Мастер-класс "Речетворческое осмысление слова"
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Каримова Флида Фагимовна

Мастер-класс "Речетворческое осмысление слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме «Речетворческое осмысление слова»

Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из трудных предметов школьного курса. Поэтому среди школьников редко можно найти тех, кто интересуется именно русским языком. Значит, главными задачами обучения русскому языку  являются:

- развитие у учащихся познавательного интереса к предмету,

- развитие их творческих способностей,

- формирование  научно-лингвистического мировоззрения школьников;

- получение учащимися знаний о русском языке как национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа.

Все эти задачи можно решить, пробуждая у учащихся интерес к слову, к словесности, «погрузив во всю неизмеримость» русского языка.

     На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем, волнующих каждого учителя русского языка и литературы, является падение интереса к чтению настоящей русской художественной литературы у наших учащихся, их низкая коммуникативная, языковая компетенция, эстетическая глухота. Как помочь ученику вписаться в мир – не житейский, не бытовой, а бытийный, обрести высокий смысл своего личного бытия, продолжить традиции высокой культуры? Как помочь детям почувствовать притягательную силу русского языка, русской литературы? Решение этих вопросов зависит от нас, учителей-языковедов, и действовать мы будем посредством слова, так как именно слово –главное орудие педагога.

Между словом и тем, кто этому слову внимает, располагается некое пространство, в котором все и происходит. Это пространство может быть заполнено как тишиной понимания, так и эмоционально окрашенной увлеченностью. Освоение слова учащимися, заполнение его пространства – процесс достаточно сложный и длительный, требующий от учителя определенной филологической, психолого-педагогической, методической подготовки.

     Сегодня я хочу ознакомить вас с одним из видов работы со словом на уроках русского языка и литературы (словесности), который, как мне кажется, является эффективным в развитии творческих способностей учащихся, в формировании языковой личности, способной мыслить, рассуждать над поставленными проблемными  вопросами.

      Целью мастер-класса являются:

- освоение новых форм и способов работы со словом;

-использование различных форм работы в воспитании творческой активности и связной речи учащихся, в развитии их познавательного интереса изучению русского языка, к русскому слову.

     Оборудование: экран, проектор, ноутбук, презентация к уроку, толковый словарь С.Ожегова, этимологический словарь русского языка, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.Даля, словарь «Пословицы русского народа» В.Даля, репродукция картины Герасимова «Утро», аудиозапись (Григ, «Утро»), очерк Л.Н.Толстого «Какая бывает роса на траве»

I.

-Речетворческое осмысление слова, на мой взгляд, - это такая технология урока, которая  необходима, во-первых, для освоения понятия, темы, раздела, во-вторых, для развития коммуникативной, культурологической компетенции учащихся, в-третьих, для привлечения учащихся к научно-исследовательской работе. Впервые с этим термином я познакомилась в статье Пономарёвой Л.Д., учителя г.Магнитогорска, «Речетворческое осмысление слова в процессе обучения русскому языку» (журнал «Русский язык в школе», №5, 2003) и заинтересовалась таким видом работы. К сожалению, в дальнейшем я не нашла каких-либо работ по данной теме. Поэтому решила сама дополнить , развить эту технологию.

- Итак, что же подразумевается под речетворческим осмыслением слова?

(Речетворческое осмысление слова – это путь от слова в словаре через слово в художественном тексте к слову своему, собственному. Такой вид работы может занять целый урок (урок развития речи, урок словесности) или его часть. Целенаправленный отбор слова, текстов и заданий создает развивающую речевую среду, которая обеспечит развитие языковой интуиции, бережного отношения к слову. Ребенок, у которого развивается чувство языка, интуитивное ощущение языковой системы, обретает способность совершенствовать свои коммуникативные способности, не только опираясь на подражание образцам, но и в результате «самонаучения». А «самонаучение», в свою очередь, приводит к формированию языковой личности, обладающей индивидуально-авторским стилем, личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове – и выразить по-своему, отражая неповторимость своего характера, внутреннего мира.)

II.

-Формированию коммуникативной компетентности – овладению не только языковыми навыками, но и навыками коммуникативно-социального поведения – служит, на мой взгляд, и составление речетворческих карт на уроках по данной технологии.

     Удачными считаю свои уроки по темам «Солнышко ясное» (показан на районном семинаре заместителей директоров по учебно-воспитательной работе), «Пространство слова: речетворческое осмысление слова «роса» (был проведён на районном семинаре учителей русского языка и литературы), «Речетворческая карта слова «голубь» (Работа по стихотворению в прозе И.С.Тургенева «Голуби») (показан на районном конкурсе «Учитель года - 2009»). Разработка урока «Пространство слова» была опубликована в журнале «Учитель Башкортостана» (№ 10, 2007).

III.

- Хочу показать работу над составлением речетворческой карты слова «роса». Урок можно начать с загадки-акростиха. Сначала даётся определение акростиха:

Акростих (от греч.Akrostichis –краестишие) – это стихи, в которых начальные буквы при чтении сверху вниз образуют слово или фразу.

