Хорошо ли мы знаем русский язык? (Викторина)
материал по русскому языку (8 класс) на тему

Сеит-Ягья Лиля Серверовна

Сегодня у нас необычное мероприятие, мы проводим викторину «Хорошо ли мы знаем русский язык?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horosho_li_my_znaem_russkiy_yazyk.docx575.54 КБ

Предварительный просмотр:

 

Хорошо ли мы знаем русский язык?

(Викторина)

Цель: привлечь внимание обучающихся к изучению русского языка, формировать умение пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях, развивать чувство товарищества.

Задачи:

обучающие – повторить и закрепить знания обучающихся по изученным темам;

развивающие – сформировать навыки по практическому решению поставленных задач, способствовать развитию у обучающихся речи, мышления, памяти, творческой активности;

воспитывающие – развивать навыки работы в группах, обратив особое внимание на вопросы взаимопомощи, контроля и самоконтроля, прививать интерес к русскому языку и предмету.

Вид мероприятия: викторина.

Оборудование: мультимедийный проектор, доска, карточки с заданиями.

Образовательные технологии: технология коммуникативного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве.

Участники: две команды-соперницы 8-А и 8-Б классов, ведущие, зрители, гости.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались на заключительное мероприятие по неделе Филологии.

Вы должны показать все свои знания в области языка, и мы выявим Знатоков русского языка среди участников нашей встречи.

 

Сегодня у нас необычное мероприятие, мы проводим викторину «Хорошо ли мы знаем русский язык?»

Ученики:

1. Русский язык - один из самых богатых языков мира - это национальный язык русского народа.

2. Он помогает людям понимать друг друга, общаться, учить и передавать свои знания в устной и письменной речи.

3. К. Паустовский так сказал о русском языке: "Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык".

 

• Знать свой язык обязан каждый человек!

 

Преподаватель: Наш язык – это история нашего народа. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не занятием от нечего делать, а необходимостью.

1 ученик: Спросят меня: что похоже на море?

Русский язык – не замедлю с ответом.

Он, словно море, согреет зимою,

Свежесть подарит засушливым летом,

Воды его, разливаясь без края,

Блещут немеркнущим солнечным светом,

К людям хорошим в далекие страны

Катятся волны с горячим приветом.

Русский язык – безграничное море…

2 ученик: Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Русское слово живёт на страницах

Мир окрыляющих детских книг.

Русское слово – свободы зарница.

Выучи русский язык!

Ведущий: Как ты думаешь, хорошо ли мы знакомы с русским языком

Ведущая: Конечно. Ведь это наш родной язык. Мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров.

Ведущий: Что мы с ним знакомы, я согласен. Но хоро¬шо ли мы его знаем?

Ведущая: То есть ты хочешь спросить: много ли грам¬матических ошибок встречается в тетрадях наших одноклассников? Я думаю, что писать совершенно без ошибок, мало кто умеет. Но не надо огорчаться. Помнишь, еще великий поэт А. С. Пушкин считал, что ошибка - обычное дело в русской речи. Он даже подтвердил это в своих стихах, сказав так:

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

 

Ведущий: Великий поэт всегда ценил хорошую шут¬ку. И в данном случае он, несомненно, шутил. Ведь изучая его рукописи, ученые смогли найти совершенно ничтожное количество ошибок. О, Пушкин был великий грамотей.

Ведущая: Да, а сегодня, пожалуй, каждого из нас окружает множество речевых ошибок, которые чаще всего звучат с экранов телевизоров. Вот, например, и телеведущие, и герои многих фильмов постоянно путают назначение глаголов «надевать» и «одевать». Надевать - одевать, какая разница? Может быть, различие между ними трудно запомнить?

Ведущий: А вот давай проведем блиц-викторину. Я стану перечислять действия, а ты подумай, какой глагол надо здесь вставить - «надевать» или «одевать». Готова?

Ведущая: Да.

Ведущий: Итак, я проснулся рано утром и стал собираться в школу. Сначала стал рубашку...

