Урок русского языка в 5 классе "Правописание з-с на конце приставок"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Школа Светлана Иосифовна

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание з-с на конце приставок" содержит ход урока, дидактические материалы, презентацию. Также работа включает индивидуальную карту учащегося на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx26.78 КБ
Файл zanyatie_novoe.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание з-с на конце приставок»

Выполнена учителем русского языка и литературы МБОУ Красноманычской ООШ Школа Светланой Иосифовной

Цели урока:  Правописание  з – с на конце приставок.

Задачи урока:

-  создание условий для формирования умений правописания приставок на з-с

Планируемые результаты:

Предметные:  развитие умения правописания  приставок на –з и –с, развитие орфографической зоркости.

Метапредметные:

регулятивные:  развитие умений  формулировать тему урока, ставить цели, проводить самопроверку;

познавательные:развитие умений  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала,  устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные: развитие  умений  работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в  группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать учителя и одноклассников ; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения

Личностные: развитие умений отстаивать свою точку зрения,  развитие  интереса к предмету.

Ход занятия

1 Организационный момент

Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»):

-  . Давайте посмотрим  друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день»  Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

-А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте, всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

2. Самоопределение деятельности. Погружение в проблему. Постановка цели и задач урока

-Взгляните на экран.

На экране фраза с пропущенным словом

«____  - ложь, да в ней намёк…».

-Какое слово пропущено в предложении? (Сказка).

-А теперь ещё раз произнесите это слово, что мы слышим ( в транскрипции) [скаска].(все ли буквы в этом слове мы произносим так, как написаны)

-Пример какого процесса мы наблюдаем в этом слове? (Оглушение).

-Каким образом это происходит и почему? (Звонкий согласный звук заменяется глухим, потому что стоит перед глухим согласным звуком).

-Все ли звонкие согласные подвергаются оглушению? (Нет, только те, которые имеют пару по глухости-звонкости).

-Назовите мне эти согласные. (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).

 

-Кому принадлежат слова «Сказка – ложь, да в ней намёк…»? (А. С. Пушкину)

-Какие сказки Пушкина вы читали или, может быть, слышали о них?

-Вспомните, какие виды сказок вы знаете? (Бытовые, о животных, волшебные).

-Сегодня я познакомлю вас с новым для вас видом сказки, лингвистической сказкой. Лингвистическая сказка отличается от других тем, что в ней главными героями выступают не волшебники, маги и чародеи, а лингвистические понятия. Вот с этими героями вы сейчас и познакомитесь.

-Для этого мне нужны помощницы: (включить сказку)

В некотором королевстве жила королева Грамматика. Пришли как-то к ней две ее дочери – Орфография и Орфоэпия.

 Учитель:  Орфография стала жаловаться:

Орфография: - Королева Грамматика, у меня так много обязанностей: и за приставками посмотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! Да такие разные, и постоянно меняются. Нет, так дело не пойдет! Пусть Орфоэпия возьмет себе какие–нибудь обязанности. А то, что ей делать? Слушай да говори!

Грамматика: Орфоэпия, возьми себе приставки, которые оканчивались на –з и –с.

Орфоэпия:- Взяла я эти приставки ,а они стали озорничать, никак меня не слушают! Присоединилась приставка раз- к глаголу «править» и стала приставкой рас-. Только я  ее нашла, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу «дать» и стала приставкой раз-. Устала я оттого, что   приставки постоянно меняться.  Пойду  попрошу помощи у сестры Орфографии.

Орфография:-Хорошо, помогу я тебе, но с одним  условием: следить за приставками будем вместе.

Учитель:-А приставки так и остались нарушительницами правила и теперь подчиняются и орфоэпическим, и орфографическим правилам.

 -  С чем не справилась Орфоэпия? Ребята, как вы думаете, какова тема нашего  урока и чем мы будем заниматься? (Правописание З и С на конце приставок)

 Будем  определять условия выбора букв –з, -с на конце приставок;   правильно писать слова с изученной орфограммой,  

 3. Введение нового материала (Работа в группах)

-Ребята, сейчас мы будем наблюдать за поведением приставок, оканчивающихся на –з и –с, и попробуем понять, по какой причине они «меняют свою внешность».

