СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
статья по русскому языку (11 класс) на тему

Четверкина Марина Анатольевна

     Единый государственный экзамен по русскому языку обязательный для всех выпускников. Составляющими успеха являются серьезная подготовка и качественное преподавание предмета. Опыт работы показывает, что вопросы подготовки к ЕГЭ решаемы, если деятельность базируется на принципах индивидуального подхода, учитывающего особенности конкретного учащегося, системности (подготовка ведется последовательно и по различным направлениям – информационно, предметно, психологически), гибкости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chetverkina_mokrousova-_statya.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

     СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

М.А.Четверкина

учитель русского языка и литературы,

Н.А.Мокроусова

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ № 16»

Белгородская область, г. Губкин

chetv-margo@mail.ru

     Единый государственный экзамен по русскому языку обязательный для всех выпускников. Составляющими успеха являются серьезная подготовка и качественное преподавание предмета. Опыт работы показывает, что вопросы подготовки к ЕГЭ решаемы, если деятельность базируется на принципах индивидуального подхода, учитывающего особенности конкретного учащегося, системности (подготовка ведется последовательно и по различным направлениям – информационно, предметно, психологически), гибкости (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ЕГЭ, индивидуальный подход к каждому учащемуся).

  Подготовку к ЕГЭ нужно начинать    с первого дня занятий в 10 классе.  В обязательном порядке проводить диагностическую контрольную тестовую работу, составленную по принципу ЕГЭ. Данная контрольная работа позволяет обучающимся увидеть пробелы в своих знаниях, уровень своих возможностей, спланировать самостоятельную работу; учителям помогает выявить не только уровень базовых знаний, но и то, какие вопросы и задания вызывают затруднения, требуют более глубокого повторения.  Тестирование помогает учителю русского языка при планировании индивидуальной, групповой и коллективной работы на дополнительных занятиях и при планировании непосредственно уроков русского языка.

       Особое внимание, начиная с 5 класса, нужно уделять  формированию умений работать с заданиями тестового характера с выбором ответа;   выполнять комплексный анализ текста, преобразовывать теоретический материал в схемы, таблицы, тезисные планы, алгоритмы, памятки.  Уже в среднем звене учащиеся учатся выполнять многоаспектный анализ текста. Комплексный анализ является важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике и в то же время способствует речевому развитию учащихся, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковую интуицию, без чего невозможно восприятие текста и его создание в письменной форме. Помимо формирования функциональной грамотности ведется работа по речевому развитию учащихся, их коммуникативной компетенции. Это  предполагает развитие способностей свободно владеть речью в разных условиях общения, совершенствование  умений  анализировать языковые факты и оценивать их с точки зрения информативности. Обучающиеся учатся правильно оценивать   уместность употребления языковых единиц, использовать основные приемы информационной переработки текста, составлять письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка, создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, вести речевой самоконтроль.

    Считаем, что подготовка к экзамену ни в коем случае не должна сводиться к натаскиванию.  Никогда нельзя  заменять диктанты, различные виды упражнений тестами.  Нужно знакомить учащихся со структурой ЕГЭ, требованиями, критериями оценивания, а также с интернет - источниками и дополнительной литературой. Основной формой организации учебной деятельности является урок, который имеет свои особенности, свою пошаговую систему. Программа по русскому языку спланирована так, что за два года обучающиеся повторяют, обобщают и систематизируют весь материал, необходимый для выполнения тестовых заданий и грамотного оформления сочинения.

     Следующим шагом является систематизация теоретического материала. Она осуществляется двумя способами: методом индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы. Теоретическая база - фундамент знаний для выполнения тестовых заданий. Учащиеся вспоминают,  восстанавливают, систематизируют необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, опорных конспектов, тезисных планов.  Целесообразнее обучающимся самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку, используя различные источники информации. Постепенно от теории нужно переходить к практике. Для этого в соответствии с темой или блоком, разделом учителем подбираются задания в соответствии с заданиями ЕГЭ для самостоятельной, индивидуальной или групповой работы в классе и дома для закрепления.

    При систематизации и повторении теоретического материала в старших классах также используется методика структурирования учебного материала, которая предполагает коллективное и индивидуальное создание инструкций, таблиц, алгоритмов, схем, содержащих теорию по русскому языку.

     Для успешной сдачи ЕГЭ учащимся необходимо уметь анализировать сущность предложенных заданий, переносить усвоенный алгоритм действий в новые ситуации, к примеру, на решение заданий повышенного уровня сложности. На уроках русского языка нужно вести целенаправленную работу по обучению учащихся приёмам выполнения различных контролирующих заданий.