Ведущая: Надевать. А может - одевать?

Ведущий: В данном случае - надевать. Потом стал куртку...

Ведущая: Наверное, тоже надевать, да?

Ведущий: Верно. А потом стал младшего брата...

Ведущая: Это ясно - одевать.

Ведущий: Вот мы и выяснили, когда надо употреблять каждый из этих глаголов. Ты поняла?

Ведущая: Да. Надевать можно вещи: платья, шляпы, пальто. Глагол «надевать» употребляется, когда человек сообщает про себя - я надел то-то.

Ведущий: Да. А одевать можно кого-нибудь: ребенка, брата, сестру, куклу.

Ведущая: Я думаю, мы так удачно это объяснили, что все запомнят разницу в использовании этих глаголов.

Ведущий: Теперь пришло время, чтобы наши команды тоже проверили себя: хорошо ли они владеют русским языком. Пусть сегодня в соревнование вступят две команды.

(Выходят две команды)

 

Ведущая: Давай дадим нашим командам какие-нибудь названия. Пусть это будут слова, которые прозвучали в одном смешном анекдоте про русский язык.

Идёт урок русского языка в грузинской школе. Учитель говорит своим ученикам (с подражанием грузинскому акценту): «Дети, запомните: в русском языке слова «ушель», «пришель» и «нашель» пишутся без мягкого знака на конце, а слова «сол» и «фасол» - с мягким знаком. Запомните, а лучше запишите, потому что запомнить это невозможно».                                                            Пусть наши команды будут называться «Соль» и «Фасоль»

Ведущий: Но наши команды уже выбрали себе названия и придумали девизы.

Ведущая: Согласна. Сегодня участниками встречи предстоит пройти через увлекательные весёлые задачи. А судить, кто с заданиями лучше справится, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли (представление членов жюри)

Ведущий: Итак, мы начинаем…

(Идёт представление команд)

Команда «Стиль»

Девиз наш: Дружба и успех!

Мы победим сегодня всех!

Все за одного, один за всех,

Нам гарантирован успех!

Команда «Риторика»

Весь мир у нас в руках

Мы Звезды континентов

Мы разобьем и в пух, и прах

Всех наших конкурентов!

(Оценка жюри)

Преподаватель: Команды готовы, жюри работает, зрители в напряженном ожидании. Соревнования начались.

Ведущая: И вот первое задание. Кто подберёт больше рифм к названиям команд. Наши участники получают минуту для выполнения задания. Рифмы надо написать на доске. Итак, я засекаю время. Начали!

(Команды выполняют задание. После подводятся итоги этого конкурса).

 

Ведущий: Сейчас новое задание. Я прошу выйти к доске по одному участнику. Вот условие: в течение одной минуты вам надо написать как можно больше имён существительных, обозначающих качества человеческого характера. Располагать их нужно в два столбика: качества положительные и качества отрицательные.

Например:  храбрость – трусость,  т. е. подобрать антонимы. Задание понятно?

(По истечении времени идёт подсчёт правильных ответов. Жюри объявляет результаты).

Ведущая: Люди очень часто делают ошибки в произношении слов, ставя неправильное ударение. Можешь привести пример?

Ведущий: Я все могу. ИнженерА звОнят в магАзин, чтобы узнать, продаются ли тортЫ.

Ведущая: Классный примерчик. Море ошибок. Все вы знаете правильный вариант.  ИнжЕнеры звонЯт в магазИн, чтобы узнать, продаются ли тОрты. А теперь проверим знания наших одноклассников! Кто быстрее и правильнее выполнит задание?!

Ведущий: От каждой команды по два игрока! Нужно расставить ударения в словах. Не зря говорят: «Одна голова - хорошо, а две - лучше!» Команды болеют, но не подсказывают.

Задание:

На карточках игроков пишутся следующие слова:

Алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, каламбур, бармен, свекла, арахис, феномен, баржа, творог, начала, баловать, донельзя, форзац, отрочество, эксперт.