-Я вам предлагаю алгоритм, который вы сможете применить при выполнении задания. (Алгоритм высвечивается на доске)

-На доске находятся приставки слов, у вас есть продолжение. Ваша задача правильно подобрать приставку к слову.  Задание будете выполнять работая в группе

-Взгляните на экран, давайте проверим составленные слова.

безграничный – бескрайний

разбросать – распустить

известить – испортить

вздыхать – вспомнить

возместить – восхождение

КАКАЯ ГРУППА ДАЛА НАИБОЛЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

От каких условий зависит написание –з, -с в приставках? Кто попробует сформулировать правило о правописании приставок, оканчивающихся на –з и –с? (Перед согласными, обозначающими звонкий звук, пишется буква З, а перед согласными, обозначающими глухой звук, пишется буква С.)

4.Работа с учебником.

-Ребята, давайте найдём правило в учебнике и прочитаем его.

 

6. Рефлексия

 

 

Карточки по русскому языку для 5 класса

 на тему «Правописание приставок на –з /-с. Правописание приставки с-»

№ 1.

Задание: заполните таблицу приведенными словами, вставив в них пропущенную орфограмму. Дополните каждую колонку 3-4 своими примерами.

Приставки на -з

Приставки на -с

Ра…глядеть, ра…певать, бе…печный, во…радоваться, ни…падать, бе…грамотный, во..ходить, и…текший, бе…шумный, ни…вергать.

№ 2.

Задание: замените приведенные словосочетания с предлогами синонимичными словосочетаниями без предлога, обозначьте орфограмму в приставке. С двумя любыми получившимися словосочетаниями составьте предложения.

День без радости, прибор без шума, человек без чувств, мужчина без сердца, день без конца, радость без предела.

№ 3.

Задание: найдите «лишнее» слово, объясните свой выбор.

1.Бе…граничный, бе…конечный, бе…перебойный, бе…предельный, бе…брежный.

2.Бе…чувственный, бе…душный, бе…содержательный, жестокий, бе…сердечный.

№ 4.

Задание: выполните морфемный разбор слов, вставив пропущенные орфограммы.

Ра…шумелись, ра…храбрились, и…пользовать, бе…покойный, …гибать, …бор, …горяча.

№ 5.

Задание: составьте словосочетания со следующими словами, вставив в них пропущенные орфограммы.

Бе…вкусица, бе…жалостный, бе…форменный, ра…пилить, во…стание, во…торжествовать, ра…писание, не…говорчивый.

№ 6.

Задание: от данных глаголов образуйте глаголы, выбирая подходящую приставку раз-/рас-, из-/ис-, воз-/вос-, вз-/вс-.

Бросать, пугать, гадать, бить, портить, следовать, ссориться, помнить, жевать, двигать, царапать, делать.

        


Индивидуальная карта урока учени____ 5 кл

        Ф.И.

Тема урока  

             

№ задания

Содержание задания

 

Отметка о выполнении (+/-).

1.

 

 

 Найди слово по коду 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

р

п

и

с

н

а

е

ц

в

т

1-6-4-4-9-7-10

1-6-4-8-9-7-10

1-6-4-2-3-4-6-5-3-7

                                 

 

 

2

 

Работа с текстом. Прочитайте,  найдите и исправьте ошибки в словах на правописание приставок на з-с

Водная гладь реки на песчаной косе в это утро была почти бесжизненной. Здесь и разположились  Миша и Саша, чтобы порыбачить. С ними прибежал и Дружок. Первым делом ребята сделали шалаш, разставили в нем свои вещи и уже хотели спуститься к реке, как к ним безшумно подошел Дружок. Мальчики от неожиданности взкрикнули, а собака, изпугавшись, отскочила в сторону. Шалаш разсыпался.

Миша и Саша расделились и разошлись в разные стороны, чтобы найти дополнительные ветки и укрепить свое жилище. На восстановление ушло много времени. Когда работа была, наконец, закончена, ребята пошли рыбачить, а Дружок остался охранять шалаш.