    Особую тревогу у обучающихся вызывает выполнение задания 25 – написание рецензии на прочитанный текст. Предварительная подготовка к данному виду работы проводится, начиная с 5 класса, как на уроках русского языка, так и литературы во время работы с различными текстами, их анализом. В 10 – 11 классах проводятся дополнительные занятия по подготовке к написанию рецензии. На занятиях объясняются учащимся законы жанра, примерный план сочинения, требования и критерии оценки,  рассматриваются образцы текстов разных по типу и стилю речи, Обучающиеся учатся  видеть и формулировать проблему, понимать отношение к ней автора, его позицию, составлять комментарий по тексту в соответствии с требованиями. Рассматривая каждый текст, старшеклассники подбирают примеры–аргументы в доказательство своей точки зрения из жизненного и литературного опыта.  При этом используется технология сотрудничества, происходит обмен мнениями, примерами, составляются коллективные комментарии и целые сочинения. Учащиеся  пишут рецензии самостоятельно. Готовые работы корректируются, исправляются ошибки и недочеты. Эффективной оказывается работа по анализу сочинений одноклассников, она помогает  видеть ошибки других и не допускать подобных самим.

    Основные этапы  работы по подготовке к ЕГЭ: обобщение, систематизация учебного материала, углубление полученных ранее знаний, отработка практического материала при помощи тестовой методики (диагностирующие, обучающие, контролирующие тесты), формирование умения выполнять часть С, как наиболее сложную для большинства учащихся, постоянный мониторинг обученности русскому языку.

    Подготовка к ЕГЭ проходит не только на уроках русского языка и литературы, но и во время индивидуальных и групповых консультаций, помогающих ликвидировать пробелы в знаниях каждого ученика, на элективных курсах и во время самостоятельной работы   учащихся.

     Системный подход при подготовке обязательно принесёт  результаты. Но при этом нужно помнить, что результатов можно добиться только в тесном сотрудничестве учитель – ученик при поддержке и содействии родителей. Бесспорно, подготовка к ЕГЭ – это тяжелый труд, но результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену.

    В течение последних лет ведётся   работа в старших классах, опираясь на учебное пособие Л.И.Мальцевой, Н.М.Смеречинской «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ». Первый раздел пособия разбит на 25 подразделов, которые соответствуют плану экзаменационной работы ЕГЭ и содержат всё необходимое для подготовки к экзамену: справочные материалы, упражнения и практические работы. Второй раздел включает в себя следующие словари: «Трудные случаи произношения слов и их форм»,
«Словарь трудностей русского языка» (толкование значений паронимов),
«Словарь литературоведческих и лингвистических терминов»,
«Слитное и раздельное правописание наречий и наречных выражений». Пособие используется в качестве источника индивидуальных домашних заданий и контроля знаний учащихся.

     В старших классах регулярно проводится мониторинг качества знаний, результаты выполнения проверочных, самостоятельных и контрольных работ фиксируются в диагностических картах. Это позволяет отслеживать динамику роста учебных достижений и планировать индивидуальную работу по коррекции знаний учащихся. В кабинете есть стенд «Подготовка к ЕГЭ», на котором размещены различные полезные материалы, в том числе критерии оценивания задания №25, образцы заполнения бланков ответов и примерная шкала перевода баллов.

    Репетиционное тестирование проводится в течение учебного года неоднократно, при этом соблюдаются требования и условия, предъявляемые к проведению ЕГЭ. Тренировочное тестирование проводится на бланках, идентичных бланкам ЕГЭ, с целью отработки навыков их быстрого и правильного заполнения.

     Безусловно, качественная подготовка к ЕГЭ - это большая и ответственная работа педагога и учащихся, требующая прочных знаний и определенных усилий. Ее итог прямо пропорционален потраченному времени. По словам Аристотеля, «лучший результат, который может выбрать для себя человек, — добиваться самого высокого результата, на который способен».

Список литературы

1. Драбкина, С.В., Субботин, Д.И. ЕГЭ-2016. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. - Москва: Интеллект-Центр, 2016.

2. Мальцева, Л.И., Смеречинская, Н.М. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2016. - Москва: Народное образование, 2015.

3. Мальцева, Л.И., Еремеева, Е.В. Русский язык. 10-11 класс. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. - Москва: Народное образование, 2016.

4. Открытый банк заданий ЕГЭ http://www.fipi.ru/

5. Цыбулько, И.П. ЕГЭ-2016. Русский язык. Отличный результат. - Москва: Национальное образование, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя русского языка и литературы Слюдеевой Е. В.

«Литература как средство развития творческих способностей учащихся через чувственное постижение литературных произведений и воспитания высоконравственной личности»      В ст...

Система работы учителя русского языка по подготовке к ГИА, С1

В данной презентации представлены виды тренировочных заданий при подготовке к ГИА, С1 с 5 по 9 класс....

Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка (презентация)

Презентация к выступлению  "Система работы учителя русского языка и литературы с обучающимися ,язык обучения которых отличается от их родного языка"...

"Система работы учителя русского языка и литературы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации"

Данный материал поможет всем педагогам выработать систему работы с классом, который сдаёт ОГЭ по русскому языку и литературе....

Эффективные приемы в работе учителя иностранного языка при подготовке обучающихся к ГИА в разделе «Чтение».

Для получения высоких тестовых баллов на экзамене и в 9, и в 11 классах при выполнении заданий раздела «Чтение» учащимся необходимо уметь:- понимать тему в полном объёме;- извлекать необхо...

Система работы учителя иностранного языка при подготовке к ГИА

Презентация выступления по теме "Система работы учителя иностранного языка при подготовке к ГИА"...