Пока игроки выполняют своё задание, мы обратим ваше внимание на то, как много иностранных слов появилось в русском языке за последнее время: гамбургер, джинсы, хот-дог и другие.

Ведущая: А с массовым распространением компьютеров этих слов стало ещё больше. Все эти файлы, модемы, пентиумы. Часто старые слова приобретают новое значение. Попросишь у современного школьника объяснить, что такое «мышка», он скажет, что это деталь компьютера. А спросишь, что такое «вирус», будет говорить о компьютерном сбое.

Как ты думаешь, это хорошо или плохо, когда в языке внезапно появляются так много ранее незнакомых слов?

 

Ведущий: Это и не хорошо и не плохо. Не стоит из-за этого волноваться. А вы, зрители, считаете себя современными людьми? Значит, вы должны знать, что обозначают вошедшие недавно в наш лексикон слова. Их мы часто слышим по телевидению и радио, и сами употребляем. Но что же они обозначают? Сейчас мы будем называть слова, кто знает значение слова, поднимайте руку. Если ответите правильно, то сможете отдать свой балл команде, за которую болеете!

За правильный ответ дается фишка – 1 балл, в конце игры их можно добавить к общему счету любой команды по желанию болельщика.

(Игра со зрителями рассчитана на то время, которое понадобится игрокам, чтобы выполнить свое задание, поэтому не все слова конкурса могут быть использованы).

Слова, лексическое значение которых нужно объяснить:

Адекватный – соответствующий, совпадающий.

Амбиция – чрезмерное самомнение, самолюбие

Аномалия – отклонение от нормы, закономерности

Банальный – лишенный оригинальности, избитый

Бартер – обмен товарами или услугами

Бомонд – высший свет, элита, привилегированные круги общества

Визажист- косметолог, художник – гример

Дайджест – периодическое издание, перепечатывающее материалы других изданий

Деградация – постепенное ухудшение, упадок

Депрессия – подавленное психическое состояние; упадок, застой в жизни страны

Дисплей - экран, монитор

Дистрибьютер – фирма или ее представитель, занимающийся сбытом товара

Драйвер – управляющая программа

Имидж – впечатление, мнение о лице или коллективе, создаваемое заинтересованными людьми.

Инаугурация - торжественное вступление в должность главы государства

Лаконичный – краткий

Мажорный – радостный, бодрый

Менеджер – профессиональный управляющий

Менталитет - мировоззренческие представления, характерные для личности или народа

Мультимедиа - технология, объединяющая данные, звук, анимацию, графики

Ноутбук – портативный компьютер в форме кейса

Офис – представительская контора фирмы

Постер – красочный плакат, представляющий собой большую фотографию артистов какой-либо музыкальной группы

Прайс-лист – список ценна товары, услуги какой-либо фирмы

 

Презентация - торжественное публичное представление чего-либо или прием, устраиваемый фирмой с целью рекламы

Принтер – устройство для печати информации из компьютера

Рейтинг – цифровой показатель оценки кого или чего-либо

Спонсор- лицо или организация, финансирующее что-либо или кого-либо (как правило с целью саморекламы)

Тинэйджер – подросток 13 до 19 лет

Триллер – книга или фильм, вызывающие нарастающее чувство напряжения или страха

Фанатизм - страстная увлеченность, преданность чему-либо.

Харизма - чья-либо одаренность, удачливость, способность воздействия на окружающих

Эксклюзивный – предоставленный только данному лицу или организации; единственный в своем роде

Экстрасенс – человек, обладающий сверхчувствительными способностями, умеющий воспринимать биополя и воздействовать на них

Элита - привилегированная верхушка общества.

Ведущая: Может быть стоит подобрать незнакомым словам соответствующие замены из тех, что уже имеются?

Ведущий: В своё время уже пытались заменить слово «галоши» на «мокроступы». Считалось, что таким образом идёт борьба с иностранщиной. Однако время всё поставило на свои места. Удобное слово «галоши» знают все. А услышав «мокроступы» улыбаются: уж больно оно нелепо.