     Итак, я начинаю урок с загадки – стихотворения русского поэта 18 века Гаврилы Романовича Державина:

Родясь от пламени, на небо возвышаюсь;

Оттуда на землю водою возвращаюсь.

С земли меня влечёт планет всех князь к звёздам;

А без меня тоска смертельная цветам.

- О каком же слове мы сегодня будем говорить?

IV.

- Речетворческая карта любого слова состоит из нескольких пунктов:

1)ассоциации,

2) этимология,

3) лексическое значение,

4) перцептивное значение,

5) художественное (образное) значение,

6) индивидуально-авторское употребление.

- Какие способы и приёмы, формы работы вы могли бы предложить для активизации мыслительной деятельности учащихся, для развития навыков работы над словом? (Вопросы – ответы, работа со словарями и т.д.)

1. Ассоциации.

      Для определения ассоциативного значения слова можно задать следующие вопросы:

- Какие словесные ассоциации вызывает у вас слово «роса»?

- Каким вы представляете слово по звучанию и написанию?

-Какие художественные произведения, пословицы, поговорки, связанные со словом «роса», вы знаете?

     Как правило, учащиеся дают интересные ответы. Например, по звучанию и написанию они представляют себе слово «роса» как 4 капельки, 4 шарика, а слово вызывает у них такие ассоциации, как утро, прозрачные шарики, трава и т.д. Они называют и поговорки, пословицы о росе. Здесь уместно использование словарей, в данном случае большую помощь оказывает словарь В.И.Даля «Пословицы русского народа», где приведено множество пословиц и поговорок. Например:

Без росы и трава не растёт.

Медовая (сладкая) роса – к падежу на скот.

Ни росиночки, ни порошиночки во рту не было.

Как роса упадёт, так и след пропадёт.

Пошли, Господи, тихую воду на тёплую росу (при первом громе).

На Св. Марию сильные росы – льны будут серы и косы (22 июля).

На Св. Прокла великие росы (12 июля).

Вечерняя роса хороша, а роса луны остры – к вёдру.

Коси, коса, пока роса, роса долой, а ты домой.

Все мы растём под красным солнышком, на Божьей росе.

- Тут же проводится словарная работа над незнакомыми словами. Например, что значит вёдро? ( летняя сухая и ясная погода).

- Попробуем установить между двумя отдалёнными, на наш взгляд, понятиями  ассоциативный переход в несколько шагов: роса – душа. (Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны быть приучены к таким видам работы).

- Ответ учащихся может быть таким: РОСА – ВОДА – ПРОЗРАЧНОСТЬ – ЧИСТОТА – ДУША.

- Что же общего между словами «роса» и «душа»? (Как правило, ученики дают довольно-таки интересные ответы на этот философский вопрос).

2. Этимология слова.

Здесь тоже на помощь приходят словари, в частности, этимологический словарь русского языка. Сначала учащиеся называют однокоренные слова и пытаются ответить на вопрос, откуда появилось это красивое, чистое слово. А затем обращаемся к этимологическому словарю:

РОСА. Общеслав. Того же корня, что латышск. RASA – роса; др.-инд.RASAS – жидкость, сок; лат. ROS – роса. Исходно – влага, ср. орошение.

3. Лексическое значение.

Определение лексического значения слова предполагает работу с толковым словарём. Учащиеся читают и записывают значение слова.

Тут же можно дать толкование значения слова по словарю В.И.Даля.

- Вот в «Толковом словаре живого великорусского языка » дана большая словарная статья с пословицами и поговорками о росе:

РОСА – туман, испаренья, опадающие на землю и нередко стоящие каплями на растениях: жемчужная р., бисерная.

Медвяная, медовая р. – болезнь растений, которые покрываются сладковатою жижей.

Мучняная р. – также болезнь, растения как посыпаны мукою и т.д.

4. Перцептивное значение.

- Что такое перцептивное значение? ( Значение, связанное с субъектом, конкретно-чувственным восприятием того, что обозначает слово).

- Наполните слово

а) звуком;

б) запахом;

в) цветом.

- Какой может быть по форме роса?

Все ответы записываются в тетрадях, обобщаются.

5. Художественное (образное) значение.

Художественное значение слова определяется в художественном тексте. Для этого учащимся предлагается работа по очерку Л.Н.Толстого «Какая бывает роса на траве».

- Выразительное чтение текста ( «Русская словесность», 8 класс, стр. 299).

- Перед вами очерк. Докажите (описание и осмысление реальных фактов).

- Какие типы предложений встречаются в тексте?

- Почему автор использует односоставные предложения? Какие типы односоставных предложений он употребляет?  (определённо-личные, обобщённо-личные предложения делают повествование динамичным, живым, непринуждённым; удобная форма передачи собственных наблюдений, воспоминаний, переживаний)

- М.В.Ломоносов так сказал об определённо-личных предложениях: «умолчание» местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола «к украшению и важности служит». Согласны вы с мнением Ломоносова?

