Урок по русскому языку в 9 классе на тему: Повторение публицистического стиля речи на основе анализа текста из статьи И. А.Ильина «О России»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Цель урока:

-обобщение и углубление знаний об особенностях публицистического стиля речи; выполнение тренировочных упражнений для подготовки  учащихся к экзамену;

-формирование коммуникативной компетенции;

-развитие творческих способностей учащихся;

-воспитание любви к родному  слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_9_kl.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №23

г.. Армавир

Урок по русскому языку в 9 классе на тему:

Повторение публицистического стиля речи на основе анализа текста из статьи И. А.Ильина « О России»

                                                                            Учитель русского языка и литературы

                                Кучкова Н. Г.

Цель урока:

-обобщение и углубление знаний об особенностях публицистического стиля речи; выполнение тренировочных упражнений для подготовки  учащихся к экзамену;

-формирование коммуникативной компетенции;

-развитие творческих способностей учащихся;

-воспитание любви к родному  слову.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация урока,

                             музыкальное сопровождение урока, раздаточный материал.

И. А Ильин « О России»

1. И ещё один дар дала нам наша Россия :    это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык.2.В нём вся она - наша Россия.3.В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и стихийность, и нежность, и простор, и размах, и парение, и мечтательность, и сила, и ясность, и красота. 4.Все доступно нашему языку .5. Он сам покорён всему мировому и надмирному, и потому властен всё выразить, изобразить и передать.

6.В нем гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков.

7.В нём ласковые шорохи и хрусты.8.В нём травяные шелесты и вздохи.

9.В нём клёкот, и грай, и свист, и щебет птичий. 10.В нём громы небесные и рыки звериные; и вихри ,зыбкие, и плески чуть слышные.11.В нём вся поющая русская душа..

  1. Организационный момент. Этап мотивации.

Учащиеся сидят за круглым столом, звучит музыка.

-Ребята, здравствуйте!-

-я пришла к вам  сегодня с любовью.

-А какие ассоциации вызывает у вас это слово? ( Любовь- это крепкая  семья, это  мать и дитя, это настоящая дружба, это родная природа, это Родина- Россия, это малая  родина- Краснодарский край, любимый город, в котором родился и живу, это школа

-Перечислять можно бесконечно!

- Посмотрите на доску( радуга, на ней слова «красота». «гармония», «доброта», «жизнь», «истина», «вдохновение», «нежность»).Это всё любовь( на доске слово «Любовь»)

-Для меня любовь - это РУССКИЙ ЯЗЫК  ( на доске « РУССКИЙ ЯЗЫК»)

-А язык - одна из жемчужин в венке России. Разговор о языке-это тема нашего сегодняшнего занятия  ( на доске тема)

-Восхищаясь языком, трепетно относились к нему, призывали беречь его многие классики русской литературы . Давайте вспомним писателей и их знаменитые высказывания.

              (портреты писателей с высказываниями появляются на экране, ученики выразительно произносят их).

-«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как  сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи».

                                                    Н В Гоголь

-«Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей»

                                                М Горький

-«Язык всем знаниям и всей природе ключ».

                                                  Г. Р. Державин

«Чем лучше человек знает родной язык, тем он будет счастливее ,крепче и спокойнее духом и, конечно, умнее…

                                                   Ф. М. Достоевский

-«Язык- это история народа. Язык- это путь цивилизации и культуры…Поэтому то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью…»

                                                            А. И, Куприн

-«В языке самом есть уже все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись».

                                                          С .Я. Маршак

« Наш язык-

Наш меч,

Наш свет,

Наша любовь,

Наша гордость!

                                      К Г, Паустовский

«…Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, Русская речь ,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

 И внукам дадим, и от плена спасём,

Навеки.

                                          А. А. Ахматова

И , наконец, прекрасное стихотворение в прозе И. С. Тургенева

                          Русский язык.                              

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора. О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что свершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

2.Целеполагание.

Нельзя не согласиться с великими. А поможет нам убедиться в точности этих высказываний работа с текстом.

3.Работа с текстом.

Текст перед вами. Это отрывок из статьи русского философа, литературного критика  и публициста Ивана Александровича Ильина « О России». Внимательно прослушайте его, подготовьтесь отвечать на вопросы ( выразительное чтение под музыку. Текст на экране ).

- Чему посвящён текст?  ( языку)

-А слово язык является однозначным или многозначным? ( Обратитесь к толковому словарю, зачитайте словарную статью)

В каком  значении употребляется слово «язык» в данном тексте? ( исторически сложившаяся система звуковых, грамматических средств ,являющаяся  орудием общения)

-Какие слова не знакомы? ( клёкот, грай, рык)

-на столе есть толковые  словари, посмотрите значение непонятных слов.