Ведущая: А теперь проверим ответы игроков на задание «Ударение в словах».                                                                                                                                        Игроки читают свои варианты ответов. Жюри объявляет результаты конкурса и предварительный итог игры.

                                                                                       

Ведущий: Теперь просим выйти капитанов команд. Им предстоит выполнить два задания.

Первое: попробуйте произнести скороговорку: «На дворе трава, на траве дрова»

           

Ведущая: Но эта скороговорка совсем простая. Сейчас каждому из вас надо будет выполнить более трудное задание. Вот здесь на карточках написаны скороговорки. Тяните, кому какой листок достанется. Вам предоставляется 30 секунд для того, чтобы вы прочитали скороговорки про себя. Пожалуйста, читайте. (Засекает время и ждет 30 секунд.)

Ведущий: Задание такое: надо быстро произнести вслух свою скороговорку 2 раза и постараться сделать это без ошибок. Кто первый?

(Идет чтение скороговорок)

 

Предлагаются следующие скороговорки:

1. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

2. Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.

3. Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне кукушонок смешон!

4. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

5. Вез корабль карамели, наскочил корабль не мели, и матросы три недели карамель на мели ели.

6. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ведущая: Второе задание: кто из вас правильнее назовёт толкование фразеологизмов

1) «как сквозь землю провалился»;

2) «до свадьбы заживёт»;

3) «пуд соли съесть;

4) «сесть в калошу»;

5) «бить баклуши»;

6) «водой не разольёшь»;

7) «спустя рукава»;

8) «трубить во всю Ивановскую»;

9) «овчинка выделки не стоит»;

10) «проще пареной репы»;

11) «принять за чистую монету»;

12) «как бельмо на глазу».

(Подводятся итоги конкурса)

Ведущий: Однажды встретились трое молодых людей, разговорились, и выяснилось, что два из них однофамильцы.

Ведущая: Однофамильцы - не редкость. Мало ли на свете однофамильцев. Но интересно то, что они встречаются не только среди людей, но и среди вещей. Не надо далеко ходить за примером. У меня в кармане лежит ключ от квартиры. А вот в лесу есть его однофамилец, тоже ключ, но в карман его не положишь. Я говорю про родник. А есть ещё скрипичный ключ: тот, что пишут в нотах.

Ведущий: Да, таких слов много, и называются они «омонимы». Слова звучат и пишутся одинаково, но различаются по значению. Поэтому омонимы нередко служат материалом для загадок-шуток. Вот сейчас можно было бы спросить: «Каким ключом не откроешь дверь?»

Ведущая: Мы будем задавать вопросы участникам конкурса. Каждой команде по очереди. А если у команды нет ответа, пусть его даст команда-соперница. Итак, давай с тобой проведем репетицию, чтобы игроки разобрались с заданием. Какие корни не нужны растению?

Соображай! Вспоминай омонимы, объясняй значение.

 

Ведущий: Группа «Корни», наверняка, не нужна растениям.

Ведущая: Не хитри! Не знаешь омонимов, так сдавайся.

Ведущий: Корни… корни…корни слов не нужны растению!!!

Ведущая: Это ты случайно догадался! А еще какие корни не нужны растениям?

Ведущий: Не знаю.

Ведущая: Математические! Эх, ты…

Ведущий: Ладно, ладно. Давай лучше зададим вопросы нашим командам. Приглашаем по шесть человек из команды.

Задают вопросы каждому игроку из команд, эти же вопросы на экране:

1.        В какую бочку не налить воды?

(Бочка - фигура высшего пилотажа)

2.        Каким патроном не зарядишь ружье?

(Патроном для электрической лампочки)

3.        В какой клетке не держат птиц и зверей?

(В грудной)

4.         В каких лесах не водится дичь?

(В строительных)

5.        Из какого крана не берут воду?

(Из подъемного)

6.         Каким поясом нельзя подпоясаться?