- Ещё при помощи каких средств выразительности писатель сумел создать такую яркую картину? (Учащимся предлагается выписать сравнения, эпитеты, метафоры).

- А какова, по-вашему, основная мысль текста?

- Что позволило и помогло сделать вам такой вывод? Какое значение имеет для всего текста ключевое слово «роса»?

- Не находите ли связь слова «роса» со словом «Россия»? (Чаще всего учащиеся говорят о том, что слово «роса»  скорее реалия русской  культуры, так как оно символизирует чистоту, открытость, щедрость – те особенности характера, которые присущи именно русскому народу).

6. Индивидуально-авторское употребление.

- Вот мы и подошли к последнему пункту нашей речетворческой карты. Каждый человек по-своему представляет себе это природное явление.

- Какие наглядные пособия, репродукции и т.д. могли бы вы предложить учащимся при выполнении творческого задания?

Можно показать учащимся репродукцию картины Герасимова «Утро» или красивые фотографии росы на траве. А затем  предлагается творческое задание: представьте себе, что вы держите на руках лист травы с каплями росы. Опишите его. (Творческую работу учащиеся  выполняют под музыку Грига «Утро»).

-Данное творческое задание можно проверить на уроке, можно дать как домашнее задание.

V.

     Речетворческое осмысление слова может стать технологией и  для внеклассной работы, в частности, для привлечения учащихся к  научно-исследовательской деятельности. Слова-реалии вызывают у учащихся интерес и желание изучить каждое такое слово, высказывая свое понимание того, что стоит за ним. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и Писателя, обращение к личному опыту способствуют развитию индивидуальности ученика, дают толчок творческому процессу создания текста. Так рождаются ученические исследования. При лингвистическом анализе художественного текста они замечают, что без внимания остаются такие слова, которые характеризуют героев, народ с точки зрения их культуры. Почему? Мы же прекрасно знаем, что если в тексте есть описание ковыльной степи, по которой скачут кони, то это, наверняка, произведение о нашем крае  - о Башкортостане. А если описана березовая роща, утонувшая в глубоких сугробах, то это уж точно о России.

     Исследуя употребление реалий культуры того или иного народа, учащиеся написали такие научно-исследовательские работы, как «Реалии русской культуры в лирике С.Есенина», «Символические значения словообраза «степь» в русской литературе», «Словообраз «ковыль» – реалия башкирской культуры». В них ученики сумели увидеть единство идейных мотивов произведений, открыть его и самостоятельно осмыслить – значит ощутить и пережить духовное родство двух литератур, двух культур, двух народов. Сравнивая картину описания степи Чеховым с нефедовским изображением в книге «В горах и степях Башкирии», они приходят к выводу, что можно установить символические связи между пейзажем и русским и башкирским национальными характерами. Если от простого, скромного русского пейзажа с его неяркими красками, с его широким и плоским простором веет каким-то эпическим спокойствием, открытостью, порой незащищенностью, то для башкир образ степи – это символ свободы и богатства и символ беспокойной и мятежной души народа: «С живым умом и впечатлительные, башкиры… всего выше на свете ставили личную свободу и независимую жизнь, были горды и вспыльчивы».

      Проанализировав символические значения словообраза «ковыль», ученики делают и свои небольшие «открытия». Так, в данной работе автор приходит к мысли о том, что это слово является символом и нашего родного края, Баймакского района, юго-восточную часть которого занимает ковыльно-типчаковая степь. И образ степи для него связан прежде всего с трудом хлеборобов, с их трудолюбием и стойкостью, с богатством, с хлебом.

Таким образом в ходе исследовательской работы происходит приобщение школьников не только к родной национальной культуре, но и к культуре других народов; воспитание не только толерантности, но и уважения к национальной самобытности других народов. В этом и заключается одна из главных задач учителя-словесника.

VI.

Таким образом, лингвокультурологический подход в обучении русскому языку осуществляется через образцовые тексты, через речетворческое осмысление слова, которые развивают чувство языка, творческую память, приобщают к культуре, способствуют духовному становлению личности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Осмысление сущности явлений через этимологический анализ слова"

Слово - это особый микромир. Именно это я доказываю своим ученикам на уроках. Но особенно  я увлечена этимологией. Через это, мне кажется, можно заинтересовать родным языком. На мастер - классе р...

Опыт работы по теме "Раскрытие авторских приемов создания характера как путь осмысления художественного произведения учащимися старших классов"

В предложенном материале определяются пути работы по восприятию текста с целью активизации познавательной деятельности и формирования нравственных представлений школьников....

Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно  прочитать текст, о...

Исследовательская работа на тему: "Игра слов как источник вдохновения для осмысления ситуации"

Исследовательская работа на тему: "Игра слов как источник вдохновения для осмысления ситуации" Выполнил: ученик 10 классаСемёнов ВикторНаучный руководитель:Алхимова Валентина Никифоровна...

Тема «Слово о полку Игореве» как мифопоэтическое осмысление русской истории»

Тема «Слово о полку Игореве» как мифопоэтическое осмысление русской истории»...