Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Большакова Светлана Юрьевна

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

Тема:  «Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»                  

Цель:  повторить и закрепить пройденный материал и подготовиться к

             контрольному диктанту

Задачи:  Обучающая: пополнить практический опыт обучающихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

                Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные          

                умения и навыки; развитие логического мышления.

               Воспитательнаяформирование умений сотрудничать при  

                выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Форма урока: урок – повторение

Межпредметные связи:   литературное чтение

Оборудование: записи на доске, карточки.

Ход урока:

I. Организационный момент

1) Представить гостей.

2) Обратить внимание учащихся на доску. На доске: Число. Классная работа. ? (Тема урока не записана)

– Чтобы определить тему сегодняшнего урока, давайте прочитаем замечательное стихотворение, которое поможет нам окунуться в атмосферу красивой природы. А называется оно  «Роща».

Есть в нашем крае роща тихая одна.

На берегу большого озера она.

Деревья там раскидистей раскидистых растут,

Цветы прекраснее прекраснейших цветут.

В густой листве там распевают соловьи.

Там к озеру, журча, ручей стремит свои струи,

Там и трава любой травы свежей,

Там и цветы любых цветов нежней.

Им отдана любовь моя.

Того, кто рощу губит, проклинаю я.

– Какие слова помогли увидеть красоту природы?
– Что они обозначают и к какому слову относятся?
– На какие вопросы они отвечают?
– К какой части речи они относятся?
– Итак, что такое прилагательное?
– Вы знакомы с данной темой? Давайте сформулируем тему нашего урока.
– Итак, наша цель: повторить и закрепить пройденный материал и подготовиться к контрольному диктанту.
Запись темы на доске и в тетради.

II. Работа по теме урока

1. -А хотите послушать сказку о том, как появились у прилагательных род, число и падеж?  Итак, давным-давно, в старые, давние времена появились на свет прилагательные. И были они чудненькие, хорошенькие, с покладистым характером, но вот беда: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа.
– А что, если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными.
Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе – служба, вместе – дружба.

2. Списать, вставляя пропущенные буквы, определить число, род, падеж в  

   словах с пропущенными буквами.

   Белеет парус одинок…
  В тумане моря голуб…
  Что ищет он в стране далёкой?
  Что кинул он  краю родн…?

– Как вы определили род, число, падеж у прилагательных?

3. Давайте запишем четверостишие (под диктовку)

    А кругом роса жемчужная

    Отливала блестки алые,

    И над озером серебряным

    Камыши, склонясь, шепталися 

- Какую картину природы вы себе представили?

- Использование каких художественных средств помогает поэту создавать

   яркую, образную картину?

Итак, эпитеты – это образные прилагательные. Выпишите их вместе с существительными, от которых они зависят (роса жемчужная, над озером серебряным, блестки алые).

- Как вы понимаете выражения?

4. Докажите, что данные эпитеты – имена прилагательные (обозначают признак действия, отвечают на соответствующие вопросы).

4.Физкультурная минутка. Упражнение на снятие эмоционального напряжения

- А теперь немного отдохнем. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните: вдох - выдох, вдох - выдох и еще раз вдох - выдох. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь -соседу слева. Наморщите лоб - удивитесь, нахмурьте брови - рассердитесь, наморщите нос - вам что-то не нравится, расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи: вдох -выдох, вдох - выдох.

5. Запишите предложения под диктовку (в тетради и на доске).

Горные вершины спят во тьме ночной;

Тихие долины полны свежей мглой.

На могучем утёсе росла одинокая сосна.
На чужой стороне и весна не красна.

- Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

- Найдите прилагательные с орфограммой “о” или “е” в окончаниях прилагательных.

- Разберите морфологически прилагательные (по вариантам I и II).

I вариант

Полны

I. н.ф. полный;
II. прил., кр. ф., мн. ч.;
III. долины (каковы?) полны.
Свежей (мглой) - прилагательное;

I. н.ф. свежий;
II. м. пр., полн., ед. ч., ж. р., Т. п.;
III. мглой (какой?) свежей.

II вариант

(Не) красна - прил.
I. н.ф. 
красный;
II. кр. ф., ед. ч., ж. р.;
III. весна (какова?) красна.

На чужой (стороне).
I. н. ф. 
чужой;
II. м. пр., полн., ед. ч., ж. р., П. п.;
III. на стороне (какой? чьей?) чужой.

6. Синтаксический разбор предложения

1. Кроет уж лист золотой                     2.  Жизнь прекрасна и удивительна.
   Влажную землю в лесу…                      Широка страна моя родная
   Смело топчу я ногой                              Весенний ландыш пахуч.
   Весеннюю леса красу.                           Зелёный дуб могуч.        

– Найдите здесь имена прилагательные.
– Чем они отличаются от прилагательных из предыдущего предложения?

7. Выборочный диктант

-  Выписать в один столбик краткие прилагательные, а в другой остальные части речи. (Пахуч, у рощ, жгуч, меч, скрипуч, седых туч, могуч, родная речь.)

– Какому правилу подчиняются краткие прилагательные?
– К данным словам подобрать подходящие по смыслу краткие имена прилагательные. Лес (дремуч), перец (жгуч), воздух (свеж).

От данных кратких прилагательных образовать полные и поставить их в Род.п.

Дремучего, жгучего, свежего

– О чём говорят окончания данных прилагательных?

III.  Итоги урока (рефлексия)

- Подходит к концу урок. Подумайте и запишите в тетрадь одно имя прилагательное, которое, на ваш взгляд, опишет сегодняшний урок.(Ученики записывают прилагательное.)

- А теперь прочитайте то, что вы написали. (Ученики читают вслух друг за другом.)

Сделать выводы по уроку.

Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающие уроки по теме "Имя прилагательное" в 5 классе (с презентацией)

Материал включает разработку двух уроков обощения знаний по теме "Имя прилагательное" в 5 классе и тест для проврки знаний по данной теме с ответами и нормами оценок...

Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное"

Материал содержит конспект урока...

Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное"

Материал содержит конспект урока...

Обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"

Презентация для проведения обобщающего урока по теме "Имя прилагательное"...

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"...

Дидактический материал для обобщающего урока по теме «Имя прилагательное»

Дидактический материал содержит задания на повторение морфологических признаков имён прилагательных, на правописание безударных окончаний, а также на соблюдение орфоэпических, грамматических и лексиче...

Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное"

Данный материал в увлекательной форме поможет повторить изученное по теме ....