(Земным)

7.        Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем?

(Роман)

8.        Из какого сосуда не напьешься?

(Из кровеносного)

9.         Какую мышь не съест кошка?

(Компьютерную)

10.         От каких вирусов не спасет маска и лекарства?

(Сбои компьютерных программ)

11.         Какую косу нельзя заплести?

(Сельскохозяйственный инструмент)

12.         Какие ручки не пишут?

(Дверные)

Подводится итог конкурса и предварительный итог.

 

Ведущая: А теперь домашнее задание. Каждая из команд приготовила анаграмму. Для того чтобы решить анаграмму, надо отгадать два слова. Причём из первого слова путём перестановки букв должно получиться второе, например, камыш-мышка.

                                             

Ведущий: Команды готовы, начинаем.

 

Задания:

 

1.        Я река с известными мостами,

Город есть на мне – музеев тьма.

Стоит буквы поменять местами –

В дивный город превращусь сама.

                            (Нева – Вена)

2.        Я дикий родственник свиньи.

Но букв порядок измени –

Консервы, джемы, маринад

Во мне обычно все хранят.

                          (кабан – банка)

3.        Я кусаюсь, я летаю,

летом всем надоедаю.

Буквы переставь – и я

Стану частью корабля.

                        (комар – корма)

4.        От солнца, ветра и дождя

Тебя всегда укрою я.

Наоборот меня прочтёшь –

В горах Армении найдёшь.

                       (навес – Севан)

Ведущая: Сейчас жюри объявит результат последнего конкурса и общий счет игры.

Ведущий: А теперь болельщики могут добавить командам свои честно заработанные баллы. Возможно, ситуация изменится.

Жюри снова подводит счет голосов и объявляет итоги.

Награждение победителей.

Ведущая: Спасибо нашим участникам за интересные и остроумные ответы, за смекалку и хорошее знание языка

Ведущий: Благодарим наше уважаемое жюри за объективность оценок.

 

Преподаватель: Русский язык - это наш с вами мир, наша жизнь. На русском языке мы говорим свое первое слово - «мама», учимся читать, на русском языке нам объясняют физику и математику, на русском мы общаемся, спорим, шутим, ругаемся и миримся, признаемся в любви. Очень много слов посвящено русскому языку.

Им восхищались, перед ним преклонялись, его воспевали многие ученые и философы, писатели и поэты.

Родной язык — народа достоянье,

Он с детства каждому из нас знаком:

Стихи и проза, сказки и преданья,

Все мило нам на языке родном!

Учите, берегите речь родную,

Стихи слагайте, украшая жизнь!

Потомкам передайте речь живую,

Чтоб память о народе сохранить!

С благоговеньем прикасайся

К тому, чем ты вооружен,

Твори светло и упивайся

Безбрежным русским языком.

Воздушно легок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.

 

Всем огромное спасибо. До новых встреч!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хорошо ли я знаю Германию" (обобщающий тест)

Тест помогает проверить на сколько хорошо учащиеся усвоили страноведческий материал...

Урок - викторина "Хорошо ли мы владеем русским языком?"

Данный конспект  занятия предназначен для  развития интереса к русскому языку у учащихся 6-х классов....

Сценарий турнира знатоков русского языка для 8 класс на темк: "Славим тебя, русский язык1"

Данный сценарий внеклассного мероприятия посвящен Международному дню родного языка. Он включат всебя как различный познавательный материал, так и задания, которые способствуют воспитанию у чащихся инт...

Презентация к викторине "Я знаю русский язык"

Презентация содержит олимпиадные задания по русскому языку для 7 класса (с ответами)....

Весёлая викторина по русскому языку для учащихся 6 класса "Люби и знай русский язык"

Разнообразные задания этого материала могут быть использованы по внеклассной работе и на уроках русского языка как игровые моменты....

Викторина "Знаем русский"

Викторина "Знаем русский"...

Викторина Знаем русский язык

Викторина Знаем русский язык...