Развитие лексики в онтогенезе.
статья по русскому языку по теме

Лексический состав – важнейший компонент языка, без усвоения которого нельзя владеть речью как средством общения и орудием мышления. Поэтому работе над словом в школе, в особенности в ее начальном звене, всегда придавалось исключительное значение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._razvitie_leksiki_v_ontogeneze.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие лексики в онтогенезе.

     Лексика (от гр. lexis – слово) – это словарный состав языка. Главной единицей лексики (наименьшей  ее составной частью) является слово. Выступая как основная номинативная  единица, оно в то же время обнаруживает грамматические свойства языка. Слово как номинативную единицу называют лексемой;  как грамматическую единицу - формой слова.

Организуясь грамматически в предложения, слово оказывается тем строительным материалом, с помощью которого речь приобретает возможность выполнять коммуникативную роль.

     Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического  строя речи.

    С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка  рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера.

     Развитие лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомиться с новыми предметами явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенка происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явления

ми, а также через общение со взрослыми.

     Л.С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно со взрослыми, и в связи с этим общение носит ситуативный характер.

     В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами. Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребенка, т.е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.

      Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.

     Первоначально общение взрослых с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка с помощью языковой символики. Ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка.

     В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок.

     Вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс освещается в различных аспектах: психофизиологическом, психологическом и лингвистическом.

     Ранний этап формирования речи, в том числе и овладения словом, многосторонне рассматривается в работах таких авторов, как М.М.Кольцова, Н.И.Жинкин, Д.Б.Эльконин и др.

     Анализируя развитие значения слова в онтогенезе, Л.С.Выготский писал: «Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось  значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом возникает первый знак, как в основе условного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения»     В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова.

    Параллельно с уточнением значения слова происходит и развитие структуры значения слова.

     Известно, что слово имеет сложное по своей структуре значение.  С одной стороны, слово является обозначением определенного предмета, соотноситься с конкретным образом предмета. С другой стороны, слово обобщает совокупность предметов, признаков действий.

     Слово приобретает различное значение и в зависимости от интонации.

     В качестве основных выделяют следующие компоненты значения слова (по А.А. Леонтьеву, Н.Я. Уфимцевой и др.):

-денотативный компонент, т.е. отражение в  значении слова особенностей денотаты (стол – это конкретный предмет);

-понятийный, или концептуальный, или лексико-семантический, компонент, отражающий формирование понятий, отражение связей слов по семантике;

-коннотативный компонент – отражение эмоционального отношения говорящего к слову;

-контекстуальный компонент значения слова (холодный зимний день).

     Безусловно, не все компоненты значения слова появляются у ребенка сразу.

    В процессе онтогенеза значения слова не остается неизменным, оно развивается. Структура значения слова в разные возрастные периоды является различной.

    Прежде всего, ребенок овладевает денотативным компонентом значения слова. Т.е. устанавливает связь между конкретным предметом (денотатом) и его обозначение.

    Понятийный компонент значения слова усваивается ребенком позднее по мере развития операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Объясняя значение слова стол, ребенок сначала говорит: «На нем едят». Позднее он по-другому объяснит слово стол: «Это вид мебели», т.е. соотнесет это слово с более общим понятием, определяет это слово на основе связей в языковой системе.

    Постепенно ребенок овладеет и контекстуальным значением слова.

    По мнению многих авторов, первоначально при формировании предметной соотнесенности слова оказывают большое влияние побочные, ситуационные факторы, которые в дальнейшем перестают играть роль в этом процессе.

    На раннем этапе развития речи на предметную отнесенность слова оказывает влияние ситуация, жест, мимика, интонация, слово имеет диффузное, расширенное значение. В этот период предметная отнесенность слова может легко потерять свою конкретную  предметную отнесенность и приобретает расплывчатое значение. Например, словом «мишка» ребенок может назвать и плюшевую перчатку, так как по внешнему виду она напоминает мишку.

     Л.С.Выготский подчеркивал, что в процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. При этом значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие значения слова связано с тем, что меняется система психических процессов, которая стоит за данным словом. Для маленького ребенка ведущую роль в системном значении слова играет аффективный смысл, дл ребенка младшего школьного возраста  - наглядный опыт, память, которая воспроизводит определенную ситуацию. Для взрослого же человека ведущую роль играет система логических связей, включение слова в иерархию понятий.  

     По мнению Л.С.Выготского, развитие значения слова представляет собой развитие понятий. Процесс образования понятий начинается с раннего детства, с момента знакомства со словом. Однако только в подростковом возрасте созревают психические предпосылки, которые создают основу образования понятий. Л.С.Выготский выделил несколько этапов понятийного обобщения у ребенка. Формирование структуры понятий начинается с  «синкретических» образов, аморфных и приблизительных, а далее проходит этап потенциальных понятий (псевдопонятий). Значение слова, таким образом, развивается от конкретного к абстрактному, обобщении.

     Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его детельности и развитие общения его с окружающими людьми приводит к постепенному количественному росту словаря. В литературе отмечается значительнее расхождение в отношении объема словаря и его прироста, т.к. существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.

По данным Е.Аркина, рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: 1 год – 9 слов, 1 год 6 месяцев -  39 слов, 2 года – 300 слов, 3 года 6 мес. – 1110 слов, 4 года 1926 слов.

Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте 7-ми лет, А.В.Захарова выделила наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей: существительные (мама, люди), прилагательные (маленький, большой), глаголы (пойти, говорить). Важное место среди групп прилагательных детского словаря занимают местоименные прилагательные,  как такой (108), который (47), этот (44).

При анализе словаря детей этого возраста отмечается также преобладание  отрицательной оценки над положительной и активное употребление сравнительной степени прилагательных. Таким образом, по мере развития психических процессов (мышление, восприятие, представлений, памяти), расширение контактов с окружающим миром, обогащение сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка  в количественном и качественном аспекте.

Слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей (А.Р.Лурия и др.)

По мере развития  мышления ребенка, его речи, лексика  не только обогащается, но и систематизируется. Слова как бы группируются в семантические поля. Семантическое поле -  это функциональное образование,  группировка слов на основе общности семантических признаков.

Организация лексической системности у маленьких детей и взрослых происходит по-разному. У детей объединение слов в группы происходит преимущественно на основе  тематического признака (например, собака – конура, помидор - грядка). Взрослые же чаще объединяют слова, относящиеся к одному понятию (собака – кошка, помидор - овощ).

Выделяют следующие типы вербальных ассоциаций, которые наиболее характерны для детей 6-8 лет.

  1. Синтагматические ассоциации. Этот тип ассоциаций выделяется в том случае, когда слово-реакция и слово-стимул составляют словосочетание, чаще всего согласованные (желтый – цветок, дерево - растет)
  2. Парадигматические  ассоциации – это такие ассоциации, когда слово-стимул и слово-реакция отличаются не более чем одним дифференциальным семантическим признаком (дерево –береза, кошка – собака).
  3. Тематические ассоциации. Эти ассоциации, так же как и парадигматические, относятся к смысловым реакциям, характеризуют отношение одного семантического поля. Тематические ассоциации – это такие ассоциации, когда слово-стимул и слово-реакция отличаются более чем по одному семантическому признаку. Тематические ассоциации составляют  большой процент всех ассоциаций детей 6-8 лет
  4. Словообразовательные ассоциации. В этом случае в качестве реакции приводятся слова производные от искомого. Можно выделить 2 подтипа таких ассоциаций:

а) слова-стимулы и слова-реакции относятся к одной части речи (заяц – зайчишка, говорят - разговаривают)

б) слова-стимулы и слова-реакции относятся  к различным частям речи (весело – веселый, лисий - лиса)

     5. Ассоциации грамматических форм одного и того же слова. Чаще всего в качестве слов-реакций воспроизводятся формы множественного числа (стол –столы, дерево - деревья).

6. Фонетические  ассоциации – это такие ассоциации, когда слово-реакция созвучно слову-стимулу, но явная семантическая связь между словами отсутствует (бабочка – бабушка, петь - пить). Эти ассоциации встречаются у детей редко.

7. Случайные ассоциации. В этом случае между словом-стимулом и словом-реакцией отсутствует как смысловая и грамматическая связи, так и звуковое сходство (быстро – груша, смелость -  тетрадь).

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования слова ребенка быстро обогащаются за счет  производных слов. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и  механизмов словообразования.  Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. По этому в начале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы.  Так, например,  прежде всего ребенок овладевает уменьшительно-ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие более сложные по семантике формы.

Таким образом, овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий  уровень интеллектуального и речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие воображения в онтогенезе"

Статья рассказывает о развитии процесса воображения у человека от самого рождения....

Развитие внимания в онтогенезе

Методическая статья...

Индивидуальное развитие организмов или онтогенез

В презентации представлена историческая справка по этой теме, дается развитие животных, растений, человека...

Особенности развития самооценки в онтогенезе

В презентации описаны наиболее сензитивные периоды развития самооценки;• факторы, наиболее влияющих на развитие самооценки;• особенности проявления и развития самооценки от младенчества до подростниче...

Развитие лексики в онтогенезе

Формирование лексики в ходе развития ребенка....

Развитие движений в онтогенезе

Консультация будет полезна как специаличтам, так и родителям...

"Речевое развитие ребенка в онтогенезе"

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:— быть психически и соматически (soma (греч.) – тело ...