант. (Диктует учитель. Один обучающийся пишет на доске, остальные в тетради).

Аннотация, аккомпанемент, будущее (народа), гостиница, арьергард, авангард, комментатор, оптимист, пессимист ,оранжерея, палисадник, силуэт, проект, расчёт, рассчитать, предъюбилейный, сэкономить, апелляция, безапелляционный, времяпрепровождение, помощник, фонарщик, интеллигентный, интеллектуальный, искусственный, искусный, гуманный , гуманистический ,привилегия, привилегированный ,пропаганда, аттестат, адъютант ,пьедестал, предыстория, драматургия, пьеса, ультразвук ,точь-в-точь, видимо-невидимо, бок о бок, чересчур (40 слов )

- Скажите, что такое речевая ситуация?

- Из каких основных частей состоит речевая ситуация?

- В каких сферах жизни используется речевая ситуация?

- в зависимости от места, цели и собеседника РС используется в разных стилях. Так какую тему мы сегодня с вами повторим?

Слово "стиль" происходит от греческого слова "стилос" - палочка с заострённым концом для письма по дощечке, покрытой воском. На другом конце палочки была лопаточка, которой разглаживали воск, если было нужно что-то исправить. Древнеримский поэт Гораций советовал "почаще перевёртывать стиль", т.е.  стирать написанное, чтобы написать лучше.

Так появилось новое значение слова "стиль" - манера письма.

В русском языке сравнительно недавно появилась такая наука, как стилистика, которая изучает особенности употребления средств языка в зависимости от речевой ситуации.

Из курса школьной программы вы уже знакомы со стилями речи.

- На какие две группы делятся стили речи? (Разговорный и книжные)

- Какие стили речи вы помните?

- Давайте вместе будем определять стилевые черты каждого стиля.

Разговорный стиль:

- неофициальная обстановка;

- неподготовленность речи;

- использование неполных, вопросительных и восклицательных предложений;

- используется свободный порядок слов;

- использование просторечий, сленговых слов и нейтральной лексики;

Жанры:

- беседа, записки, личное письмо, открытка.

Научный стиль:

- точность;

- строгость;

- лаконичность;

- логичность;

 - использование прямого порядка слов;

- обилие сложных предложений;

- употребление терминологии;

- преобладание имён существительных;

- отсутствие художественных изобразительных средств.

Жанры: доклад, сообщение, научная статья, реферат, конспект.

Официально-деловой стиль:

- точность, не допускаются иного толкования слова;

- краткость, ясность изложения;

- юридическая обоснованность;

- неличный характер;

- стандартизованность;

- точное расположение частей текста;

- отсутствие эмоций;

- единая внешняя форма.

Жанры: объявления, заявления, ходатайства, объяснительный записки, доверенность…

Публицистический стиль:

- образность;

- достоверность;

- логичность;

- эмоциональность;

- призывность;

- общедоступность;

- использование общественно-политической лексики;

- использование тропов, цитат, пословиц;

- использование разговорных и просторечных слов;

- использование сложных предложений.

Жанры: интервью, репортаж, заметка, очерк, газетные статьи…

Художественный стиль:

- многостильность;

- эмоциональность;

- использование средств выразительности;

- использование риторических вопросов;

- использование различных синтаксических конструкций.

Жанры: литературные; эссе.

Закрепление материала:

1.  Различные виды текста, как правило, относятся к различным стилям, хотя могут описывать один и тот же предмет. Сейчас вы будете работать группами. Ван нужно написать текст о швейной машинке. Каждая группа пишет в своём стиле.

Подсказки:

1.  Н.с. - пишите обзор с основными характеристиками.

2. Р.с. - пишите продающий текст.

3. П.с. - пишите статью для блога.

4. Х.с. - пишите трейлер к худ.фильму.

5. О-д.с. - вы пишите коммерческое предложение.

2. Задача – определить стиль речи.

1. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается  (научный).

2. Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед (публицистический).

3. Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

      Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

      – Спи уже, путешественник, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге… (художественный).

4. Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свою искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Петрову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте. И прошу поощрить их в соответствии с условиями коллективного договора ООО «Пример» (официально-деловой).

5. Вы когда нибудь задумывались о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы Луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто? (разговорный)

6. Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах (художественный).

7. Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто! (разговорный)

8. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии (публицистический).

9. Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста (научный).

10. Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха (научный).

     11.Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что   исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их. (художественный).

Подведение итогов занятия.

- Что мы сегодня с вами вспомнили?

- От чего зависит выбор того или иного стиля речи?

- Зачем нам нужны стили речи?

- Почему в языке не может быть одного стиля речи?

Домашняя работа:

К каким стилям относятся данные жанры речи (заполните таблицу по образцу).

СТИЛЬ

книжный

 разговорный

Стиль художественной литературы

научный

деловой

публицистический

тезисы

протокол

очерк

реплика

повесть

Диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

Рефлексия.

Попытайтесь передать содержание отрывка средствами пяти стилей.

Три вечера я пытался решить эту задачу и только сегодня понял, что неправильно составил чертёж. Изменил его, и сразу получилось. Проверил по ответу – всё правильно.

Список рекомендуемой литературы.

  1. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М., 2016
  2. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 2009
  3. Культура русской речи. Учебник для студентов СПО. Ред. Л.К.Граудина, Е.Н. Ширяев. М., 2012.
  4. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. М., 2007
  5. Орфоэпический словарь русского языка. Ред. Р.И. Аванесов. Начиная с 5-го издания.
  6. Розенталь Д.Э., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 2009
  7. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 2009
  8. Словарь ударений русского языка. М., 2000
  9. Словари и справочники. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М., 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для преподавателя "Острый коронарный синдром"

           Методическое пособие "Острый коронарный синдром"предназначено для проведения теоретических и практических занятий по дисциплине «Синдро...

Учебно-методическое пособие для преподавателей. Оформление пояснительной записки к творческому проекту по технологии (для преподавателей технологии и учащихся 5-7 классов Уссурийского суворовского военного училища)

В данном пособии даются общие методические рекомендации, особенности выполнения приложений к пояснительной записке. Более подробно даются требования к структурным элементам текстового документа. Также...

Использование проектного метода на уроках Методическое пособие для преподавателей

Методическое пособие «Использование проектного метода на уроках» для преподавателей средних специальных учебных заведенийСоставитель: О.А. Лобанова; ГОУ СПО «Самарский металлургический колледж» ...

Методическое пособие для преподавателя по дисциплине "Английский язык" по теме "Parts of a human body. Appearance. Clothes"

Данное пособие представляет собой подробный конспект учебного занятия по теме "Части тела человека. Внешний вид." Представлена хронокарта занятия, контролирующие материалы, критерии оценивания обучающ...

«ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН» Методическое пособие для преподавателей предмета «Основы религиоведения»

Сборник является методическим пособием по предмету «Основы религиоведения» для учителей средних общеобразовательных школ.В сборнике, подготовленном на основе широкого и нового материала по программе в...

Методическое пособие для преподавателя по дисциплине "Английский язык" по теме "How to keep fit?"

Данное методическое пособие по дисциплине "Английский язык" по теме "How to keep fit?" (Как оставаться стройным?) предназначено для преподавателей и студентов 1 курса всех специальностей медицинского ...