Клёкот от глагола клекотать - издавать прерывистые горловые звуки( об орле и некоторых других птицах).

Грай-громкий беспорядочный птичий крик ( перен. Значение - громкие крики, шум).

Рык - дикий, грозный рёв. Рычание.

Анализ текста.

Определите ключевые фразы каждого абзаца.

  1. В нём вся она, -наша Россия.
  2. В нём вся поющая душа.

Определите основную мысль текста.

( Язык - это русская душа)

Определите стиль речи  ( публицистический стиль)

Ребята, вспомните определение публицистического стиля речи  (. Данный текст относится к публицистическому стилю, т. к. автор сообщает общественно значимую информацию, одновременно воздействуя на читателя, слушателя. Тексту присуща образность.)

Какие признаки публицистического стиля присутствуют в данном тексте. Я буду перечислять признаки публицистического стиля.

Верно ли моё утверждение? Если вы согласны, приведите примеры из текста. Нет - опровергните.

1В данном тексте наряду с нейтральной лексикой используется торжественная. (Покорён, властен, надмирному ,дар).

2.Используется клише ( Нет, это особенность официально - делового стиля).

3.Используются различные изобразительно - выразительные средства языка.

Дивный, могучий язык, ласковый шорох - эпитеты.

Поющий язык, поющая русская душа - метафорический эпитет.

Язык покорён, в нём шорохи и хрусты, травяные шелесты и вздохи - метафора.

В нём серебро колокольчиков - метонимия.

Аллитерация-5 предложение (повтор звука р)

Зачитайте предложение. В каких словах, созвучных теме. Присутствует данный звук? ( Русь, Россия, Родина) Автор с помощью аллитерации подчёркивает тему текст- О России.

4.Используется большое количество иностранных слов  (Нет, ведь текст о России)

5. Преобладают простые предложения. ( Да, но они осложнены однородными членами) Зачитайте 3-е предложение. Обратите внимание, однородные подлежащие расположены по возрастающей значимости. Как называется такой приём? (градация)

6. Используются риторические вопросы.

7.Анафора(2,3,6-11 предложения). Повтор - В нем

8.Какой приём наряду с анафорой используется в данных предложениях?

(синтаксический параллелизм)

9 Инверсия - предполагает нарушения обычного порядка слов (громы небесные. Рыки звериные, вихри зыбкие, плески чуть слышные  - определение стоит после определяемого слова). С какой целью автор использует инверсию? (Передать эмоциональное состояние)

10мы можем найти примеры вводных слов.

11.Автор текста сообщает общественно значимую информацию( Текст о языке, о величии языка. Ильин хочет, чтобы люди берегли, ценили русский язык! Проблема языка сейчас очень актуальна!

Вывод: проделанная работа позволила доказать. Что данный текст публицистический.

4.Решение заданий на определение средств выразительности. Подготовка к экзамену.

Ребята, вы показали свои знания при анализе данного текста. Но совсем скоро знание предмета вам придется доказывать на выпускном экзамене.

Знание средств речевой выразительности языка понадобится при выполнении тестовой работы, при написании сочинения - рассуждения.        

       Предлагаю поупражняться в решении разнообразных заданий на определение средств выразительности(  задания на доске, с проверкой).

5. Рефлексия. Итог занятия.

Действительно, язык наш- это жемчужина в венке России.

В заключении занятия поделитесь, какие эпитеты подобрали бы вы к сочетанию « русский язык»( ученики выходят к доске, прикрепляют карточки со словами- эпитетами, произносят громко и отчётливо)

Русский язык.

Родной, богатый, могучий, великий, свободный, любимый, драгоценный, чистый, музыкальный, лучший. Прекрасный, светлый, гордый, правдивый, дивный, поющий.

6.Заключительное слово учителя. ( музыкальное сопровождение)

Моё же отношение к портрету русского языка созвучно со словами автора текста И. А Ильина, в которых  чувствуется боль автора за язык и гордость за него.

« Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснётся нашей Родины.

Ибо тогда, и только тогда он услышит не о ней, а её. А о ней говорить нельзя. Она как живая тайна: ею можно только жить…»

 Вот такие прекрасные слова адресовал И. А Ильин России.

…Россия - как живая тайна: ею можно только жить…

С ними нельзя не согласиться.


                                                                                                        

        

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".

Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по  технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи"

Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи" в 2 вариантах...

Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме "Повторение изученного в начальных классах по теме " Имя существительное"

Урок по ФГОС   русский язык 5 класс на тему " Повторение изученного в начале года по теме " Имя существительное как часть речи"...