3.

 

Работа по группам. 

  Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на -з (-с) .

1. Ребенок без забот

2. Жидкость без цвета  

3. Дорога без конца

4. Плач без звука

5. Движение без шума  

6. Шоколад без вкуса

7. Вход без платы

8. Ребенок без помощи  

9. Пустыня без воды

10. Небо без звезд

   

 

     Во…вышать, во…действовать, и…портить, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, , и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…падать.,бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.

     Во…вышать, во…действовать, и…портить, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, , и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…падать.,бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.

     Во…вышать, во…действовать, и…портить, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, , и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…падать.,бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.

№ 1.

Задание: заполните таблицу приведенными словами, вставив в них пропущенную орфограмму. Дополните каждую колонку 3-4 своими примерами.

Приставки на -з

Приставки на -с

Ра…глядеть, ра…певать, бе…печный, во…радоваться, ни…падать, бе…грамотный, во..ходить, и…текший, бе…шумный, ни…вергать.

№ 2.

Задание: замените приведенные словосочетания с предлогами синонимичными словосочетаниями без предлога, обозначьте орфограмму в приставке. С двумя любыми получившимися словосочетаниями составьте предложения.

День без радости, прибор без шума, человек без чувств, мужчина без сердца, день без конца, радость без предела.

  • Следуя алгоритму, выберите букву З или С в приставке  
  1.   бе ..мерно                          
  2. и ..пользовать                    
  3. во..поминание
  4. ра ..жигать
  5.  ра…чистить

 6) бе ..ценный                                

 7)  бе .. шумный                            

   8) в ..бираться

     9) ра..топить  

    10) бе..численные      



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

______ - ложь, да в ней намёк… Сказка скаска Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1836)

Слайд 3

Сказка

Слайд 4

Рас - править Рас править Раз - дать Раз дать

Слайд 5

Правописание З и С на конце приставок

Слайд 6

Правописание З и С на конце приставок 1. Выдели в слове приставку. 2. Посмотри на букву согласного после приставки. 3. Глухой согласный. 3. Звонкий согласный. В приставке пиши букву С. В приставке пиши букву З.

Слайд 9

Проверка тестовой работы 1) бе з мерно 2) и с пользовать 3) во с поминание 4) ра з жигать 5) ра с чистить 6) бе с ценный 7) бе с шумный 8) в з бираться 9) ра с топить 10) бе с численные

Слайд 10

♪ ♪ ♪

Слайд 11

Правописание З и С на конце приставок Выдели в слове приставку. Посмотри на букву согласного после приставки. Глухой согласный. Звонкий согласный. В приставке пиши букву С. В приставке пиши букву З. 1 2 3 4 5 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме"Правописание приставок ПРЕ и ПРИ"

Конспект  урока русского языка в 6 классе по теме"Правописание приставок ПРЕ и ПРИ" включает разнообразный материал. Учитывая возраст учащихся , предлагаются игровой  материал и занимательны...

Урок русского языка в 6 классе по теме: "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"

Это первый урок по данной теме, где учащиеся знакомятся с условиями выбора приставок ПРЕ- и ПРИ-, учатся определять лексическое значение данных приставок....

Презентация для интерактивной доски к уроку русского языка в 6 классе "и-ы после приставок"

презентация для интерактивной доски к уроку русского языка...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"

Дан первый урок по теме "Правописание приставок пре- и при-" с использованием ЭОР....

Урок русского языка в 5 классе на тему "Правописание приставок на з/с" по ФГОС.

Урок открытия новых знаний построен в логике системно-деятельного подхода в условиях реализации ФГОС. Задания носят творческий и вариативный характер, предполагается групповая и индивидуальная работа....

Урок русского языка в 6 классе по теме "Правописание приставок -пре- и -при-"

Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма Тип урока: "открытие" новых знаний Технология: естественного обучения...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Повторение в конце года. Путешествие по разделам науки о языке"

Данная презентация используется на уроке с целью организации самопроверки заданий, выполненных учениками....